Устный журнал "Помощь природе"
Оценка 4.6

Устный журнал "Помощь природе"

Оценка 4.6
doc
02.02.2023
Устный журнал "Помощь природе"
Устный журнал.doc

 

Устный журнал «Помощь природе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шиндановина Л.В.

Цели:

·          повторить взаимосвязи в природе;

·        учить устанавливать причину и следствие,

·        обобщить экологические правила,

·        развивать внимание, мышление,

·        воспитывать доброту, бережное отношение к природе.

 

Оборудование:

·        Рисунки растений и животных,

·        Сигналы красного, желтого, зеленого цвета,

·        таблицы, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                  Страница 1.

                      Не разоряй муравейников.

 

·       Отгадайте загадку:

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

                 (Муравей)

 

Размышляет муравей под ветвистой елочкой:

- Как бы справиться живей с хвойною иголочкой?

Здесь ложбинка, там бугор, травки встали, как забор…

Пронесу ли я иглу по узлистому стволу?

 

·        Ка называется дом, в котором живут муравьи?

·        Из чего построен муравейник?

 

    Мы видим только наземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейников с множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так и мал муравей по сравнению со своим жилищем. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается определенная температура и влажность.

    На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны. А когда землю пригревает весеннее солнце, муравейник снова оживает.

    Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают все, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему жилищу, отличают своих жителей от «чужаков».

    Муравьи – полезные насекомые. Семья муравьев уничтожает много насекомых – вредителей и сдерживает рост их численности. Уничтожая вредных насекомых, они охраняют наши леса.

 

                  В лесу мурашки – муравьи живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник – дом.

Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.

Покой и труд большой семьи нарушила беда.

В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист…

За то, что так себя назвал, себя я не виню –

Ведь ты того не создавал, что предавал огню.

                            (С. Михалков)

                           ***

Муравьишки – торопыжки, не лентяи, не глупышки,

Друг за дружкой по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:

И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

ты его не обижай, ты его не трогай.

                              (А. Бободжан)

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Страница 2.

Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку у гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

 

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

          (Гнездо).

Можно ли разорять гнездо или брать в руки птичьи яйца?

 

 

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

 

                                            

                                      ***

                  Кто целился камнем в птенца, в синеву?

Эй, брось, говорю!

Не шучу я с тобой.

Живой он, ты только подумай –

Живой!

И мама, наверное, ищет его:

Ребенок для мамы дороже всего!

                  (Маразиз Агзам)

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Страница 3.

Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы.

 

Неподалеку от дорожки

стоит цветок на тонкой ножке.

И водит круглой головой

Над первой, робкою травой –

Следит широким глазом!

За ветерками

На реке,

За облаками

Вдалеке,

И за шмелем в пижаме,

И – с ужасом – за нами…

            (И. Мазнин).

 

Экологический спектакль «Незнакомый цветок».

Мама.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой»!

Нам казалось, все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

 

Дочь.

Мама, смотри, какой странный цветок! Мы нашли его в саду.

 

Сын.

Пойдем, мамочка, мы тебе его покажем. Может, ты его узнаешь. Я не стал его срывать!

 

Мама.

Да, действительно странный.

 

Дочь.

Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам.

 

Сын.

А другие думают, что его занесли ветры из дальних жарких стран.

 

Мама.

Давайте спросим у бабушки, ей все – таки 95 лет, она нам поможет!

 

Дети.

Бабушка, бабушка, помоги нам!

 

Бабушка.

О! Это очень древний цветок. Он рос на земле еще во времена моей юности. Его название – ромашка. Видите, он, как солнышко, желтый. Его так и назвали – маленькое солнышко.

    Давным – давно люди знали все секреты этого цветка. На ромашке в шутку загадывали судьбу. Ромашка утешала в беде, помогала больному, радовала своим сиянием в букете. Когда – то ромашек было очень много, но потом люди стали срывать их без всякой надобности. Ромашек становилось все меньше и меньше, и вскоре они почти исчезли. Теперь ромашку трудно найти. Так что это не инопланетяне и не ветры постарались, а сама природа напомнила нам о забытом цветке.

 

Мама.

Чтобы растения не исчезали с лица земли, люди, любящие природу, создают заповедники и ботанические сады.

 

- Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений?

 

 

             Белая черемуха.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Легкая, как облачко, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней.

И могла цвести она много – много дней.

- Это чья черемуха? – Да она ничья,

Белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи отломила сук.

Городские школьники шли в далекий путь,

Увидав черемуху, стали ветки гнуть.

Прибежали девочки, а снегурки нет.

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черемуха чистая. Как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

              (З. Александрова).

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Страница 4.

Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай ядовитые грибы.

 

Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть – нет головы?

                            (Гриб).

 

Грибы – особое царство природы.

Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений или царству животных. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся.

 

    Многие из вас, ребята, любят собирать летом в лесу грибы. Как приятно принести домой корзину крепких боровиков, подосиновиков – красноголовников, нарядных разноцветных сыроежек!

    Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей, или мицелием, не умирают несколько лет.

    Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.

   

 

    Наступает грибная пора. После теплых дождей в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них совсем незнакомы. То ли съедобные, то ли нет. Как поступит настоящий грибник с незнакомыми грибами? Как потупит грибник с несъедобными грибами? Настоящий грибник не тронет эти грибы. Он оставит их расти. Он знает, что в лесу все грибы нужны – они лесную подстилку перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли. Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат. А иной с досады посшибает ненужные ему «поганки» да еще лесную подстилку разворошит, нанося этим большой вред.

   В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не только от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса.

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Страница 5.

Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов. Подкармливай солью лосей и других животных.

 

    Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Ни в коем случае нельзя допускать разорения гнезд. Не следует также тревожить птенцов в гнездах, брать яйца из гнезд. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите ее прежнюю маскировку. Ведь и хищные птицы приносят пользу, так как они уничтожают полевых мышей – вредителей сельского хозяйства и разносчиков инфекций.

    Грачи и галки поедают вредных для злаков насекомых и этим принося пользу. Грачи уничтожают таких почвенных вредителей, которых труднее всего истребить химическими способами.

    Лягушек и жаб нужно защищать от бессмысленного истребления. Они питаются вредными насекомыми. В некоторых странах жаб специально привозят и выпускают на поля. Если лягушки отложили икру в лужах, хорошо собрать эту икру и перенести ее в более надежный водоем.

    Следует бережно относиться и к насекомым. Не позволяйте убивать, ловить или тревожить их для забавы. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай, мелкие насекомые – наездники уничтожают вредителей леса и сельского хозяйства. Муравьи истребляют вредителей леса. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Страница 6.

Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

 

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпя искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспугнутая стая белок  рыжих,

Он заметался со ствола на ствол,

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

              (В. Шефнер).

 

- Что натворил в лесу пожар? Потребуется несколько лет, чтобы на обожженной земле появились травка, цветы. Разводить костер следует у воды или в возможно более влажных местах, где затруднено тление травы, мха, дерна. Покидая место привала, костер тщательно тушат, заливают водой, чтобы прекратилось всякое тление. Если вблизи нет воды, нужно затаптывать остатки костра до тех пор, пока совершенно не исчезнет даже небольшой дымок.

 

 

 

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, конфеты ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора!

 

 

    При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы. Но если бумага и картон достаточно быстро перемешиваются с землей и разлагаются под действием бактерий, то пластмасса практически неразложима. Однажды экологи провели простейший эксперимент – зарыли старые нейлоновые колготки на полуторасантиметровую глубину. Через семь лет они оказались целехоньки!

    Отходы, производимые одним человеком в развитой стране за год, приблизительно равняются десятикратному весу «производителя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Страница 7.

 Подведение итога.

Ребята, послушайте экологический рассказ и найдите ошибки, которые допустили дети, а также объясните, почему так нельзя делать.

                                 Воскресенье в лесу.

    За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

    Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат»! Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Саша решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

    Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

    Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка»! – закричал Саша и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно гадина»! – ответил Саша.

    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Литература

Лободина, Л.В. Экологическое воспитание в начальной школе – Волгоград, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Устный журнал «Помощь природе»

Устный журнал «Помощь природе»

Цели: · повторить взаимосвязи в природе; · учить устанавливать причину и следствие, · обобщить экологические правила, · развивать внимание, мышление, · воспитывать доброту, бережное отношение…

Цели: · повторить взаимосвязи в природе; · учить устанавливать причину и следствие, · обобщить экологические правила, · развивать внимание, мышление, · воспитывать доброту, бережное отношение…

Страница 1.

Страница 1.

За то, что так себя назвал, себя я не виню –

За то, что так себя назвал, себя я не виню –

Страница 2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку у гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники

Страница 2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку у гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники

Страница 3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы

Страница 3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы

Дочь. Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам

Дочь. Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам

Прибежали девочки, а снегурки нет

Прибежали девочки, а снегурки нет

Страница 4. Не повреди грибницы, собирая грибы

Страница 4. Не повреди грибницы, собирая грибы

Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат

Некоторые грибы, например мухоморы, лекарством для зверей служат

Страница 5. Не шуми в лесу. Не пугай животных

Страница 5. Не шуми в лесу. Не пугай животных

Страница 6. Не разводи костров в лесу

Страница 6. Не разводи костров в лесу

При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы

При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы

Страница 7. Подведение итога

Страница 7. Подведение итога

Устный журнал "Помощь природе"

Устный журнал "Помощь природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023