Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы в Великой Отечественной войне и принесшие славу и приоритет советской науке.
Задачи:
Обучающие:
• систематизировать знания учащихся о химических веществах, используемых в годы Великой отечественной войны;
• изучить работу химической промышленности в военные годы;
• реализовать межпредметные связи химии с другими предметами (историей, географией, литературой, искусством).
Развивающие:
• развивать у учащихся интерес к предмету;
• развивать аналитическое логическое мышление учащихся на исторических примерах;
• развивать зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
• воспитывать гражданственность, патриотизм;
• воспитывать у школьников любовь к родной стране, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы, за победителей войны,
• воспитывать волю к победе на исторических примерах.
Всё для фронта.doc
В.С.Богомолова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Красная Горка
Устный журнал
«Всё для фронта. Всё для Победы!»
Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские
находки, ставшие решающими факторами в деле Победы в Великой
Отечественной войне и принесшие славу и приоритет советской науке.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания учащихся о химических веществах,
используемых в годы Великой отечественной войны;
изучить работу химической промышленности в военные годы;
реализовать межпредметные связи химии с другими предметами
(историей, географией, литературой, искусством).
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к предмету;
развивать аналитическое логическое мышление учащихся на
исторических примерах; развивать зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность, патриотизм;
воспитывать у школьников любовь к родной стране, чувство гордости
за достижения человеческого разума и за достижения советской науки
и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу
Победы, за победителей войны,
воспитывать волю к победе на исторических примерах.
Используемое оборудование:
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
Оборудование:
презентация, выставка книг о войне, репродукции, фотографии,
портреты ученыххимиков,
посуда: спиртовка, асбестированная сетка, тигель, штатив, стеклянная
палочка
модель бутылки КС (Качурина — Солодовникова), противогаз,
Реактивы: KMnO4, KClO3, H2SO4, порошок угля, порошок железа и магния,
HCl, NH4OH, нитраты кальция и стронция,
коллекции сплавов.
Используемые ЦОР:
видеоопыт «Растворение золота в царской водке»», «Горение
бездымного пороха», музыкальные фрагменты «Священная война», «День Победы»,
«Седьмая симфония Д. Шостаковича»,
фрагмента художественного фильма «Освобождение».
«Война потребовала грандиозного количества
основных видов стратегического сырья.
И на нас лежит ответственность
за обеспечение стратегическим сырьем.
Необходимо помочь своими знаниями
создать лучшие танки, самолеты,
чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды»
А. Е. Ферсман
(из его выступления на
антифашистском митинге советских ученых
в 1941 году в Москве)
Аннотация методической разработки
Внеклассное мероприятие «Всё для фронта, всё для победы!» проведено в
рамках школьной недели химии (март 2015 год) и показывает развитие химии в
военные годы, значительный вклад ученыххимиков в приближении победы над
фашизмом. Звучит Седьмая
симфония Д.
Шостаковича
Время проведения устного журнала — 45 мин.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года»:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего какихто пять минут осталось.
9 мая 2015 года исполнится 70 лет со дня Великой
Победы советского народа в Великой Отечественной
войне. Многонациональный народ нашей страны в
борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину,
Белоруссию, Прибалтику, многие государства
Версточной Европы. Победа СССР над фашизмом
навсегда вписана золотыми буквами в историю
человечества. На разгром врага, на Победу работала вся
страна и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День
Победы «приближали как могли» все, но огромный
вклад внесли ученыехимики страны, наука химия.
Сегодняшнее мероприятие посвящается развитию
химии в военные годы. Успехи химической
промышленности во многом определялись
деятельностью научноисследовательских учреждений
того времени. Ведущая роль принадлежала химическим
институтам АН СССР. В системе химической
промышленности насчитывалось 30 научно
исследовательских институтов. К началу войны
химическая промышленность располагала
высокоразвитой научнотехнической базой, способной в
кратчайший срок решать задачи, связанные с
требованиями обороны нашей страны и обеспечить нашу
армию необходимой продукцией.
Страница 1.
ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ ВЕЩЕСТВ 1. Вспомним начало войны. Шел 1941 г. Немецкие
танки рвались к Москве, бойцы Красной Армии
Выступления
учащихся 11 класса
буквально грудью сдерживали врага. Не хватало
обмундирования, продовольствия и боеприпасов,
катастрофически не хватало противотанковых средств.
В этот критический период на помощь воинам пришли
ученыеэнтузиасты: за два дня на одном из военных
Демонстрация модели
бутылки
заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина —
Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью.
Это незамысловатое химическое устройство
уничтожало немецкую технику не только в начале
войны, но и весной 1945 г. в Берлине.
Что представляли собой бутылки КС? К
обыкновенной бутылке резинкой прикрепляли ампулы,
содержащие концентрированную серную кислоту,
бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали
бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка
при ударе разбивалась о броню, компоненты запала
вступали в химическую реакцию, происходила сильная
вспышка и горючее воспламенялось:
3 КС103 + H2S04 == 2С102 + КС104 + K2S04 + Н20;
2 С102 = С12 + 202;
С12Н22011 + 1202 = 12С02 + 11Н20.
Мелкокристаллический хлорат калия массой 1 г
осторожно перемешивают с 1 г сахарной пудры,
высыпают смесь на крышку от тигля и
Демонстрационный
опыт: действие серной
кислоты на смесь
хлората калия и
сахарной пудры смачивают ее 23 каплями концентрированной
серной кислоты. Смесь вспыхивает.
Техника безопасности. Три компонента запала
нельзя смешивать заранее, так как их смесь
взрывоопасна. Опыт проводить в вытяжном шкафу
2. Многие наши сверстники в военные годы во время
налетов дежурили на крышах домов, тушили
зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была
смесь порошков алюминия, магния и оксида железа,
детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы
о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий
зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть:
Hg(CNO)2 = Hg + 2СО + N2 + Q;
4A1 + 302 = 2A1203;
2Mg + 02 = 2MgO;
3Fe304 + 8A1 = 9Fe + 4A1203 (возможно образование
FeO).
Горящий зажигательный состав нельзя потушить
водой, так как раскаленный магний реагирует с ней.
Поэтому для тушения огня применяли песок.
Звучит приглушенная
запись стрельбы,
взрывов бомб 3. Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о
порохе. В основном во время войны использовали порох
нитроцеллюлозный (бездымный) и реже — черный
(дымный). Основу первого составляет высокомолеку
лярное взрывчатое вещество тринитрат целлюлозы
(пироксилин), а второй представляет собой смесь
нитрата калия (75 %), углерода (15 %) и серы (10%).
Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик Ил
2 были вооружены реактивными снарядами, топливом
для которых служили баллиститы — одна из
разновидностей бездымных порохов. Для начинки
гранат и разрывных пуль использовали взрывчатые
вещества корбиты (еще одна разновидность бездымных
Видеоопыт
«Горение бездымного
порохов), содержащие приблизительно 30 % нит
роглицерина и 65 % пироксилина.
пороха»
4. В 19381942 гг. немецким инженером Гельмутом
Вальтером была построена подводная лодка U80,
работающая на пероксиде водорода высокой
концентрации. На испытаниях U80 показала высокую
подводную скорость — 28 узлов (52 км) в час. Всего
немцы успели построить 11 таких лодок. Высо
коэффективные энергетические установки, работающие
на пероксиде водорода, были разработаны также для
самолетов, а позже — для ракет Фау1 и Фау2.
Двигательная установка лодки U80 работала по так
Демонстрация
слайдового ряда с
изображением
подводной лодки называемому холодному процессу. В присутствии
перманганатов натрия и кальция пероксид водорода
разлагался с образованием водяного пара и кислорода,
которые использовали в качестве рабочего тела в
турбине и удаляли за борт:
Са(Мп04)2 + 3Н202 = 2Мп02 + Са(ОН)2 + 2Н2О + 30↑
2↑
Двигатели более поздних подводных лодок работали
по «горячему процессу»: пероксид водорода разлагался
на водяной пар и кислород, в котором сгорало жидкое
топливо. Водяной пар смешивали с газами, обра
зующимися при сгорании топлива, полученная смесь
приводила в движение турбину.
5. На вооружении немецкой армии находились тысячи
самолетов, летчики вермахта уже имели опыт войны в
Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для
защиты воздушного пространства нашей Родины войска
ПВО использовали все возможные средства. Так, во
время ночных налетов вражеских пилотов ослепляли
специальными ракетами, содержащими соли стронция
и кальция, которые окрашивали пламя в кирпично
красный или малиновый цвет.
Полоски фильтровальной бумаги смачивают в
концентрированных растворах нитратов кальция
и стронция, высушивают и укрепляют на
Демонстрация металлическом стержне. При поджигании
окрашивания пламени
полоски горят, окрашивая пламя.
солями стронция и
кальция
6. Помимо зенитных орудий небо над городами
защищали наполненные водородом шары, которые
мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Для
заполнения шаров водородом использовали силиконо
вый способ, основанный на взаимодействии кремния с
раствором гидроксида натрия:
Si + 2NaOH + Н20 = Na2Si03 + 2Н2↑
Часто для получения водорода использовали гидрид
лития. Таблетки этого вещества служили американским
летчикам портативными источниками водорода, их
применяли при авариях над морем: под действием воды
таблетки моментально разлагались, наполняя
водородом спасательные средства — надувные лодки,
жилеты, сигнальные шарыантенны:
LiH + Н20 = LiОН + Н2↑
7. В годы Великой Отечественной войны широко
применялись искусственно созданные дымовые завесы.
С их помощью обеспечивали прикрытие переправ через
Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра,
задымление Кронштадта и Севастополя, они сыграли
важную роль и в Берлинской операции. Дымовые завесы
помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов.
Одним из первых для создания дымовых завес начали использовать белый фосфор. В этом случае дым состоит
из частичек оксидов фосфора и капель фосфорной
кислоты.
Демонстрация опыта
«Дым без огня»
Взаимодействия концентрированной соляной
кислоты и 25 % раствора аммиака.
8. В начале войны, когда от торпед и бомб тонуло
немало кораблей, возникла необходимость в надежном
средстве защиты от акул. В решении этой проблемы
приняли участие не только ученые, но и многие охот
ники на акул. Например, Эрнест Хемингуэй показал
места, где сам не раз охотился на морских хищниц.
Оказалось, что акулы просто не переносят сульфат
меди(II): они за версту обходили приманки,
содержащие это вещество, и с жадностью хватали
приманки, в которых этой соли не было.
Страница 2.
ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА НА ЗАЩИТЕ
РОДИНЫ
Учитель химии. Сегодня мы знаем не только о
средствах химической защиты, о зажигательных смесях,
но и о значении химических элементов металлов в
истории Великой Отечественной войны, как помогали
металлы ковать победу над фашистской Германией. Слово
предоставляется
учащимся 8 класса
(они держат в руках
карточки с символами
химических элемен
тов, о которых
рассказывают)
1. В таблице Менделеева трудно найти какой – либо
элемент, с которым так бы неразрывно связывалась
жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при
участии которого проливалось бы так много крови,
терялось бы столько жизней, происходило бы столько
несчастья. «В бою железо дороже золота!» – гласит
татарская пословица, а русские говорили: «При рати
железо дороже золота», «Железом и золото добуду».
Железо являлось основным металлом, из которого
изготовляли многочисленные и разнообразные орудия
для истребления людей. Недаром копье и щит
характерные принадлежности бога войны Марса,
древние мудрецы сделали символом, обозначающим
железо. Более 90% всех металлов, которые
использовались в годы ВОВ, приходится на железо.
Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по
их выплавке судят о мощности государства.
Сколько этого металла было выброшено в бомбах,
минах и гранатах! Чтобы судить о расходах железа в
Великой Отечественной войне, назовем одну цифру:
1000000 бомб, сброшенных фашистской авиацией на
Сталинград. Но железо – не только война, разрушение;
железо – металл созидания. Это основа всей
металлургии, машиностроения, железнодорожного
транспорта, судостроения, грандиозных инженерных
сооружений Работа с коллекциями
сплавов
(рассматривание)
2. Железо — главный компонент чугунов и сталей. Из
стали, содержащей ванадий, делали солдатские каски,
броневые плиты для пушек, бронебойные снаряды, из
хромовых сталей — огнестрельные орудия, корпуса
подводных лодок, из стали, в состав которой входил
кобальт, — магнитные мины. Из сталей и других
сплавов, содержащих вольфрам, изготовляли танковую
броню, оболочки торпед и снарядов.
Сплав меди (90 %) и олова (10 %) называли пушечным
металлом. Сплав меди (68 %) и цинка (32 %) — это
латунь, которую использовали для изготовления
артиллерийских снарядов и патронов.
3. Германий был необходим для создания
радиолокаторов, тантал — важнейший стратегический
материал для изготовления радарных установок,
передаточных радиостанций.
4. Алюминий называют крылатым металлом, т.к. его
сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием,
кремнием используются в самолетостроении.
Тончайший алюминиевый порошок использовался не
только для получения горючих и взрывчатых смесей, в
зажигательных бомбах, но и для так называемой
активной защиты самолетов. Так, при отражении
налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах
приборов неожиданные помехи, которые делали невоз
можным распознавание сигналов от приближающихся
самолетов. Помехи были вызваны лентами из
алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты
союзников. При налетах на Германию было сброшено
примерно 20 000 т алюминиевой фольги.
В годы войны инженером Головкиным был разработан
непрерывный способ производства литой алюминиевой
проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была
громадной. Каждому, кто летал на самолете,
приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на
крыльях и фюзеляже. Так вот на истребители военного
времени их число доходило до 2 тыс. штук, а на
бомбардировщике даже до миллиона.
5. Во время ночных налетов для освещения цели
бомбардировщики сбрасывали на парашютах
осветительные ракеты. В их состав входили порошок
магния, спрессованный с особыми составами, и запал из
угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске
осветительной ракеты высоко над землей красивым,
ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет
постепенно делался более ровным, ярким и белым —
это загорался магний. Цель было видно так же хорошо,
как и днем, и летчики начинали прицельное бом
бометание.
Демонстрация
горения магниевой ленты
Огромные количества магния были необходимы для
самолетостроения. Этот металл добывали даже из
морской воды. Морскую воду смешивали в больших
баках с известковым молоком, затем, действуя на
выпавший осадок соляной кислотой, получали хлорид
магния, из которого электролизом выделяли металл:
MgCl2 + Са(ОН)2 = Mg(OH)2 + СаС1
↓
2;
Mg(OH)2 + 2HC1 = MgCl2 + 2H20;
эл. ток
MgCl2 = Mg + Cl2.
6. Никель. В первой половине прошлого столетия
никель добывался в небольших количествах и стоил
очень дорого. Он считался поэтому ювелирным
металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную
броню. Долгие годы это было его основное применение.
Однако позже он стал неотъемлемой составляющей
бронированных орудий и танков. Вот что пишет С.
Гагарин в произведении «Три лица Януса» о роли
никеля в Отечественной войне. «На подводной лодке
«Валькирия», исчезнувшей при загадочных
обстоятельствах для германского командования,
находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США
и Канады. Никель был такой же сложной проблемой для
Германии, как горючее, а может и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чемто заменить. Никель
же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет
танков. Без танков нет победы на военных дорогах
второй мировой войны. Природа обделила Германию
никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской
долине. Основную часть никеля Германия получала из
Канады. Началась война, и канадский никель был
потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с
ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия
открыла для немцев рудники на севере в районе
Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные.
Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников
и гарантировал бесперебойную добычу красного
колчедана и отправку его в Германию на
металлургические заводы. Когда советские танки Т34
появились на полях сражений, немецкие специалисты
были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из
Берлина первый же захваченный Т34 был доставлен в
Германию. Здесь за него взялись химики. Они
установили: что русская броня содержит большой
процент никеля, что делает ее сверхпрочной.
Недостаток никеля в стали привел к тому, что в 1944 г.
имперские военные заводы вынуждены были
изготовлять танковую броню повышенной толщины и
«тигры», «пантеры», «фердинанды», одетые в нее,
оказывались тяжелее и слабее советских танков и
самоходок”. Броня с повышенным содержанием никеля
не только оказалась самой прочной, но и имела самые
выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой. 7. Медь. В годы ВОВ главным потребителем меди
была военная промышленность. Сплав меди (90%) и
олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и
артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они
сделаны из латуни – спала меди (68%) с цинком (32%).
Большинство артиллерийских латунных гильз
используется неоднократно. В годы войны в любом
артиллерийском дивизионе был человек (обычно
офицер), ответственный за своевременный сбор
стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая
стойкость против разъедающего действия соленой воды
характерна для морских латуней. Это латуни с
добавкой олова. Металлы: олово, цинк и медь –
образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают
памятники воинам. В Трептовпарке в г.Берлине у
памятника воинам Советской Армии, павшим при
штурме столицы фашисткой Германии, отлиты 5
огромных (до 5 м в диаметре бронзовых венков,
лежащих на братских могилах). В Мемориальном зале
Мавзолея воинам Советской Армии на постаменте из
черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с
именами героев, павших смертью храбрых при
героическом штурме столицы.
8. Сплав титана с другими металлами шел на
изготовление танковой брони. В 1943 г. Гитлер издал
На слайде памятник
воинам Советской
Армии в Трептов
парке в г.Берлине приказ не вступать в бой с советскими танками ИС3 на
расстоянии более
1 км, так как с такого расстояния фашистские снаряды
не могли пробить броню этих танков. Титан применяли
также в радиотехнике.
9. В годы Великой Отечественной войны литий стал
стратегическим материалом. Водородом, который
выделяется при его взаимодействии с водой, заполняли
аэростаты и спасательное снаряжение при авариях
самолетов и кораблей в открытом море. Добавка
гидроксида лития в щелочные аккумуляторы
увеличивала срок их службы в 23 раза, что было очень
важно для партизанских отрядов. Трассирующие пули,
содержащие литий, при полете оставляли синезеленый
след. Соединения лития использовали на подводных
лодках для очистки воздуха.
10. В 1943 г. датский физик, лауреат Нобелевской
премии Нильс Бор, спасаясь от гитлеровских
оккупантов, был вынужден покинуть Копенгаген. Но у
него хранились две золотые нобелевские медали его
немецких коллег — физиковантифашистов Джеймса
Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была
вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с
собой, ученый растворил их в «царской водке»: Просмотр видеоопыта
«Растворение золота в
царской водке»»
Au + HN03 + 4НС1 = Н[АuС14] + N0 + 2Н20.
Тетрахлороаурат
водорода
Ничем не примечательную бутылку он поставил
подальше на полку, где пылилось много таких же
бутылок и пузырьков с различными жидкостями.
Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор
прежде всего нашел драгоценную бутылку. По его
просьбе сотрудники выделили из раствора золото и
заново изготовили обе медали.
С золотом связана еще одна интересная история. В
конце войны правители «независимого» Словенского
государства, созданного Гитлером на территории
Чехословакии, задумали припрятать часть золотого
запаса страны. Когда линия фронта значительно
приблизилась, эсэсовцы окружили здание банка, и
офицер, угрожая служащим расстрелом, приказал сдать
ценности. Через несколько минут ящики с золотом
перекочевали из сейфов в грузовики эсэсовцев. Немцы и
не подозревали, что в ящиках хранятся слитки «золота»,
предусмотрительно изготовленные директором
монетного двора из ... олова! Настоящее же золото
осталось в тайниках дожидаться окончания войны.
Учитель химии. А сейчас я предлагаю вам ответить на
вопросы викторины по теме «Металлы»: 1. Какие металлы содержатся в гильзе
артиллерийского снаряда?
2. Как используется магний в военном деле?
3. Какой металл называют воплощением надежд и
тревог?
4. Какой металл может «болеть чумой»?
Фронтальная работа:
5. Какой металл и почему называют «крылатым»?
6. Какой металл добавляется в сталь для придания
учащиеся отвечают на
вопросы викторины
танкам Т34 особой прочности брони?
7. Какой металл придает ума глупцу, честь –
подлецу, трусливому – геройства?
8. Какой металл используют для изготовления пуль
для оружий и пистолетов?
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов…
Страница 3.
«Учёные химики во имя Победы»
Эту часть устного журнала готовят
учащиеся 9 класса.
Они рассказывают о
деятельности ученых
химиков в годы
Великой
Отечественной войны
Учитель химии: Мы склоняем головы перед светлой
памятью тех, кто не вернулся с войны, кто сделал всё
возможное и невозможное для приближения победы над
фашизмом.
Кто про химика сказал: «Мало воевал».
Кто сказал: «Он мало крови проливал?»
Я в свидетели зову химиковдрузей, –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько пролегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне
Ученыехимики принимали самое активное участие в
обеспечении победы над фашистской Германией. Они
разрабатывали новые способы производства взрывчатых
веществ, топлива для реактивных снарядов,
высокооктановых бензинов, каучуков, броневой стали,
легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.
Объем производства химической продукции к концу
войны приблизился к довоенному уровню: в 1945 г. он
составил 92 % от показателей 1940 г.
1. Академик Александр Ерминингельдович
Арбузов — основоположник одного из новейших
На слайдах –
портреты учёных направлений науки — химии фосфорорганических
соединений. Его деятельность была неразрывно связана
химиков
с прославленной Казанской школой химиков.
Исследования Арбузова были всецело посвящены
нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г.
физикоптик С. И. Вавилов писал Арбузову:
«Обращаюсь к Вам с большой просьбой — изготовить в
вашей лаборатории 15 г 3,6диаминофталимида.
Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас,
обладает ценными свойствами в отношении флуоресцен
ции и адсорбции и сейчас нам необходим для
изготовления нового оборонного оптического прибора».
Препарат был изготовлен, его использовали при
изготовлении оптики для танков. Это имело большое
значение для обнаружения врага на далеком расстоянии.
В дальнейшем А. Е. Арбузов выполнял и другие заказы
оптического института на изготовление различных
реактивов.
2. С именем академика Николая Дмитриевича
Зелинского связана целая эпоха в истории
отечественной химии. Еще в Первую мировую войну он
создал противогаз. В период 19411945 гг. Н. Д.
Зелинский возглавлял научную школу, исследования
которой были направлены на разработку способов
получения высокооктанового топлива для авиации,
мономеров для синтетического каучука. Демонстрация
фрагмента
художественного
фильма
«Освобождение», где
Гитлер осматривает
пробоины в танках,
сделанные нашими
снарядами
3. Вклад академика Николая Николаевича Семенова
в обеспечение победы определялся разработанной им
теорией цепных разветвленных реакций, которая
позволяла управлять химическими процессами: уско
рять реакции вплоть до образования взрывной лавины,
замедлять их и даже останавливать на любой
промежуточной стадии. В начале 40х годов Н. Н.
Семенов и его сотрудники исследовали процессы
взрыва, горения, детонации. Результаты этих
исследований в том или ином виде использовались во
время войны при производстве патронов,
артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ,
зажигательных смесей для огнеметов. Результаты
исследований, посвященных вопросам отражения и
столкновения ударных волн при взрывах, были
использованы уже в первый период войны при создании
кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с
вражескими танками.
4. Академик Александр Евгеньевич Ферсман не раз
говорил, что его жизнь — это история любви к камню.
Первооткрыватель и неутомимый исследователь
апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в
Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых ме
сторождений в Забайкалье, один из создателей
промышленности редких элементов, он с первых дней
войны активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Он выполнял
специальные работы по военноинженерной геологии,
военной географии, по вопросам изготовления
стратегического сырья, маскировочных красок. В 1941
г. на антифашистском митинге ученых он говорил:
«Война потребовала грандиозного количества основных
видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд
новых металлов для авиации, для бронебойной стали,
потребовался магний, стронций для осветительных
ракет и факелов, потребовалось больше иода... И на нас
лежит ответственность за обеспечение стратегическим
сырьем, <мы должны> помочь своими знаниями создать
лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все
народы от нашествия гитлеровской банды».
5. Крупнейший химиктехнолог Семен Исаакович
Вольфкович исследовал соединения фосфора, был
директором НИИ удобрений и инсектицидов.
Сотрудники этого института создавали фосфорно
серные сплавы для бутылок, которые служили противо
танковыми «бомбами», изготавливали химические
грелки для бойцов, дозорных, разрабатывали
необходимые санитарной службе средства против
обморожений, ожогов, другие лекарственные
препараты.
6. Большой вклад в обеспечение победы над немецко
фашистскими захватчиками внесли части химической
Демонстрация
противогаза и его
использования защиты. Они выполняли задачи по химической и
биологической разведке, дезактивации, дегазации и
дезинфекции вооружения, обмундирования, местности.
Военные химики осуществляли маскировку дымом
боевых действий наших войск и важных тыловых
объектов. Личный состав химических войск
обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми
перчатками и сапогами, противогазами. Еще в годы
первой мировой войны Николай Дмитриевич Зелинский
предложил использовать для адсорбции ядовитых газов
активированный уголь. Изобретенный Зелинским
противогаз оказался наилучшим из всех известных
средств защиты. В начале Великой Отечественной
войны академик Зелинский усовершенствовал
противогаз.
Профессор Военной академии химической защиты
Иван Людвигович Кнунянц разработал надежные
средства индивидуальной защиты людей от
отравляющих веществ. За эти исследования в 1943 г. он
был удостоен Государственной премии СССР.
7. Еще до начала Великой Отечественной войны
профессор Военной академии химической защиты
Михаил Михайлович Дубинин проводил
исследования сорбции газов, паров и растворенных
веществ твердыми пористыми телами. М. М. Дубинин
— признанный авторитет по всем основным вопросам,
связанным с противохимической защитой органов дыхания.
8. Исследования Валентина Алексеевича Каргина
охватывали широкий крут вопросов физической химии,
электрохимии и физикохимии высокомолекулярных
соединений. Во время войны В. А. Каргин разработал
специальные материалы для изготовления одежды,
защищающей от действия отравляющих веществ,
принцип и технологию нового метода обработки
защитных тканей, химические составы, делающие
валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин
для боевых машин нашей армии.
9. С самого начала войны перед учеными была
поставлена задача: разработать и организовать
производство препаратов для борьбы с инфекционными
заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом,
переносчиками которого являются вши. Под руковод
ством Николая Николаевича Мельникова было
организовано производство дуста, а также различных
антисептиков для деревянных самолетов.
10. Рождение» пенициллина послужило импульсом
для создания других антибиотиков. Так, советский
биолог Георгий Францевич Гаузе вместе с женой –
ученымхимиком Марией Георгиевной Бражниковой – в годы войны синтезировал первый оригинальный
советский антибиотик – грамицидин С. Срочно было
налажено массовое производство нового препарата и
отправка его на фронт.
Благодаря противомикробному действию
антибиотиков во время войны и в мирное время были
спасены десятки тысяч жизней при таких опасных
заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит,
септические (гнойные) инфекции.
11. Академик Александр Наумович Фрумкин —
один из основоположников современного учения об
электрохимических процессах, основатель школы
электрохимиков. Изучал вопросы защиты металлов от
коррозии, разработал физикохимический метод
крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для
огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками
разработал электрохимические взрыватели. Он говорил:
«Несомненно, что химия является одним из существен
ных факторов, от которых зависит успех современной
войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива — все
это разнообразные виды применения химии, не говоря
уже о специальных формах химического оружия. В
современной войне немецкая химия подарила миру пока
одну «новинку» — это массовое применение
возбуждающих и наркотических веществ, которые дают
немецким солдатам перед тем, как послать их на верную
смерть. Советские химики призывают ученых всего
мира использовать свои знания для борьбы с
фашизмом».
Учитель. Мы перелистали страницы устного журнала и
завершаем наше мероприятие символическим салютом
в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в
Звучит песня
«День Победы»
Ученик 10 класса
читает стихотворение
тылу.
«Нам руки даны, чтобы землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь,
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит...
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт! Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердца».
Источники
Баранова Ж. Г., Волков В. А., Кузнецов В. И., Омаров Ш. М., Полищук В. Р.
Советские ученыехимики в период Великой Отечественной войны. Химия в
школе. — 1985. №1, 2.
Кузнецов В. И., Волков В. А. Советские ученыехимики в период Великой
Отечественной войны. Химия в школе. 1984. № 6.
Газета «Химия» (приложение к газете «Первое сентября»). 1999. № 16; 2001.
№7.
Журнал «Химия в школе». 1985, № 1, 2; 1984, № 6; 1995, № 4;
Казарян П. Е. Химики в годы Великой Отечественной войны. Химия в школе.
1995. №4.
Якутина М. Ф. Неделя, посвященная Дню Победы. Химия в школе. 1986. №2.
Ресурсы сети Интернет.
http://greenmaker.ru/ucheba/konspekty/vneklassnoemeropriyatiehimiyapobedy
http://him.1september.ru/article.php?ID=200500606 http://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/112231
http://www.openclass.ru/node/102891
Заявка
на участие в районном конкурсе
«Урок Победы»,
посвящённый 70летию Победы в Великой Отечественной войне
Ф.И.О. участника
Богомолова Вера Сергеевна,
Образовательная организация
Номинация
учитель химии
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Красная
Горка
«Лучшая методическая разработка
внеклассного мероприятия по химии,
посвящённого 70летию Победы в
Великой Отечественной войне»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Устный журнал «Всё для фронта. Всё для Победы!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.