Устойчивые сочетания слов
Оценка 4.6

Устойчивые сочетания слов

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
23.04.2017
Устойчивые сочетания слов
Урок разработан для работы по учебнику Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина ФГОС Перспектива. Он знакомит с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологическими оборотами) через развитие личностных качеств. Данный урок формирует представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)
урок фразеологизмы 2 класс.docx
Урок "Устойчивые сочетания слов". 2­й класс Цель урока: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в  речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов) Планируемый результат Личностные умения:     проявлять интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных  ситуациях; стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной. Метапредметные умения:       определять различия синонимов, антонимов и фразеологизмов и обосновывать своё мнение; определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение;  классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном  пространстве Интернете); готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения; определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения. Предметные умения    понимать выразительные возможности фразеологических оборотов; объяснять значение фразеологических оборотов; использовать фразеологизмы в собственной речи. Оборудование: интерактивная доска Smart Board, проектор, компьютер, карточки с заданиями. Этапы урока Описание слайда.  Деятельность учителя. Деятельность учащихся Оргмомент Актуализация  знаний. – Здравствуйте, дети, здравствуйте, наши гости! Ребята,  поприветствуем наших гостей. – А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно,  записали дату в тетрадь. – Повторим термины, знание которых будет сегодня нам  необходимо. – Слова, имеющие несколько значений.  Ученики готовы к работе,  приветствуют учителя и  гостей, записывают дату в  тетрадь. Вспоминают изученные  термины, объясняют их  значение. (МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА) – Слова, близкие по значению. (СИНОНИМЫ)  – Слова, противоположные по значению. (АНТОНИМЫ) – Какова роль этих слов в нашей речи? Целеполагание – А понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, нам  поможет словарная работа. (Приложение 1)  – Прочитайте словосочетания на доске. – Назовите одушевленные существительные.  Неодушевленные существительные.  – Какое из записанных существительных является  словарным словом?  (ВОРОНА)  – Замените остальные существительные синонимами –  словарными словами. дети – ребята автомобиль – машина ворона труд – работа – Запишите эти слова в тетрадь, начиная с середины  строки. – Назовите прилагательные. Замените их прилагательными  – антонимами. Запишем полученные словосочетания. Веселые ребята новая машина белая ворона легкая работа – Какое словосочетание показалось вам необычным? – Попробуем объяснить его значение… Обратимся к  словарю.   – А каким словарем вы  пользовались? (Фразеологическим)  – А кто­то уже нам может сказать,  как называются такие  устойчивые сочетания слов? Читают сочетания слов,  называют одушевленные и  неодушевленные  существительные, заменяют  их синонимами – словарными словами.               Имена прилагательные  заменяют антонимами.  Записывают сочетания в  тетрадь, объясняя  орфограммы.     Обращают особое внимание  на сочетание белая  ворона,пытаются объяснить  его значение. Учатся работать со  словарем.                 Выводят тему урока, ставят  задачи. Фразеологизмы! – Ребята посмотрите на это слово, прочитайте его.  Фразеологизм – это сложное слово. Оно образовалось от  двух греческих слов  “фразис” – выражение и “логос” –  учение, т.е. фразеология  – это наука,  изучающая  устойчивые выражения.  Фразеологизм – это устойчивое  сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово,  ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность.   – А кто уже догадался, какая тема нашего  урока? (Фразеологизмы)  – Какие задачи мы поставим перед собой на  уроке? (Узнать, что такое фразеологизмы, понимать и  объяснять их значение, правильно использовать в речи). – Составим план нашей работы (Приложение 2). – Кто­то уже слышал такие устойчивые сочетания? – А может вы встречали их в книгах? – Оля, ты искала это сочетание в других словарях? (Да,  там было только слово ворона) – Значит это не просто слово, а сочетание слов, состоящее  из двух, иногда из трех и больше слов. И свое значение  фразеологизм имеет только в данном неделимом сочетании слов. – Давайте посмотрим на эти предложения.  – В каком предложении речь идет о цвете вороны? – А во втором предложении говорится о цвете? О птице? Первичное  закрепление Работа в парах (минигруппах) – А какое значение здесь имеет сочетание белая ворона? – Мы убедились, что фразеологизм – это устойчивое  сочетание слов.  – Вы уже хорошо умеете работать в группах и парах,  знаете правила работы (Приложение 3). – Сегодня вы тоже поработаете в парах. Попробуйте  составить памятку, только не совсем обычную, а из  фразеологизмов.  – Приготовьте красный и зеленый карандаши, договоритесь с соседом, кто каким карандашом будет работать. – Перед вами карточка (Приложение 4). Поставьте  карандашом красного цвета минус рядом с тем  фразеологизмом, который будет нам мешать в работе. А  карандашиком зеленого цвета поставьте плюс рядом с        Объясняют значение  словосочетания и  фразеологического оборота.  Сравнивают. Делают выводы. Знают и соблюдают правила  работы в паре (минигруппе).  Выполняют задание вместе. выражениями, которые нам будут помогать. – Помните правила работы в паре.   Замечают, что отсутствует  фразеологизм «бить  баклуши», пытаются  объяснить его значение. Информацию можно найти в  словаре, поискать в  Интернете, спросить у  взрослых. – Проверим правильность выполненной работы. – Что вы заметили? – В какой столбик вы поместили фразеологизм «бить  баклуши»? – А как быть, чтобы точно узнать значение фразеологизма? – Послушаем нашего знакомого профессора Ивана  Ивановича Самоварова (при нажатии на «иконку» звучит  объяснение).   Физминутка – Теперь мы знаем, в какую колонку поместить это  выражение. – Посмотрите внимательно на первую колонку. Найдите  фразеологизмы со значением «не лениться» (трудиться в  поте лица, работать, не покладая рук).  – Ребята, а как можно назвать эти фразеологизмы, если они близкие по смыслу? (Синонимы. Оказывается и среди  фразеологизмов есть синонимы!) – А сейчас посмотрите во второй колонке фразеологизмы  со значением «лениться» (сидеть, сложа руки, работать,  спустя рукава, бить баклуши) Это тоже фразеологизмы­ синонимы.  – А теперь посмотрите на фразеологизмы из первого  столбика и второго столбика. Чем они  являются? (Антонимами).  – Оказывается среди фразеологизмов есть и антонимы! – Ребята, а что помогло вам выполнить работу верно?  (Мы поняли и объяснили значение фразеологизмов).  – Запишите в тетрадь фразеологизм, который станет  девизом вашей работы сегодня. – А теперь пришло время отдохнуть. Фразеологизмы нам  также помогут и провести зарядку.  Его вешают, приходя в уныние (дети показывают  нос)  Ее можно ломать, сильно думая над чем­то (голова)  Они чешутся, если очень хочется что­то  Работа со значением  фразеологизмов, поиск среди них синонимов и антонимов. Учащиеся выполняют  физминутку. сделать (руки)  Ими хлопают, если что­то не понимают (уши)  Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)  Их можно держать на макушке (уши)  В ней может быть ветер (голова)  В него набирают воды, когда молчат (рот)  Его задирают те, кто зазнался (нос)  Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)  Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)  Они бывают золотыми у трудолюбивых  людей (руки) Работа с  нетбуками.  Закрепление. А теперь пришла пора Засучить нам рукава. – За работу, друзья! Открываем нетбуки. Вам нужно  соединить фразеологизм с его значением. Не забудьте  правила работы в паре, договаривайтесь и уступайте друг  другу. – Покажите готовность! – Назовите фразеологизм со значением близко (рукой подать) молчать (держать язык за зубами) думать (ломать голову) рано (ни свет ни заря) обидеться (надуть губы) унывать (падать духом) мало (капля в море) обманывать (пускать пыль в глаза)                 Работают с нетбуками,  соединяют фразеологизмы с  их значением, устно  составляют предложения.           Составляют и записывают  предложения, делают вывод,  что фразеологизмы  украшают нашу речь, делают  ее ярче и выразительнее. Составление предложений с данными фразеологизмами. – Прочтите предложения на доске. Все ли в порядке в этом тексте? Домашнее  задание Подведение  итогов урока.  Рефлексия – Давайте попробуем изменить его с помощью  фразеологизмов. Вместо подчеркнутых слов вставьте  подходящие по смыслу фразеологизмы прямо у себя на  листочке. Посмотрим, что же у нас получилось.  – Записываем предложения в тетрадь с комментированием. – Сравните эти два текста.  – Какой можно сделать вывод? – Давайте проверим по учебнику.   – Дома я предлагаю вам продолжить работу с  фразеологизмами, дописать 2­3 предложения в рассказе  про Алёшу с использованием фразеологизмов. А где их  найти? В учебнике на стр. 45, в вашем справочном пособии  на стр.211  есть словарик фразеологизмов, можно  посоветоваться со взрослыми, можно обратиться к  словарю (обратить внимание детей на выставку словарей  фразеологизмов и крылатых выражений) – Давайте подведем итоги работы. Обратимся к нашему  плану. Что вы узнали и чему научились сегодня?  – Возьмите сигнальные карточки (Приложение 5). – Обсудите с соседом. Вам нужно проголосовать вместе.  Зеленая карточка, если работа была успешной.  Карточка жёлтого цвета, если вы справились с  работой, но с некоторыми замечаниями.  Красная карточка, если работа пока не получилась. – Кто­то хочет поделиться своим мнением о работе? – Пожмите руку своему товарищу. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо за урок! Запись д/з Подведе

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов

Устойчивые сочетания слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017