КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова » ___________________И.П. Кашич «_____»_______________2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова » ___________________В.В. Репкин
«____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.14. Естествознание Химия
Профиль профессионального образования: социально-экономический
Профессия СПО: 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»_______2022 г. №___
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________В.В. Репкин «____»_________________2017 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «_____»_______2016 г.№_____
|
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Естествознание Химия для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. Пояснительная записка
2. тематическое планирование
|
4
10
|
3. содержание учебной дисциплины
4. Условия реализации рабочей программы
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6 ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
|
11
18
20
26
|
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Естествознание Химия и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой», укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО социально-экономического профиля уровень изучения – базовый.
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
· воспитание убежденности в возможности познания законной природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
· применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей
среды.
При освоении профессий СПО социально-экономического профиля Естествознание изучается как базовый учебный предмет в объёме 180 часов.
На освоение рабочей учебной программы учебной дисциплины «Химия» предусмотрено максимальной учебной нагрузки обучающегося – 74 часа, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 49 часов, самостоятельную работу студента – 25 часов.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов
среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
• метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
-владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать
как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый
образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образнофилософское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки.
Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из
важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в
создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она
изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы,
так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения,
эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология
выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой
профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других
разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек,
последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не
только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни
современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим
компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить
у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к
выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои
и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя
имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Виды учебной работы
|
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
|
49 |
в том числе практические занятия
|
9 |
контрольные работы
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
25 |
Максимальная учебная нагрузка
|
74 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
1 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов, |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа |
Максимальная учебная нагрузка (часы) |
||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
Всего часов ** В т.ч. индивидуальный проект |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
1. Общая и неорганическая химия |
30 |
|
|
|
|
1.1 Основные понятия и законы химии. |
4 |
|
|
2 |
6 |
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева |
4 |
|
|
2 |
6 |
1.3 Строение вещества. |
2 |
|
|
1 |
3 |
1.4 Вода. Растворы. |
4 |
|
|
2 |
6 |
1.5 Химические реакции. |
6 |
1 |
|
2 |
8 |
1.6 Классификация неорганических соединений и их свойства. |
6 |
3 |
|
2 |
8 |
1.7 Металлы и неметаллы. |
4 |
1 |
|
2 |
6 |
2. Органическая химия. |
14 |
|
|
|
|
2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. |
2 |
|
|
2 |
4 |
2.2 Углеводороды и их природные источники. |
2 |
|
|
2 |
4 |
2.3 Кислородсодержащие органические соединения. |
4 |
1 |
|
2 |
6 |
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. |
6 |
3 |
|
2 |
8 |
3. Химия и жизнь. |
3 |
|
|
|
|
3.1 Химия и организм человека. |
1 |
|
|
2 |
3 |
3.2 Химия в быту. |
2 |
|
|
2 |
4 |
Всего часов |
49 |
9 |
|
25 |
74 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Введение |
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология—биотехнология—нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества. |
2 |
1. Общая и неорганическая химия |
|
30 |
1.1 Основные понятия и законы химии |
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Демонстрация · Набор моделей атомов и молекул. Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества. |
4 |
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрация · Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. |
4 |
1.3 Строение вещества |
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. Демонстрация · Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи |
2 |
1.4 Вода. Растворы |
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. |
4 |
1.5 Химические реакции |
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрации · Химические реакции с выделением теплоты. · Обратимость химических реакций. |
6 |
Практическое занятие №1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов). |
1 |
|
1.6 Неорганические соединения
|
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. |
6 |
Практическое занятие №2. Реакции обмена в водных растворах электролитов. |
1 |
|
Практическое занятие №3. Определение рН раствора солей.
|
1 |
|
Практическое занятие №4. Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. |
1 |
|
1.7 Металлы и неметаллы |
Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно восстановительные свойства неметаллов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. Демонстрации · Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. · Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. · Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. · Восстановительные свойства металлов. · Химические свойства соединений металлов. |
4
|
Практическое занятие №5. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
|
1 |
|
2. Органическая химия
|
|
14 |
2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.
|
2 |
2.2 Углеводороды и их природные источники. |
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов. Демонстрации · Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
|
2
|
2.3 Кислородсодержащие органические вещества. |
Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Демонстраци · Реакция получения уксусно-этилового эфира. · Качественная реакция на глицерин. |
4 |
Практическое занятие №6. Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
|
1 |
|
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. |
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Демонстрации · Цветные реакции белков. |
6
|
Практическое занятие №7. Обратимая и необратимая денатурация белков.
|
1
|
|
|
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивые полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан). Демонстрация · Различные виды пластмасс и волокон. |
|
Практическое занятие №8. Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами. |
1 |
|
Практическое занятие №9. Определение различных видов химических волокон. |
1 |
|
3. Химия и жизнь. |
|
3 |
3.1 Химия и организм человека. |
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. |
1 |
3.2 Химия в быту. |
Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Дифференцированный зачет
|
2 |
ИТОГО |
|
49 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. |
Современные методы обеззараживания воды. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV). Защита озонового экрана от химического загрязнения. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности. Косметические гели. Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Жизнь и деятельность С. Аррениуса. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Реакция горения на производстве. Реакция горения в быту. Виртуальное моделирование химических процессов. Электролиз растворов электролитов. Электролиз расплавов электролитов. История получения и производства алюминия. Жизнь и деятельность Г. Дэви. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Рождающие соли – галогены. История шведской спички. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Химия металлов в моей профессиональной деятельности. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.
|
|
ВСЕГО |
|
74 |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Химия»:
Оборудование учебного кабинета:
- ученических мест – 30;
- рабочее место преподавателя;
- лаборантские комнаты - 2;
- коллекции;
- плакаты и таблицы;
- модели производств;
- приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для проведения лабораторных работ;
- реактивы;
- раздаточный материал (карты-инструкции для проведения лабораторных работ, дидактический материал для проведения самостоятельных, контрольных работ и т.д.);
- средства, предупреждающие пожар;
- аптечка.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций/ П.И.Самойленко, О.С.Габриелян, П.М.Скворцов. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 34 с.
6. Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
Дополнительные источники
1. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
2. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
3. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.
4. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2010.
5. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»). www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»). www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты) |
Показатели оценки (поведенческие индикаторы) |
Методы и формы контроля |
Предметные результаты |
||
-
|
|
|
сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной; |
- объясняет роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; - использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; · объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; · экологически грамотного поведения в окружающей среде; · оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. |
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание). |
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
|
- осваивает важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; - основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; - основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; - классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; - природные источники углеводородов и способы их переработки; - вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. |
Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
|
- выполняет химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; - определяет возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценивает их последствия; - распознает и идентифицирует важнейшие вещества и материалы; - оценивает качество питьевой воды и отдельных пищевых продуктов. |
Текущий контроль ( устный и письменный опрос, индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
|
- проводит расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
|
Текущий контроль (индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; -
|
- осуществляет самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - критически оценивает достоверность химической информации, поступающей из различных источников. |
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет). Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов и пр. источников. |
Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно |
||
На основе анализа связи и сопоставимости предметных и метапредметных результатов целесообразно объединить их в группы |
Показатели формулируются на основе ранее сформулированных |
Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации |
- использование различных видов познавательной деятельности и основных Интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; |
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей. |
Лабораторные работы Практические занятия Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
|
- проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); - использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
Подготовка рефератов, докладов, индивидуальных проектов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, локальных информационных сетях. |
Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект |
||
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте
|
Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте |
- умение ориентироваться в различных источниках химической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
||
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы |
|
|
Личностные результаты * |
||
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; - готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; - умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
|
проявление активной жизненной позиции; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования; демонстрация форсированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - демонстрация интереса к достижением науки. |
Публичные
выступления с подготовленными |
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.