«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»
Оценка 4.8

«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Оценка 4.8
docx
29.01.2022
«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»
консультация по труду для педагогов.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жар-птица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Усвоение правил как средство воспитания

положительного отношения к труду

у старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                                      Педагог: Дараган Елена                    

                                                                                                         Геннадьевна

 

 

                                                                                          

 

 

 

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось и остаётся одной из актуальных проблем отечественной педагогики. Основы личности ребёнка закладываются уже в дошкольном возрасте, и поэтому необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования элементарных трудовых действий, которые становятся средством развития самостоятельности, желания трудиться.
В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания: в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала. Всё это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками.


Труд детей своеобразен. Продукты его объективно мало значимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребёнком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками.
На протяжении дошкольного детства могут быть реализованы следующие задачи трудового воспитания:
-формирование всех компонентов трудовой деятельности: практических умений и навыков, навыков организации и планирования своей работы, контроль и самооценка;
-воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику;
-воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, ответственности, настойчивости;
-воспитание положительного отношения к труду;
-воспитание положительных 
взаимоотношений между детьми.


Существует ряд педагогических условий, которые способствуют решению этих задач. Одним из таких условий является овладение детьми определёнными правилами, специфичными для труда как деятельности.
В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним воспитанием. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества; если ребёнок будет доводить свою работу до конца, преодолевая трудности; выполнять её со старанием.
Непременное требование: ни одного ребёнка нельзя включать насильно в трудовую деятельность. Исключительно важен психологический настрой детей на труд. Если ребёнок трудится с желанием, становится более качественным сам труд, его результаты. Известно, как велико воздействие на ребёнка мотивов его труда (ради чего, для кого он выполняет ту или иную работу) и его эмоциональное состояние – те чувства, которые дошкольник испытывает в связи с предстоящим трудом, в его процессе.


Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что для воспитания у них положительного отношения к труду недостаточно опираться только на их интерес. Одним из важнейших и эффективных условий воспитания положительного отношения к труду является требование взрослого. Но воспитателю необходимо помнить, что бездумное, беспрекословное подчинение ребёнка требованиям педагога, привычка действовать по инструкции может привести к излишнему морализированию. Следует постоянно менять методы педагогического воздействия, совершенствовать их в соответствии с возрастом и трудовым опытом детей. Это особенно важно для того, чтобы выполняемая ребёнком работа оказала воздействие на его нравственное развитие. Например, метод убеждения, разъяснения не всегда даёт положительный эффект. В ряде случаев требование оказывается сильнее, определённие, так как подчёркивает необходимость и безотлагательность выполнения порученного дела, воспитывает исполнительность, ответственность. Следует иметь в виду, что требования бывают различны по своим педагогическим целям и возможностям. Они могут, к примеру, не только подчеркнуть необходимость выполнения порученного дела, но и помочь ребёнку выполнить его.
Одни требования могут быть связаны с выполнением специфических трудовых действий, которые помогают овладеть необходимыми навыками: правильно вытирать стол или складывать после еды посуду, правильно носить лейку, не разливая воду и т, д. Другие требования связаны с качеством выполняемой ребёнком работы: не сорить, не брызгать на пол воду, не отвлекаться во время работы и т. д.
Необходимые требования ребёнок осваивает постепенно в зависимости от ситуации.
Для того чтобы не было излишней регламентации трудовой деятельности ребёнка, любое требование может быть облачено в форму более обобщённого правила, в котором содержится как бы несколько требований. Формулировка правила должна быть понятна ребёнку, помогать его деятельности, а не просто сдерживать нежелательные действия.
          Привлекая ребёнка к трудовой деятельности, надо с самого начала познакомить его с правилом:

любое дело должно быть доведено до конца.

 

Напоминание этого правила особенно помогает в тех случаях, когда взрослые замечают, что ребёнок вот – вот прервёт работу и, не закончив её, уйдёт играть. При напоминании же этого правила, ребёнок обычно сосредотачивается и старается закончить начатое дело.


           Когда ребёнок получает задание взрослого, он должен руководствоваться правилами такого содержания:

сначала выслушай внимательно, что надо сделать, а потом начинай выполнять; приготовь всё, что тебе будет нужно для работы.

 

Когда ребёнок приступает к выполнению порученного ему дела, взрослый, наблюдая за его работой, может увидеть, какое из следующих правил нужно напомнить ребёнку:

любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно; насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы тебе об этом напоминали другие или делали это за тебя; когда трудишься, нельзя отвлекаться, смотреть по сторонам, убегать к играющим детям, снова возвращаться.

 

Для того чтобы ребёнок испытывал большую ответственность при выполнении трудового задания, следует познакомить его с правилом:

закончишь работу, сообщи мне об этом.

Это правило напомнит ребёнку о необходимости закончить работу, а взрослому – о необходимости его оценить.
Часто во время работы ребёнку приходиться напоминать о правилах, которые связаны не только с качеством выполняемого им задания, с отношением его к работе, как перечисленные выше, но и с усвоением трудовых умений и навыков. Правила эти связаны с содержанием самой работы. Например, как правильно выкручивать после стирки кукольное бельё; как правильно рыхлить землю в цветочных горшках, не рассыпая её и т. д.
Правило всегда лучше запоминается и усваивается, если ребёнок может видеть, как следует выполнять ту или иную работу. Поэтому очень важно поработать вместе с ним. Совместный труд взрослого и ребёнка – один из наиболее 
действенных приёмов воспитания у детей положительного отношения к труду. Дети перенимают не только трудовые умения и навыки, но и отношение взрослого к делу, усваивают необходимые правила. Совместный труд не только помогает ребёнку усвоить трудовые навыки, но и создаёт необходимую эмоциональную основу в трудовой деятельности. Общение в труде создаёт атмосферу доверия, доброжелательности, симпатии друг к другу. В детском саду дети охотно трудятся вместе со сверстниками, воспитателем, с няней. Педагог должен посоветовать родителям, чтобы дети и дома принимали посильное участие в домашних делах.
При совместном труде могут помочь следующие правила:

начиная работу, договорись с товарищами, кто какое дело будет выполнять; будь внимателен, помогай товарищам; не жди, чтобы тебя об этом попросили; вместе можно сделать лучше и быстрее; если тебе трудно, попроси и тебе помогут; во время работы не надо мешать друг другу; начал работу с товарищами – не бросай её неоконченной.

Благодаря правилам трудовая деятельность ребёнка становится целесообразной, понятной ему. Но полностью подчинять поведение ребёнка требованию и правилу не следует – это может привести к привычке действовать только по инструкции взрослого. Ребёнок будет выполнять требования взрослого, но положительное отношение к труду может и не сформироваться. Поэтому следует рассматривать правила как одно из условий воспитания положительного отношения к труду наряду с другими условиями и методами воспитания (одобрение, поощрение, положительная оценка).
От положительной оценки, поощрения взрослого у ребёнка возникает чувство радости, удовлетворения. И чем чаще он испытывает подобные положительные эмоциональные переживания, тем успешнее формируется у него положительное отношение к работе, желание трудиться.
Для успешного усвоения правил, связанных с трудовой деятельностью, важно создать в группе положительную эмоциональную атмосферу. Приветливый тон, заботливое отношение педагога к трудовой деятельности каждого ребёнка, к его успехам, неожиданная похвала, искреннее переживание в случае неудачи способствуют этому. Между детьми и взрослыми устанавливаются дружеские взаимоотношения. В таких условиях правила усваиваются детьми легко и естественно, как норма поведения. Дети начинают проявлять интерес к труду, инициативу. Проявление инициативы – один из показателей отношения к труду.
Труд содержит в себе притягательную силу, оказывающую на личность огромное положительное эмоциональное воздействие.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица» «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица» «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось и остаётся одной из актуальных проблем отечественной педагогики

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось и остаётся одной из актуальных проблем отечественной педагогики

Непременное требование: ни одного ребёнка нельзя включать насильно в трудовую деятельность

Непременное требование: ни одного ребёнка нельзя включать насильно в трудовую деятельность

Формулировка правила должна быть понятна ребёнку, помогать его деятельности, а не просто сдерживать нежелательные действия

Формулировка правила должна быть понятна ребёнку, помогать его деятельности, а не просто сдерживать нежелательные действия

В детском саду дети охотно трудятся вместе со сверстниками, воспитателем, с няней

В детском саду дети охотно трудятся вместе со сверстниками, воспитателем, с няней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022