УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе
Оценка 4.6

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
28.03.2018
УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе
Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций. Эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, а в идеале он должен находить свои способы действий.
ууд.doc
УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного  подхода в начальной школе                                                                                                                                                   Великая цель образования                                                                               это не знания, а действия                                                                                                        Гербер Спенсер           Многие годы целью школьного обучения было овладение системой  знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами,  понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню  фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства  стран. Однако результаты проводимых в последнее десятилетие  международных сравнительных исследований настораживают. Российские  школьники неплохо выполняют задания репродуктивного характера, но  показывают низкие результаты при выполнении заданий, связанных с  наблюдением, классификацией, сравнением. Новые стандарты основаны на вооружении школьников умениями  самостоятельно учиться, овладевать знаниями, умениями, навыками и  универсальными учебными действиями. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным   достижением   психологии   и   педагогики.   Известный   психолог Леонтьев    говорил, что  человеческая  жизнь­это  «система  сменяющих  друг друга   деятельностей».   Процесс   обучения   как   передача   информации   от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека –   только   через   собственную   деятельность   каждый   познает   мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают   требовать   выполнять   в   школе,   рождает   актуальную   социальную проблему:   неподготовленность   выпускников   к   самостоятельной   жизни   и работе.             Обучать деятельности  ­ значит делать учение мотивированным, учить ученика   оптимально   организовывать   свою   деятельность,   помогать сформировать   умение   контроля   и   самоконтроля,   оценки   и   самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких­то приемов,   операций.     Эти   операции   должны   быть   осмыслены   и   приняты учеником, а  в идеале он должен находить свои способы действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового  социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)  этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),  обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.    В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом  ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:  1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );  3) познавательный;  4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с  принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных отношениях.  «Я сам» ­ Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные  действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. «Я могу» ­ «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»  Познавательные универсальные   действия включают общеучебные,  логические, действия постановки и решения проблем .  «Я учусь» ­ «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» Коммуникативные  действия обеспечивают социальную компетентность  и учет   позиции других людей, партнера по общению или деятельности,  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и  взрослыми .  «Мы вместе» ­ «Всегда на связи»  «Я и Мы» Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих  развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках  нормативно­возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных  универсальных учебных действий –   их уровень развития,   соответствующий  нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,   и  свойства.  Средствами достижения метапредметных результатов ( УУД) прежде всего  являются:  предметное содержание учебников  образовательные технологии деятельностного типа  продуктивные задания  Основной результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий.   Главная состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Эти  условия могут задаваться при помощи учебной ситуации как особой  структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный  замкнутый цикл.      образовательная задача Учебная ситуация  – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:  • обнаруживают предмет своего действия, • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, • преобразуют   его,   например,   переформулируют,   или   предлагают свое описание и т.д., • частично – запоминают Отбор   и   использование   учебных   ситуаций   встраивается   в   логику традиционного   учебного   процесса,   позволяя   не   противопоставлять «ЗУНовскую»   и   «деятельностную»   парадигмы   друг   другу,   а   напротив, формировать   у   каждого   ученика  индивидуальные   средства   и   способы действий,   позволяющие   ему   быть   «компетентным»   в   различных   сферах, каждая   из   которых   предполагает  особый   способ   действий   относительно специфического содержания. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: • соревнования – командные и индивидуальные; • сюжетные – «поиск сокровищ», «строим дом» и др.; • ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» … • театрализация Учебные   ситуации   с   элементами   творческой,   конструкторской, социальной деятельности: • «Проектируем журнал»; • «Готовим праздник»  • «Делаем подарки» • «Пишем письмо…» Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) • маркировка,   группировка   и   упорядочивание,   классификация, сопоставление и сравнение (подведение под понятие) • проведение мини­исследований • описание и оценка Ежедневно используемые учебные ситуации: • Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение • Русский язык и чтение: «чисто­» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение • Окружающий мир: Дневник наблюдений Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики: • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)  • Работа с учебными моделями  (числа и их свойства, отношения, операции и др.) • Группировка,   упорядочивание,   маркировка,   классификация, сравнение  (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) • Описание   и   оценка  (свойств,   взаимного   положения   объектов, закономерностей и т.д.) • Конструирование   и   создание  (моделей,   математических выражений, схем и т.д.) • Ежедневный счет, вычисления, решение задач  Некоторые примеры учебной деятельности на уроках русского языка: • Игры   и   эксперименты  (со   звуками   и   буквами,   словами, грамматическими структурами, текстами   • Работа   с   учебными   моделями  (слова, тексты)  устные   высказывания, • Наблюдения,   обсуждения,   описание   и   анализ  (слова   и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)   • Группировка,   упорядочивание,   маркировка,   классификация, сравнение • Преобразование   и   создание  (кластеры,   списки   слов,   тексты, памятки, плакаты и т.д.) • Ежедневное чтение  (вслух и “про себя”)  и письмо  (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие  работы и др.) В   заключении   хотелось   предложить   вашему   вниманию   «   золотые правила», которые мы взяли за основу. «Золотые правила» использования приемов технологий Вы ­ блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; • Веди ученика от собственного опыта к общественному; • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; • Учи анализировать каждый этап работы; • Критикуя, стимулируй ученика На наш взгляд, портрет выпускника 1 образовательной ступени следующий: Портрет выпускника начальной школы:  Исследовательский интерес  Коммуникативность  Ответственность  Саморегуляция  Уважительное отношение к окружающим,  к иной точке зрения  Навыки самоорганизации и здорового образа жизни Универсальные учебные действия позволяют  выделить основные результаты  обучения и воспитания,  обеспечивают  широкие возможности учащихся для  овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности,  способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству,  самообразованию и саморазвитию. Поэтому посредством правильно  организованной деятельности можно добиться высоких результатов в  обучении.

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе

УУД как основа и результат реализации системно – деятельностного подхода в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018