Уважение к родителям и старшим

  • docx
  • 24.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок нравственности.docx

Тема: Уважение к родителям и старшим

Планируемые результаты

Личностные: проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

-  строить сообщения в устной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, планировать и контролировать учебные действия.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, видеоролик, солнце с лучиками.

 

Ход урока

I.                  Мотивация

Упражнение «Передай свою улыбку».

-  Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..(привет)

С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…..(привет)

При встрече через много лет вы крикните друзьям…..(привет)

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…..(привет)

И вы запомните совет: дарите всем друзьям……..(привет)

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ……..(привет)

- А теперь передайте свои  улыбки друг другу. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия.

II.               Сообщение темы урока.

- Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на уроке. Для этого нам нужно посмотреть видео. ( Слайд 2)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Правильно, о семье и об уважении к родителям и старшим.

III.           Работа по теме урока

 1. Рассказ учителя.

     С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благогови». ( Слайд 3)

Что такое «благогови»?

Благоговейное – доброе, вежливое, доброжелательное, приятное  отношение к старшим. ( Слайд 4)

Царь Петр I в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано:

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.»

 - Как вы понимаете эти правила?

- Какие из них и сегодня нужны?

- Расскажите, какие из перечисленных правил вы выполняете?

- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

        Основа основ – родительский дом. ( Слайд 5)

  2. Работа с пословицей

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.

- Давайте прочитаем пословицы и  постараемся объяснить их смысл.

( Слайд 6)

·        Старших уважай, младших воспитывай.

·        Сердце матери лучше солнца греет.

·        Доброе слово лечит, а злое калечит.

·        Молодой работает, старый — ум дает.

- Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим:            ( Слайд 7)

«Спелое пробуй, старших слушай»,- учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай»,- говорят  тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»,- услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит»,- говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики»,- скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», - считают чеченцы.

3. Блиц -  турнир

- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.

Вопрос:  Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ:  Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос:  Как вести себя при входе старшего в класс?

(Встать и поздороваться.)

Вопрос:  Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ:   Поздороваться первым.

Вопрос:  Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ:  Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос:  Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»(На «вы».)

Вопрос:  Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос:  К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ:  Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.

4. «Доскажи словечко»

 - Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим близким слишком поздно. Давайте говорить нашим родным людям добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем,  они услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:             ( Слайд 8)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

IV.            Итог

- Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Будьте культурными, вежливыми людьми. Уважайте и помогайте старшим.

( Слайд 9)

1.     Нельзя бездельничать, когда родители трудятся

2.     Настоящий сын/дочь бережет покой своих родителей

3.     Настоящий сын/дочь заботится о благе своей семьи

4.     Не вступай в пререкания со взрослыми, не груби

5.     Не выражай недовольство тем, что  у тебя нет той или иной вещи

6.     Не допускай, чтобы мама давала тебе то, что она не дает себе

7.     Не уходи никуда, не спросив разрешения и совета у старшего

8.     Уважай труд своих родителей, помогай им

9.     Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.

- Самое главное добро, которое можем сделать для своих родителей – заботиться о себе, чтобы они реже за нас волновались и переживали.

V.               Рефлексия

-         В начале  урока мы друг другу улыбнулись и пожелали, чтобы наше хорошее настроение осталось до конца занятия

Представьте сейчас себя лучиками солнца, разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки на использованные материалы:

 

1.                 Видеоролик « Моя семья» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls

2.                 Внеурочное занятие «Уважительное отношение к старшим» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/03/vneurochnoe-zanyatie-uvazhitelnoe-otnoshenie-k

3.                 Классный час «Уважение к родителям и старшим» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/klassniy-chas-uvazhenie-k-roditelyam-i-starshim-3500137.html

4.                  Открытое занятие  «Уважай старших». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/otkrytoe-zaniatie-uvazhai-starshikh.html

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru