Тема: Уважение к родителям и старшим
Планируемые результаты
Личностные: проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, планировать и контролировать учебные действия.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, видеоролик, солнце с лучиками.
.
Ход урока
I. Мотивация
Упражнение «Передай свою улыбку».
- Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..(привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…..(привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям…..(привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…..(привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям……..(привет)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ……..(привет)
- А теперь передайте свои улыбки друг другу. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на уроке. Для этого нам нужно посмотреть видео. ( Слайд 2)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Правильно, о семье и об уважении к родителям и старшим.
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя.
С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благогови». ( Слайд 3)
Что такое «благогови»?
Благоговейное – доброе, вежливое, доброжелательное, приятное отношение к старшим. ( Слайд 4)
Царь Петр I в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано:
Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.
Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.»
- Как вы понимаете эти правила?
- Какие из них и сегодня нужны?
- Расскажите, какие из перечисленных правил вы выполняете?
- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом. ( Слайд 5)
2. Работа с пословицей
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.
- Давайте прочитаем пословицы и постараемся объяснить их смысл.
( Слайд 6)
· Старших уважай, младших воспитывай.
· Сердце матери лучше солнца греет.
· Доброе слово лечит, а злое калечит.
· Молодой работает, старый — ум дает.
- Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: ( Слайд 7)
«Спелое пробуй, старших слушай»,- учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай»,- говорят тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»,- услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит»,- говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики»,- скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», - считают чеченцы.
3. Блиц - турнир
- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.
Вопрос: Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ: Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос: Как вести себя при входе старшего в класс?
(Встать и поздороваться.)
Вопрос: Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?
Ответ: Поздороваться первым.
Вопрос: Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ: Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос: Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (На «вы».)
Вопрос: Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа.)
Вопрос: К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?
Ответ: Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.
4. «Доскажи словечко»
- Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим близким слишком поздно. Давайте говорить нашим родным людям добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, они услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки: ( Слайд 8)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
Зазеленеет даже пень,
Когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо).
Когда бранят за шалости,
Мы говорим…(прости, пожалуйста).
IV. Итог
- Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Будьте культурными, вежливыми людьми. Уважайте и помогайте старшим.
( Слайд 9)
1. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся
2. Настоящий сын/дочь бережет покой своих родителей
3. Настоящий сын/дочь заботится о благе своей семьи
4. Не вступай в пререкания со взрослыми, не груби
5. Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи
6. Не допускай, чтобы мама давала тебе то, что она не дает себе
7. Не уходи никуда, не спросив разрешения и совета у старшего
8. Уважай труд своих родителей, помогай им
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
- Самое главное добро, которое можем сделать для своих родителей – заботиться о себе, чтобы они реже за нас волновались и переживали.
V. Рефлексия
- В начале урока мы друг другу улыбнулись и пожелали, чтобы наше хорошее настроение осталось до конца занятия
Представьте сейчас себя лучиками солнца, разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Ссылки на использованные материалы:
1. Видеоролик « Моя семья» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls
2. Внеурочное занятие «Уважительное отношение к старшим» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/03/vneurochnoe-zanyatie-uvazhitelnoe-otnoshenie-k
3. Классный час «Уважение к родителям и старшим» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/klassniy-chas-uvazhenie-k-roditelyam-i-starshim-3500137.html
4. Открытое занятие «Уважай старших». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/otkrytoe-zaniatie-uvazhai-starshikh.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.