Уж небо осенью дышало
Оценка 4.7

Уж небо осенью дышало

Оценка 4.7
docx
13.12.2020
Уж небо осенью дышало
А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало....docx

Конспект урока по литературному чтению во 2 «...» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» Вологда

Дата:

Учитель:

Методист:

Практикант:

Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: способствовать полноценному восприятию стихотворения А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Задачи:

1.     формировать читательскую компетентность учащихся, дать представления о художественном  приёме « Олицетворение» используемым автором;

2.     развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

3.     воспитывать умение видеть и ценить прекрасное.

 

Ресурсы:   портрет А.С. Пушкина, иллюстрации (ранняя, поздняя осень) Иллюстрация «Летний луг»

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята меня зовут .... Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я  очень рада вас видеть.

Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

Слушаем внимательно.                     

 

 

Целеполагание

-Ребята, сегодня мы будем знакомится, со стихотворением, которое написал Александр Сергеевич Пушкин

-А о чем будет, это стихотворение вы узнаете, если отгадаете загадку?    

 Листьям - время опадать.

Птицам - время улетать.

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать,

Солнцу - стынуть,

Тучам - злиться.

Нам с тобой - Идти учиться.

-О  каком времени года говорится?

- Какие признаки осени вы знаете?  

- Рассмотрите две  иллюстрации

- Какой изображена осень на иллюстрациях?

( Ранняя осень, поздняя осень) ( иллюстрации на доске)

- Какие краски использовали художники в ранней осени?

- Какие краски использовал художник в поздней осени?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Об осени)

(листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…..).

Ранняя, поздняя осень

(В ранней осень художник использовал жёлтые, красные, зелёные  краски.

В поздней осени художник использует коричневые, чёрные краски)

 

 

Подготовка к первичному восприятию

Откройте учебники на странице 51. Прочитайте автора и название стихотворения. ( на доску)

- Кто автор стихотворения? Вы о нём что ни будь, слышали?

Александр Сергеевич Пушкин( портрет на доске)  - родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о дружбе, о природе.

Итак, что вам особенно запомнилось из рассказанного мною о поэте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы отметить

 

 

Первичное восприятие

- Ребята, послушайте стихотворение и  представьте картины, которые рисует поэт в своем произведении. Чтения стихотворения учителем.

- Какую картину вы представили после прослушивания?

 

 

 

Грустная, печальная.

 

Проверка первичного восприятия

- О каком времени года идёт речь?      

- О какой осени говориться о ранней или о поздней посмотрите на иллюстрации и скажите, к какой иллюстрации больше подходит это стихотворение?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

-В этом стихотворение встретились старинные незнакомые слова. Найдите значение этих слов в сноске внизу странице. Прочитайте про себя.

Сень - покров, который образуют кроны деревьев, их ветви и листьев.

Нива – поле

Почуя - от «чуять» чувствовать

Об осени

О поздней осени говориться в этом стихотворении.

 

Повторное чтение и анализ

- Прочитайте это стихотворение жужжащим чтением.

Чтение детьми самостоятельно.

- Обратите внимание на первую часть стихотворения,  какие знаки препинания, стоят  в конце каждой строки. Что вы заметили?
- Как будем читать эту часть стихотворения?
- Сейчас мы будет читать,  первую часть стихотворения медленно и вдумчиво по цепочки начиная с первого ряда по строчке. Все следят и внимательно слушают.

- О каком времени года рассказывает поэт?
- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь?
- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень?

-А почему не радует героя- рассказчика поздняя осень найдите в тексте этому доказательство?
- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью?
- Что это значит «лесов таинственная сень с печальным шумам обнажалась»?

- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться.
- Какой это шум?

- Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают?

- Мы это только видим или и видим, и слышим, как улетают птицы в тёплые края?
- Как вы думаете, кричат они радостно или грустно?

- Вам не кажется, что мы приоткрыли тайну? Что хочет сказать поэт?

 

(На доске открывается запись)

1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки.

- Почитайте первую строку стихотворения
- Как вы это представляете?
- Поэт изображает осеннее небо как живое, существо
- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах?
- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.(на доску)
- Как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения?

- Ребята вам не кажется, что мы приоткрыли ещё одну тайну.

 

2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.

- Читаем вторую часть стихотворения.
Чтение про себя. Обратите внимание на знаки препинания.
- Что вы заметили?

- Ребята, откройте учебник на странице 52 в конце странице в синей рамочке прочитайте, что обозначает точка с запятой.

- Сейчас мы будет читать вторую часть стихотворения, по цепочки начиная с третьего ряда по строчке
Чтение 2й части стихотворения по цепочке.

(На доске открывается надпись)

Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.

- Миша тоже читал 2ю часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами. Давайте расшифруем Мишину запись.
Какие строки стихотворения породили Мишино ощущение?

- Темно и холодно. Какая  строчка стихотворения подходят к Мишиному ощущению?

-Тихо. Какая строчка подходит к Мишиному ощущению?
- Голодно. Какая строчки подходят?

-Страшно.

 

 

-Пусто.

 

Тихо.

 

(Дети читают и соотносят строки стихотворения с Мишиными высказываниями)

Учитель читает вторую часть стихотворения , а дети мысленно рисуют картины.
- Какие картины вы «нарисовали» ко второй части?
- Вы нарисовали только осенние картины?
- Как вы думаете, зачем автор пишет об этом?
- Ребята, а вы сейчас приоткрыли еще одну тайну.
(На доске открывается запись)

3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было летом, на лужке паслись коровы.

- А вот и летняя картина «Летний луг» ( на доске или экране)

- Какое у вас настроение, когда вы на нее смотрите?
- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этой картине: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (радостная, быстрая, достаточно громкая)

Сейчас вы будете работать в парах. Вам будут выданы листы, где написаны осенние приметы ваша задача найти эти приметы, и подвертит строчкой из стихотворения. Соединить на листочке.

1) Птицы улетают на юг.

2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

3) Листья опадают, деревья становятся голыми.

4) Небо серое, на улице пасмурно.

5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.

( Проверка будет осуществляться фронтально)

 

- Ребята, сколько нам приоткрылось тайн?

- Как вы думаете, почему они нам приоткрылись?
- Давайте вспомним еще раз эти тайны.

- Сейчас мы ещё с вами прочитаем это стихотворение еще раз со всеми применениями, интонационно передовая настроение поэта  вдумчиво, красиво.

Первую часть стихотворения поднимите руку, кто хочет прочитать?

- Вторую часть стихотворения кто хочет, прочитать поднимите руки?

 

 

После каждой строки стоят запятые, в конце – точка.

 

- Читать будем медленно, вдумчиво.

 

 

 

 

Об осени

(о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)
(Не радует, он называет ее «скучная пора»)



(«лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

Деревья сбрасывают последние листья

 

 

(«…с печальным шумом»)

Шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами

«Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

Улетают на юг в тёплые края

Мы видим и слышим крики гусей

 

Грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами

 

 

 

 

 

 

 

«Уж небо осенью дышало»

Небо серое, затянутое тяжелыми облаками

 

Солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся

 

 

 

 

 

Чтобы показать живую жизнь природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

после многих строк стоит ; и –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«встает заря во мгле холодной»

«На нивах шум работ умолк»

« С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк»

« Его почуя, конь дорожный

Храпит- и путник осторожный

Несётся в гору во весь дух»

«На утреней заре пастух

Не гонит уж коров их хлева»

«И  в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок»

 

 

 

 

 

 

(Нет. Картины луга, пастушка с коровами – это летний пейзаж)
(Автор хочет, чтобы мы вспомнили то, что было летом, до наступления осени)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Радостное, на картине цветущий луг, голубое небо, яркое солнышко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями)

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята вам понравилось стихотворение А. С. Пушкина? «…Уж небо осенью дышало»

- А что тебе понравилось?

Ребята, у  вас на столах лежат, карточки с помощью вопросов оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Было интересно….

Знания полученные на уроке пригодятся….

 

 

 

Итог урока

Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны на уроке.

 

 

 

           

 

Оформление доски

Александр Сергеевич Пушкин
«…Уж небо осенью дышало»
 

 

 

 

 


http://uchebana5.ru/images/1467/2933659/fed74a45.jpg

http://www.modernhdwallpaper.com/images/2014/3/20/Beautiful%20woods%20Landscape.jpg

http://proxy11.media.online.ua/photo/r2-2225abad14/889267_800.jpg

http://static4.depositphotos.com/1009043/282/i/950/depositphotos_2821192-Summer-meadow.jpg

1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки

 

2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.

3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было летом, на лужке паслись коровы.


 

Конспект урока по литературному чтению во 2 «

Конспект урока по литературному чтению во 2 «

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Какие краски использовал художник в поздней осени? (Об осени) (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…

Какие краски использовал художник в поздней осени? (Об осени) (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…

Грустная, печальная.

Грустная, печальная.

Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? -А почему не радует героя- рассказчика поздняя осень найдите в тексте этому доказательство? -

Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? -А почему не радует героя- рассказчика поздняя осень найдите в тексте этому доказательство? -

Почитайте первую строку стихотворения -

Почитайте первую строку стихотворения -

Чтение 2й части стихотворения по цепочке

Чтение 2й части стихотворения по цепочке

Учитель читает вторую часть стихотворения , а дети мысленно рисуют картины

Учитель читает вторую часть стихотворения , а дети мысленно рисуют картины

Листья опадают, деревья становятся голыми

Листья опадают, деревья становятся голыми

Итог урока Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны на уроке

Итог урока Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны на уроке

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки 2 тайна:

Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки 2 тайна:
Скачать файл