В ЧЕМ ЗАЛОГ ТВОЕГО УСПЕХА
(занятие - ролевая игра)
У каждого человека свои звезды.
Одним - тем, кто странствует, -
они указывают путь.
Для других это просто
маленькие огоньки.
А. де Сент-Экзюпери
Цели:
· определить причины удач и неудач в жизни; выяснить через категории этики такие понятия, как «пассивность» и «активность».
Задачи:
· научить ребят работать в команде; определить, откуда берутся удачливые и неудачливые люди.
Методические рекомендации:
· во время занятия провести несколько игр, выявляющих активных и пассивных учеников; включить в занятие мини-викторину.
Реквизит:
· веревка длиной 2-3 м; карточки с вопросами для викторины;
· карточки со значением имен, два интересных афоризма, записанных на доске.
Ход мероприятия
Активность и пассивность
Воспитатель: Для успеха в жизни необходима определенная активность - само в руки ничего не дается. Поэтому те люди, которые сами строят свою судьбу, как правило, большего достигают и в карьере, и в личной жизни. А те, кто пассивно ждут милостей от природы, могут остаться в одиночестве и так никогда и не воплотить свою мечту. Некоторые ученые считают, что удача и неудача в жизни зависят и от имени, которое получил человек при рождении. При этом считается, что мужчинам лучше иметь более жесткие, мужественные имена, а женщинам - мягкие и женственные.
Далее читает по карточкам один из учеников:
«Имя Виктор (переводится как «победитель»); Александр («защитник людей»); Андрей («мужественный человек»); Алексей («защитник»); Арсений («мужественный»); Валерий («здоровый»); Геннадий («родовитый»); Евгений («благородный»); Михаил («божественный»); Игорь («сильный»); Сергей («высокочтимый»); Филипп («любимец коней»); очень хороши имена славянского происхождения - Владислав, Ярослав, Владимир. А вот имя Тарас переводится как «бунтарь».
Далее читает одна из учениц:
«Замечательны такие имена, как: Анна («милость»); Анастасия («воскресение»); Валентина («здоровая»); Дарья («победительница»); Мария («превосходная»). Приятны на слух имена русские - Вера, Надежда, Любовь, а еще по некоторым поверьям если дочерей назвать так, то дом не обойдет стороной счастье».
Учитель: Это, конечно, только имена, и жизнь зависит не столько от имени, сколько от характера человека. От чего зависит активность и пассивность людей, мы попробуем выяснить.
Задание
Воспитатель предлагает ребятам поработать в команде. Задание такое:
один из учеников пишет на доске 2 известных афоризма. Можно написать такие афоризмы: «К ребенку нужно относиться с величайшим уважением» (Ювенал), «Кто никому не доверяет, тот никогда не будет иметь друзей» (Гораций). Ребята создают команды по несколько человек. Читают афоризмы они таким образом: каждый из участников прочитывает только одно слово, но с такой интонацией, чтобы сочетать это слово с остальными. Остальные ребята составят объективное жюри. Ребята, прочитавшие лучше, могут по праву носить название «команда».
Учитель: Это качество - работать в коллективе - очень пригодится вам в будущем. Другим надо просто немного потренироваться - и у них тоже все получится.
Но активность и умение владеть ситуацией могут пригодиться и в реальной жизни. Не только могут, но и, скорее всего, не раз пригодятся.
Игра «Эй, капитан!»
Все ученики - это отряд туристов. Желающие по очереди будут капитанами. Веревочка, проложенная по центру класса, символизирует собой бурную горную реку. Все туристы остались на одном берегу, а капитан, как очень спортивный молодой человек, сумел перепрыгнуть на другой берег. Теперь его задача состоит в том, чтобы только с помощью мимики и жестов передать своей команде: «Опасность! В лесу клещи!». Далее капитан пытается изобразить опасность, а команда пытается его понять. Задание следующего капитана может быть таким: «Я расстроен! Ворона стащила сыр!». Задание третьему и четвертому капитанам: «Берегитесь! С гор бежит снежный человек!»; «Вы не поверите, но уже прилетели грачи!». Игра,- может продолжаться и дальше.
Воспитатель предлагает провести мини-викторину на самые разные темы.
· Кто может назвать мне камень долголетия и правдивости? (Нефрит)
· Скажите, догадается кто-нибудь, как по-гречески звучит слово «глина»? (Керамика).
· Кто из русских правителей в Татьянин день издал Указ об открытии Московского университета? (Елизавета Петровна).
· Название, какого гриба похоже на название известного продукта? (Маслята).
· Почему греческие игры стали называться Олимпиадами? (В честь горы Олимп).
· Почему один из великих русских князей носил прозвище Большое Гнездо? (Всеволод Большое Гнездо, потому что у него было много детей).
· Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя).
· Как звали героиню романа А. Грина «Алые паруса» (Ассоль).
· В какой сказке А. С. Пушкина появляется белочка, грызущая: золотые орешки? (В «Сказке о царе Салтане»).
· Какое государство созвучно с головным убором? (Панама). Как называются жители княжества Монако? (Монагаски).
Воспитатель: Ну, вот и поиграли, вы все молодцы, все угадали, \ давайте двигаться дальше.
Причины неудач
Воспитатель: Ребята, поверьте мне, жизнь на самом деле полосатая. Так уж задумала её природа. И радость в ней соседствует с печалью, богатство с бедностью, а успех с неудачами. Неудачи могут быть абсолютно у всех людей, даже, казалось бы, у самых удачливых. Как вы думаете, от чего зависит количество неудач в жизни? Вспомните правила этикета, жизненные ситуации, свой пусть небольшой жизненный опыт. Представьте себе, что человек уже к 5-ти годам начинает жить по сценарию, разработанному для него взрослыми людьми — родителями и воспитателями. На основании разнообразия образцов ребенок формирует свой собственный сценарий, в котором уже определены все важнейшие события его жизни: на ком жениться, сколько иметь детей, чему радоваться и от чего огорчаться, как относиться к миру.
Выбранный сценарий будет определять все важнейшие поступки и дела человека, его жизнь. Главное - выбрать пьесу с хорошим окончанием. В этом случае человек становится Победителем, т. е. он достигнет всего, о чем мечтал. Неудачник часто поступает в совершенно ненужный ему институт, дружит с какими-то странными личностями и т. д. Многое в выборе судьбы принадлежит человеку, но кое-что зависит и от родителей. Если малышу в детстве говорили: «Не трогай!», «У тебя ничего не получится!», то он, скорее всего, будет не очень удачливым человеком. Счастливым обладателем легкой судьбы станет тот человек, которому родители говорит так: «Совсем не обязательно трогать это руками, просто посмотри», «У тебя обязательно все получится, только в следующий раз». Несмотря на это, вы сами строители своей судьбы и при желании вполне можете перебороть все установки, заложенные в детстве. Будьте сильными и уверенными в себе. А причины неудач мы с вами сейчас разберем вместе.
Дальше ребята пытаются назвать причины неудач в жизни. Это обсуждается всем классом.
Воспитатель: Попробуем подвести итог?
Ø Неудачи чаще бывают у того, кто не стремится к успеху - это абсолютно верно. Значит, целеустремленность - нужное для успеха качество.
Ø Неудачи преследуют того, кто в жизни никогда ничего не доводит до конца - значит, упорство тоже необходимо.
Ø Неудач много у того человека, кто много говорит и мало делает — значит, для успеха необходимы поступки.
Ø Неудачи - удел необразованного и мало знающего человека - еще древние утверждали, что знания необходимы для жизни.
Ø Неудачлив, как правило, тот, кто слишком самоуверен, но и неуверенность не приведет к успеху.
Ø И, конечно, для удачи надо просто в нее верить!
Отказ от роли неудачника - непростая задача. Начать надо с мелочей. Например, отвечая на экзамене на вопрос билета, следует вести себя так, что вы все знаете: у вас должен быть уверенный взгляд, гордо поднятая голова, блеск в глазах. Сравните: если вы низко опустите голову, а отвечать будете неуверенно и тихо, о вас сложится более неблагоприятное впечатление, даже если вы очень хорошо знаете ответ. Измените, жизненный сценарий в мелочах - и у вас будет все гораздо лучше в более важных делах.
Истинная вежливость - владеть собой, своими эмоциями. Вежлив и тактичен не тот, кто читает книги по этикету, а для кого хорошее отношение к людям стало душевной потребностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.