«В мире звуков. Варианты постановки звука [Р]»
Оценка 4.7

«В мире звуков. Варианты постановки звука [Р]»

Оценка 4.7
docx
18.04.2023
«В мире звуков. Варианты постановки звука [Р]»
рекомендации для родителей 1.docx

1.       Упражнения, направленные на подъём языка

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижат к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти может использоваться большой палец ребенка (следить за чистотой рук).

 

008.jpg

2.       Упражнения на формирование направленной воздушной струи

«Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Пчёлка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят к альвеолам, ребёнок произносит звук Дзж.

При слабости выдоха и недостаточной вследствие этого вибрации кончика языка проделайте с ребенком дыхательную гимнастику. Например, предложите ему дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Силу выдоха тренируют надувание шаров и резиновых игрушек, игры на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке. Можете предложить несколько упражнений дыхательной гимнастики.

 «Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 

 

 

 

 

 

3.       Упражнения для выработки вибрации:

Для того чтобы ребёнок понял, что такое вибрация, необходимо отработать

3.1.упражнения на вибрацию губ.

«Кучер» (Тпрру)

Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру

И скажу лошадке: "Тпру!"

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук "тпрру-у-у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами. 

«Лошадки фыркают»

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

3.2. Упражнения для выработки вибрации языка:

«Барабан» или «Дятел»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук должен произноситься так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

 

img7.jpg

 

7. Произносить слоговое сочетание ЗА с несколько удлиненным звуком З: ЗЗЗЗ-ЗА. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом из стороны в сторону. В момент возникновения вибрации слышится [р].

После появления звука Р отработать шепотную вибрацию: 1) производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.

8. Для вызывания звука Р есть упражнение «Пылесос».

«Пылесос» хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения вперёд-назад («пылесосим и при этом включаем звук пылесоса»). При правильном выполнении слышится звук Р.

9. Способ постановки Р, Все логопеды обожают вызывать звук Р с помощью всевозможных вибраций ("моторчик", «жужжалочка» и им подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук Ж длительно, на одном выдохе, и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука.

Это были классические способы постановки звука Р на выдохе.

10. Постановка звука Р на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука С. Ребенок произносит длительно С-С-С, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину».

Постановка от звука Д.

Здесь существует несколько вариантов постановки.

1. От звука Д-Д-Д произносится кратко. Ребёнку даётся та же инструкция, что и при выполнении упражнения «Барабан»«Дятел». При ощущении выдыхаемой воздушной струи логопед под языком делает быстрые колебательные движения шариковым зондом.

2. Звук Д произносится длительно, как можно дольше не отрывая кончик языка от альвеол («подуй на парус так, чтобы он порвался»).

3. Ребенок произносит звуки Д-Т, ритмично чередуя их в быстром темпе при смыкании языка с верхними деснами (а не с альвеолами - это важно) Рот открыт, при многократном повторении необходимо сильно дуть на кончик языка. Получится звук Р.

4. Для выработки вибрации можно использовать звук Д, произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.

Сначала отрабатываем двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд, затем повторение идет с усилением последнего звука (дД, ддД, дддД).

5.«Шмель»

Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит ДЗЗ. Оно будет очень похоже на ДЖЖ. Говорится ребенку, что это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам (тем самым провоцируется более четкая вибрация).

6. Постановка от упражнения «Грибок».

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу ("Грибок");

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении);

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

 

 «В мире звуков. Варианты постановки звука [Р]»

Рекомендация для родителей

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Хоринская СОШ»

 

Илларионова Лариса

Виссарионовна

учитель-логопед


 

Упражнения, направленные на подъём языка «Вкусное варенье»

Упражнения, направленные на подъём языка «Вкусное варенье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023