О.Чебукина
педагог-библиотекарь
МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
«В них вся Вселенная живёт»
2021г.
«В них вся Вселенная живёт»
Цель: Привить умение самостоятельно ориентироваться в мире словарей.
Задачи:
Образовательные - познакомить обучающихся со словарями.
Воспитательные – привить любовь к словарям.
Развивающие – развитие способности работать в группах, самостоятельно добывать информацию.
Формирование УУД
Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
Регулятивные – обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебную познавательную деятельность.
Коммуникативные – обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.
Познавательные – обеспечивают способность к познанию, готовность осуществлять направленный поиск, обработку информации.
Оборудование
ПК, Мультимедийный проектор, книжная выставка «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» А.Франс
Прогнозируемый результат
Умение пользоваться словарями
Подготовительный этап
Класс делится на три группы. Заранее побирается материал
Форма проведения: игра – путешествие; для 5 класса
Практическое задание: «Попробуй найти!»
Ход урока
Библиотекарь: Приветствовать рада я вас
Как в классе светло от сияющих глаз
Игру-путешествие мы начинаем
по страницам разных словарей.
Как ваше настроение? Готовы ли вы к путешествию? Хотите для себя узнать что-то новое?
Послушайте стихотворение Якова Козловского:
«Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими Государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.»
Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Ответы детей)
Правильно, тема нашего занятия посвящена словарям.
А какова же цель нашего занятия? (Ответы детей)
Основной этап
Человек не может знать обо всём на свете и хранить в памяти множество различных сведений: дат, фактов, цифр, названий имён. Если вам нужно что-то узнать или проверить, то обратитесь к словарям и энциклопедиям.
Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи.
Это книги и скупые, и щедрые одновременно: в них вы редко найдёте стихи или рассказы. Статьи справочников и словарей, как правило, невелики по объему и написаны строгим, сухим языком. В них кратко даны основные сведения о предмете.
Французский философ А. Франс говорил:
«Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать,
Словарь – это книга книг.
Он включает в себя все
другие книги, нужно лишь
извлечь их из него…».
Со словарями работают ученые, писатели, журналисты, преподаватели, студенты. Как тут не вспомнить известные строки, написанные поэтом С.Я. Маршаком: «Усердней с каждым днём смотрю в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.»
Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом значений слов с одного языка на другой. Существуют несколько типов словарей. Все они помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор. Словари – наши добрые друзья и помощники в овладении знаниями.
Существуют несколько типов словарей.
А какие вам, ребята, словари известны? (Ответы детей). Для того чтобы получить помощь от словарей, нужно уметь ими пользоваться.
Подразделяют все словари на два типа: языковые и энциклопедические. В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной литературы, в разговорной речи.
Для вас, ребята, издан ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников. Важной частью школьного словаря является предисловие. Чтобы впустую не тратить времени на поиски нужной справки о слове, следует внимательно прочитать предисловие. Во всех словарях имеется заглавное слово, оно расположено в алфавитном порядке. Значит, для успешного пользования словарями, надо знать алфавит.
Наше путешествие начинается, первая станция - Толковые словари.
Словари, поясняющие, «толкующие» слова, называют толковыми, в них раскрыт смысл каждого слова, читать их одно удовольствие. Материал расположен в алфавитном порядке. Из них наиболее известен «Толковый словарь» В.И. Даля. В.И.Даль работал над ним всю жизнь. Его «Толковый словарь живого великорусского языка» есть энциклопедия русской культуры – не только свод знаний, но и свод верований, обычаев, привычек, нравов русских людей в их каждодневной жизни. Всё это напрямую выражено в народном слове, пословице, поговорке, примете, загадке – во всех возможных образцах устного творчества. Почему устного, а не письменного? Потому что Даль опирался, прежде всего, на крестьянскую речь, как основу языка в сельской стране, а крестьяне тогда были неграмотные. Книги для многих из них были недоступными. А как вы думаете, почему собиратель обратился именно к речи неграмотных крестьян, а например, не к речи высокообразованного дворянства? (Ответы детей). Вспомните, на каком языке чаще всего говорила русская аристократия. На русском? Нет. Дворяне изъяснялись в основном по-французски.
Явление Даля стало чудом русской культуры. Словарь, завещанный им потомкам, в том числе и нам с вами: дар, как подарок.
Станция - Словари орфографические Орфаграфический словарь учит грамотно писать слова. К ним полезно обращаться, когда вы не знаете, как написать то, или иное слово, которые нельзя проверить правилами. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. В словаре все слова расположены в алфавитном порядке. Когда найдёте в словаре слово, прочитайте его, а затем внимательно посмотрите, как оно пишется. В словаре имеются грамматические указания, они помогут правильно писать слова в разных падежах, лицах и т. д Словарь поможет вам быстрее научиться грамотному письму.
Следующая станция орфоэпический словарь, этот словарь учит правильно произносить слова, говорить и читать.
Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым признаком культурной, грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение, чтобы составить не слишком лестное мнение о его образовании и степени общей культуры.
Слова расположены в алфавитном порядке.
Следующая станция Морфемно-словообразовательный словарь.
Этот словарь поможет вам находить в слове все его части: приставку, корень, суффикс, окончание и основу. Не думайте, что этот словарь – скучная книжка. Этот словарь поможет вам в изучении орфографии, научит понимать правила орфографии, поскольку большинство их опирается на понятие морфемы. В словарь включены наиболее употребляемые в детской устной и письменной речи слова. Словарные статьи даны в алфавитном порядке. Каждая из них представляет собой гнездо однокоренных слов: главное слово (производящее) и слова, образованные от него (производные). Для закрепления полученных знаний на каждой странице словаря есть вопросы-задания. Для вас есть в нём рисунки, интересные вопросы обо всём на свете: о животных и растениях, приключениях и чудесах, путешествиях и изобретениях. Попробуйте ответить на них, и вы поймёте, как в русском языке образуются новые слова.
Следующая станция этимологический словарь.
Формирование лексического состава русского языка является длительным и сложным процессом. Язык нашего народа продолжает изменяться и в наши дни : происходит пополнение неологизмами (зачастую это слова, связанные с новыми технологиями, пришедшие из зарубежа политические и экономические термины), отходят в пассивный словарный запас, а затем полностью устаревают слова, вышедшие из употребления. Чтобы суметь разобраться во всех этих процессах, и существует наука этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов и их первоначальное значение.
Этимологический словарь русского языка объясняет происхождение слов современного языка, которые наиболее часто употребляются в нашей стране. Они дают представление о появлении различных слов в русском языке, времени и месте их возникновения. В данный словарь включены как исконно русские, так и заимствованные слова.
Слова, содержащие этимологические пояснения, располагаются строго в алфавитном порядке. Каждое из таких слов имеет свое истолкование в отдельной словарной статье и даётся прописными буквами полужирным прямым шрифтом. Содержащиеся слова, от которых ведёт свое начало словарное слово, обозначены курсивом.
Следующая станция: фразеологический словарь русского языка. Этот словарь - устойчивых выражений, (например пыхтеть как паровоз) является помощником и опорой школьников, изучающих русский язык. Он поможет повысить культуру речи, обогатит словарный запас образными выражениями. В словарь вошли фразеологизмы, бытующие в современном русском языке и широко представленные в текстах художественных и публицистических произведений советской литературы, классиков XIX –XX века. Фразеологизмы располагаются в словаре строго в алфавитном порядке.
Продолжим наше путешествие, следующая станция – словари антонимов и синонимов. Слова с противоположным значением называются антонимами. Антонимы употребляются для большой выразительности, для сопоставления и противопоставления. Он поможет развить письменную и устную речь, сделать её более выразительной, образной, яркой. С ними мы встречаемся часто, используя в пословицах, поговорках, афоризмах, (например, меньше говори, а больше делай). Пользуясь словарём, можно узнать, как образуются антонимические пары (например, увеличивать - уменьшать, включать - выключать), как образуются словообразовательные ряды антонимов (например, высокий – низкий, возвышенность – низменность). Как антонимия сочетается с синонимией, как образуются синонимические антонимы (например, молодой – старый, молодой – престарелый, молодой – дряхлый).Умело включенные в речь антонимы могут сделать фразу острой и образной.
Синонимы – это слова близкие по значению. Когда один и тот же предмет, вещь, явление, можно назвать различными словами. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а человека, состоящего во враждебных отношениях с кем либо, врагом, неприятелем, противником. Умение правильно ими пользоваться делает речь более точной, яркой, и выразительной.
Станция Энциклопедические словари
Энциклопедические словари делятся на общие, универсальные и отраслевые. В общие энциклопедии помещаются сведения из самых разных областей. Примером такого справочника является «Детская энциклопедия».
В отраслевые словари включаются термины какой-либо отрасли науки, техники, искусства, литературы.
Универсальные могут отвечать на любой вопрос. Например, многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всём».
Таким образом, в энциклопедических словарях говорится о самом предмете, понятии, явлении, об ученых, изобретателях, героях войны и труда и.т. д.
А в языковых приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке художественной литературы, в разговорной речи и.т.п.
Физкультминутка:
Быстро встали
Выше-выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернулись
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. И последняя наша станция «Попробуй найти». Работа в группах.
Наш класс разделён на три группы. Используя книжную выставку, найти информацию в определённом словаре.
Задание для группы№1
1.Найдите значение слова «г…сударство»
2.Подобрать синонимы к слову «Смелый»
3.выпишите несколько фразеологических слов
Задание для группы №2.
1. подобрать атонимы к слову «радоваться»
2.Что означает слово « БУКИНИСТ»
3.подобрать антонимы к слову «истина»
Задание для группы №3
1.Используя орфографический словарь, исправь ошибки:
На прашлагодние ошипки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Вновь потиплела в декабре
Запахло сенам на дваре.
2.выпиши несколько фразеологических слов.
3. Что означает слово «ПОЛИГЛОТ»
Библиотекарь:
Сегодня мы познакомились с некоторыми видами словарей, научились находить нужную информацию в них. Мы убедились, что словари, действительно, помощники в учебе. Они помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал известный знаток книг и писатель Е. Осетров:
« Много книг на свете,
многие из них достойны пристального внимания, но словари…
О, словари, мои драгоценные словари,
Вас нельзя не любить»
Не случайно о роли словарей говорится в разных пословицах. Посмотрите на экран.
Словарь – твой друг, без него, как без рук.
Вперёд узнай, а потом рассуждай.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Выберите пословицу, которая передаёт основную мысль нашего урока, докажите, что это так. (ответы детей) Конечно, словарь – твой друг, без него, как без рук.
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»
К.Г. Паустовский. Берегите наш русский язык. В этом вам помогут словари русского языка.
Кто узнал новое на уроке? Помашите правой рукой. Кто испытывал затруднения - помашите левой рукой. Кто очень старался, погладьте себя по голове.
А мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы! Дайте оценку классу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.