В период модернизации образования одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся. Решение этой задачи связано с активизацией обучения. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Изучив существующие технологии, можно сделать вывод, что именно проблемное обучение является наиболее эффективной для формирования познавательной самостоятельности обучаемых, развития их логического мышления и творческих способностей.
Использование проблемного обучения дает возможность при минимальных затратах времени получать максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Концептуальные аспекты проблемного обучения
Ведущая идея концепции:
вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемно сформулированных вопросов и заданий;
Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Именно, создание проблемных
ситуаций, их анализ, активное участие
учеников в поиске путем решения
поставленной учебной проблемы
возбуждает мыслительную активность
обучаемых и поддерживает глубокий
познавательный интерес
Интерес учащихся к проблеме, а следовательно, и их познавательная активность будут зависеть от того как ставится проблема, каким путем учащиеся «вводятся в проблемную ситуацию».
Чаще использую такие ситуации: 1.Ситуация неожиданности
Ситуацию неожиданности необходимо создавать при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью. Основой для создания такой ситуации часто служат занимательные опыты.
Например, при изучении темы «Преломление света» демонстрирую опыт исчезновения стакана внутри сосуда. Задаю вопрос: почему такое происходит?
Этот опыт вызывает интерес у учащихся и заставляет задуматься.
Такие опыты, демонстрации в начале изучения новой темы интригуют учеников, вызывают большой интерес своей необычностью, вызывают положительные эмоции как удивление и служит подспорьем для повышения мотивации к изучению физики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.