В ПРИОРИТЕТЕ – НАТАСКАТЬ И СДАТЬ ЕГЭ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Из педагогического опыта
Мотив тех, кто вводил ЕГЭ – соединение выпускного и вступительного экзаменов, что позволяло выпускникам даже из глубинки поступать в престижные ВУЗы страны. А вот педагогическая общественность была категорически против, так как основные воспитательные и образовательные функции подвергались серьезной корректировке. А если проще – школа становилась на уровень натаскивания вместо обучения и воспитания.
А вот начальство упорствовало: ведь как тогда отчитываться о проведении реформ, под реализацию которых были взяты серьезные кредиты? Общественное мнение удалось задвинуть на задворки.
И сейчас помню, как в советской школе писал сочинение. Да, и тогда была схема: вступление, основная часть, вывод. Но она не мешала выражать личное мнение, собственные мысли, даже если это мнение и эти мысли не соответствовали общепринятым. Предлагалось, как правило три темы: две по пройденному материалу, а третья – свободная.
Ныне придуман ТАКОЙ алгоритм написания сочинения: строгое соответствие количеству знаков, полное игнорирование собственного мнения, крайне ограниченное время для написания, что СОЧИНЕНИЕ совершенно потеряло первоначальный смысл – СОЧИНЯТЬ. По факту сочинения отменены. Искренне жаль детей. Ведь потребность выражать собственные суждения остались. Хуже, когда провоцируют детей выбирать между предметами. Так и хочется сказать горе-реформаторам: а если мне нравятся сразу несколько предметов, от лирики к физике. Как тогда быть?
Еще раз повторю, что в результате «натаскивания» учащиеся зацикливаются только на том, что будет в ЕГЭ, отвергая наличие разностороннего общего развития. И происходит то, что чем хуже общая подготовка, а натасканность выше, то запросы и ожидания становятся тоже выше.
А сторонников реформ хочется предупредить: будьте осторожны в высказываниях, типа, надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение. В техническом направлении эксперименты очень даже необходимы. Что касается сферы образования, необходимо всегда помнить, что речь идет о детях, а не о «железяках». Эксперименты с детьми – крайне опасная стезя. К сожалению, реформаторы в большинстве своем, ослепленные, оглушенные и оглупленные, оказались неспособными осмыслить суть происходящего.
А что, собственно, происходит? Уровень выпускников вузов катастрофически упал. Кто крайний? В вузах полагают, что школа, в школах, что вузы. Призывали много лет экспериментировать? Призывали. Теперь пожинаем плоды. Оказывается, решение о внедрении ЕГЭ было ошибочным. Все хорошо. Только как быть тем, кого натаскали на ЕГЭ, лишив всего остального? Кто за это ответит?
Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука», в частности отметил: «Нужно обязательно поднимать престиж и статус учителя. Потому что от учителя зависит очень многое. И работа с учителями — тоже большая забота должна быть университетов и РАН. И мы стараемся это делать. У нас есть базовые школы РАН, это более 100 школ по стране из 32 регионов. <...> Мы считаем, что необходимо, чтобы туда приходили ученые, работали и там начинали сопровождение молодежи. Считаю, что задача сопровождения молодежи, начиная со школы, — одна из главных задач членов РАН». Он добавил, что в настоящее время в школьном образовании есть ряд серьезных проблем, одна из которых — отсутствие идеологии, которая «должна строиться на тех ценностях, которые объединяют» жителей страны. Еще одна проблема, как считает глава РАН, связана со школьными учителями.
Единый госэкзамен следует отменить, и вернуться к традиционному русскому образованию, написал в своем Telegram-канале вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Обнадеживает, что даже в руководстве РАН и Госдумы обеспокоились плодами «реформы» образования. Очень бы хотелось за подобными высказываниями увидеть реальные решения.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.