"В начале было слово..."
Оценка 5

"В начале было слово..."

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл +1
15.06.2018
"В начале было слово..."
В статье автор представляет материал об интерпретации понятия "слово" в русской живописи и традициях православной иконописи и в русской литературе на примере филологического анализа стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Данный материал имеет практическую направленность и может быть использован в качестве дополнительного дидактического материала в системе работы над темой "Художественный мир А.С. Пушкина" как в школьной практике, так и на семинарских занятиях в колледже .
сила слова Документ Microsoft Office Word.docx
Спасибо слову, в котором,  как в мире,  ­ мир настоящего, мир будущего, мир отошедшего,  Бесконечно великая Вселенная в туманностях и звёздах,  И непостижимая Вселенная души человеческой… Отрывок из поэмы С. Поделкова «Власть сердца»             Cлово говорит о том же, о чем молчит молчание… Символом этой традиции может служить русская икона первой   половины   18­го   века   «Иоанн   Богослов   в молчании».   Из   истории   христианства   мы   знаем,   что   Иоанн                 Богослов – это один из 12 апостолов, которые написали священные произведения, вошедшие в Новый Завет. Днем памяти святого считается 21 мая.  Согласно библейскому преданию   Иоанн   был   сыном   рыбака.   Однажды,   когда Иоанн с братьями рыбачили на Галилейском море перед ними, явился Иисус Христос и призвал их последовать за ними,   чтобы   сделать   с   них   «ловцов   людей».   Иисус называл святого сыном грома.            Когда Господа распяли, именно Иоанну он поручил заботиться о Богоматери. После Успения Божьей Матери святой с помощником направился в Эфес для того чтобы проводить свои проповеди. На протяжении всего пути к нему за помощью обращалось немало людей, и он помогал им, творя настоящие чудеса. Во времена правления жестокого римского императора Нерона начались массовые гонения на христиан. Тогда апостола арестовали, и в Риме ему был вынесен смертельный приговор. Но чудеса не переставали совершаться. Сначала его напоили ядом, но он остался жив. После чего его пытались сварить в горячем котле, и тоже не получилось. В итоге его сослали на остров Патмос, где он продолжал проводить проповеди и творить чудеса.        На иконе «Иоанн Богослов в молчании» мы видим святого, левой рукой открывающего свое Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него Начало быть...»        Правая рука Иоанна Богослова поднесена к его устам и как бы налагает на них знак молчания. Левая   рука   покоится   на   «Откровении».   На   первый   взгляд,   смыслы   этих   жестов   прямо противоположны: одна рука открывает «Слово», другая призывает его утаивать.  Но суть в том, что на высшем уровне слово и молчание взаимообратимы: о чем Иоанн говорит в своем писании, о том же он и молчит своими устами. Когда  молчание и слово говорят об одном и том же, сказанное приобретает двойную  значимость. Именно потому, что «Слово было Бог», оно требует   молчания   и   произносится   в   молчании.   «Всевышний   говорит   глаголом   тишины»   (Ф. Глинка). В 1826 году, на изломе исторической судьбы России Пушкин, прозревая трагический путь духовных   мытарств   русской   интеллигенции,   создаёт   величайшее   в   русской   литературе художественное произведение  «Пророк» — утверждение бытийности Слова.        Эстетическую задачу, которую А.С.Пушкин неизменно ставил перед собой, поэт определял так: «Ищу союза  волшебных звуков, чувств и дум».  Стихотворение «Пророк» было написано поэтом в 1826 году. Поэтика стихотворения «Пророк» проста и аскетична. Образная система ограничена несколькими персонажами. Описаний нет. Практически отсутствуют различного рода тропы. Повествование ведётся последовательно. Композиция состоит из шести, расположенных друг   за   другом   эпизодов.   В   них   —   история   рождения   пророка.   Каждый   эпизод   — самостоятельная, синтаксически выделенная картина, оснащённая продуманным набором деталей символического характера. Сюжет каждого эпизода — лаконичный рассказ о чуде. Все шесть подобны клеймам житийной иконы. Клеймо первое. “Встреча с серафимом” Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился;..      О какой пустыне он говорит? Имеет ли она какие­нибудь географические приметы? Что это — голые камни, мёртвые груды песка, непролазный бор или окутанные мутью тумана болотные кочки? Ни то, ни другое, ни третье. Ни что­либо вообще. Это — абсолютная пустыня. Ничто. Голое место, без каких­либо признаков бытия. “Да будет свет!” — здесь ещё не прозвучало. Пустыня  мрачная. И лишь он, покинутое всеми  я, безвольно и бессмысленно влачится в этом Богом оставленном месте. Он ничего о себе не знает, кроме того, что он — я. Ни звания, ни роду, ни племени. Ни облика, ни пола, ни возраста. Ни имени. Он — никто и ничто. Пустыня. Такая же, как и кругом — мрачная и глухая. Не столько отсутствие воды и снеди, муки телесные терзают его,   сколько   отсутствие   смысла   и   цели,  духовная  жажда.  И   только   смутное   предчувствие, невнятное   ожидание   спасения   заставляет   двигаться.  Томление.   Неясное,   беспокойное, неопределённое   желание.   Зыбкая   возможность.   Таким,   измученным   духовно   и   физически, опустошённым,  лицом  к  лицу  с пустыней  мира,  он оказывается там,  где  сомнения  и  тревоги обретают плоть безжалостной реальности выбора — на перепутье. В месте полной оставленности. В   нулевой   точке   пути:   отовсюду   ушёл   и   не   пришил   никуда.   По   фольклорному   поверью,   на перепутье бесы окружают странника со всех сторон, норовя сбить его с пути истинного. Здесь нет защиты от искуса. Это не просто место выбора, это — место битвы злых демонов за душу челове­ ческую. Перепутье — точка концентрации бесовских сил, их повышенной агрессивности и злобы. Тут не обыкновенный перекрёсток, где в плоскости земного горизонта сходятся разные дороги. Через точку их скрещения проходит мистическая вертикаль, направляющая пути человеческие к небу или к аду. Оказавшись на перепутье, он замкнул цепь, связующую миры, и взметнулась искра: “огненный”,   “пламенный”   —   серафим  —   явился   ему.   Шесть   крыл   серафима   языками исполинского костра колышутся они во мраке пустыни, гонят тьму бесовскую.  Клеймо второе. “Преображение зрения” Перстами лёгкими, как сон, Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.       Береги, как зеницу ока, —  гласит народная поговорка. Зеница, зрачок —  самый нежный и чувствительный орган человеческого организма. Невидимая соринка в глаз попадёт, и то — боль нестерпимая, слёзы градом. А тут не глаз (око),  а зрачок (зеницу) — перстами (пальцами). Пусть даже —  лёгкими, как сон.  Но не забудем ещё, у серафима, и — огненными. Обретение нового взгляда   проходит   через   смертельную   муку.   Прежние   глаза   —   выжжены.   Но   только   так отверзается вещее, всепоглощающее, всепроникающее, всевидящее зрение. Он чувствует себя на краю орлиного гнезда —  орлицей.  Странное, на первый взгляд, сравнение. Но, если вдуматься, оправданное — острота зрения нечеловеческая. По преданию, орёл — самая зоркая птица на земле, но орлица, стерегущая своих птенцов, во много раз зорче. Когда же гнезду грозит опас­ ность… Как у испуганной орлицы — запредельная степень зоркости. Невыносимая. Бездна бытия во всём многообразии жизни  отверзлась  перед ним. “Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся   он”   —   на   самом   деле,   это   взрыв,   по   интенсивности   во   много   раз   превосходящий энергетику ядерного. Человек пережить этого не может. Он должен погибнуть. И только чудо даёт силы выносить это одновременное созерцание всего. Клеймо третье. “Преображение слуха” Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.      Своим новым, вещим взором видит он ангелов, парящих в горних высях, и — ток воздуха, под их крылами, неба содроганье. Видит — чудищ, свершающих свой тайный путь в пучине морской, и   —   струение   воды   под   их   плавниками,  подводный   ход.   Видит,   как   растёт   трава   и   —   как взрыхливается   почва,   раздвигаемая   ростком,   пробивающим   путь   к   свету,  дольней   лозы прозябанье. Видит, а через мгновение и — слышит. Обретение мира продолжается. Немое кино наполняется звуком. Можно ли слышать — горних ангелов полёт? Или — как плавают рыбы? И — как семя в земле движется? Этих звуков нет в природе. Они не существуют. Но он их слышит.  И они, несуществующие, — шум и звон для него. Но как же тогда все остальные, действительные звуки мира: голоса людей (их молитвы, проклятия, смех, рыдания, стоны и вопли восторга), пение птиц, рёв хищников, грохот вулканов и водопадов? Серафим наделил его запредельной остротой слуха, погрузив в вечный кошмар вселенской какофонии. “Моих ушей коснулся он” —  это тоже, по сути дела, взрыв, той же мощи и воздействия, что и при обретении нового зрения. Для человека он так же не выносим и смертелен. И только чудо даёт силы. Клеймо четвёртое. “Преображение речи” И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.      Вырывание языка — мучительнейшее наказание средневекового правосудия. Мы не знаем, как и когда  согрешил он словом, но ясно, что то, что отверзлось его вещему взору, что наполнило шумом и звоном  его вещий слух, не может быть выражено смертными словами. Даже самое мудрое  из  них  будет  праздным, пустым.  Даже  самое  искренне  —  лукавым, двусмысленным. Человеческий язык не предназначен для изъяснения сверхъестественных истин. И — более того: для  вещих  слов, для огненных  глаголов  нужно другое устройство речевого аппарата —  жало мудрыя змеи. То жало, которое поведало первочеловеку Адаму и жене его Еве невыразимую тайну Древа познания Добра и Зла. Жало многой мудрости и — многой печали. Вынести эти муки ни физически, ни духовно простой смертный не способен. Без помощи чуда. Клеймо пятое. “Преображение сердца” И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул.              То, что началось как  сон, завершилось казнью.  Лёгкие  персты  обратились в  меч. Под его ударом отверзлась грудь, и стало видно всё ещё живое, трепетное, человеческое сердце. Ему не место   в   теле   нечеловека,   сверхчеловека,   пророка.  И   угль,   пылающий   огнём,   озаряет   светом пустыню внутреннюю, как озарил своим светом пустыню внешнюю серафим. Сердце человеческое — перепутье физических и духовных сил наших, “поле битвы, где дьявол с Богом борется”, по словам Достоевского, источник жизни и смерти. Пылающим углем входит в его тело сам серафим. Отныне они — одно целое. Грозные и неизбежные посланники небес. Клеймо шестое. “Рождение пророка” Как труп в пустыне я лежал. И Бога глас ко мне воззвал: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”.        Посланник небес… С выжженными глазницами, с замершими, помертвевшими от боли, от­ верстыми безумной мукой устами, с змеиным жалом, вываливающимся из кровавого отверстия рта, разрубленный пополам — как труп лежал. Трупом и был. Опять в пустыне. Но это другая пустыня. Мрак её рассеян пылающим углем­сердцем. Перепутья нет. Есть путь —  Бога глас. Путь вверх. Вос­стань. Из мертвых. Поднимись. Воскресни. Распятый на кресте дорог, рождается он в жизнь вечную. Наделённому вещим слухом, каково ему, даже трупу, слышать Бога глас? Ведь то — сотрясение всего организма, каждой клетки, каждого атома.      Прежняя плоть разрушена, изжита, изничтожена. И — восстановлена. Исполнена волей Божьей. В новом теле поселён Дух. Жажда — утолена. Он более не анонимное я. Словом Божиим наречён и сотворен — Пророк.        И виждь: дарованным тебе вещим взором постигни разумность, силу и красоту Божьего мира, в хаосе форм и движений разгляди космос Творения.  И внемли: вещим слухом своим собери в симфонию весь шум и звон Бытия. Исполнись волею Моей: жар угля, пылающего огнём, обрати в жар сердца твоего, горящего во Имя Господне.  Глаголом жги сердца людей: словом живым, подвижническим воспламеняй сердца других, возжигай в их груди пламя, которым светит твое сердце —   пламя Любви, Надежды и Веры. Велики слава и подвиг пророка. Словом Божиим возжена в нём новая жизнь — высшим велением уготован ему путь сквозь суету сует земную. Одо­ левая сопротивление повседневных забот, тревог и тягот людских, пророческим глаголом жечь сердца.          По форме, стихотворение представляет собой монолог. Слово пророка уже после того, как он восстал и был призван к своему подвигу. Это те горящие глаголы, которым суждено жечь сердца людей. Или точнее, это — предыстория, предисловие, преддверие. Ещё — на человеческом языке, пусть даже поэтически возвышенном и торжественном. Следом зазвучит нечто невероятное и   невыразимое   смертными   словами,   неподвластное   грамматике   и   письму   —  пророческое.   И полетят каменья…         Так возникает средник, центральная, “портретная” часть созданной Пушкиным стихотворной житийной иконы. Один — но не одинокий. Под сенью крыл серафимовых, в лучах божественной благодати   Пророк.   Лик   его   очищен   страданием,   сух   и   строг.   Мужественной   решимостью   и печалью   исполнен   взгляд,   сияет   светом   истины.   Уста   пламенеют  огненным   Словом.   Люди слушают. С напряжённым вниманием. В безразличии. Презрительно ухмыляясь и негодуя. Взоры одних устремлены к нему и — к небу. Взоры других потуплены долу — в землю. Тянутся за благословением. Сгибаются за камнями. Земля и небо, правда и истина, ненависть и любовь — перекладины креста, на котором распят Поэт­Пророк. Посредник между будним и вечным. Перепутье страстей человеческих. Сретение плоти и духа. Сердце мира сего.      Всё подчинено единому замыслу. Избегая метафорических излишеств, Пушкин каждый образ стихотворения   наполняет   предельной   полнотой   смысла.   Даже   невозможный   с   точки   зрения классической риторики анафорический повтор из двенадцати союзов “и” выстраивается в строгую вертикаль  —  главный   поэтический   образ   произведения:    Пророк   ­   это   Глас   Божий.  Его Животворящее  Слово ­ это Нить, связующая небо и землю. Струна, поющая Славу Небесную. Жало, язвящее грехи людские. Стрела, пронзающая чрево ада.

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."

"В начале было слово..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2018