В статье автор представляет материал об интерпретации понятия "слово" в русской живописи и традициях православной иконописи и в русской литературе на примере филологического анализа стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Данный материал имеет практическую направленность и может быть использован в качестве дополнительного дидактического материала в системе работы над темой "Художественный мир А.С. Пушкина" как в школьной практике, так и на семинарских занятиях в колледже .
Спасибо слову, в котором, как в мире,
мир настоящего, мир будущего, мир отошедшего,
Бесконечно великая Вселенная в туманностях и звёздах,
И непостижимая Вселенная души человеческой…
Отрывок из поэмы С. Поделкова «Власть сердца»
Cлово говорит о том же, о чем молчит молчание…
Символом этой традиции может служить русская икона
первой половины 18го века «Иоанн Богослов в
молчании».
Из истории христианства мы знаем, что Иоанн
Богослов – это один из 12 апостолов, которые написали
священные произведения, вошедшие в Новый Завет. Днем
памяти святого считается 21 мая. Согласно библейскому
преданию Иоанн был сыном рыбака. Однажды, когда
Иоанн с братьями рыбачили на Галилейском море перед
ними, явился Иисус Христос и призвал их последовать за
ними, чтобы сделать с них «ловцов людей». Иисус
называл святого сыном грома.
Когда Господа распяли, именно Иоанну он поручил
заботиться о Богоматери. После Успения Божьей Матери
святой с помощником направился в Эфес для того чтобы
проводить свои проповеди. На протяжении всего пути к
нему за помощью обращалось немало людей, и он помогал
им, творя настоящие чудеса. Во времена правления жестокого римского императора Нерона
начались массовые гонения на христиан. Тогда апостола арестовали, и в Риме ему был вынесен
смертельный приговор. Но чудеса не переставали совершаться. Сначала его напоили ядом, но он
остался жив. После чего его пытались сварить в горячем котле, и тоже не получилось. В итоге
его сослали на остров Патмос, где он продолжал проводить проповеди и творить чудеса.
На иконе «Иоанн Богослов в молчании» мы видим святого, левой рукой открывающего свое
Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у
Бога. Всё чрез Него Начало быть...»
Правая рука Иоанна Богослова поднесена к его устам и как бы налагает на них знак молчания.
Левая рука покоится на «Откровении». На первый взгляд, смыслы этих жестов прямо
противоположны: одна рука открывает «Слово», другая призывает его утаивать.
Но суть в том, что на высшем уровне слово и молчание взаимообратимы: о чем Иоанн говорит в
своем писании, о том же он и молчит своими устами. Когда молчание и слово говорят об одном и
том же, сказанное приобретает двойную значимость. Именно потому, что «Слово было Бог», оно
требует молчания и произносится в молчании. «Всевышний говорит глаголом тишины» (Ф.
Глинка).В 1826 году, на изломе исторической судьбы России Пушкин, прозревая трагический путь
духовных мытарств русской интеллигенции, создаёт величайшее в русской литературе
художественное произведение «Пророк» — утверждение бытийности Слова.
Эстетическую задачу, которую А.С.Пушкин неизменно ставил перед собой, поэт определял
так: «Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум». Стихотворение «Пророк» было написано
поэтом в 1826 году. Поэтика стихотворения «Пророк» проста и аскетична. Образная система
ограничена несколькими персонажами. Описаний нет. Практически отсутствуют различного рода
тропы. Повествование ведётся последовательно. Композиция состоит из шести, расположенных
друг за другом эпизодов. В них — история рождения пророка. Каждый эпизод —
самостоятельная, синтаксически выделенная картина, оснащённая продуманным набором деталей
символического характера. Сюжет каждого эпизода — лаконичный рассказ о чуде. Все шесть
подобны клеймам житийной иконы.
Клеймо первое. “Встреча с серафимом”
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;..
О какой пустыне он говорит? Имеет ли она какиенибудь географические приметы? Что это
— голые камни, мёртвые груды песка, непролазный бор или окутанные мутью тумана болотные
кочки? Ни то, ни другое, ни третье. Ни чтолибо вообще. Это — абсолютная пустыня. Ничто.
Голое место, без какихлибо признаков бытия. “Да будет свет!” — здесь ещё не прозвучало.
Пустыня мрачная. И лишь он, покинутое всеми я, безвольно и бессмысленно влачится в этом
Богом оставленном месте. Он ничего о себе не знает, кроме того, что он — я. Ни звания, ни роду,
ни племени. Ни облика, ни пола, ни возраста. Ни имени. Он — никто и ничто. Пустыня. Такая же,
как и кругом — мрачная и глухая. Не столько отсутствие воды и снеди, муки телесные терзают
его, сколько отсутствие смысла и цели, духовная жажда. И только смутное предчувствие,
невнятное ожидание спасения заставляет двигаться.
Томление. Неясное, беспокойное,
неопределённое желание. Зыбкая возможность. Таким, измученным духовно и физически,
опустошённым, лицом к лицу с пустыней мира, он оказывается там, где сомнения и тревоги
обретают плоть безжалостной реальности выбора — на перепутье. В месте полной оставленности.
В нулевой точке пути: отовсюду ушёл и не пришил никуда. По фольклорному поверью, на
перепутье бесы окружают странника со всех сторон, норовя сбить его с пути истинного. Здесь нет
защиты от искуса. Это не просто место выбора, это — место битвы злых демонов за душу челове
ческую. Перепутье — точка концентрации бесовских сил, их повышенной агрессивности и злобы.
Тут не обыкновенный перекрёсток, где в плоскости земного горизонта сходятся разные дороги.
Через точку их скрещения проходит мистическая вертикаль, направляющая пути человеческие к
небу или к аду. Оказавшись на перепутье, он замкнул цепь, связующую миры, и взметнулась искра:
“огненный”, “пламенный” — серафим — явился ему. Шесть крыл серафима языками
исполинского костра колышутся они во мраке пустыни, гонят тьму бесовскую.
Клеймо второе. “Преображение зрения”
Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Береги, как зеницу ока, — гласит народная поговорка. Зеница, зрачок — самый нежный и
чувствительный орган человеческого организма. Невидимая соринка в глаз попадёт, и то — боль
нестерпимая, слёзы градом. А тут не глаз (око), а зрачок (зеницу) — перстами (пальцами). Пусть
даже — лёгкими, как сон. Но не забудем ещё, у серафима, и — огненными. Обретение нового
взгляда проходит через смертельную муку. Прежние глаза — выжжены. Но только так
отверзается вещее, всепоглощающее, всепроникающее, всевидящее зрение. Он чувствует себя на
краю орлиного гнезда — орлицей. Странное, на первый взгляд, сравнение. Но, если вдуматься,
оправданное — острота зрения нечеловеческая. По преданию, орёл — самая зоркая птица наземле, но орлица, стерегущая своих птенцов, во много раз зорче. Когда же гнезду грозит опас
ность… Как у испуганной орлицы — запредельная степень зоркости. Невыносимая. Бездна бытия
во всём многообразии жизни отверзлась перед ним. “Перстами лёгкими, как сон, моих зениц
коснулся он” — на самом деле, это взрыв, по интенсивности во много раз превосходящий
энергетику ядерного. Человек пережить этого не может. Он должен погибнуть. И только чудо
даёт силы выносить это одновременное созерцание всего.
Клеймо третье. “Преображение слуха”
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Своим новым, вещим взором видит он ангелов, парящих в горних высях, и — ток воздуха, под
их крылами, неба содроганье. Видит — чудищ, свершающих свой тайный путь в пучине морской,
и — струение воды под их плавниками, подводный ход. Видит, как растёт трава и — как
взрыхливается почва, раздвигаемая ростком, пробивающим путь к свету,
дольней лозы
прозябанье. Видит, а через мгновение и — слышит. Обретение мира продолжается. Немое кино
наполняется звуком. Можно ли слышать — горних ангелов полёт? Или — как плавают рыбы? И
— как семя в земле движется? Этих звуков нет в природе. Они не существуют. Но он их слышит.
И они, несуществующие, — шум и звон для него. Но как же тогда все остальные, действительные
звуки мира: голоса людей (их молитвы, проклятия, смех, рыдания, стоны и вопли восторга), пение
птиц, рёв хищников, грохот вулканов и водопадов? Серафим наделил его запредельной остротой
слуха, погрузив в вечный кошмар вселенской какофонии. “Моих ушей коснулся он” — это тоже,
по сути дела, взрыв, той же мощи и воздействия, что и при обретении нового зрения. Для человека
он так же не выносим и смертелен. И только чудо даёт силы.
Клеймо четвёртое. “Преображение речи”
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Вырывание языка — мучительнейшее наказание средневекового правосудия. Мы не знаем, как
и когда согрешил он словом, но ясно, что то, что отверзлось его вещему взору, что наполнило
шумом и звоном его вещий слух, не может быть выражено смертными словами. Даже самое
мудрое из них будет праздным, пустым. Даже самое искренне — лукавым, двусмысленным.
Человеческий язык не предназначен для изъяснения сверхъестественных истин. И — более того:
для вещих слов, для огненных глаголов нужно другое устройство речевого аппарата — жало
мудрыя змеи. То жало, которое поведало первочеловеку Адаму и жене его Еве невыразимую
тайну Древа познания Добра и Зла. Жало многой мудрости и — многой печали. Вынести эти муки
ни физически, ни духовно простой смертный не способен. Без помощи чуда.
Клеймо пятое. “Преображение сердца”
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
То, что началось как сон, завершилось казнью. Лёгкие персты обратились в меч. Под его
ударом отверзлась грудь, и стало видно всё ещё живое, трепетное, человеческое сердце. Ему не
место в теле нечеловека, сверхчеловека, пророка. И угль, пылающий огнём, озаряет светом
пустыню внутреннюю, как озарил своим светом пустыню внешнюю серафим. Сердце человеческое
— перепутье физических и духовных сил наших, “поле битвы, где дьявол с Богом борется”, пословам Достоевского, источник жизни и смерти. Пылающим углем входит в его тело сам серафим.
Отныне они — одно целое. Грозные и неизбежные посланники небес.
Клеймо шестое. “Рождение пророка”
Как труп в пустыне я лежал.
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Посланник небес… С выжженными глазницами, с замершими, помертвевшими от боли, от
верстыми безумной мукой устами, с змеиным жалом, вываливающимся из кровавого отверстия
рта, разрубленный пополам — как труп лежал. Трупом и был. Опять в пустыне. Но это другая
пустыня. Мрак её рассеян пылающим углемсердцем. Перепутья нет. Есть путь — Бога глас.
Путь вверх. Восстань. Из мертвых. Поднимись. Воскресни. Распятый на кресте дорог, рождается
он в жизнь вечную. Наделённому вещим слухом, каково ему, даже трупу, слышать Бога глас? Ведь
то — сотрясение всего организма, каждой клетки, каждого атома. Прежняя плоть разрушена,
изжита, изничтожена. И — восстановлена. Исполнена волей Божьей. В новом теле поселён Дух.
Жажда — утолена. Он более не анонимное я. Словом Божиим наречён и сотворен — Пророк.
И виждь: дарованным тебе вещим взором постигни разумность, силу и красоту Божьего мира,
в хаосе форм и движений разгляди космос Творения. И внемли: вещим слухом своим собери в
симфонию весь шум и звон Бытия. Исполнись волею Моей: жар угля, пылающего огнём, обрати в
жар сердца твоего, горящего во Имя Господне. Глаголом жги сердца людей: словом живым,
подвижническим воспламеняй сердца других, возжигай в их груди пламя, которым светит твое
сердце — пламя Любви, Надежды и Веры. Велики слава и подвиг пророка. Словом Божиим
возжена в нём новая жизнь — высшим велением уготован ему путь сквозь суету сует земную. Одо
левая сопротивление повседневных забот, тревог и тягот людских, пророческим глаголом жечь
сердца.
По форме, стихотворение представляет собой монолог. Слово пророка уже после того, как
он восстал и был призван к своему подвигу. Это те горящие глаголы, которым суждено жечь
сердца людей. Или точнее, это — предыстория, предисловие, преддверие. Ещё — на человеческом
языке, пусть даже поэтически возвышенном и торжественном. Следом зазвучит нечто невероятное
и невыразимое смертными словами, неподвластное грамматике и письму — пророческое. И
полетят каменья…
Так возникает средник, центральная, “портретная” часть созданной Пушкиным стихотворной
житийной иконы. Один — но не одинокий. Под сенью крыл серафимовых, в лучах божественной
благодати Пророк. Лик его очищен страданием, сух и строг. Мужественной решимостью и
печалью исполнен взгляд, сияет светом истины. Уста пламенеют огненным Словом. Люди
слушают. С напряжённым вниманием. В безразличии. Презрительно ухмыляясь и негодуя. Взоры
одних устремлены к нему и — к небу. Взоры других потуплены долу — в землю. Тянутся за
благословением. Сгибаются за камнями. Земля и небо, правда и истина, ненависть и любовь —
перекладины креста, на котором распят ПоэтПророк.
Посредник между будним и вечным.
Перепутье страстей человеческих.
Сретение плоти и духа.
Сердце мира сего.
Всё подчинено единому замыслу. Избегая метафорических излишеств, Пушкин каждый образ
стихотворения наполняет предельной полнотой смысла. Даже невозможный с точки зрения
классической риторики анафорический повтор из двенадцати союзов “и” выстраивается в строгую
вертикаль — главный поэтический образ произведения: Пророк это Глас Божий. Его
Животворящее Слово это
Нить, связующая небо и землю.
Струна, поющая Славу Небесную.Жало, язвящее грехи людские.
Стрела, пронзающая чрево ада.