В поисках новой философии современного образования
Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
31.03.2017
Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка.
В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции образования с ярко выраженной человекоцентристской направленностью становится как никогда актуальной. Личностно – ориентированный, компетентностный подходы в современном обучении приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное самоопределение и самореализацию учащегося, неповторимость его субъектного опыта.Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка.
В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции образования с ярко выраженной человекоцентристской направленностью становится как никогда актуальной. Личностно – ориентированный, компетентностный подходы в современном обучении приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное самоопределение и самореализацию учащегося, неповторимость его субъектного опыта.
Кузнецова. Статья.doc
Кузнецова Н.Б.,
заместитель директора по УВР,
Куйбышевский ДДТ,
Новосибирская область, г. Куйбышев
В поисках новой философии современного образования
История педагогики свидетельствует о том, что смена образовательной
парадигмы происходит в момент эпохальных социокультурных сдвигов,
стимулируя и определяя становление новых качеств общественного сознания,
нового типа мышления, культуры, образования.
Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом
исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы
на конкретного ребенка.
В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания
концепции образования с ярко выраженной человекоцентристской
направленностью становится как никогда актуальной. Личностно –
ориентированный, компетентностный подходы в современном обучении
приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное
самоопределение и самореализацию учащегося,
субъектного опыта.
неповторимость его
Каковы же цели и ценности современного образования? Безусловно,
создание условий, обеспечивающих разностороннее, свободное, творческое
развитие личности ребенка как индивидуальности.
Поскольку основой дополнительного образования детей всегда являлось
признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и
самореализацию, то надо сказать, что дополнительное образование имеет
существенный потенциал как для сохранения традиционных форм, подходов
обучения, так и для становления и развития новых. Этот потенциал – в содержании дополнительного образования, которое объективно больше
ориентировано на реальные интересы, запросы, потребности детей разного
возраста. Сложился определенный стиль построения отношений «учащийся –
педагог», который характеризуется взаимным уважением и культурным
взаимообогащением. Существует разнообразная многоуровневая система
предъявления результатов дополнительного образования (смотры, конкурсы,
олимпиады, фестивали, конференции, соревнования и т.д.). Поэтому можно
смело предположить, что именно в дополнительном образовании заложена
возможность разрешения возникших в обществе противоречий, а значит,
переход к переориентации в оценке качества и результатов образования для
педагогов дополнительного образования естественен и не столь проблематичен,
как для школьных учителей.
Выше сказанное возможно только при специальной организации
образовательного процесса, в основе которого лежит
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа. Функция дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы существенно отличается от
учебной, обеспечивающей в основном овладение ЗУНами и выстроенной на
знаниевоориентировочном компоненте. Её функция – развитие личностных
качеств, формирование не обученности, а образованности на основе
обученности.
Обозначу основные принципы, исходные положения обновления
содержания дополнительного образования детей:
ориентация на ценности, нежели на конечные цели (главным становится
вопрос «каким быть», а не «кем быть»;
приоритет индивидуальности, самоценности ребенка, как активного
носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально
организованного обучения (учащийся не становится, а изначально является
субъектом познания); направленность образовательного процесса на согласование двух
разнонаправленных источников знаний: обучения и учения;
содействие ребенку в выборе индивидуального маршрута жизненного
пути и темпа его освоения;
создание для обучающегося ситуации успеха, условий для
формирования позитивной Я – концепции;
формирование стремления использовать полученные знания
самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных
обучением;
предоставление учащемуся возможности выбора приоритетов,
предпочтений для себя при ряде альтернативных вариантов;
построение и реализация педагогического взаимодействия
обучающегося и педагога, доминирование значимого учения, отказ от
приобретения фактических знаний. Педагог – не передатчик знаний,
информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком,
дающий способы понимания целостной картины мира.
В свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
концепции развития дополнительного образования детей педагогическому
коллективу Куйбышевского ДДТ предстоит сформировать у учащихся
ключевые компетентности:
в сфере самостоятельной познавательной деятельности (научить
учиться);
в сфере гражданскообщественной деятельности (научить жить в
обществе);
в сфере социальнотрудовой деятельности (научить трудиться);
в бытовой сфере (научить бороться с бытовыми трудностями);
в сфере культурнодосуговой деятельности (научить отдыхать). Таким образом, формируя ключевые компетентности, мы воспитываем в
ребенке готовность к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для
быстрой адаптации и эффективной деятельности в современном обществе.
Говоря об обновлении содержания образования, о повышении качества и
результатов образования совершенно очевидно, что педагогу нужно обладать
следующими компетенциями в области педагогической и методической
деятельности:
способностью профессионально, с творческим подходом реализовывать
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;
готовностью применять современные методики и технологии, в том
числе информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного
процесса;
готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами,
социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно
воспитательной работы;
способностью организовывать сотрудничество учащихся;
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в
учебновоспитательной и внеурочной деятельности;
способностью выявлять и использовать возможности культурной
образовательной среды для организации культурнопросветительской
деятельности;
умением трансформировать традиционное обучение в обучение
посредством деятельности.
Выше изложенное позволяет утверждать – наряду с сохранением
многолетних традиций сферы дополнительного образования детей, важнейшим
является выстраивание концепции современной системы дополнительного
образования детей – образования XXI века. В современном мире особое
значение приобретает внимание к свободной, самодостаточной, подлинно
культурной личности, к сфере ценностей и смыслов как выражению гуманистического предназначения человека в его уникальном индивидуальном
проявлении.
В поисках новой философии современного образования
В поисках новой философии современного образования
В поисках новой философии современного образования
В поисках новой философии современного образования
В поисках новой философии современного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.