В поисках новой философии современного образования
Оценка 4.6

В поисках новой философии современного образования

Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
31.03.2017
В поисках новой философии современного образования
Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка. В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции образования с ярко выраженной человекоцентристской направленностью становится как никогда актуальной. Личностно – ориентированный, компетентностный подходы в современном обучении приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное самоопределение и самореализацию учащегося, неповторимость его субъектного опыта.Сложившиеся в свое время в практике обучения подходы во многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка. В условиях новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции образования с ярко выраженной человекоцентристской направленностью становится как никогда актуальной. Личностно – ориентированный, компетентностный подходы в современном обучении приобретают особую значимость и ценность, так как направлены на свободное самоопределение и самореализацию учащегося, неповторимость его субъектного опыта.
Кузнецова. Статья.doc
Кузнецова Н.Б.,  заместитель директора по УВР, Куйбышевский ДДТ, Новосибирская область, г. Куйбышев В поисках новой философии современного образования  История педагогики свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы   происходит   в   момент   эпохальных   социокультурных   сдвигов, стимулируя и определяя становление новых качеств общественного сознания, нового типа мышления, культуры, образования. Сложившиеся   в   свое   время   в   практике   обучения   подходы   во   многом исчерпали свои возможности, поскольку были «обезличены», не ориентированы на конкретного ребенка. В условиях  новой образовательной парадигмы проблема выстраивания концепции   образования   с   ярко   выраженной   человекоцентристской направленностью   становится   как   никогда   актуальной.   Личностно   – ориентированный,   компетентностный   подходы   в   современном   обучении приобретают особую значимость и ценность, так как направлены  на свободное самоопределение   и   самореализацию   учащегося, субъектного опыта.   неповторимость   его Каковы   же   цели   и   ценности   современного   образования?   Безусловно, создание   условий,   обеспечивающих   разностороннее,   свободное,   творческое развитие личности ребенка как индивидуальности.  Поскольку основой дополнительного образования детей всегда являлось признание   сущностного   права   ребенка   на   свободное   самоопределение   и самореализацию,   то   надо   сказать,   что   дополнительное   образование   имеет существенный потенциал как для сохранения традиционных форм, подходов обучения,   так   и   для   становления   и   развития   новых.   Этот   потенциал   –   в содержании   дополнительного   образования,   которое   объективно   больше ориентировано   на   реальные   интересы,   запросы,   потребности   детей   разного возраста. Сложился определенный стиль построения отношений «учащийся – педагог»,   который   характеризуется   взаимным   уважением   и   культурным взаимообогащением.   Существует   разнообразная   многоуровневая   система предъявления результатов   дополнительного образования (смотры, конкурсы, олимпиады,  фестивали,  конференции,  соревнования   и   т.д.).  Поэтому   можно смело   предположить,   что   именно   в   дополнительном   образовании   заложена возможность   разрешения   возникших   в   обществе   противоречий,   а   значит, переход к переориентации в оценке качества и результатов образования для педагогов дополнительного образования естественен и не столь проблематичен, как для школьных учителей.  Выше   сказанное   возможно   только   при   специальной   организации образовательного   процесса,   в   основе   которого   лежит     дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа. Функция дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы существенно отличается от учебной,  обеспечивающей   в  основном   овладение   ЗУНами   и  выстроенной   на знаниево­ориентировочном   компоненте.   Её   функция   –   развитие   личностных качеств,   формирование   не   обученности,   а   образованности   на   основе обученности. Обозначу   основные   принципы,   исходные   положения   обновления содержания дополнительного образования детей: ­ ориентация на ценности, нежели на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»; ­   приоритет   индивидуальности,   самоценности   ребенка,   как   активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного   обучения   (учащийся   не   становится,   а   изначально   является субъектом познания); ­   направленность   образовательного   процесса   на   согласование   двух разнонаправленных источников знаний: обучения и учения; ­ содействие ребенку в выборе индивидуального маршрута жизненного пути и темпа его освоения;       ­   создание   для   обучающегося   ситуации   успеха,   условий   для формирования позитивной Я – концепции; ­   формирование   стремления   использовать   полученные   знания самостоятельно,   по   собственной   инициативе,   в   ситуациях,   не   заданных обучением; ­   предоставление   учащемуся   возможности   выбора   приоритетов, предпочтений для себя при ряде альтернативных вариантов; ­   построение   и   реализация   педагогического   взаимодействия обучающегося   и   педагога,   доминирование   значимого   учения,   отказ   от приобретения   фактических   знаний.   Педагог   –   не   передатчик   знаний, информации,   а   организатор   процесса   учения,   сотрудничающий   с   ребенком, дающий способы понимания целостной картины мира. В свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», концепции   развития   дополнительного   образования   детей  педагогическому коллективу   Куйбышевского   ДДТ   предстоит   сформировать   у   учащихся ключевые компетентности:  ­в   сфере   самостоятельной   познавательной   деятельности   (научить учиться); ­в   сфере   гражданско­общественной   деятельности   (научить   жить   в  обществе); ­в сфере социально­трудовой деятельности (научить трудиться); ­в бытовой сфере (научить бороться с бытовыми трудностями); ­в сфере культурно­досуговой деятельности (научить отдыхать). Таким образом, формируя ключевые компетентности, мы воспитываем  в ребенке готовность к  мобилизации  знаний, умений и  внешних ресурсов для быстрой адаптации и эффективной деятельности в современном обществе.         Говоря об обновлении содержания образования, о повышении качества и результатов образования совершенно очевидно, что  педагогу нужно обладать следующими   компетенциями   в   области   педагогической   и   методической деятельности:  ­ способностью профессионально, с творческим подходом реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;  ­   готовностью   применять   современные   методики   и   технологии,   в   том числе   информационные,   для   обеспечения   качества   учебно­воспитательного процесса; ­ готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно­ воспитательной работы; ­ способностью организовывать сотрудничество учащихся; ­   готовностью   к   обеспечению   охраны   жизни   и   здоровья   учащихся   в учебно­воспитательной и внеурочной деятельности; ­   способностью   выявлять   и   использовать   возможности   культурной образовательной   среды   для   организации   культурно­просветительской деятельности; ­   умением   трансформировать   традиционное   обучение   в   обучение посредством деятельности. Выше   изложенное   позволяет   утверждать   –   наряду   с   сохранением многолетних традиций сферы дополнительного образования детей, важнейшим является   выстраивание   концепции   современной   системы   дополнительного образования   детей   –   образования  XXI  века.   В   современном   мире   особое значение   приобретает   внимание   к   свободной,   самодостаточной,   подлинно культурной   личности,   к   сфере   ценностей   и   смыслов   как   выражению гуманистического предназначения человека в его уникальном индивидуальном проявлении.

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования

В поисках новой философии современного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017