В помощь родителям: как помочь ребёнку в учёбе?

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. Возможные причины школьной неуспеваемости: у ребенка не сформирована мотивация к учению; он не владеет способами и приемами учебной деятельности; не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память; преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. Прочитав материал, Вы узнаете о проблемах снижения успеваемости.
Иконка файла материала Горелов, статья.docx
Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с  ухудшением успеваемости школьника. Возможные причины школьной неуспеваемости: у ребенка не сформирована мотивация к учению; он не владеет способами и  приемами учебной деятельности; не сформированы психические процессы: мышление,  внимание, память; преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье  или обучения в школе. Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения  успеваемости. Причины снижения успеваемости учащихся Во­первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость: наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е.  индивидуальными особенностями; сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса; профессиональной некомпетентностью учителей. Учителя считают,  что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.; родители плохо  помогают детям в учебе; программы обучения слишком сложны. Родители называют  такие причины: недоступность программы, ее сложность; высокие требования,  предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их  отсутствие. Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к  минимуму эти противоречия. Рекомендации родителям учащихся Во­вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости  детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и  психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо  больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения  учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д. Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и  неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей  по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к  которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и  самостоятельность. Родителям необходимо помнить:1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно  время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые. 2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо: уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов; задачи ставить ясно и  четко; обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка  пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила,  отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и  познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.). 3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.: иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно  преуспеет в жизни; повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению  соответствующих возрасту задач в школе и дома; способствовать развитию  самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу  с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его  предыдущими результатами, а не с успехами других детей; относиться к детям с  теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком  воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в  безопасности, понимают, что они желанны и любимы; постоянно общаться с детьми:  читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям  важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить  примером во всем. Рекомендации родителям учащихся начальных классов 1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не  ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как дела?", а расспрашивайте о  чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д. 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд,  достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь  разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его  деятельность. 3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность  в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет  усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же  важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%. 4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать  вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте  осуществить, поощряйте ее выполнение. 5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить  поступок.6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки.  Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне ­ и  слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит,  учится сам. 7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное,  делится впечатлениями о прожитом. 8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у  него позитивное отношение к образовательному учреждению. 9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет  частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится. 10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями  умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с  трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность,  организованность и т. п. 11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу  уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п. 12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в  себя. 13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя. 14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его  критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные  ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю. 15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте  понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень  стараться, чтобы заслужить вашу похвалу. Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов 1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка,  уютное и удобное место для занятий и т. п.; эмоциональные: проявляйте веру в  возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям,  демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае  неудачи и т. п.; культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями,  атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон дляучебных занятий, вместе смотрите учебно­познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п. 2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить,  периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. 3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных  занятий для контроля и оказания возможной помощи. 4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели. 5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами  знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и  объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями. 6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его  проведении. 7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с  самим собой. 8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность ­ ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь  терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. 9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете  познавательную активность. 10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5­6­х классов  должны работать до 2,5 ч, 7­8­х классов ­ до 3 ч, 8­9­х классов ­ до 4 ч. Старайтесь  придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и  хорошего отношения ребенка к учебе. 11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную  деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.