В.А. Сухомлинский о специфике педагогического труда
Оценка 4.8

В.А. Сухомлинский о специфике педагогического труда

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
преподавание
Взрослым
15.04.2021
В.А. Сухомлинский  о специфике педагогического труда
Целью статьи является освещение взглядов В.А. Сухомлинского на профессиональное становление директора школы, учителя, коллектива учителей в условиях внедрения гуманистической концепции в учебно-воспитательный процесс Павлышской средней школы.
В. Сухомлинский.docx

 

                  В.А. Сухомлинский  о специфике педагогического труда

 

          Педагогическая система В.А. Сухомлинского пронизана ценностными ориентациями  гуманизма. Ученый отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, а таких людей может воспитать только гуманизм. Проработав всю жизнь учителем в Павлышской школе, где апробировал свои теоретические идеи, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. В. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно так формировался педагогический талант самого В. А. Сухомлинского.

         Целью статьи является освещение взглядов В.А. Сухомлинского на профессиональное становление директора школы, учителя, коллектива учителей в условиях внедрения гуманистической концепции в учебно-воспитательный процесс Павлышской средней школы.

         Книга В.А. Сухомлинского «Павлышская средняя школа» является источником развития и совершенствования профессионального становления директора школы, его заместителя, учителя, коллектива учителей. Тридцать три года педагогического труда ее автора были наполнены напряженными поисками и раздумьями, которые привели его к пониманию того, что специфика педагогической деятельности ставит перед учителем ряд требований к профессионально значимым личным качествам.

Учительский коллектив Павлышской школы стремился найти такое сочетание теории и практики, которое бы наиболее полно отвечало требованиям воспитания подрастающего поколения. Цели воспитательной работы усматривали в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. Стремились подготовить своих питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого в каждом честном человеке.

           Специфической чертой педагогического труда является то, что учителя работают на будущее. Социальный и моральный прогресс общества врешающей мере зависит от того, что его люди находят в труде – только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной, содержательной духовной жизни. Выработка общих убеждений и единого педагогического кредо способствовали складыванию педагогической этики учителей Павлышской школы, стержнем которой являлось осознание каждым членом коллектива своего учительского долга как внутренней потребности в насыщенном творческом труде, стремлении к постоянному пополнению и развитию знаний. Именно поэтому в основу воспитательной работы положено правило: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества. Обстановке бескорыстной радости труда придается очень большое значение. Для создания такой обстановки необходима интеллектуальная насыщенность труда, проникновение науки и техники в повседневную трудовую деятельность. Школа воспитывает тем, что в ней царит атмосфера многогранной интеллектуальной жизни [1, с. 4].

Многогранная духовная жизнь коллектива воспитателей и воспитанников – их труд, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественная деятельность – это и объект педагогического руководства со стороны учителей и директора школы, и воспитывающая сила. Мастерство воспитания заключается в умении пробудить эту силу к жизни и в дальнейшем руководить ею. Духовная жизнь воспитанников достигает при этом высокой ступени самостоятельности и на определенном этапе они забывают о том, что учитель не только старший товарищ, но и наставник. Педагогический эффект любого воспитательного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту закономерность коллектив считает средоточием педагогического мастерства, основой умения найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в которое он вовлекается, становилось для него потребностью, мечтой, а воспитатель – его товарищем.

Автор уверен: от того, насколько глубоко владеет таким мастерством директор, зависит воспитательная целеустремленность всей школьной жизни, в этом – залог его способности объединять педагогические усилия учителей. Это мастерство в соединении с любовью к детям, всесторонним образованием, общей и педагогической культурой – главнейшее условие успешного руководства педагогическим коллективом [1, с. 4].

Дружный педагогический коллектив – залог успеха учебно-воспитательной работы. Раздумья о руководстве школой

           В.А. Сухомлинский убежден, что настоящий директор – прежде всего хороший организатор, воспитатель и дидакт по отношению к обучаемым детям, ко всем воспитанникам школы и учителям. Убедить человека, что намеченная цель достижима — это и означает по-настоящему требовать и в то же время подлинно уважать его. Большая ответственность, возлагаемая на директора, выдвигает ряд требований к его духовному миру – нравственности, интеллекту, волевым качествам.

Важное качество, без которого педагог не может быть директором, как и не всякий человек может быть педагогом, – это глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникнуть в духовный мир ребенка, почувствовать в каждом личное, индивидуальное. Эта способность является результатом высокой педагогической культуры, определяется свойством учителя познавать мир сердцем – понимать, чувствовать, откликаться на призыв о помощи.

Научиться любить детей нельзя ни учебном заведении, ни по книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе, в процессе этой деятельности [1, с. 7].

           К моменту назначения директором школы В. Сухомлинский был уже глубоко убежден в том, что воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания не эффективны. Чтобы ребенок поверил в свои силы, привык никогда не отступать перед трудностями, он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем не только образец, но и поддержку, помощь.

Основу педагогической системы школы составляют индивидуальный подход к ученику, духовное богатство учителя, педагогическая культура, такт. Каждый ребенок – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов. Учитель должен видеть, знать их духовный мир, но не подходить к ним как к объекту исследования. Учитель должен стать другом ребенка, проникнуться его интересами, забыв о том, что он учитель. И тогда ребенок откроется. Школа лишь тогда очаг воспитания, когда она стала для него очагом радостной жизни, зовущей его к знаниям, науке [1, с. 8].

Чуткость, дружба, коллективизм – эти черты должен вносить в духовную жизнь школы каждый учитель. Василий Александрович считал, что самой главной задачей было добиться, чтобы его педагогические убеждения разделяли все учителя. Перед началом обучения и в последующие дни он стремился внушить им, что многие их трудности можно преодолеть только подлинной человечностью.

            Хорошим воспитателем, по его убеждению, может стать только тот, кто верит, что дети прекрасные, что хорошее в них обязательно победит с их помощью. Не отпугивать недоверием, сомнениями в их честности и добрых  побуждениях, не расспрашивать детей об их прошлом, но обязательно узнать о каждом как можно больше. Узнать истоки проблем, но только так, чтобы ребенок не заметил нашего интереса. Эти советы были и остались на всю жизнь убеждением В. Сухомлинского. Вера в человека – самое для него дорогое. Он ревностно хранил ее от осквернения неверием, равнодушием.

В трудных ситуациях особенно важна правдивость, честность, откровенность воспитателей. Как директор советовал учителям не носить в душе сомнений, особенно неверия в ребенка. Это очень опасный груз. Увидев в том или ином поступке, в словах педагога неверие в человека или в силу воспитания, мудрый наставник стремился доказать коллеге его неправоту, убедить в том, что он ошибается. Именно убедить, а не воздействовать административным путем - заставить, принудить [1, с. 9].

           Индивидуальная откровенная беседа – главный метод работы директора-ученого с учителем. Ведь воспитание – это наиболее тонкая духовная деятельность. В общении директора – тысячи бесед с учителями. Ему не раз приходилось беседовать с учителем час, два, три по поводу одного его слова, даже улыбки или гневного взгляда.

По мнению автора, как можно глубже знать духовный мир каждого ребенка – это первая заповедь и учителя, и директора. Он всегда стремился убедить учителей в том, что, если они видят ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к ним только по вызову, если весь его разговор с ними только ответы на их вопросы, никакие знания психологии им не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты [1, с. 9].

Предметом постоянного внимания директора являлось также здоровье детей. Успешное воспитание немыслимо без постоянной заботы об укреплении здоровья ребенка. Больной, недомогающий ребенок иногда только поэтому не поддается учению и воспитанию. Педагог не имеет права не знать, что происходит с ребенком, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии.

            Основной частью педагогического мастерства является педагогическая культура, убежден автор. Атмосфера любви к науке, знаниям, учению создается всем строем общественной жизни, и воспитание у ребенка желания учиться зависит в решающей мере от учителя. Овладение знаниями должно давать ему радость и полноту духовной жизни. Мотивирующий источник – это высокая интеллектуальная культура учителей и директора. Невозможно руководить учебно-воспитательным процессом в школе без знания предметов учебного плана [1, с. 10]. В. А. Сухомлинский обращает внимание учителей на особую ответственность педагога перед развивающейся личностью, подчеркивает ценность и неизменность влияния личности учителя на становление духовного мира ребенка, важность эмоциональных связей между ними. Хороший учитель – это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.

            Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт - новейшие открытия, исследования. Гордостью школы становится учитель, который сам обладает способностью к самостоятельному исследованию. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки - все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед учениками притягательную силу знаний, предмета, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, думающего, влюбленного в знания человека.

           Хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель – это человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. В хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

             Хороший учитель не всегда приходит в школу с уже готовыми качествами. Часто приходится подбирать человека, имеющего лишь соответствующие данные для этой профессии. Затем начинается кропотливая работа – и он становится хорошим учителем, благодаря обстановке творческого труда педагогического коллектива и учащихся [1, с. 11].

           Учитель – это главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у него жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию. Многолетний опыт убеждает ученого, что важнейшее условие успешной работы по всестороннему развитию детей – это богатая интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, разнообразие интересов, широта кругозора, пытливость, чуткость к новому в науке.

Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального. Фундамент, на котором стоит деятельность школы, – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя [1, с. 12].

Чем больше знает учитель, чем удачнее приоткрывает он перед учениками горизонт науки, тем больше любознательности проявляют ученики, тем больше у них вопросов, тем умнее, интереснее и труднее ставят они вопросы. Эти вопросы в свою очередь побуждают учителей совершенствоваться.

           Свой долг коллектив школы видит в том, чтобы все, что касается каждого ребенка: его мышление, эмоции, задатки, способности, интересы, наклонности, увлечения – знали все педагоги. Педагогический коллектив становится воспитательной силой только при том условии, когда каждый ребенок испытывает на себе воздействие многих учителей, вкладывающих в него как бы частицу своих духовных сил [1, с. 14].

В.А. Сухомлинский уверен, что педагогический коллектив школы – творческое содружество единомышленников, в котором каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый, обогащаясь духовно благодаря творчеству коллектива, в то же время духовно обогащает своих товарищей [1, с. 16].

           Важнейшая воспитательная задача каждого учителя заключается в том, чтобы навсегда закрепить в сознании молодого поколения нравственный опыт, духовное богатство всех лучших людей старших поколений. Воспитывающий чужих детей обязан воспитать настоящим человеком своего сына, свою дочь. И учителям школы в этом отношении есть чем гордиться: их дети стали хорошими, честными тружениками [1, с. 17].  Понимание автором процесса совершенствования профессиональной компетентности основывалось на мысли, что каждый учитель-мастер в процессе работы должен производить собственную педагогическую систему. Задача директора – помочь каждому учителю в создании индивидуальной творческой лаборатории.

Индивидуальная работа с учителем – это изучение применяемых им методов воспитания, оказание ему практической помощи. Содержание, методы, характер такой работы определяются уровнем педагогической культуры педагогов, их кругозором, интересами, духовными запросами [1, с. 23].

             В. А. Сухомлинский считает, что своим педагогическим опытом он обязан умным, думающим учителям, уроки которых посещал и анализировал. Когда перед ним открывалась какая-то новая грань педагогического дела и он, вдумываясь в эту грань, никак не мог понять ее сущности, то посещал подряд по пять – семь уроков этих учителей, стараясь найти ответ на волновавший его вопрос [1, с. 24].

Разбирая вместе с молодым учителем его уроки, наставник приходил к заключению, что глубокое, прочное запоминание и сохранение в памяти правила (закона, формулы) достигалось тогда, когда ученик сосредоточивал свою мысль на соответствующих фактах, анализировал их, как бы извлекая извзаимосвязей между фактами теоретические обобщения. Убеждался, что это и есть творческое созидание в процессе умственной деятельности, благодаря которому развиваются интеллектуальные способности.

            Директор – ученый обращал главное внимание на путь познания – от наблюдения и анализа фактов до формирования обобщений и применения их в дальнейшем учении. Одна за другой открывались новые закономерности педагогического процесса. Пришло убеждение, что обобщение запоминается и без специального заучивания, если оно многократно применяется в качестве ключа к объяснению все новых и новых фактов. При этом на уроках появляется резерв времени для практической работы, тренировки, выработки умения учиться. Изучение нового материала стало сливаться с развитием, углублением, закреплением знаний [1, с. 24].  Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой.  В.Сухомлинский утверждает, что логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то стороне педагогического процесса. Исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Так начинается высший этап педагогического творчества - сочетание практики с элементами научного исследования [1, с. 25].

           Администрация школы не допускает, чтобы самостоятельная работа учителя превратилась в рутину. Меньше планов, конспектов, письменных отчетов учителя – это стало правилом работы школы. Учителю нужно свободное время, чтобы обдумывать новые достижения науки, пополнять свои знания, обобщать накопленный опыт [1, с. 26].

Освещая опыт работы Павлышской средней школы, ученый дает практические советы учителям по различным вопросам учебно-воспитательной работы, в том числе и директорам школ. Какими бы неотложными ни были задачи, стоящие перед учителем, их нельзя решить в один миг. Важно определить возможности каждого учителя, уровень его педагогической и общей культуры, его кругозор, эрудицию. Нужно тщательнее предотвращать всякого рода недостатки и ошибки на уроках. После первых же посещений делать выводы о том, что необходимо для улучшения качества работы данного педагога.

            Успех индивидуальной работы зависит от того, как, благодаря рекомендациям директора, педагог овладевает методом самостоятельного анализа своих успехов, недостатков и упущений. Характер и тон советов: вытекают из совместного с учителем анализа процесса обучения. В индивидуальной работе с опытным педагогом задача директора заключается в том, чтобы вместе с ним найти ту сферу творчества, с которой начинается дальнейшее совершенствование педагогического мастерства. Малоопытному педагогу нужно открыть вначале крупицу мастерства. Хороший опыт не приживется, пока у того, кто хочет его заимствовать, не будет для этого необходимых условий: общей культуры, кругозора, знаний педагогики, психологии и методики, умения понять духовную жизнь ребенка. Создать педагогу эти условия труднее, чем показать ему готовый опыт и добиться, чтобы он хорошо понял его сущность. Время – это духовное богатство учителя, его надо беречь, умело организуя учебно-воспитательный процесс.

            Анализ теоретического наследия В. Сухомлинского дает основания утверждать, что он глубоко исследовал профессию учителя, ее особенности, обосновал концепцию формирования гуманистической направленности личности учителя и сформулировал условия его эффективной работы. Будущий учитель должен быть носителем широкого спектра общечеловеческих ценностей, четко выраженных гуманистических традиций. Именно в этом заключается специфика педагогического труда. По его мнению, в подлинном воспитателе воплощается все самое лучшее, что достигнуто в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Учитель является для учащихся примером вдохновенного труда, служения высоким идеалам, образцом богатой, многогранной духовной жизни [1, с. 26].

 

Список литературы

1. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. – М.: «Просвещение», 1969.


 

В.А. Сухомлинский о специфике педагогического труда

В.А. Сухомлинский о специфике педагогического труда

Многогранная духовная жизнь коллектива воспитателей и воспитанников – их труд, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественная деятельность – это и объект педагогического руководства со стороны…

Многогранная духовная жизнь коллектива воспитателей и воспитанников – их труд, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественная деятельность – это и объект педагогического руководства со стороны…

И тогда ребенок откроется. Школа лишь тогда очаг воспитания, когда она стала для него очагом радостной жизни, зовущей его к знаниям, науке [1, с

И тогда ребенок откроется. Школа лишь тогда очаг воспитания, когда она стала для него очагом радостной жизни, зовущей его к знаниям, науке [1, с

Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт - новейшие открытия, исследования

Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт - новейшие открытия, исследования

Понимание автором процесса совершенствования профессиональной компетентности основывалось на мысли, что каждый учитель-мастер в процессе работы должен производить собственную педагогическую систему

Понимание автором процесса совершенствования профессиональной компетентности основывалось на мысли, что каждый учитель-мастер в процессе работы должен производить собственную педагогическую систему

Успех индивидуальной работы зависит от того, как, благодаря рекомендациям директора, педагог овладевает методом самостоятельного анализа своих успехов, недостатков и упущений

Успех индивидуальной работы зависит от того, как, благодаря рекомендациям директора, педагог овладевает методом самостоятельного анализа своих успехов, недостатков и упущений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021