"валеология на уроках физической культуры"

  • docx
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Валеологияна уроках физкультуры.docx

МКОУ «Шумиловская СОШ»

учитель физической культуры

Рыбникова Наталья Михайловна

 «Формирование валеологической
культуры у обучающихся в системе
 уроков физической культуры».

Валеология – определение и значение

Валеология – это учение о здоровом образе жизни, о реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

 Валеология – это не просто уникальная наука о здоровом образе жизни, но и наука охватывающая все известные сферы человеческого бытия – социальную, духовную и физическую, общественную и индивидуальную.

  – поможет понять Вам, как ваше окружение  влияет на ваш организм.

 Валеология  - изучает, прежде всего «здоровье в гармонии»,  изучает принципы работы вашей нервной системы.

Валеология – изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Валеология включат в себя две составные части:

1 Теоретическую:  – В теоритической валеологии выделены ее научные аспекты: медицинские, биологические, социальные, психологические, педагогические, экологические, культурологический и т. д.

2 Практическую валеологию – выделяют два относительно самостоятельных раздела:  диагностическая – измерения здоровья; собственно практическая – оздоровление организма.

Факторы здоровья

Всемирная организация здравоохранения определила  здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов.

Здоровый образ жизни -50%

Наследственность -20%

Социально – экономические и экологический фактор – 20%

Состояние системы здравоохранения -10%

Здоровье сберегающие образовательные технологии – это условия обучения в школе:

Отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания;
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

          Урок физической культуры

Основная цель урока –  развитие двигательной активности и различных физических качеств у обучающихся.
   Обучение обучающихся основам здорового образа жизни, а также  приобщения к самостоятельным занятиям спортом и физическим упражнениям. Это особенно актуально в современных реалиях, когда многие дети ведут малоподвижный образ жизни, отдавая предпочтение не прогулка

 на свежем воздухе, а компьютерным играм.

 

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» ( В.А. Сухомлинский)

             Актуальность темы

  • Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования
  • Увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья
  • Снижение двигательной активности школьников
  • Физическая культура может компенсировать отрицательные явления

  На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменением в материальном положении и потенциале семьи. По опыту работы, ценности у обучающихся здоровье занимают 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «друзья», «свобода», «любовь». Под здоровым образом жизни  понимается система индивидуальных проявления личности (нравственных, духовных, физических)

 

 

Физическое воспитание имеет противоречия:

     - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем;    

     - высоким требованиями к здоровью подрастающего поколения  и малоподвижного образа жизни;

     - необходимостью формирования у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанной этой проблемы.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Повышенные требования к валеологической направленности

Многофункциональность  урока физической культуры

Снижение интереса к урокам физической культуры

Высокий уровень  требований к физической подготовленности

Организация учебного процесса  без ущерба для здоровья

  Принципы валеологии:

Сохранение здоровья

Укрепление здоровья

Формирование здоровья   

На современном этапе валеология – наука о здоровье, становится все более приоритетной для каждого человека и общества в целом. Здоровье формируется под влиянием внутренних и внешних факторов, является не только медико-биологической, но и социально-педагогической категорией.

                      Причины нарушений здоровья

Проблемы

Заболевание опорно-двигательного аппарата.

Нарушения осанки, плоскостопие.

Снижение зрения.

Нервно-психические расстройства.

 

Причины

Малоподвижный образ жизни.

Неправильная привычка.

Незнание средств, форм.

Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями

 В связи с этим появилось новое научное направление – педагогическая валеология.

Условия реализации здоровьесберегающего пространства

  • Гигиенический режим
  • Использования оздоровительных сил природы

·         Требования к спортивному оборудованию

·         Чистота помещений

·         Личная гигиена учащихся

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий активное участие в процессе самих  учащихся;

  • создание здоровьесберегающей среды в школе;
  • Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
  •   Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно -сосудистой, мышечной, нервной  систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
  •   Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
  •   Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение обучающихся на медицинские  группы: основная, подготовительная, специальная).
  •  

·         Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

 

·         Двигательный режим

·         Урок физической культуры

·         Внеклассная работа

·         Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

 Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы

      Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;

      Проведение нетрадиционных уроков;

      Комбинирование методов физического воспитания.

Физические упражнения

      это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока

      это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в гимнастике, л/атлетике, л/подготовке  и в спортивных играх

           Дыхание

      Упражнения оздоровительной гимнастики выполняются в Вводно -подготовительной части  урока, основной  и в заключительной.  Упражнения выполняются, обучающимися, различной физической подготовки.

      Для профилактики заболеваний органов дыхания  включаю в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.

             Задачи:

      Снять психическое напряжение у обучающихся, путем переключения на другой вид деятельности;

      Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

      Возбудить у обучающихся интерес к – занятиям физическими упражнениями;

      Сформировать простейшие представления о влиянии физических  упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Дыхательная гимнастика – заменит лекарство.

Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм – все это крайне важно; дыхание животом; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками дыхания, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в рабочий режим

      Произносим гласные «И», «О», «А», «У» - кто дольше протянет звук тот и выиграл   -  Наши легкие, как и сердце можно тренировать.

                 Для профилактика деятельности системы дыхания

      – выполняем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки дыхания, 3- 5 раз. Темп медленный, мышцы живота активно участвуют в дыхании.

      -   Правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные возможности дыхательной системы.

        Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух. 

      Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.

      Нижнее дыхание – расслабляет разум и тело, укрепляет легкие и стимулирует работу внутренних органов.

      И. п. – руки на живот, чуть ниже пупка – при вдохе живот поднимается, при выдохе опускается (4-5 раз)

Грудное дыхание – очищает кровь.

1.     Втянуть живот, чтобы кислород заполнил легкие – почувствовать, как грудная клетка расширяется в стороны (открывается) при выдохе сжимается. Медленно выполнить 2-3 раза (вариант при выдохе прижать одну сторону носа).

Для профилактики простудных заболеваний                                                      

1.     Чередование максимально глубоких и быстрых выдохов в течение 10 сек.

2.     Резкие и шумные вдохи, а выдох пассивный – воздух как будто сам выходит из легких. Такой интенсивный вдох стимулирует оболочки носа, где расположены многие рефлекторные точки. Гимнастика не только снимет заложенность носа, но способствует улучшению обоняния. (8 раз х 4)

Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы

1.     На 6 счетов делать вдох, на 3 – задержать дыхание, на 6 счетов – выдох, на 3 – пауза. Выполнять в течение 1 мин.

 Упражнения с длительной задержкой дыхания.

1.     Помогают увеличить жизненную емкость легких. После глубокого выдоха задержать дыхание 20-30 сек.

Дыхательная  медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

  Эффективность валеологического воспитания обучающихся средствами физической культуры может осуществляться если в образовательном процессе соблюдаются следующие условия:

а) на занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда, развивающая валеологическую грамотность школьников, формирующая мотивы здорового образа жизни 

б) технология валеологического воспитания включает валеологические комплексов на уроках здоровья, внеурочную оздоровительную работу, психолого-педагогический и медико-валеологический мониторинг развития здоровья учащихся.

Задачи мониторинга:

 1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников

2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.

3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья учащихся в школе.

 

Мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся:

Тестирование в начале года

Составление списков по уровням физического развития

Отслеживание изменения показателей

Ежемесячное тестирование

Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств

Анализ результатов

Итоговое тестирование

Результативность

  • Повышение успеваемости по предмету.
  • Рост физической подготовленности.
  • Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.
  • Повышение динамики состояния здоровья учащихся

- Ведение обучающимися дневников здоровья.

 - Индивидуальные листы здоровья – приложение  №1.

 - Карточка физической подготовленности и показателей здоровья школьника – приложение № 2.

 

 

вывод

индивидуальный подход учителя к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими само становление, самоутверждение и самореализацию;

- использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности;

 - создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;

- создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности.

 

 

 

             Литература: 

1.     https://www.ucpotal.ru

2.     А. Корнеев «Целебное  дыхание: Способы излечения от всех болезней» - Ростов  н/Д «Удача»,  2008 г.

3.     В. Ф. Базарный «Здоровье  и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома», 2005 г. М.: АРКТИ.

4.     Н. К. Смирнов «Здоровесбегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», 2006, М.: АРКТИ

5.     В. В. Онишина «Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника» 2008 г. М.: АРКТИ                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru