МКОУ «Шумиловская СОШ»
учитель физической культуры
Рыбникова Наталья Михайловна
«Формирование валеологической
культуры у обучающихся в системе
уроков физической культуры».
Валеология – определение и значение
Валеология – это учение о здоровом образе жизни, о реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Валеология – это не просто уникальная наука о здоровом образе жизни, но и наука охватывающая все известные сферы человеческого бытия – социальную, духовную и физическую, общественную и индивидуальную.
– поможет понять Вам, как ваше окружение влияет на ваш организм.
Валеология - изучает, прежде всего «здоровье в гармонии», изучает принципы работы вашей нервной системы.
Валеология – изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.
Валеология включат в себя две составные части:
1 Теоретическую: – В теоритической валеологии выделены ее научные аспекты: медицинские, биологические, социальные, психологические, педагогические, экологические, культурологический и т. д.
2 Практическую валеологию – выделяют два относительно самостоятельных раздела: диагностическая – измерения здоровья; собственно практическая – оздоровление организма.
Факторы здоровья
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов.
Здоровый образ жизни -50%
Наследственность -20%
Социально – экономические и экологический фактор – 20%
Состояние системы здравоохранения -10%
Здоровье сберегающие образовательные технологии – это условия обучения в школе:
Отсутствие стресса, адекватность требований,
методик обучения и воспитания;
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Урок физической культуры
Основная цель урока –
развитие двигательной активности и различных физических качеств у обучающихся.
Обучение обучающихся основам здорового образа жизни, а также приобщения к
самостоятельным занятиям спортом и физическим упражнениям. Это особенно
актуально в современных реалиях, когда многие дети ведут малоподвижный образ
жизни, отдавая предпочтение не прогулка
на свежем воздухе, а компьютерным играм.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» ( В.А. Сухомлинский)
Актуальность темы
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменением в материальном положении и потенциале семьи. По опыту работы, ценности у обучающихся здоровье занимают 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «друзья», «свобода», «любовь». Под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявления личности (нравственных, духовных, физических)
Физическое воспитание имеет противоречия:
- повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем;
- высоким требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижного образа жизни;
- необходимостью формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанной этой проблемы.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Повышенные требования к валеологической направленности
Многофункциональность урока физической культуры
Снижение интереса к урокам физической культуры
Высокий уровень требований к физической подготовленности
Организация учебного процесса без ущерба для
здоровья
Принципы валеологии:
Сохранение здоровья
Укрепление здоровья
Формирование здоровья
На современном этапе валеология – наука о здоровье, становится все более приоритетной для каждого человека и общества в целом. Здоровье формируется под влиянием внутренних и внешних факторов, является не только медико-биологической, но и социально-педагогической категорией.
Причины нарушений здоровья
Проблемы
Заболевание опорно-двигательного аппарата.
Нарушения осанки, плоскостопие.
Снижение зрения.
Нервно-психические расстройства.
Причины
Малоподвижный образ жизни.
Неправильная привычка.
Незнание средств, форм.
Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями
В связи с этим появилось новое научное направление – педагогическая валеология.
Условия реализации здоровьесберегающего пространства
· Требования к спортивному оборудованию
· Чистота помещений
· Личная гигиена учащихся
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий активное участие в процессе самих учащихся;
· Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
· Двигательный режим
· Урок физической культуры
· Внеклассная работа
· Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы
• Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;
• Проведение нетрадиционных уроков;
• Комбинирование методов физического воспитания.
Физические упражнения
• это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока
• это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в гимнастике, л/атлетике, л/подготовке и в спортивных играх
Дыхание
• Упражнения оздоровительной гимнастики выполняются в Вводно -подготовительной части урока, основной и в заключительной. Упражнения выполняются, обучающимися, различной физической подготовки.
• Для профилактики заболеваний органов дыхания включаю в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Задачи:
• Снять психическое напряжение у обучающихся, путем переключения на другой вид деятельности;
• Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
• Возбудить у обучающихся интерес к – занятиям физическими упражнениями;
• Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Дыхательная гимнастика – заменит лекарство.
Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм – все это крайне важно; дыхание животом; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками дыхания, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в рабочий режим
• Произносим гласные «И», «О», «А», «У» - кто дольше протянет звук тот и выиграл - Наши легкие, как и сердце можно тренировать.
Для профилактика деятельности системы дыхания
• – выполняем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки дыхания, 3- 5 раз. Темп медленный, мышцы живота активно участвуют в дыхании.
• - Правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные возможности дыхательной системы.
• Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.
• Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.
• Нижнее дыхание – расслабляет разум и тело, укрепляет легкие и стимулирует работу внутренних органов.
• И. п. – руки на живот, чуть ниже пупка – при вдохе живот поднимается, при выдохе опускается (4-5 раз)
Грудное дыхание – очищает кровь.
1. Втянуть живот, чтобы кислород заполнил легкие – почувствовать, как грудная клетка расширяется в стороны (открывается) при выдохе сжимается. Медленно выполнить 2-3 раза (вариант при выдохе прижать одну сторону носа).
Для профилактики простудных заболеваний
1. Чередование максимально глубоких и быстрых выдохов в течение 10 сек.
2. Резкие и шумные вдохи, а выдох пассивный – воздух как будто сам выходит из легких. Такой интенсивный вдох стимулирует оболочки носа, где расположены многие рефлекторные точки. Гимнастика не только снимет заложенность носа, но способствует улучшению обоняния. (8 раз х 4)
Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы –
1. На 6 счетов делать вдох, на 3 – задержать дыхание, на 6 счетов – выдох, на 3 – пауза. Выполнять в течение 1 мин.
Упражнения с длительной задержкой дыхания.
1. Помогают увеличить жизненную емкость легких. После глубокого выдоха задержать дыхание 20-30 сек.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Эффективность валеологического воспитания обучающихся средствами физической культуры может осуществляться если в образовательном процессе соблюдаются следующие условия:
а) на занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда, развивающая валеологическую грамотность школьников, формирующая мотивы здорового образа жизни
б) технология валеологического воспитания включает валеологические комплексов на уроках здоровья, внеурочную оздоровительную работу, психолого-педагогический и медико-валеологический мониторинг развития здоровья учащихся.
Задачи мониторинга:
1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников
2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья учащихся в школе.
Мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся:
Тестирование в начале года
Составление списков по уровням физического развития
Отслеживание изменения показателей
Ежемесячное тестирование
Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств
Анализ результатов
Итоговое тестирование
Результативность
- Ведение обучающимися дневников здоровья.
- Индивидуальные листы здоровья – приложение №1.
- Карточка физической подготовленности и показателей здоровья школьника – приложение № 2.
вывод
индивидуальный подход учителя к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими само становление, самоутверждение и самореализацию;
- использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности;
- создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;
- создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности.
Литература:
1. https://www.ucpotal.ru
2. А. Корнеев «Целебное дыхание: Способы излечения от всех болезней» - Ростов н/Д «Удача», 2008 г.
3. В. Ф. Базарный «Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома», 2005 г. М.: АРКТИ.
4. Н. К. Смирнов «Здоровесбегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», 2006, М.: АРКТИ
5. В. В. Онишина «Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника» 2008 г. М.: АРКТИ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.