"валеология на уроках физической культуры"
Оценка 4.8

"валеология на уроках физической культуры"

Оценка 4.8
docx
02.06.2021
"валеология на уроках физической культуры"
Валеологияна уроках физкультуры.docx

МКОУ «Шумиловская СОШ»

учитель физической культуры

Рыбникова Наталья Михайловна

 «Формирование валеологической
культуры у обучающихся в системе
 уроков физической культуры».

Валеология – определение и значение

Валеология – это учение о здоровом образе жизни, о реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

 Валеология – это не просто уникальная наука о здоровом образе жизни, но и наука охватывающая все известные сферы человеческого бытия – социальную, духовную и физическую, общественную и индивидуальную.

  – поможет понять Вам, как ваше окружение  влияет на ваш организм.

 Валеология  - изучает, прежде всего «здоровье в гармонии»,  изучает принципы работы вашей нервной системы.

Валеология – изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Валеология включат в себя две составные части:

1 Теоретическую:  – В теоритической валеологии выделены ее научные аспекты: медицинские, биологические, социальные, психологические, педагогические, экологические, культурологический и т. д.

2 Практическую валеологию – выделяют два относительно самостоятельных раздела:  диагностическая – измерения здоровья; собственно практическая – оздоровление организма.

Факторы здоровья

Всемирная организация здравоохранения определила  здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов.

Здоровый образ жизни -50%

Наследственность -20%

Социально – экономические и экологический фактор – 20%

Состояние системы здравоохранения -10%

Здоровье сберегающие образовательные технологии – это условия обучения в школе:

Отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания;
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

          Урок физической культуры

Основная цель урока –  развитие двигательной активности и различных физических качеств у обучающихся.
   Обучение обучающихся основам здорового образа жизни, а также  приобщения к самостоятельным занятиям спортом и физическим упражнениям. Это особенно актуально в современных реалиях, когда многие дети ведут малоподвижный образ жизни, отдавая предпочтение не прогулка

 на свежем воздухе, а компьютерным играм.

 

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» ( В.А. Сухомлинский)

             Актуальность темы

  • Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования
  • Увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья
  • Снижение двигательной активности школьников
  • Физическая культура может компенсировать отрицательные явления

  На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменением в материальном положении и потенциале семьи. По опыту работы, ценности у обучающихся здоровье занимают 4-5 место, вслед за такими ценностями, как «друзья», «свобода», «любовь». Под здоровым образом жизни  понимается система индивидуальных проявления личности (нравственных, духовных, физических)

 

 

Физическое воспитание имеет противоречия:

     - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем;    

     - высоким требованиями к здоровью подрастающего поколения  и малоподвижного образа жизни;

     - необходимостью формирования у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанной этой проблемы.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Повышенные требования к валеологической направленности

Многофункциональность  урока физической культуры

Снижение интереса к урокам физической культуры

Высокий уровень  требований к физической подготовленности

Организация учебного процесса  без ущерба для здоровья

  Принципы валеологии:

Сохранение здоровья

Укрепление здоровья

Формирование здоровья   

На современном этапе валеология – наука о здоровье, становится все более приоритетной для каждого человека и общества в целом. Здоровье формируется под влиянием внутренних и внешних факторов, является не только медико-биологической, но и социально-педагогической категорией.

                      Причины нарушений здоровья

Проблемы

Заболевание опорно-двигательного аппарата.

Нарушения осанки, плоскостопие.

Снижение зрения.

Нервно-психические расстройства.

 

Причины

Малоподвижный образ жизни.

Неправильная привычка.

Незнание средств, форм.

Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями

 В связи с этим появилось новое научное направление – педагогическая валеология.

Условия реализации здоровьесберегающего пространства

  • Гигиенический режим
  • Использования оздоровительных сил природы

·         Требования к спортивному оборудованию

·         Чистота помещений

·         Личная гигиена учащихся

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий активное участие в процессе самих  учащихся;

  • создание здоровьесберегающей среды в школе;
  • Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
  •   Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно -сосудистой, мышечной, нервной  систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
  •   Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
  •   Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение обучающихся на медицинские  группы: основная, подготовительная, специальная).
  •  

·         Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

 

·         Двигательный режим

·         Урок физической культуры

·         Внеклассная работа

·         Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

 Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы

      Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;

      Проведение нетрадиционных уроков;

      Комбинирование методов физического воспитания.

Физические упражнения

      это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока

      это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в гимнастике, л/атлетике, л/подготовке  и в спортивных играх

           Дыхание

      Упражнения оздоровительной гимнастики выполняются в Вводно -подготовительной части  урока, основной  и в заключительной.  Упражнения выполняются, обучающимися, различной физической подготовки.

      Для профилактики заболеваний органов дыхания  включаю в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.

             Задачи:

      Снять психическое напряжение у обучающихся, путем переключения на другой вид деятельности;

      Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

      Возбудить у обучающихся интерес к – занятиям физическими упражнениями;

      Сформировать простейшие представления о влиянии физических  упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Дыхательная гимнастика – заменит лекарство.

Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм – все это крайне важно; дыхание животом; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками дыхания, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться или, наоборот, входить в рабочий режим

      Произносим гласные «И», «О», «А», «У» - кто дольше протянет звук тот и выиграл   -  Наши легкие, как и сердце можно тренировать.

                 Для профилактика деятельности системы дыхания

      – выполняем максимально глубокие вдохи и выдохи без задержки дыхания, 3- 5 раз. Темп медленный, мышцы живота активно участвуют в дыхании.

      -   Правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные возможности дыхательной системы.

        Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух. 

      Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при выдохе максимально втянуть живот, чтобы полностью вывести отработанный воздух.

      Нижнее дыхание – расслабляет разум и тело, укрепляет легкие и стимулирует работу внутренних органов.

      И. п. – руки на живот, чуть ниже пупка – при вдохе живот поднимается, при выдохе опускается (4-5 раз)

Грудное дыхание – очищает кровь.

1.     Втянуть живот, чтобы кислород заполнил легкие – почувствовать, как грудная клетка расширяется в стороны (открывается) при выдохе сжимается. Медленно выполнить 2-3 раза (вариант при выдохе прижать одну сторону носа).

Для профилактики простудных заболеваний                                                      

1.     Чередование максимально глубоких и быстрых выдохов в течение 10 сек.

2.     Резкие и шумные вдохи, а выдох пассивный – воздух как будто сам выходит из легких. Такой интенсивный вдох стимулирует оболочки носа, где расположены многие рефлекторные точки. Гимнастика не только снимет заложенность носа, но способствует улучшению обоняния. (8 раз х 4)

Для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы

1.     На 6 счетов делать вдох, на 3 – задержать дыхание, на 6 счетов – выдох, на 3 – пауза. Выполнять в течение 1 мин.

 Упражнения с длительной задержкой дыхания.

1.     Помогают увеличить жизненную емкость легких. После глубокого выдоха задержать дыхание 20-30 сек.

Дыхательная  медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

  Эффективность валеологического воспитания обучающихся средствами физической культуры может осуществляться если в образовательном процессе соблюдаются следующие условия:

а) на занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда, развивающая валеологическую грамотность школьников, формирующая мотивы здорового образа жизни 

б) технология валеологического воспитания включает валеологические комплексов на уроках здоровья, внеурочную оздоровительную работу, психолого-педагогический и медико-валеологический мониторинг развития здоровья учащихся.

Задачи мониторинга:

 1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников

2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.

3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению здоровья учащихся в школе.

 

Мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся:

Тестирование в начале года

Составление списков по уровням физического развития

Отслеживание изменения показателей

Ежемесячное тестирование

Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств

Анализ результатов

Итоговое тестирование

Результативность

  • Повышение успеваемости по предмету.
  • Рост физической подготовленности.
  • Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.
  • Повышение динамики состояния здоровья учащихся

- Ведение обучающимися дневников здоровья.

 - Индивидуальные листы здоровья – приложение  №1.

 - Карточка физической подготовленности и показателей здоровья школьника – приложение № 2.

 

 

вывод

индивидуальный подход учителя к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими само становление, самоутверждение и самореализацию;

- использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности;

 - создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;

- создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности.

 

 

 

             Литература: 

1.     https://www.ucpotal.ru

2.     А. Корнеев «Целебное  дыхание: Способы излечения от всех болезней» - Ростов  н/Д «Удача»,  2008 г.

3.     В. Ф. Базарный «Здоровье  и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома», 2005 г. М.: АРКТИ.

4.     Н. К. Смирнов «Здоровесбегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», 2006, М.: АРКТИ

5.     В. В. Онишина «Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника» 2008 г. М.: АРКТИ                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Шумиловская СОШ» учитель физической культуры

МКОУ «Шумиловская СОШ» учитель физической культуры

Состояние системы здравоохранения -10%

Состояние системы здравоохранения -10%

Физическое воспитание имеет противоречия: - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем; - высоким требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижного…

Физическое воспитание имеет противоречия: - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем; - высоким требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижного…

Причины Малоподвижный образ жизни

Причины Малоподвижный образ жизни

Комбинирование методов физического воспитания

Комбинирование методов физического воспитания

Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при…

Главное правило дыхательной гимнастики – каждое дыхательное упражнение начинается сильным и полным выдохом, при вдохе обращать внимание на расширение грудной клетки и выпячивание живота, при…

Эффективность валеологического воспитания обучающихся средствами физической культуры может осуществляться если в образовательном процессе соблюдаются следующие условия: а) на занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда,…

Эффективность валеологического воспитания обучающихся средствами физической культуры может осуществляться если в образовательном процессе соблюдаются следующие условия: а) на занятиях по физическому воспитанию создается образовательная среда,…

Литература: 1. https :// www

Литература: 1. https :// www

"валеология на уроках физической культуры"

"валеология на уроках физической культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021