Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"
Оценка 4.7

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
Детсад
13.11.2017
Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"
Эта программа разработана для детей дошкольного возраста 4-7 лет. В программе разработана работа и с педагогами и с родителями по экологическому воспитанию. С детьми и взрослыми предполагается проводится и теоретическая и практическая часть работы. Также работа на электрифицированных стендах, которые находятся в нашем детском саду.Программа
программа Штых Кристал.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «РОДНИЧОК» ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «КРИСТАЛ»  Юлия Юрьевна Штых  Воспитатель  пгт Междуреченский СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     стр. 1. Информационная карта программы  2. Пояснительная записка  3. Актуальность программы  4. Цель программы 5. Задачи программы 6. Механизм реализации  программы  7. Краткое  содержание программы  8. Кадровое обеспечение 9. Планируемые результаты 10. Материально­техническое оснащение  программы  11. Литература  3 4 4 5 5 5 6 10 11 11 12 Информационная карта программы 1. 2. 3. 4. Полное название программы  Программа по экологическому воспитанию  «Кристал» Автор  составитель программы Штых Юлия Юрьевна                                             воспитатель  Руководитель проекта Территория, представившая  проект Спиридонова Татьяна Геннадьевна,                                    заведующий  детского  сада пгт Междуреченский  Кондинский район  Тюменская область 5. Юридический адрес организации Тюменская обл., ХМАО, Кондинский район,  пгт Междуреченский, ул. Центральная 19, Б 6. 7. 8. 9. 10 Телефон, факс Цель программы  Сроки проведения  Место проведения Официальный язык программы 8(34677) 33964   способной   Воспитание в процессе непосредственного общения   с   природой,   гармонично   развитой личности, самостоятельно ориентироваться в реальном мире.   3 года  Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Родничок» Русский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСТКА Сложная   экологическая   обстановка     в   мире   и   низкий   уровень   экологической культуры населения диктуют необходимость все более настойчиво совершенствовать его экологическое образование и просвещение.  Экологическое образование – важная социальная проблема, без решения которой трудно   представить   возможность   реального   развития   гармонических   взаимоотношений общества и природы. Обращенность к экологическому образованию обусловлена реальной экологической   опасностью,   которая   является   следствием   нарастающего   вмешательства человека в природу. Одним   из   важнейших   путей   решения   этой   проблемы   является   воспитание   у дошкольников ответственного отношения  к природе, сформированность экологического мышления, экологической культуры в целом.  1. Актуальность программы.  Потребность   в   экологическом   образовании   связана   с   необходимостью   обеспечения благоприятной   среды   для   жизни   человека.   Качество   окружающей   среды   определяет здоровье   –   основное   право   человека   и   главную   цель   развития   цивилизации.   Без необходимых   для   существования   и   развития   ребенка   природных   предпосылок   все социальные вопросы теряют смысл.   Поэтому   экологическое   образование   должно   не только проникнуть в систему образования, а стать одной из ее основ. По этому выбранная тема является  актуальной.  2. Проблема, на решение которой направленна программа.   У детей формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,   его   неповторимой   индивидуальности.   Дает   возможность   сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру. Новизна программы Программа разработана в целях системного подхода к решению проблемы, активизации работы ДОУ среди всех субъектов образовательного процесса:   воспитанники;  педагоги;  родители. Имеет некоторые особенности:  самостоятельная   деятельность   воспитанников   (исследовательская   деятельность, самостоятельная деятельность.   деятельность   в   ходе   режимных   моментов   (наблюдения,   чтение     художественной литературы, прогулки, трудовая деятельность);    в   организованной   образовательной   деятельности   (ООД   с   элементами экспериментирования, экскурсионная деятельность по   инициативе детей, совместная деятельность взрослого и ребенка, а также детей между собой). Программа составлена в соответствии с:  Конституцией Российской Федерации;   Конвенции «О правах ребенка» № 273­ФЗ 2013г;  Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;   Санитарно­эпидемиологических  требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 ­13;  Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   дошкольного образования (ФГОС ДО);  Общеобразовательной     программой   дошкольного   образования   «От   рождения   до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой;  Инструктивно­методическим письмом от 14.03.2000 г. №65/23­16 «О гигиенических требованиях   к   максимальной   нагрузке   на   детей   дошкольного   возраста   в организованных формах обучения»;  Уставом МАДОУ ДСКВ «Родничок»;  Локальными актами МАДОУ ДСКВ «Родничок»; учреждения. 3. Цель программы. Воспитание в процессе непосредственного общения с природой, гармонично развитой личности, способной самостоятельно ориентироваться в реальном мире.    Развитие интереса к объектам природы и условиям жизни людей, растений и  4. Задачи программы. животных.  Развивать умение анализировать и выявлять положительные и отрицательные  влияния человеческой деятельности на окружающую природу.  Воспитывать положительное отношение к природе, ответственность за состояние  окружающей среды.   Углублять научные знания о современных экологических проблемах.   Учить классифицировать объекты природы, производить обобщение предметов по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, животные и т. п.);  Воспитание любви к родному краю, Родине.  В основу программы положены следующие принципы: 5. Механизм реализации программы. 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и интеллектуального развития. 1. Принцип   индивидуального   и   дифференцированного   подхода,   т.е.   учет   личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и интеллектуального развития. 2. Принцип взаимодействия. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи. 3.  Принцип   возрастной   безопасности.  С  раннего  детства   следует  постоянно  разъяснять детям о безопасности;  Принцип   преемственности   ­   взаимодействия   с   ребенком   в   условиях   дошкольного учреждения и семьи. 2. Принцип взаимодействия. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи. 3.  Принцип возрастной безопасности.  С раннего детства следует постоянно разъяснять детям о безопасности;  4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Срок реализации программы 3 года.  Участники реализации программы:  Воспитанники 4­7 лет  Родители  Педагоги Этапы реализации программы: Первый этап: Подготовительный  Цель:  определение  и   обеспечение   необходимых   ресурсов   для  разработки  и   реализации основного этапа программы Второй этап: Организационный  Цель:   разработать программу по экологическому воспитанию детей «Кристалл»   создать необходимые условия для реализации данной программы в ДОУ. Третий этап:  Основной  Цель:   проведение стартового мониторинга с воспитанниками;  проведение   организованной   образовательной   деятельности,   самостоятельной деятельности   воспитанников   через   интеграцию   образовательных   областей «Познавательное   развитие»;   «Художественно­эстетическое   развитие»,   «Речевое развитие»  количественная   и   качественная   обработка   промежуточных   результатов   освоения программы. Четвертый этап. Заключительный   Цель:   мониторинг достижений воспитанниками итоговых результатов;   количественная и качественная обработка результатов освоения программы;  систематизирование методического материала и обобщение полученного опыта;   внедрение в практику,  распространение и популяризация апробированной  программы в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;  подготовка к изданию методических материалов по результатам реализации  программы;   размещение материалов на сайте ДОУ. РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ Программа предусматривает:  проведение   организованной   образовательной   деятельности  согласно   нормам СанПиН 2.4.1.3049 ­13 через интеграцию образовательных областей:  «Социально­коммуникативное развитие»  «Познавательное развитие»  «Речевое развитие»  «Художественно ­ эстетическое развитие»   «Физическое развитие» Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию проводится 4  раза в месяц, в учебном году будет проведено  всего 36 в каждой возрастной группе.   проведение образовательной деятельности в ходе режимных моментов  проведение самостоятельной  деятельности  Срок проведения в  течение реализации программы План работы с воспитанниками Виды и формы работы №  п/п 1. 2. Беседа о безопасности на природе Проведение серии опытов «Земля, вода, воздух, животный мир,  растительный мир» Экологически праздники 3. Целевые прогулки  4. Оформление центра природы «Юные натуралисты» 5. Экскурсии и целевые прогулки в лес 6. Выставка детских рисунков «Мой парк» 7. Изготовление книжек­самоделок «Мой мир» 8. 9. Развлечение «Путешествие в осеннее царство» 10. Дидактические игры «Природа – не природа», «Угадай, что в мешочке» 11. Оформление календаря природы  12. Просмотр кукольного спектакля «Нам интересен весь мир!» 13. Познавательное развлечение «Путешествие в страну насекомых» 14. Сбор природного материала для поделок  15. Изготовление моделей «Цветок» 16. Конкурс рисунков «Птицы нашего края» 17. Изготовление поделок из природного материала 18. Беседа «Мой мир – какой он?» 19. Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» 20. Создание фотоальбома «Животный мир», «Растительный мир» 21. Диагностика детей  22. Чтение художественной литературы 23. Просмотр мультфильмов, презентаций, обучающих видеофильмов 24. фотовыставка «Мои домашние питомцы» 25 Совместная посадка и наблюдения «мини – огорода» на подоконнике Примерная тематика целевых прогулок № Тема прогулки  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Небо Вода Воздух Почва и камни Сезоны Многообразие растений и их связь со средой обитания  Растения на участке детского сада Многообразие животных и их связь со средой обитания Перелётные и зимующие птицы Деревья  Взаимодействие человека с природой Планируемые промежуточные результаты освоения программы: 4­5 лет (средняя группа)  Проявляет   устойчивый   познавательный   интерес   к   объектам   живой   и   неживой природы.   С помощью воспитателя выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения. 5­6 лет (старшая группа) Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их  «самочувствие», исходя из условий обитания; Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при  помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов­описаний; Желание заботиться о живых объектах природы; Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу; Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе; Попытка оценивать свое поведение.        Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь 6­7 лет (подготовительная группа)  ● различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения. ●  Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными. ●   Познакомится   с   основными   экологическими   праздниками,   «Всемирный   день   защиты животных   ­   4   октября» «Всемирный   день   охраны   окружающей   среды»,   «1   апреля   – Международный день птиц», «22 апреля – Международный день Земли» РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ В   целях   реализации   программы   разработан   цикл   мероприятий,   направленный   на повышение   уровня   профессиональной   компетентности   педагогов   в   обучении воспитанников по экологическому воспитанию.   №  п/п 1. 2. Виды и формы работы Утверждение программы «Кристалл» на педагогическом совете  Создание и разработка картотеки опытов по трем направлениям «Живой  мир», «Не живой мир», «Рукотворный мир» Подбор методической и художественной литературы Оформление стенда «Юные экологи» Семинар ­ практикум «Родной край»  Участие в окружных экологических акциях  Смотр – конкурс «Уголок родного края»  Круглый стол с участием родителей, наблюдательного совета ДОУ Тренинг для педагогов « Экология ­ педагоги – дети»                           3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Конкурс проектов и методических разработок «Мой родной край» 11. Выставка литературы и творческих работ на экологическую тему  12.  Открытое занятие для педагогов по экологическому воспитанию  13. Консультация «Игры по экологии в детском саду»  14. Выпуск буклетов «Берегите природу»  15. Презентация передового опыта работы «Экологическое воспитание»  Срок проведения в  течение реализации программы воспитанников» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Важное   значение   в   реализации   программы   имеет   взаимодействие  с   семьёй,   что обеспечивает   более   полное   выявление   потенциала   каждого   ребенка,   тем   самым способствуя реализации поставленных задач.   Основные принципы работы с родителями:   принцип   открытости   ДОУ   для   семьи   (каждому   родителю   обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети); принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Виды и формы работы Совместное изготовления гербария  Круглый стол с участием родителей, наблюдательного совета ДОУ. Консультация  «Досуг ребенка на природе»  Консультация «Игры для детей по экологии» Памятка «Безопасность ребенка на природе»                           Акция «Птичья столовая»  Развлечение совместно с родителями  «Эти забавные животные» Анкетирование родителей «Дети и экология»  Памятка для родителей «Войди в природу другом!» №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Круглый стол с родителями «Мы природе не враги, ты природу береги!»  11. Фотоконкурс  «Отдыхаем не вредя» 12. Оформление папки – ширмы «Ребенок и природа!» Срок проведения 1 раз в год 2 раза в год в  течение реализации программы 13. Совместное с родителями ООД  «Будь природе другом!», «Волшебница  вода», «Светлячок».  Кадровое обеспечение № 1 Должность Заведующая ДОУ 2 3 Зам. заведующего по АХР Заместитель заведующего по ВР Старший воспитатель  4 Воспитатель Функции 1.Налаживание контактов  для сотрудничества  с различными организациями. 2. Материально­техническое обеспечение. 3. Контрольно­диагностическая  деятельность 1.Материально­техническое обеспечение. 1.Методическое обеспечение.  2.Контрольно­диагностическая деятельность 1.Организованная образовательная деятельность. 2. Работа с родителями. 3. Взаимодействие с инструктором по физической культуре,  музыкальным руководителем, педагогом дополнительного   образования. Воспитанники:  Развитие   интереса   к   объектам   природы   своего   ближайшего   окружения,   желание 1. Планируемые результаты заботиться о живых объектах природы;  Педагоги:  Становление   партнёрских,   доверительных   отношений   между   ДОУ   и   семьями воспитанников. Родители:  Включение   родителей   в   решение   проблем   детского   сада,   повышение   их педагогической компетентности. 2. Материально­техническое оснащение  программы Эффективность реализации программы обеспечивается: № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. оснащение программы Набор пробирок и колб  для экспериментов Обсерватории для насекомых Методическая и художественная литература Информационные стенды для родителей Магниты Лупы  разных величин Природный материал  Настольно­печатные игры Центры «Юные натуралисты» в группах Электрифицированный стенд «Времена года»  Набор микроскопов Подборка презентаций, мультфильмов  Видеотека  Фонотека  Телевизор  Мультимедийный проектор Интерактивная доска  Материал для художественного творчества (краски, кисти, карандаши,  фломастеры, бумага, пастель, гуашь) Теоретическая и практическая значимость данной программы заключается в том, что определено содержание работы по экологическому воспитанию, которое включает в себя разные формы и методы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами.  Реализация данной   программы возможна в дошкольных образовательных учреждениях в рамках   общеобразовательной   программы   в   процессе   организованной   образовательной   самостоятельной   деятельности   воспитанников   через   интеграцию деятельности, образовательных   областей   «Познавательное   развитие»,   «Речевое   развитие», Художественно­эстетическое развитие». Разработанная программа:  доступна для освоения воспитанниками 4­7 лет;  вовлекает   педагогов,   родителей   и   воспитанников   в   единую   творческую деятельность в рамках программы;  открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику и популяризацию в дошкольные образовательные учреждения Кондинского района;  дает возможность подготовки к изданию методических материалов по результатам реализации проекта; размещения материалов на сайте ДОУ. Литература 1. Николаевна С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая  школа 1993 г.  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г 3. Виноградова Н.М. Природа и мир вокруг нас. М. 1992 г.  4. Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников. 5. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой,   М.:  МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014г. 6. Мониторинг  в   детском   саду.   Научно   –   методическое   пособие.   –   СПб.:   ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. Вклейка; 7. План­программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для   воспитателей   детского   сада/Сост.   Н.В.Гончарова   и   др.,   под   ред. З.А.Михайловой.­2­е   изд.   СПб.   ООО   «ИЗДАТЕЛЬСТВО   «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2008. – 255с.; 8. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5­6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.; 9. Добро   пожаловать   в   экологию!   Часть   II.   Перспективный   план   работы   по формированию   экологической   культуры   у   детей   старшего   дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.­ СПб. :  «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2003.­336; 10. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии: практ. материалы по развитию твор. активности дошкольников/ Л.Н.Прохорова// Под ред. Е.Р.Артамоновой. – 2­е изд. – СПб.: Детство­Пресс. – 1999. – 155с.

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"

Вариативная программа по экологическому воспитанию "Кристалл"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.