Варлам Шаламов
Оценка 5

Варлам Шаламов

Оценка 5
Разработки уроков
docx
24.05.2021
Варлам Шаламов
ШАЛАМОВ КОНМПЕКТ УРОКА.docx

АУ «Сургутский политехнический колледж»

Варлам Шаламов: о времени и о себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

 

Автор:                                Онуляк Юлия Владимировна,

                                                   преподаватель литературы

                                                                АУ «Сургутский политехнический

колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

Методическая разработка урока литературы по теме «Варлам  Шаламов: о времени и о себе» 

Онуляк Ю.В. – преподаватель русского языка и литературы АУ «Сургутский политехнический колледж».

В методической разработке представлены материалы урока литературы по  теме «Варлам Шаламов: о времени и о себе».

Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты  и  конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений.

Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

 

4

2

План урока

 

7

3

Конспект урока

 

9

5

Литература

 

15

6.

Приложения

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Прошло несколько десятилетий, прежде чем общество стало открыто поднимать тему  репрессий и вести разговор о  трагической судьбе инакомыслящих и просто оговоренных людей,  оказавшихся узниками «архипелага ГУЛАГ». Подрастающее поколение должно иметь представление об этом периоде в истории нашего государства,  и   уроки литературы позволяют  преподавателям  вести разговор об этом через знакомство с произведениями  русских писателей.

 В рабочую программу по  дисциплине «родная литература» включен  раздел «Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы», где  дается представление о времени репрессий, о писателях, сумевших рассказать об страшном и трагичном периоде в истории нашего государства. Среди  этих замечательных писателей перед нами предстает   Варлам Тихонович Шаламов.  

 Данный разработанный урок – это урок знакомство с личностью, судьбой и  произведениями  Варлама Шаламова, осмысление его творческого наследия.

         Через жизнь и творчество  писателя В.Т.  Шаламова  обучающиеся  знакомятся  с судьбой человека, прошедшего «круги  ада». Перед учащимися должна предстать трагедия исковерканной жизни, судьба одного из многих мучеников не вражеских концлагерей, а своих, и в то же время единственная и неповторимая судьба большого писателя. Читая рассказы В.Т. Шаламова, учащиеся должны постараться понять чувства человека, приложившего максимум усилий, чтобы в нечеловеческих условиях остаться человеком с живой душой и ответить на жизненные вопросы: «А надо ли нам это знать? Зачем нам читать рассказы В.Т. Шаламова? Нужно ли это молодому поколению?». А перед  преподавателем стоит цель подвести обучающихся к ответу: «Несомненно, надо! Имея память, человек имеет право на будущее. Действительность 20 века надо знать,  чтобы не повторить пережитого холода страшных лет репрессий. Стихи и рассказы В.Т. Шаламова   заставляют нас задуматься над ценой человеческой жизни,  это памятник всем жертвам ГУЛАГа.

Исходя из вышеизложенного, сформулированы цели  урока:

·         способствовать формированию  личностных качеств обучающихся через осмысленное отношение к   судьбе и творчеству писателя Шаламова:

·         формирование умений работать с текстовой информаций, анализировать художественный текст, сопоставлять, сравнивать, обобщать и строить высказывания.

·         развитие умения критически мыслить, формулировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы и методы обучения, используемые на занятии,  способствуют формированию  общих компетенций ( по ФГОС):

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. Происходит через мотивацию к изучению темы и сознательное выполнение обучающимися заданий в ходе урока.

ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  учебных (профессиональных) задач. Происходит через работу  по поиску информации при самостоятельной работе с текстом, прием  «Верные – неверные утверждения», составление кластера «Колыма» и синквейна.

В процессе деятельности на уроке  преподаватель отслеживает уровень сформированности общих компетенций через наблюдение. 

В ходе занятия реализуются межпредметные связи:  литература – история – МХК через осмысление  трагичного периода  в истории России -   периода «сталинских репрессий» и отражение его  в судьбе и творчестве  русских писателей и  конкретно В.Т. Шаламова.

В течение  всего занятия используется мультимедиа презентация, в которую включены  аудиозапись  рассказа  В.Т. Шаламова «Одиночный замер», видеокадры из к/фильма «Варлам  Шаламов. Несколько моих жизней»,  аудиозаписи: Моцарт. Реквием. Звоны Ростова Великого Водосвятский звон.

 

 Методическая разработка состоит из:

·      пояснительной записки, в которой обозначена значимость и важность  данной темы, определены цели урока, перечислены общие компетенции, формированию которых способствует данный урок.

·      плана урока, который включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения и технологическую карту урока. В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность преподавателя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;

·      в конспекте урока  дается подробное изложение материала урока,  описана деятельность педагога и  обучающихся  на каждом этапе урока;

·      список литературы включает   печатные, материалы периодических изданий и электронные  ресурсы;

·      приложения включают в себя тексты по биографии писателя, текст рассказа «Одиночный замер», лист  рабочей тетради:

·      мультимедиа презентации к уроку.

 

ПЛАН УРОКА

Тема:  «Варлам Шаламов: о времени и о себе».

Вид  урока:  урок – открытие   (урок получения новых знаний).  

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

·         ИКТ (аудиозаписи, видеозапись, мультимедиа презентация);

·         элементы  технологии  развития критического  мышления

(приемы: «Верные – неверные» утверждения, « Кластер», «Синквейн»).

Цели урока:

Цель личностного развития (воспитательная):  

·         создание условий для формирования гражданских качеств и морально – нравственных координат через знакомство с жизнью и  творчеством В.Т.Шаламова;

·         способствовать личностному восприятию эпохи  через сопереживание и осмысление  судьбы и творчества писателя.

Обучающие цели:

·         знакомство с биографией и особенностями творчества писателя В.Шаламова;

·         формирование умений работать с текстовой информацией;

·         способствовать формированию умений  анализировать художественный текст, сопоставлять, сравнивать, обобщать и  строить высказывания.

Развивающие цели:

·         развитие умения критически мыслить,   формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

·         способствовать развитию умений  диалогической и монологической речи.

Виды деятельности на уроке:

·         индивидуальная и коллективная;

·         мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная;

·         речевая.

Урок способствует формированию следующих общих компетенций (ОК):

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых  преподавателем.  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  учебных (профессиональных) задач.

  Дидактические средства обучения:

·         портрет В.Т. Шаламова;

·         аншлаги книг писателей;

·         мультимедиа  презентация;

·         тексты  по биографии писателя;

·         текст и аудиозапись  рассказа  В.Т. Шаламова «Одиночный замер»;

·         видеокадры из фильма «Варлам  Шаламов. Несколько моих жизней»;

·         аудиозаписи: Моцарт. Реквием. Звоны Ростова Великого Водосвятский звон.

 Время урока: 90 минут

 

 



Технологическая карта   урока

Этапа урока

Задачи этапа

(решаемые на этапе)

 

Деятельность

обучающихся

Формы, методы, средства обучения

Предполагаемый результат

Время

(мин)

1

2

3

4

5

6

1.Организационный

момент

 

-создать  позитивную атмосферу для учебной деятельности;

-мотивировать  на работу;

Готовность обучающихся  к работе.

 

Фронтальная

Словесный

 

 

Положительный эмоциональный настрой.

1

2.Погружение в тему

- поставить цели  и задачи урока;

-подготовить к восприятию материала;

-проинформировать о связи истории и литературы;

- провести словарную работу.

Восприятие и осмысление темы урока.

Работа с листами рабочей тетради.

 

Фронтальная

Словесный,

наглядный

(презентация)

 

аудиозапись

 

 

Познавательный интерес к теме урока, осмысленное отношение к истории, готовность включиться в тему.

13

3. Работа с публицистическим текстом (биографией). Прием  «Верные - неверные утверждения»

- получить  информацию о жизни и судьбе писателя;

- мотивировать на  самостоятельную работу с текстом;

- подготовиться к игровому моменту  с целью проверки  полученных знаний.

Работа с  публицистическим текстом.

 Выбор   утверждений, ответы,  обмен информацией.

Работа с листами рабочей тетради.

Групповая

и фронтальная.

Словесный,

наглядный

(презентация)

Кадр из фильма «Несколько моих жизней»

 

 

Осознание трагичности судьбы писателя В.Шаламова  и связи истории и судьбы  отдельной личности.

Проявление ОК 2,   

ОК 4.

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

2.2. Работа с кластером «Колыма»

-провести  словарную работу  со словом  «Колыма»;

-подготовить к восприятию рассказа «Одиночный замер».

 

 

Работа в диалоговом режиме.

Фронтальная

 

наглядный,

словесный

Готовность к восприятию рассказа В.Шаламова «Одиночный замер».

13

2.3.Прослушивание рассказа

- прослушать рассказ  в исполнение  В.Смехова  для дальнейшего анализа.

Восприятие и осмысление

Рассказа.

Индивидуальная

 Словесный

Аудиозапись

Моцарт. Реквием.

Эмоциональное восприятие рассказа.

7

6.Аналитическая работа с текстом рассказа

 

 

-выявить читательское восприятие;

- организовать  аналитическую  работу с текстом.

Аналитическая работа с текстом.

Работа с листами рабочей тетради.

Фронтальная

Словесный,

Наглядный

 

Кадры из фильма

«Несколько моих жизней)

Вдумчивое восприятие рассказа, сопереживание, осмысление, обмен мыслями и чувствами, выделение  характерных черт творчества писателя.

Проявление ОК2, ОК 4.

22

7.Рефлексия

- создать синквейн.

 

 

Составление синквейна.

Индивидуальная или   групповая работа

аудиозапись

Высокий познавательный интерес к теме, эмоциональный оклик.

10

8.Подведение итогов.

Домашнее задание

- оценить  работу обучающихся  на занятии;

-  прокомментировать домашнее задание.

 

Запись д/з:

просмотреть фильмы  по рассказам В. Шаламова (по выбору) и написать отзыв о

фильме.

Живое слово преподавателя

Положительное восприятие  своей деятельности.

Готовность к выполнению д\з.

2

 

 

 

 

Время

90 мин

 


КОНСПЕКТ УРОКА

 по теме: «Варлам Шаламов: о времени и о себе»

1.      Организационный этап

Вступительное слово преподавателя:

Добрый день, уважаемые студенты! Рада вас видеть!

Сегодня для работы на уроке нам понадобятся листы рабочей тетради, тексты, рассказ -  все это у вас уже на столах. Надеюсь,  совместная работа будет плодотворной, интересной и  познавательной!

 

2.      Погружение в тему  (Звучит музыка: колокольный набат)

Слова преподавателя  на фоне музыки и выход на тему:

Тема  сегодняшнего   урока – открытие  нового имени в литературе  -  Варлама  Шаламова, русского  прозаика и поэта советского времени, создателя  одного из литературных циклов о  советских лагерях, о годах репрессий. Тему урока нам помогут сформулировать строки В. Маяковского:

«Это время гудит телеграфной струной,  Это сердце с правдой вдвоем, Это было с бойцами  или страной, или в сердце было моём…» Предлагаю вам  тему  урока: «Варлам Шаламов: о времени и о себе».

·         Работаем с листами рабочей тетради - запишем тему урока.

Постановка целей и задач урока:

 Цель нашей совместной работы: знакомство с судьбой В. Т. Шаламова и  особенностями его творчества; анализ рассказа «Одиночный замер», сопоставление истории и жизни   писателя Шаламова -  одного из многих мучеников не вражеских концлагерей, а своих.

Как случилось такое,

Понять не могу:

Я иду под конвоем,

Увязая в снегу.

Не в неволе немецкой,

Не по черной золе,

Я иду по советской,

По любимой земле.

 

Эти строки,  написанные  Анатолия Жигулиным,  поэтом и писателем, в полной мере можно отнести к В.Шаламову.  Прошло несколько десятилетий, прежде чем общество стало открыто поднимать тему  репрессий и вести разговор о  трагической судьбе инакомыслящих и просто оговоренных людей,  оказавшихся узниками «архипелага ГУЛАГ». Трагические страницы советской истории открылись в произведениях (аншлаги на доске):

Евгении Гинзбург "Крутой маршрут", Анатолия Жигулина "Черные камни",

Олега Волкова "Погружение во тьму", Г.Владимова "Верный Руслан",

Юрия Домбровского "Хранитель древности", "Факультет ненужных вещей",

Льва Разгона "Непридуманное, А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ",  В.Шаламова "Колымские рассказы".

Сегодня мы с вами познакомимся с биографией писателя Варлама Тихоновича Шаламова  и его рассказом «Одиночный замер»,  постараемся  вместе увидеть личность автора и трагическую судьбу человека в годы сталинских репрессий. Начиная разговор на такую трудную тему, давайте обратим внимания на значение  слов и понятий,  которые  сегодня  необходимы нам  на уроке.  Найдем их значение (репрессии- ЗК- политзаключенный – ГУЛаг,  статья 58.)  в листе рабочей тетради,  прочитаем…  Итак, пожалуйста,  ….

Обучащиеся зачитывают вслух значение слов.

Слово преподавателя: Суть  статьи 58  очень точно выразил поэт Т.Руслов:

(Два  чтеца  из группы  читают  стихотворение  вслух)

Всем, кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,

кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречен на тюремную робу до гроба,

кто был судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями

им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

 

Слово преподавателя: Наш урок – это тоже  дань памяти всем  осужденным по ст.58. и писателю  Варламу Шаламову, которого  несомненно,  можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя

3. Работа с публицистическим текстом. Прием «Верные – неверные утверждения»

Слово преподавателя:  При жизни Варлама Шаламова не было напечатано на родине ни одного из его рассказов о сталинских лагерях. Но уже в конце восьмидесятых годов В. Шаламов стал одним из самых читаемых писателей России. Что ж он не первый и, наверное,  не последний, кто обретает подлинное признание и славу лишь после смерти.

Давайте  приоткроем страницы жизни писателя и  человека В.Т.Шаламова,  постараемся  узнать о судьбе героя нашего урока через приём «Верные – неверные» утверждения. Работаем с листами рабочей тетради. Перед вами  несколько  высказываний, с которыми вы должны согласиться или опровергнуть их, прочитав  предложенный текст. Каждый ряд получает свой текст, который отражает определенный период жизни писателя. Вам нужно прочитать текст,  согласиться  или не согласиться  с утверждениями, предложенными для вашего ряда, (да-нет)  и доказать это всей группе, т.е. пояснить свой ответ.

Итак, 1 группа работает с текстом «Детство. Юность. Учеба», 2 группа – текст «Репрессии», 3 группа – «Творчество».

 Слово преподавателя: Итак, текст читаем внимательно, находим ответы,  готовимся  дать пояснения для всей группы, и, может быть,  кто-то сам захочет продолжить нашу игру и создать свои «верные – неверные» утверждения?

Приём «Верные – неверные» утверждения

1 ряд

1.      Шаламов – настоящая фамилия писателя.

2.      В юности Варлам мечтает стать «русским Шекспиром».

3.      Писатель  окончил Московский государственный университет.

2 ряд

4.      Варлам Шаламов  в 30  годы был на Урале.

5.      В годы Великой Отечественной войны  воевал на фронте.

6.      Фельдшер – вторая профессия писателя.

3 ряд

7.      Первые произведения появились в печати в 20-е годы 20 века.

8.      В. Шаламов принят в Союз писателей в 1980 году.

9.      Главный труд его жизни – «Колымские рассказы».

После работы с текстом проводится  устный опрос: работа   с  утверждениями, самопроверка  опросника «Верные - неверные утверждения»

Слово преподавателя: Спасибо за работу, было приятно услышать ваши ответы, чувствуется, что вы прониклись фактами биографии писателя.  Есть ли у кого варианты своих утверждений? О чем бы хотели спросить или узнать? ( Если есть,  заслушать).

Вывод преподавателя:

Итак, перед нами судьба человека, писателя, гражданина, незаконно пострадавшего в годы репрессий, его судьба похожа на тысячи судеб других людей, тех, о которых он писал в своих произведениях. « Я мечтал стать Шекспиром, но лагерь все испортил», - напишет  много позднее Варлам Тихонович.

 У  В.  Шаламова есть две главные книги.  «Колымские рассказы» - это проза, и «Колымские тетради» - это поэзия. (Показать книги) В них история его жизни, летопись души. Биография художника и его творения всегда связаны  друг с другом, хотя  и не следует  всегда ставить знак равенства между произведениями В. Шаламова и его личной судьбой. Эти  связи сложные, как сложен и внутренний мир создателя «Колымских рассказов» и «Колымских тетрадей». Вот как сам писатель  говорит о создании рассказов…

 (Кадр из фильма  «Несколько  моих жизней»,  (время записи 17мин.48-18мин.50)

4.      Работа с кластером «Колыма»

Колыма на 20 лет станет для писателя местом его обитания. Что же такое  Колыма? Давайте попробуем составить представление о Колымском крае  того времени.

С точки зрения географии  - Колы́мский край, Колыма́ (разг.) — историческая область на северо-востоке России, охватывающая верховья реки Колымы и северное побережье Охотского моря. Территория Колымского края условно совпадает с территорией Магаданской области.

Понятие «Колыма», как определённый регион, сложилось в 1920-х — 1930-х годах: сначала в связи с открытием в бассейне Колымы богатых месторождений золота и других полезных ископаемых, а в годы массовых репрессий 1932-1953 годов — как место расположения исправительно-трудовых лагерей с особенно тяжёлыми условиями жизни и работы.

А в стихах поэтов  мы услышим так:

Будь проклята ты, Колыма,

Что прозвана чудной планетой!

Сойдешь поневоле с ума,

Отсюда возврата уж нету …

А кто- то из современников скажет; «Скажешь слово "Колыма", и тут же представляешь зону, опутанную ржавой "колючкой" …»

А так мы можем увидеть  Колыму  на фотографиях того времени   (фотомонтаж)

Слово преподавателя: 

Итак, Колыма – это…(кластер на слайде) открывается по мере  обсуждения)

Примерные  варианты ответов  обучающихся:

Суровый край,  малопригодный для жизни,  холод и голод, скудная природа,

и лагеря и тюрьмы.

Слово преподавателя:  137 рассказов  Варлама Шаламова  описывают жизнь людей волей судьбы и власти,  оказавшихся  на Колыме. Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она не была. Свои произведения автор называл "художественным исследованием страшной реальности", "новой прозой", прозой живой поэзии, прозой живой жизни", которая в то же время - преображенная действительность", а себя - "Плутоном, поднявшимся из ада".

5.      Прослушивание рассказа «Одиночный замер»

Слово преподавателя: Сегодня мы познакомимся с  одним из рассказов писателя,  он называется «Одиночный замер». Вы услышите его в исполнении  актера Вениамина Смехова, рассказ лежит у вас на столах, после прослушивания мы  поговорим об этом рассказе.

Чтение рассказа – 6.30 минут.

После прочтения – Моцарт. Реквием.  (30 сек.)

6.      Аналитическая работа с текстом  рассказа «Одиночный замер»

Слово преподавателя: Ребята, давайте поделимся впечатлениями о  прослушанном рассказе, а  помогать анализировать текст вам будут предложения – подсказки, (см. лист раб. тетради.)

- Какое первое читательское восприятие? Почему рассказ называется «Одиночный замер»?

- Каким вы увидели главного героя? Что мы о нем узнаем?

- Чему учит или научил его лагерь? Можно ли с этим жить в нормальном обществе?

- За что сердцу больно при чтении и прослушивании рассказа?

- Какие особенности повествования отметим в этом рассказе?

-  Какие художественные средства помогают раскрыть идею произведения, характер героя?

Ответы обучающихся.

Вывод преподавателя по рассказу:

Итак, рассказ не оставляет равнодушным, хочется плакать от бессилия, от несправедливости, от жалости к герою и от того, что ничего нельзя изменить.

Судьба героя рассказа -  отражение реальной судьбы людей, с которыми Шаламов встречался, был в лагере…  Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она не была…

(Кадры из  фильма «Несколько моих жизней..» (время 0-1.48).

7.      Рефлексия

 Итак, ребята,  сегодня на уроке  мы знакомились с судьбой и творчеством писателя В.Т. Шаламова, который в своих произведениях рассказал и о времени, и о себе…. Каким вы увидели  этого человека, писателя, гражданина? Чтобы закончить создание образа писателя, давайте  создадим синквейн  «Варлам Шаламов»

Составление синквейна. ( Пояснения  в листе рабочей тетради).

Пример:

 Варлам Шаламов

Человек, писатель, гражданин

Выжил, выстрадал, рассказал - написал,

Он голос многих. Живых и мертвых.

Или

Колыма – его боль, труд, творчество.

Озвучивание ответов обучающихся  

8.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ребята, давайте подведем итог:

 Спасибо за работу на уроке ….., хочется поблагодарить  за точные и меткие ответы….., молодцы…., я рада была видеть ваши внимательные, заинтересованные глаза. Хочется верить, что имя писателя Шаламова останется  в вашей памяти и вам захочется прикоснуться к его произведениям.

 

 Домашнее задание: прочитать рассказ В. Шаламова (по выбору) и написать отзыв о рассказе. Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Есипов Е. Шаламов.- М.: Молодая гвардия, 2012.

2.Крупина Н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2002, с.79.

3.Хайруллин Р.З. Сохранить живую душу: Материалы для урока о “Колымских рассказах” В.Т.Шаламова // Русская словесность. 2003, №5, с.58.

4.Шаламов В.Т. Колымские рассказы. Стихотворения. - М.: СЛОВО/ SLOVO, 2000.

Интернет- ресурсы

1.  http://www.book site.ru

2.  http://www.cultinfo.ru/shalamov

3.  http://www.kolyma.ru

4.  http://www.perm36.ru

5.  http://www.sakharov-center.ru

6.  Мультимедийная хрестоматия «Отечественная история, литература, искусство

 

 

Приложение 1

Текст 1. Семья, детство, юность

Варлам Шаламов родился 5 июня  1907 в Вологде.  Отец – Тихон Николаевич Шаламов (отец  Тихон), священник, несколько лет прослуживший в Американской православной миссии на Аляске. Мать будущего писателя, Надежда Александровна, была учительницей, после рождения детей занималась домом.. В семье, кроме Варлама, который был младшим ребенком, росли еще четверо детей. Имя Варламу дали в честь святого Варлаама по святцам, так настоял отец.

В 1914 году  мальчик  поступил в  вологодскую гимназию Александра Благословенного, но завершал  образование уже после Октябрьской  революции  1917 года.

В своей автобиографической повести о детстве и юности «Четвёртая Вологда» Шаламов рассказал, как складывались его убеждения, как укреплялась его жажда справедливости и решимость бороться за неё. Уже в детстве сказывается художественная одарённость мальчика — он страстно читает и «проигрывает» для себя все книги — от Дюма до Канта и хочет стать русским Шекспиром.

В 1924 году, после окончания вологодской школы, приехал в Москву, работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве.  1926 год - поступление в МГУ на недавно созданный факультет советского права, где в скором времени он начал сотрудничать с троцкистской1 группой МГУ. Но в 1928 году был исключён «за сокрытие социального происхождения» (укaзал, что отец — инвалид, не указав, что он священник).

Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением Письма к съезду -  «Завещание Ленина»". За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.

 

 

 

Примечание:

1.      Троцкисты – сторонники Л..Д. Троцкого. Лев Давидович Троцкий – один из организаторов Октябрьской революции 1917 года. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Острая борьба Троцкого с И. В. Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 2.  Репрессии

19 февраля 1929 года  Варлам Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской1 группе и за распространение  «Завещания Ленина» (Письма к съезду). Во внесудебном порядке как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере, что находился на Урале, ныне г. Красновищерск.              

В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, работал в ведомственных журналах, печатал статьи, очерки, фельетоны. Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям,  и в январе 1937 года его вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Теперь Варлам Тихонович Шаламова осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме. Как писал Шаламов впоследствии: «С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить».

22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин — русский классик».

 С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Назначением на должность фельдшера обязан врачу А. М. Пантюхову, который лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров.

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 20 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе. 

В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву, так как не мог оставить работу фельдшера. Только в 1953 году было получено разрешение на выезд. После освобождения жил в Калининской области. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.

 

 

Примечание:

1.      Троцкисты – сторонники Л..Д. Троцкого. Лев Давидович Троцкий – один из организаторов Октябрьской революции 1917 года. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Острая борьба Троцкого с И. В. Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 3. Творчество

В 1932 году Шаламов вернулся в Москву после первого срока и начал печататься в московских изданиях как журналист. Также он опубликовал несколько рассказов. Одна из первых крупных публикаций — рассказ «Три смерти доктора Аустино» — в журнале «Октябрь» (1936).

В 1949 году на ключе Дусканья он впервые на Колыме, будучи заключённым, стал записывать свои стихи.

После освобождения в 1951 году Шаламов вернулся к литературной деятельности. Шаламов приезжает в Москву на два дня, встречается с  писателем Борисом Пастернаком, с женой и дочерью. Однако жить в крупных городах ему было нельзя,  и он уехал в Калининскую область, где работал мастером на торфоразработках, агентом по снабжению. И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов — «Колымские рассказы». Писатель создавал «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В Советском Союзе  были опубликованы лишь  в 1988—1990 годах. Полностью они собраны в двухтомнике «Колымские рассказы» в 1992 году в серии «Крестный путь России» издательства «Советская Россия».  Сборник стихов «Колымские тетради», начатый в 1937 году В. Шаламов завершил в 1956.

В 1962 году он писал А. И. Солженицыну: «Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. <…> Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правд».

С 1956 года Шаламов жил в Москве, печатался в популярных  журналах «Юность», «Знамя», «Москва».  В 1973  принят    в  Союз писателей. С 1973 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вёл рабочие тетради. В 1981 году французское отделение литературного клуба (пен-клуба) наградило Шаламова премией Свободы. Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых в Тушино, куда Шаламов был определен в связи с тяжелой болезнью  –  Варлам Тихонович утратил зрение и слух, тяжело передвигался. 17 января 1982 года В. Т. Шаламов   ушел из жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

В. Шаламов.  Одиночный замер

 

            Вечером, сматывая рулетку, смотритель сказал, что Дугаев получит на следующий день одиночный замер. Бригадир, стоявший рядом и просивший смотрителя дать в долг «десяток кубиков до послезавтра», внезапно замолчал и стал глядеть на замерцавшую за гребнем сопки вечернюю звезду. Баранов, напарник Дугаева, помогавший смотрителю замерять сделанную работу, взял лопату и стал подчищать давно вычищенный забой.

Дугаеву было двадцать три года, и все, что он здесь видел и слышал, больше удивляло, чем пугало его.

Бригада собралась на перекличку, сдала инструмент и в арестантском неровном строю вернулась в барак. Трудный день был кончен. В столовой Дугаев, не садясь, выпил через борт миски порцию жидкого холодного крупяного супа. Хлеб выдавался утром на весь день и был давно съеден. Хотелось курить. Он огляделся, соображая, у кого бы выпросить окурок. На подоконнике Баранов собирал в бумажку махорочные крупинки из вывернутого кисета. Собрав их тщательно, Баранов свернул тоненькую папироску и протянул ее Дугаеву.

– Кури, мне оставишь, – предложил он. Дугаев удивился – они с Барановым не были дружны. Впрочем, при голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и  Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия, быт еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси...

Дугаев жадно всосал сладкий махорочный дым, и голова его закружилась.

– Слабею, – сказал он.

 Баранов промолчал.

Дугаев вернулся в барак, лег и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные – буханки хлеба, дымящиеся жирные супы... Забытье наступало не скоро, но все же за полчаса до подъема Дугаев уже открыл глаза.

Бригада пришла на работу. Все разошлись по своим забоям.

– А ты подожди, – сказал бригадир Дугаеву. – Тебя смотритель поставит.

Дугаев сел на землю. Он уже успел утомиться настолько, чтобы с полным безразличием отнестись к любой перемене в своей судьбе.

Загремели первые тачки на трапе, заскрежетали лопаты о камень.

– Иди сюда, – сказал Дугаеву смотритель. – Вот тебе место. – Он вымерил кубатуру забоя и поставил метку – кусок кварца. – Досюда, – сказал он. – Траповщик тебе доску до главного трапа дотянет. Возить туда, куда и все. Вот тебе лопата, кайло, лом, тачка – вози.

Дугаев послушно начал работу.

«Еще лучше», – думал он. Никто из товарищей не будет ворчать, что он работает плохо. Бывшие хлеборобы не обязаны понимать и знать, что Дугаев новичок, что сразу после школы он стал учиться в университете, а университетскую скамью променял на этот забой. Каждый за себя. Они не обязаны, не должны понимать, что он истощен и голоден уже давно, что он не умеет красть: уменье красть – это главная северная добродетель во всех ее видах, начиная от хлеба товарища и кончая выпиской тысячных премий начальству за несуществующие, небывшие достижения. Никому нет дела до того, что Дугаев не может выдержать шестнадцатичасового рабочего дня.

Дугаев возил, кайлил, сыпал, опять возил и опять кайлил и сыпал.

После обеденного перерыва пришел смотритель, поглядел на сделанное Дугаевым и молча ушел... Дугаев опять кайлил и сыпал. До кварцевой метки было еще очень далеко.

Вечером смотритель снова явился и размотал рулетку. – Он смерил то, что сделал Дугаев.

– Двадцать пять процентов, – сказал он и посмотрел на Дугаева. – Двадцать пять процентов. Ты слышишь?

– Слышу, – сказал Дугаев. Его удивила эта цифра. Работа была так тяжела, так мало камня подцеплялось лопатой, так тяжело было кайлить. Цифра – двадцать пять процентов нормы – показалась Дугаеву очень большой. Ныли икры, от упора на тачку нестерпимо болели руки, плечи, голова. Чувство голода давно покинуло его.

Дугаев ел потому, что видел, как едят другие, что-то подсказывало ему: надо есть. Но он не хотел есть.

– Ну, что ж, – сказал смотритель, уходя. – Желаю здравствовать.

Вечером Дугаева вызвали к следователю. Он ответил на четыре вопроса: имя, фамилия, статья, срок. Четыре вопроса, которые по тридцать раз в день задают арестанту. Потом Дугаев пошел спать. На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты за конбазу, и повели по лесной тропке к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдаленное стрекотание тракторов. И, поняв, в чем дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день.

<1955>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Лист рабочей тетради

Варлам Шаламов /1907 -1982/

 

 

 

 

 

 

1907-1982

 
Тема:  __________________________________________________

 

1.          Словарная работа.

Внимательно прочитайте слова и вдумайтесь в их значение:

ü  Репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов

ü  ГУЛаг –  Гла́вное  управле́ние  лагере́й и мест заключе́ния  — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.

ü  ЗК, «ЗеКа», «зек» -  заключённый — заключённый красноармеец (20-е гг.) заключённый контингент, человек, лишённый свободы по приговору суда и отбывающий наказание в специальном учреждении — колонии, следственном изоляторе, тюрьме.

ü  Политический заключённый — лицо, находящееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция действующей власти как в виде действий ненасильственного характера, так и в виде вооруженной борьбы.

ü  Статья 58 в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года вступила в силу 25 февраля 1927 для противодействия контрреволюционной деятельности: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».  

 

   2. Работа с публицистическим текстом

2.1 Прочитайте текст.

Текст 1. Семья, детство, юность

 

Варлам Шаламов родился 5 июня  1907 в Вологде.  Отец – Тихон Николаевич Шаламов (отец  Тихон), священник, несколько лет прослуживший в Американской православной миссии на Аляске. Мать будущего писателя, Надежда Александровна, была учительницей, после рождения детей занималась домом.. В семье, кроме Варлама, который был младшим ребенком, росли еще четверо детей. Имя Варламу дали в честь святого Варлаама по святцам, так настоял отец.

В 1914 году  мальчик  поступил в  вологодскую гимназию Александра Благословенного, но завершал  образование уже после Октябрьской  революции  1917 года.

В своей автобиографической повести о детстве и юности «Четвёртая Вологда» Шаламов рассказал, как складывались его убеждения, как укреплялась его жажда справедливости и решимость бороться за неё. Уже в детстве сказывается художественная одарённость мальчика — он страстно читает и «проигрывает» для себя все книги — от Дюма до Канта и хочет стать русским Шекспиром.

В 1924 году, после окончания вологодской школы, приехал в Москву, работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве.  1926 год - поступление в МГУ на недавно созданный факультет советского права, где в скором времени он начал сотрудничать с троцкистской1 группой МГУ. Но в 1928 году был исключён «за сокрытие социального происхождения» (укaзал, что отец — инвалид, не указав, что он священник).

Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением Письма к съезду -  «Завещание Ленина»". За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.

Примечание:

1Троцкисты – сторонники Л..Д. Троцкого. Лев Давидович Троцкий – один из организаторов Октябрьской революции 1917 года. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Острая борьба Троцкого с И. В. Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого.

 

2.2 Ответьте на вопрос: о чем говорится в данном тексте.

2.3 Найдите  ответы на «Верные - неверные» утверждения, поставьте галочку в графе «да - нет», устно обоснуйте свой ответ.

 

«Верные – неверные утверждения»

 

Вопрос

Да

Нет

1

Шаламов – настоящая фамилия писателя.

 

 

2

В юности Варлам мечтал стать «русским Шекспиром»

 

 

3.

Писатель окончил Московский государственный университет.

 

 

 

3.      Составьте  синквейн  «Варлам Шаламов»

 

1 строка (тема) – сущ. _____________________________

2 строка (описание темы) – 3 прил., или сущ.___________________________________

3 строка (действие) – 3 глагола________________________________________________

 4 строка (идея) – ваше отношения к теме(см. 1 строку)____________________________

___________________________________________________________________________

 

4. Домашнее задание: Посмотреть фильмы по рассказам В.Шаламова: «Завещание Ленина», «Последний бой майора Пугачева» (по выбору), написать отзыв о фильме.

 

Спасибо за урок!

 

 

Лист рабочей тетради

Варлам Шаламов /1907 -1982/

 

 

 

 

 

 

1907-1982

 
Тема:  __________________________________________________

 

2.      Словарная работа

Внимательно прочитайте слова и вдумайтесь в их значение:

ü  Репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов

ü  ГУЛаг –  Гла́вное  управле́ние  лагере́й и мест заключе́ния  — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.

ü  ЗК, «ЗеКа», «зек» -  заключённый — заключённый красноармеец (20-е гг.) заключённый контингент, человек, лишённый свободы по приговору суда и отбывающий наказание в специальном учреждении — колонии, следственном изоляторе, тюрьме.

ü  Политический заключённый — лицо, находящееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция действующей власти как в виде действий ненасильственного характера, так и в виде вооруженной борьбы.

ü  Статья 58 в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года вступила в силу 25 февраля 1927 для противодействия контрреволюционной деятельности: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».  

 

   2. Работа с публицистическим текстом

2.1.   Прочитайте текст.

Текст 2.  Репрессии

19 февраля 1929 года  Варлам Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской1  группе и за распространение  «Завещания Ленина» (Письма к съезду). Во внесудебном порядке как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере, что находился на Урале, ныне г. Красновишерск.              

В 1932 году Шаламов возвратился в Москву, работал в ведомственных журналах, печатал статьи, очерки, фельетоны. Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям,  и в январе 1937 года его вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Теперь Варлам Тихонович Шаламова осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме. Как писал Шаламов впоследствии: «С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идет планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить».

22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин — русский классик».

 С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Назначением на должность фельдшера обязан врачу А. М. Пантюхову, который лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров.

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 20 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе. 

В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву, так как не мог оставить работу фельдшера. Только в 1953 году было получено разрешение на выезд. После освобождения жил в Калининской области. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.

Примечание:

1.Троцкисты – сторонники Л..Д. Троцкого. Лев Давидович Троцкий – один из организаторов Октябрьской революции 1917 года. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Острая борьба Троцкого с И. В. Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого.

 

2.2.  Ответьте на вопрос: о чем говорится в данном тексте?

2.3.  Найдите  ответы на «Верные - неверные» утверждения, поставьте галочку в графе «да - нет», устно обоснуйте свой ответ.

«Верные – неверные» утверждения

 

Вопрос

Да

Нет

1

Варлам Шаламов  в 30-е  годы был на Урале.

 

 

2

В годы Великой Отечественной войны  воевал на фронте.

 

 

3.

Фельдшер – вторая профессия писателя

 

 

 

3.      Составьте  синквейн  «Варлам Шаламов»

1 строка (тема) – сущ. _____________________________

2 строка (описание темы) – 3 прил., или сущ.___________________________________

3 строка (действие) – 3 глагола________________________________________________

 4 строка (идея) – ваше отношения к теме(см. 1 строку)____________________________

___________________________________________________________________________

 

4. Домашнее задание: Посмотреть фильмы по рассказам В.Шаламова: «Завещание Ленина», «Последний бой майора Пугачева» (по выбору), написать отзыв о фильме.

 

Спасибо за урок!

 

 

Лист рабочей тетради

Тема:  __________________________________________________

Варлам Шаламов

/1907-1982/

 

 

Шаламов /1907 -1982/

 

 

 

 

 

 

1907-1982

 
 

4.       

5.       

6.       


7.      1. Словарная работа

Внимательно прочитайте слова и вдумайтесь в их значение:

ü  Репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов

ü  ГУЛаг –  Гла́вное  управле́ние  лагере́й и мест заключе́ния  — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.

ü  ЗК, «ЗеКа», «зек» -  заключённый — заключённый красноармеец (20-е гг.) заключённый контингент, человек, лишённый свободы по приговору суда и отбывающий наказание в специальном учреждении — колонии, следственном изоляторе, тюрьме.

ü  Политический заключённый — лицо, находящееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция действующей власти как в виде действий ненасильственного характера, так и в виде вооруженной борьбы.

ü  Статья 58 в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года вступила в силу 25 февраля 1927 для противодействия контрреволюционной деятельности: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».  

 

   2. Работа с публицистическим текстом

2.1.  Прочитайте текст.

Текст 3. Творчество

В 1932 году Шаламов вернулся в Москву после первого срока и начал печататься в московских изданиях как журналист. Также он опубликовал несколько рассказов. Одна из первых крупных публикаций — рассказ «Три смерти доктора Аустино» — в журнале «Октябрь» (1936).

В 1949 году на ключе Дусканья он впервые на Колыме, будучи заключённым, стал записывать свои стихи.

После освобождения в 1951 году Шаламов вернулся к литературной деятельности. Шаламов приезжает в Москву на два дня, встречается с  писателем Борисом Пастернаком, с женой и дочерью. Однако жить в крупных городах ему было нельзя,  и он уехал в Калининскую область, где работал мастером на торфоразработках, агентом по снабжению. И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов — «Колымские рассказы». Писатель создавал «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В Советском Союзе  были опубликованы лишь  в 1988—1990 годах. Полностью они собраны в двухтомнике «Колымские рассказы» в 1992 году в серии «Крестный путь России» издательства «Советская Россия».  Сборник стихов «Колымские тетради», начатый в 1937 году В. Шаламов завершил в 1956.

В 1962 году он писал А. И. Солженицыну: «Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. <…> Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правд».

С 1956 года Шаламов жил в Москве, печатался в популярных  журналах «Юность», «Знамя», «Москва».  В 1973  принят     в  Союз писателей. С 1973 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вёл рабочие тетради. В 1981 году французское отделение  Литературного клуба (Пен-клуба) наградило Шаламова премией Свободы. Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых в Тушино, куда Шаламов был определен в связи с тяжелой болезнью  – Варлам Тихонович утратил зрение и слух, тяжело передвигался. 17 января 1982 года В. Т. Шаламов   ушел из жизни.

 

2.2.   Ответьте на вопрос: о чем говорится в данном тексте?

2.3.  Найдите  ответы на «Верные - неверные» утверждения, поставьте галочку в графе «да - нет», устно обоснуйте свой ответ.

 

«Верные – неверные» утверждения

 

Вопрос

Да

Нет

1

Первые произведения появились в печати в 20-е годы 20 века.

 

 

2

В. Шаламов принят в Союз писателей в 1980 году.

 

 

3.

Главный труд его жизни – «Колымские рассказы».

 

 

 

 3.Составьте  синквейн  «Варлам Шаламов»

1 строка (тема) – сущ. _____________________________

2 строка (описание темы) – 3 прил., или сущ.___________________________________

3 строка (действие) – 3 глагола________________________________________________

 4 строка (идея) – ваше отношения к теме(см. 1 строку)____________________________

___________________________________________________________________________

 

4. Домашнее задание: Посмотреть фильмы по рассказам В.Шаламова: «Завещание Ленина», «Последний бой майора Пугачева» (по выбору), написать отзыв о фильме.

 

Спасибо за урок!


Приложение 4

Перечень речевых конструкций для устного ответа

Инструкция: при подготовке    ответа   придерживайтесь последовательности действий и используйте  подходящие речевые конструкции (см. таблицу).

№\п

Последовательность действий

обучающихся

Перечень речевых конструкций для  ответа

Выбери подходящее

1

Определите  тему текста.

Текст посвящен теме (какой?)…

Текст о…  (о чем)

Текст рассказывает (повествует, описывает)  (что?)…

В тексте говорится  (о чем?)…

Тема теста  затрагивает….

В центре внимания автора текста…. (период….,  годы жизни…..)

2

Сформулируйте  идею

(основную мысль).

Рассказ о …(о чем?)  помогает понять (что?)…

Узнав о …(о чем?), мы  понимаем… (что?)…

Цель автора – показать…. (что?)

В центре внимания…. (что? кто?)

Считаю важным отметить…..

3.

Выразите  своё отношение к герою (героям) и  к теме.

Герой вызывает…

Хочется отметить (сказать)…

Вместе с героем мы….

Данный (прослушанный, настоящий, рассматриваемый текст) вызвал у меня…

Считаю достойным внимания,  необходимым…. (что именно?)

Особенно важно….

До глубины души…

То, что я услышал, заставляет….

Об этом  тяжело говорить…. больно слышать….

Страшно, что….

Не хочется….

4

Выделите  языковые и художественные особенности текста

Автор использует…

Использование… (какого?) приема позволяет автору отразить…

Художественные средства (тропы), используемые автором, служат  для…(какой?) цели…..

Тропы  помогают понять…. (что?)

Автор использует… (какую?)  лексику, помогающую понять…. (что?)

 

 

 

 

 

Ягоды

    Фадеев сказал:
     - Подожди-ка, я с ним сам поговорю, - подошел ко мне и поставил приклад винтовки около моей головы.
     Я лежал в снегу, обняв бревно, которое я уронил с плеча и не мог поднять и занять свое место в цепочке людей, спускающихся с горы, - у каждого на плече было бревно, "палка дров", у кого побольше, у кого поменьше:
     все торопились домой, и конвоиры и заключенные, всем хотелось есть, спать, очень надоел бесконечный зимний день. А я - лежал в снегу.
     Фадеев всегда говорил с заключенными на "вы".
     - Слушайте, старик, - сказал он, - быть не может, чтобы такой лоб, как вы, не мог нести такого полена, палочки, можно сказать. Вы явный симулянт. Вы фашист. В час, когда наша родина сражается с врагом, вы суете ей палки в колеса.
     - Я не фашист, - сказал я, - я больной и голодный человек. Это ты фашист. Ты читаешь в газетах, как фашисты убивают стариков. Подумай о том, как ты будешь рассказывать своей невесте, что ты делал на Колыме.
     Мне было все равно. Я не выносил розовощеких, здоровых, сытых, хорошо одетых, я не боялся. Я согнулся, защищая живот, но и это было прародительским, инстинктивным движением - я вовсе не боялся ударов в живот. Фадеев ударил меня сапогом в спину. Мне стало внезапно тепло, а совсем не больно. Если я умру - тем лучше.
     - Послушайте, - сказал Фадеев, когда повернул меня лицом к небу носками своих сапог. - Не с первым с вами я работаю и повидал вашего брата.
     Подошел другой конвоир - Серошапка.
     - Ну-ка, покажись, я тебя запомню. Да какой ты злой да некрасивый. Завтра я тебя пристрелю собственноручно. Понял?
     - Понял, - сказал я, поднимаясь и сплевывая соленую кровавую слюну.
     Я поволок бревно волоком под улюлюканье, крик, ругань товарищей - они замерзли, пока меня били.
     На следующее утро Серошапка вывел нас на работу - в вырубленный еще прошлой зимой лес собирать все, что можно сжечь зимой в железных печах. Лес валили зимой - пеньки были высокие. Мы вырывали их из земли вагами-рычагами, пилили и складывали в штабеля.
     На редких уцелевших деревьях вокруг места нашей работы Серошапка развесил вешки, связанные из желтой и серой сухой травы, очертив этими вешками запретную зону.
     Наш бригадир развел на пригорке костер для Серошапки - костер на работе полагался только конвою, - натаскал дров в запас.
     Выпавший снег давно разнесло ветрами. Стылая заиндевевшая трава скользила в руках и меняла цвет от прикосновения человеческой руки. На кочках леденел невысокий горный шиповник, темно-лиловые промороженные ягоды были аромата необычайного. Еще вкуснее шиповника была брусника, тронутая морозом, перезревшая, сизая. . . На коротеньких прямых веточках висели ягоды голубики - яркого синего цвета, сморщенные, как пустой кожаный кошелек, но хранившие в себе темный, иссиня-черный сок неизреченного вкуса.
     Ягоды в эту пору, тронутые морозом, вовсе не похожи на ягоды зрелости, ягоды сочной поры. Вкус их гораздо тоньше.
     Рыбаков, мой товарищ, набирал ягоды в консервную банку в наш перекур и даже в те минуты, когда Серошапка смотрел в другую сторону. Если Рыбаков наберет полную банку, ему повар отряда охраны даст хлеба. Предприятие Рыбакова сразу становилось важным делом.
     У меня не было таких заказчиков, и я ел ягоды сам, бережно и жадно прижимая языком к нёбу каждую ягоду - сладкий душистый сок раздавленной ягоды дурманил меня на секунду.
     Я не думал о помощи Рыбакову в сборе, да и он не захотел бы такой помощи - хлебом пришлось бы делиться.
     Баночка Рыбакова наполнялась слишком медленно, ягоды становились все реже и реже, и незаметно для себя, работая и собирая ягоды, мы придвинулись к границам зоны - вешки повисли над нашей головой.
     - Смотри-ка, - сказал я Рыбакову, - вернемся.
     А впереди были кочки с ягодами шиповника, и голубики, и брусники. . .

Дереву, на котором висела вешка, надо было стоять на два метра подальше.
     Рыбаков показал на банку, еще не полную, и на спускающееся к горизонту солнце и медленно стал подходить к очарованным ягодам.
     Сухо щелкнул выстрел, и Рыбаков упал между кочек лицом вниз. Серошапка, размахивая винтовкой, кричал:
     - Оставьте на месте, не подходите!
     Серошапка отвел затвор и выстрелил еще раз. Мы знали, что значит этот второй выстрел. Знал это и Серошапка. Выстрелов должно быть два - первый бывает предупредительный.
     Рыбаков лежал между кочками неожиданно маленький. Небо, горы, река были огромны, и бог весть сколько людей можно уложить в этих горах на тропках между кочками.
     Баночка Рыбакова откатилась далеко, я успел подобрать ее и спрятать в карман. Может быть, мне дадут хлеба за эти ягоды - я ведь знал, для кого их собирал Рыбаков.
     Серошапка спокойно построил наш небольшой отряд, пересчитал, скомандовал и повел нас домой.
     Концом винтовки он задел мое плечо, и я повернулся.
     - Тебя хотел, - сказал Серошапка, - да ведь не сунулся, сволочь!. .


 

АУ «Сургутский политехнический колледж»

АУ «Сургутский политехнический колледж»

Методическая разработка урока литературы по теме «Варлам

Методическая разработка урока литературы по теме «Варлам

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 4 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 4 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Прошло несколько десятилетий, прежде чем общество стало открыто поднимать тему репрессий и вести разговор о трагической судьбе инакомыслящих и просто оговоренных людей, оказавшихся…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Прошло несколько десятилетий, прежде чем общество стало открыто поднимать тему репрессий и вести разговор о трагической судьбе инакомыслящих и просто оговоренных людей, оказавшихся…

Формы и методы обучения, используемые на занятии, способствуют формированию общих компетенций ( по

Формы и методы обучения, используемые на занятии, способствуют формированию общих компетенций ( по

Одиночный замер», лист рабочей тетради: · мультимедиа презентации к уроку

Одиночный замер», лист рабочей тетради: · мультимедиа презентации к уроку

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Работа с кластером «Колыма» -провести словарную работу со словом «Колыма»; -подготовить к восприятию рассказа «Одиночный замер»

Работа с кластером «Колыма» -провести словарную работу со словом «Колыма»; -подготовить к восприятию рассказа «Одиночный замер»

КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Варлам

КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Варлам

Льва Разгона "Непридуманное, А

Льва Разгона "Непридуманное, А

Слово преподавателя : Итак, текст читаем внимательно, находим ответы, готовимся дать пояснения для всей группы, и, может быть, кто-то сам захочет продолжить нашу игру и…

Слово преподавателя : Итак, текст читаем внимательно, находим ответы, готовимся дать пояснения для всей группы, и, может быть, кто-то сам захочет продолжить нашу игру и…

С точки зрения географии -

С точки зрения географии -

После прочтения – Моцарт. Реквием

После прочтения – Моцарт. Реквием

Или Колыма – его боль, труд, творчество

Или Колыма – его боль, труд, творчество

Приложение 1 Текст 1. Семья, детство, юность

Приложение 1 Текст 1. Семья, детство, юность

Текст 2. Репрессии 19 февраля 1929 года

Текст 2. Репрессии 19 февраля 1929 года

Текст 3. Творчество В 1932 году

Текст 3. Творчество В 1932 году

Приложение 2 В. Шаламов.

Приложение 2 В. Шаламов.

После обеденного перерыва пришел смотритель, поглядел на сделанное

После обеденного перерыва пришел смотритель, поглядел на сделанное

Приложение 3 Лист рабочей тетради

Приложение 3 Лист рабочей тетради

Дюма до Канта и хочет стать русским

Дюма до Канта и хочет стать русским

Лист рабочей тетради Тема: __________________________________________________ 1

Лист рабочей тетради Тема: __________________________________________________ 1

И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что

И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что

Лист рабочей тетради Тема: __________________________________________________ 1

Лист рабочей тетради Тема: __________________________________________________ 1

И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов — «Колымские рассказы»

И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов — «Колымские рассказы»

Приложение 4 Перечень речевых конструкций для устного ответа

Приложение 4 Перечень речевых конструкций для устного ответа

Ягоды Фадеев сказал: -

Ягоды Фадеев сказал: -

Еще вкуснее шиповника была брусника, тронутая морозом, перезревшая, сизая

Еще вкуснее шиповника была брусника, тронутая морозом, перезревшая, сизая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021