«Семья на пороге школьной жизни ребенка».
Первый раз в первый класс! Торжественно и волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами.
«Готовность к школе» - это комплексное
понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в
силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту
поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации,
успешности (неуспешности) ребёнка в школе.
Итак, говоря о готовности к школе, подразумевается совокупность
интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных
качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую
школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить
новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в
новый для него мир людей.
Готовность к обучению в школе включает в себя три взаимосвязанных аспекта:
v физиологическая готовность к школьному обучению
v психологическая готовность к школьному обучению;
v социальная (личностная) готовность к школьному обучению.
Физиологическую готовность
к школе оценивают медики (часто болеющие дети, физически ослабленные даже при
высоком уровне развития умственных способностей, как правило, испытывают
трудности в обучении).
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:
v интеллектуальный,
v эмоциональный
v социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость):
v выделение фигуры из фона;
v концентрацию внимания;
v аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
v возможность логического запоминания;
v умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая
таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает
функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное
задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении с сверстниками и
умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность
исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Л.И.Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность
определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции школьника.
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к
школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения
определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его
можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в
школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или
неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться
в школе.
Структура психологической готовности ребенка к школе.
v Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)
v Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)
v Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)
v Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).
v
Интеллектуальная готовность предполагает
формирование у ребенка определенных умений:
- умения выделять учебную задачу;
- способность искать сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.
Будущий первоклассник должен не
только обладать системой знаний об окружающем мире, но уметь применять их,
устанавливать закономерности между причиной и следствием, наблюдать,
рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те
интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными
дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой
для него учебной деятельности.
Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе
понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его
способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения
(владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои
импульсы. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду
координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для
обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки,
связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с
неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного
мозга человека. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной
степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной
характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.
Когнитивная готовность к школе. Важно, чтобы ребёнок мог некоторое
время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то
просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого
различного рода: шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В
большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Поэтому
способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на
поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребёнка, если он может в
течение 15–20 минут внимательно выполнять, поставленную перед ним задачу, не
утомляясь. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы
ребёнок запоминал услышанное и увиденное и некоторое время удерживал это в
памяти. Поэтому способность к краткосрочной слуховой и зрительной памяти,
позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной
предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение
тоже должны быть хорошо развиты. Для того чтобы ребёнок мог получаемую
информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе
разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту
обучения уже владел зачатками логического (последовательного) мышления и
понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому
что»). При этом речь идет не о каких-то специальных «научных» понятиях, а о
простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности.
Личностная готовность –
это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему
прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль
- роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти
свое место в новом для него школьном распорядке жизни. Способность к адекватной
самооценке. Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не
впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к
адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему
ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению
умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин.
Умение соподчинять мотивы поведения. Это когда ребёнок понимает
необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть, то есть мотив «быть
хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить
удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого
приоритета учебной мотивации над игровой мотивацией. Учебная мотивация формируется
в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются
детям в привлекательной игровой форме.
Социальная готовность – это обладание умениями и
навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. У Вашего
ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
v умеет общаться со сверстниками, может налаживать контакты с другими детьми;
v способность выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), не только слушает, а слышит просьбу, указание, совет;
v может контролировать своё поведение, объяснять причины поступков;
v самообслуживание (самостоятельно уметь одеться и раздеться, завязать шнурки, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нем).
Начало школьного обучения - закономерный этап на
жизненном пути ребенка. Для ребенка в первый раз в школу, все, равно, что для
нас первый раз на работу. Как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю,
что будет, а вдруг не поймут – тревога ожиданий, настороженность. И, если вдруг
действительно не поймут – боль, обида, слёзы, капризность. Кто поможет, только
мы родные люди – родители. Поддержите, приласкайте, погладьте (ребенку для
нормального развития необходимо 16 поглаживаний в день). Через игру, сказку
постарайтесь настроить его на обучение. Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
расскажите о школе, не приукрашая и не сгущая краски школьной жизни. Поговорите
о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями, не запугивая и не
рисуя радужных картин, вспомните радостные минуты своего школьного детства и
огорчения. Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники и
положительные оценки (где и за что),
расскажите, как Вы шли в школу: с каким настроением, что Вас больше всего
поразило. Никогда не высказывайте своих опасений относительно школы, не пугайте
школой, так как у ребенка может сформироваться школьная тревожность. Обсуждайте
с ребенком, что его тревожит и огорчает. Что произошло за день. Помогите понять
поступки других людей. Например, не спросила учительница. С 6-7 летним ребенком
можно и нужно рассуждать, он готов понять Ваши доводы. Пересмотрите свои
требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много хотите от
него. Полезно «пропустить» требования через собственные детские переживания.
Будьте объективны. Больше любви, тепла и ласки, чаще говорите, что Вы любите
своего ребенка. Ваш ребенок должен понять главное: «Если тебе вдруг будет
трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе
справимся со всеми трудностями»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.