Веб-квест «Музыка сердца»
Номинация
«Урок/занятие, посвященные юбилею Петра Ильича Чайковского»
Автор – Наумова Татьяна Рудольфовна учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №18» г. Воткинска
Сегодня большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в учебной деятельности учеников компьютера способствует достижению нескольких целей:
• повышение мотивации к самообучению;
• формирование новых компетенций;
• реализация креативного потенциала;
• повышение личностной самооценки;
• развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время, все большее значение приобретает внедрение в учебный процесс, технологий, связанных с глобальной сетью Интернет. В современном пространстве сети Интернет, находится большое количество различных вебсайтов, в том числе и образовательных, на которых располагается необходимая для учебного процесса информация. Часто поиск необходимой информации осуществляют сами ученики, при этом во время поиска им приходится просматривать различные веб-сайты, которые не содержат полезной информации, а только отвлекают учащегося от учебного процесса. В этом случае актуальным становится поиск и использование, как средства при обучении, технологии, которая могла бы стать промежуточным звеном в учебном процессе между учеником и глобальной сетью Интернет. В качестве такой технологии может выступить образовательный веб-квест, на котором будут располагаться ссылки на уже отобранные веб-сайты для изучения какойлибо темы.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб–квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С.
«Образовательные веб-квесты»).
Так почему же всё-таки веб-квест?
Веб-квест - это игра и обучение. Прежде всего, хороший Веб-квест сделает процесс обучения намного интереснее и для ученика, и для учителя. Кроме того, Веб-квест развивает критическое и творческое мышление, переключая внимание ученика с глобального на местный уровень.
Мотивация учащихся к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важна для обучения будущего, и мы должны принимать во внимание новые возможности познания мира. Веб-квест - это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения. Веб-квест - это наиболее интересные аутентичные задания и ролевые игры в одно и то же время. Играя роль, учащиеся учатся смотреть на проблему с разных точек зрения. Веб-квест позволяет ученикам делать открытия, а не просто усваивать информацию. Веб-квест может завести учащихся в любое место в мире, помочь им стать творческими исследователями. Кроме того, Веб-квест позволяет исследовать проблему более или менее глубоко, и таким образом он идеален для учащихся любого уровня. Он прекрасно подходит для обучения в команде, повышает уверенность в своих силах, пробуждает интерес и самооценку учащихся. Это и способствует формированию коммуникативной компетенции.
Опыт, полученный учащимися при прохождении веб-квеста, принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом кроме коммуникативной компетенции развивается ещё ряд компетенций:
• использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз
данных и т.д.);
• самообучение и самоорганизация;
• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
7 мая 2015 года исполнится 175 лет со дня рождения великого русского композитора П. И. Чайковского. Имя Чайковского сегодня известно на всей планете. Его произведения самые исполняемые в современный период. Музыкальные альбомы П. И. Чайковского «Времена года» и «Детский альбом» известны каждому школьнику. Но уроки искусства и МХК не могут в полном объёме рассказать о жизни и творчестве великого композитора. Необходимы и другие формы работы для знакомства с музыкой Чайковского. Поэтому автор данной работы для создания занятия, посвященного юбилею Петра Ильича Чайковского, избрал альтернативную традиционному уроку форму веб-квеста. Веб-квест «Музыка сердца» размещен в сети Интернет по адресу http://tatnaum.blogspot.ru/ . Это даёт возможность каждому желающему учащемуся различных образовательных учреждений принять участие в данном проекте.
Цели веб-квеста:
• популяризация творчества П. И. Чайковского среди учащихся;
• формирование информационной компетентности учащихся;
• повышение у школьников мотивации к саморазвитию, самообучению
• помощь учителям в организации работы, посвященной юбилею композитора.
Задачи веб-квеста:
• познакомить учащихся с биографией и творчеством П. И. Чайковского; развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь учащихся;
• познакомить с творчеством художников и поэтов родины П. И. Чайковского – города Воткинска;
• познакомить учащихся с разными способами эффективного и безопасного поиска информации в сети Интернет, а также с разными Интернет-сервисами, обучать работать с ними с целью поиска, анализа, структурирования, представления информации;
• формировать умение использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности: создавать онлайн-презентации, онлайн-кроссворды, онлайнпубликации, работать в блогах (создавать статьи, размещать изображения, управлять блогом);
• учить получать и отправлять электронную почту;
• научить пользоваться Документами Google;
• формировать умение работать в команде;
• развивать коммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.
Место веб-квеста в образовательном процессе: данный веб-квест разработан для проведения внеклассных мероприятий в рамках подготовки к празднованию 175-летия великого русского композитора П. И. Чайковского. Предмет (предметы) - литература, информатика, история, география, искусство, МХК.
Возрастная категория – учащиеся 1-11 классов общеобразовательных школ, учащиеся школ искусства, студенты педагогических колледжей.
Участники веб-квеста: приглашаются учащиеся России и ближнего зарубежья.
Продолжительность веб-квеста – 2 недели (До дня празднования 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского остался 1 год, поэтому учителя по своему усмотрению могут выбрать время для проведения квеста).
Центральное задание веб-квеста и ожидаемый результат: создание кейса работ, посвященных жизни и творчеству П. И. Чайковского.
Адрес веб-квеста в Интернете: http://tatnaum.blogspot.ru/
План деятельности учащихся на веб-квесте «Музыка сердца».
№ п/п |
Этапы работы |
Содержание страницы |
Скриншоты |
1. |
Участники изучают визитную карточку вебквеста. |
На странице дана информация об авторе проекта, целях и задачах, месте проекта в образовательном процессе, предметах, которые будут затронуты в ходе работы, возрастной группе участников, центральном задании вебквеста. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page_3.html |
2. |
Участники знакомятся со страницей «Эта роль вам подходит». |
Страница содержит общую информацию об образовательном веб-квесте, алгоритм работы группы и список ролей, которые участники выбирают для прохождения веб-квеста. Названия ролей кликабельны: по ним можно перейти на страницу роли, выбранной участником проекта. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_3068.html |
3. |
После знакомства с ролями и выбора одной из них участники заполняют анкету на странице «Давайте познакомимся».
|
На странице расположена анкета участника веб-квеста, выполненная с помощью Google формы.
|
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_8316.html
|
4.
|
После заполнения участниками анкеты автор проекта получает данные о них через сервис Google и имеет возможность заполнить таблицу участников вебквеста, расположенную на странице «Участники вебквеста» |
Таблица создана с помощью Google документа. В ней помещаются следующие данные: 1.Ф.И. участника; 2.Название учебного заведения; 3.Где находится учебное заведение; 4.Название роли, которая выбрана для прохождения вебквеста; 5.Название и вид выполненной работы; 6.Сссылка на местонахождение выполненной работы; 7.Оценка работы. |
|
5. |
Участники знакомятся со страницами своих ролей и выполняют предложенные им задания. Знакомство с ролью «Музыковеды». |
МУЗЫКОВЕДЫ На странице помещен видеоролик «Тайна старого пианино» Адреса сайтов (1..http://narnel.far.ru/23-1.html 2.http://www.classicmusic.ru/mp3-tchaikovsky.html 3. 1.http://narnel.far.ru/23-1.html 4. 1.http://narnel.far.ru/23- 1.html), на которых участники могут познакомиться с произведениями Чайковского, и задание для группы: составить репертуар концерта, который мог бы пройти в мае 2015 года, в день 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского, на обновленной сцене музея-усадьбы в нашем городе Воткинске, создать программу этого концерта, оформить эту программу в виде буклета, использовав Документ Microsoft Publisher, или Вики-газеты, создать афишу этого концерта. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_7356.html
|
6. |
Знакомство с ролью «Художники» |
ХУДОЖНИКИ На странице идет речь о «Детском альбоме» П. И. Чайковского. Участникам вебквеста предложено прослушать пьесы этого сборника |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_1876.html
|
|
|
http://www.tchaikov.ru/detsky.ht ml, просмотреть рисунки, сделанные учащимися по музыке композитора ЗДЕСЬ. После знакомства с произведениями необходимо создать свой «Детский альбом» из рисунков, сделанных по пьесам П. И. Чайковского. И поместить их на Lino-доску.
|
|
7. |
Знакомство с ролью «Искусствоведы» |
ИСКУССТВОВЕДЫ Участникам предложено познакомиться с профессией искусствоведа ЗДЕСЬ. Дано задание прослушать музыкальный альбом П. И. Чайковского "Времена года", просмотреть картины художников Воткинска и прочитать стихи о природе поэтов родины Чайковского. Этот материал можно найти ЗДЕСЬ. Из расположенного на холсте материала необходимо создать презентацию «Времена года». На странице можно найти адреса сайтов, на которых расположена информация о художниках и поэтах Воткинска. Здесь же можно просмотреть видеоролик о современном городе Воткинск, родине П. И. Чайковского. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page_28.html
|
8. |
Знакомство с ролью «Архивариусы» |
АРХИВАРИУСЫ На странице помещена ссылка, перейдя по которой, можно познакомиться с профессий архивариуса. Основная задача Архивариусов - изучить документы, рассказывающие о жизни и творчестве П. И. Чайковского, затем создать ленту времени, которая будет являться методическим материалом для проверки знаний биографии и творчества П. И. Чайковского других участников квеста. В помощь участникам группы предложены сервисы для создания лент времени http://www.timetoast.com/ http://whenintime.com/ http://learningapps.org/create.ph p |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_9121.html |
9. |
Знакомство с ролью «Сказочники» |
СКАЗОЧНИКИ Участникам предложено прочитать сказку-повесть «Волшебное перо», рассказывающую удивительную историю жизни П. И. Чайковского. На странице расположены аудиозаписи двух пьес из «Детского альбома»: «Бабаяга» и «Нянины сказки», здесь можно посмотреть отрывок из балета «Щелкунчик» и балет «Спящая красавица». Задание для группы: сочинить свою сказку, героиней которой будет музыка П. И. Чайковского. Готовую работу предложено поместить на сайт CALAMEO. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_2220.html |
10. |
Знакомство с ролью «Экскурсоводы» |
ЭКСКУРСОВОДЫ Участники этой группы приглашены на экскурсии в музеи П. И. Чайковского городов Воткинск, Каменка, Клин. ЗАДАНИЕ: создать виртуальную экскурсию по |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_8529.html
|
|
|
всем музеям, связанным с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. При выполнении задания предложено обратиться к следующим сервисам: флэш-карты https://www.examtime.com/en- US/p/529075 карта http://learningapps.org/create.ph p вики-газета http://wikiwall.ru/ виртуальный тур http://www.pixiq.ru/virtual_tour. html виртуальная книга http://www.myebook.com/ |
|
11. |
Знакомство с ролью «Клипмейкеры» |
КЛИПМЕЙКЕРЫ Материал страницы знакомит учащихся с периодами жизни и творчества П. И. Чайковского, связанными с различными странами мира. Участникам веб-квеста предложено отправиться в путешествие по странам: Германия, Франция, Италия, Чехия. А после путешествия создать свою виртуальную экскурсию по странам, где жил и работал великий композитор. Форма выполненного задания – видеоролик. На странице расположена ссылка, перейдя по которой, участники узнают, кто такой клипмейкер. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blogpage_7515.html |
12. |
Каждая исследовательская, творческая работа предполагает обязательную её оценку. Так как наш проект носит познавательнотворческий характер, мы предлагаем оценить свою работу самим |
На странице находится система проверки приобретенных знаний участниками веб-квеста, советы по подготовке к публичному выступлению и таблица самооценки работы группы. Проверка знаний участников веб-квеста разработана для каждой роли отдельно:
|
Адрес страницы: |
|
участникам вебквеста. Система оценивая находится на странице «Оценка работы или 3 С» |
АРХИВАРИУСЫ
ХУДОЖНИКИ
КЛИПМЕЙКЕРЫ
ИСКУССТВОВЕДЫ
|
http://tatnaum.blogspot.ru/p/3.html
|
|
|
МУЗЫКОВЕДЫ
СКАЗОЧНИКИ
ЭКСКУРСОВОДЫ
|
|
13. |
По мере прохождения вебквеста участники могут поделиться своими впечатлениями, эмоциями, трудностями.
|
Поле для рефлексии расположено ЗДЕСЬ. |
|
14. |
После выполнения работы, прохождения проверки знаний, |
Кейс веб-квеста находится ЗДЕСЬ. |
|
|
самооценки работы группы выполненные работы помещаются в кейс веб-квеста.
|
|
|
15. |
При затруднении помещения выполненных работ в кейс вебквеста и для связи с руководителем проекта предусмотрена обратная связь.
|
Форма обратной связи находится ЗДЕСЬ. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page.html
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page.html |
16. |
После окончания всей работы на проекте его участникам предлагается заполнить анкету, которая находится на странице «Подведем итоги».
|
Страница содержит анкету, выполненную с помощью формы Google. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page_7.html |
17. |
При прохождении веб-квеста участникам предлагается работа с различными сайтами и Сервисами Web 2.0, которые перечислены на странице «Ваши помощники…» |
На странице помещен список сайтов и Сервисов Web 2.0 с их краткой аннотацией.
|
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page_20.html |
18. |
А для любителей творчества П. И. Чайковского, по каким-либо причинам не пожелавшим участвовать в работе веб-квеста, предложено поучаствовать в викторине «Неизвестный Чайковский». Викторина находится на странице «Приглашаются все». |
Викторина содержит 10 вопросов по творчеству П. И. Чайковского. Источник викторины http://www.irk.ru/afisha/news/20 111103/quiz/ Вопросы викторины оформлены с помощью формы Google. |
Адрес страницы: http://tatnaum.blogspot.ru/p/blog-page_31.html |
Прохождение веб-квеста «Музыка сердца», посвященного 175-летию П. И. Чайковского, позволит участникам ближе познакомиться с творчеством великого композитора. При внимательной работе с сайтами, предложенными каждой группе, участники найдут всю необходимую информацию для выполнения задания веб-квеста. Задания проекта ориентированы на разный уровень подготовленности учащихся, поэтому группам для ознакомления предложено несколько сайтов сети Интернет по одной теме. При разработке заданий и работ для проверки знаний участников проекта учитывались и их различные творческие способности: музыкальные, поэтические, художественные, увлеченность Интернет технологиями.
Работа в веб-квесте «Музыка сердца» даёт возможность его участникам развить
- личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, форсированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие творческих способностей;
- предметные результаты: овладение умениями изучать различные виды искусства; самостоятельно находить информацию, грамотно оформлять полученные результаты, анализировать и использовать информацию, пользоваться музыкальной, литературной, искусствоведческой терминологией;
- метапредметные результаты: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение планирования, регуляции, проверки своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Созданный кейс веб-квеста «Музыка сердца» (центральное задание проекта) даст возможность использовать его содержимое при проведении мероприятий, посвященных празднованию 175-летия П. И. Чайковского,
Полезные сайты, изученные и использованные при разработке веб-квеста «Музыка сердца»
http://www.ug.ru/archive/28204
http://kvect.blogspot.ru/2008/12/blog-post_25.html http://www.itlt.edu.nstu.ru/article11.php https://www.examtime.com/en-US/p/529075
http://learningapps.org/create.php http://wikiwall.ru/
http://www.pixiq.ru/virtual_tour.html http://www.myebook.com/ http://www.slideboom.com/presentations/734043/ http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- http://en.linoit.com/ http://learningapps.org/ http://examtime.com/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.