ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ
программа, посвященная украинской культуре.
Дата проведения: 23.01.2015 г.
Время проведения: 12.00.ч.
Место проведения: ул. Рионская,6
Муз. заставка
Ведущая -
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули
звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру,
чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Колядовать у нас называется
под окнами петь накануне Рождества. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок
хозяин или хозяйка колбасу или хлеб, или медный грош. Кто чем богат. Говорят,
что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто от того
пошли колядки. Кто его знает? Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по
хуторам, говоря, что будто бы сим народ угождает сатане. Однако ж. если сказать
правду, то в колядке и слова нет про Коляду, Поют часто про Рождество Христа; а
в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Морозило сильнее,
чем с утра. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц
один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек
выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился
дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. И право слово, у нас в Диканьке всякая баба
ведьма.
Звучат колядки. Солоха накрывает на стол. Стук в дверь.
Солоха – Кто там?
Голос Дьяка – Это я, божественная Солоха!
Солоха – Сейчас!Сейчас! (Открывает дверь, впускает Дьяка)
Дьяк
- Ну, здравствуй, Солоха. У всех в этот вечер веселье,
Я тоже в гости пришел, не
испугала погода метелью…
Прости уж сегодня моё любопытство.
Ответь мне, Солоха, а что
это тут у тебя? (щиплет Солоху за руку)
Солоха
- Как что? Рука, Осип Никифорович.
Дьяк - Ах! Точно! Рука! Ну, какое же было бы счастье,
Когда той рукой ты меня бы
решилась обнять…
А это вот что? Не могла бы
ты прямо сказать? (щиплет Солоху за шею)
Солоха - Будто не видите,
Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.
Дьяк - Ты знаешь, Солоха, как страсть разгорается быстро!
Прекрасная шея, рука и, конечно,
монисто…
(раздаётся стук)
Ах, боже! Да кто это? Кажется, в двери
стучат!
Солоха - Стучат. Ну и
что? Ох и шуму от вашего брата!
Дьяк - Как
слухи дойдут до иеромонаха-Кондрата,
Спасите меня! Добродетель пребудет над вами!
Святое писание ближним велит помогать!
(Пытается спрятаться. Солоха усаживает его на стул, надевает сверху мешок)
Солоха
- Если так страшно, то молча в мешке посиди.
Сидишь? Ну и ладно. Кто там? Заходи.
(входит Голова)
Голова
Наливай, Солоха, водки
граммов двести, или сто.
Дай мне веник отряхнуться
И...еще кое-чего... (Заигрывает с
Солохой)
(Солоха наливает ему горилки. Пока Голова выпивает из мешка тянется рука Дьяка, шарит по столу в поисках выпивки, Солоха наливает и ему, рука Дьяка исчезает. Голова закусывает. Опять появляется рука Дьяка. Солоха сует ему закуску. Рука Дьяка исчезает.)
Голова – О, це ж добре! А теперь по-христианскому обычаю… (пытается поцеловать Солоху, та уворачивается).
Солоха – А может еще, пан голова? (наливает горилки)
Голова – Можно! (пытается присесть на стул, вскакивает от верещания дьяка) Чертяка! (испуганно крестится, осматривает мешок) И чего ты всякую дрянь в доме держишь? (сбрасывает мешок из него вываливается Дьяк)
Голова (удивленно) – Осип Никифорович? А вы тут каким образом?
Дьяк (молитвенно воздев руки к небу) – Неисповедимы пути Господни!
Голова - Ай да Солоха! (стук в дверь)
Звучат колядки. Заходят ряженые.
Солоха – Милости просим, гости дорогие!
Гостья – А мы до вас, тетка! Принесли кутью-вечерю!
(шум. Появляются Кум и Кума с мешком)
Кума – А ты, чертяка, щоб тоби горилки перед смертью не выпить, отдай! Мой мешок! Я наколядовала!
Кум – Чертова баба! Язык, как помело, метет! Да где ж твой мешок, когда он мой! Я наколядовал! Отдай!
Голова – Что за шум? Знакомый мешок! (Заглядывает внутрь) А где вы его нашли?
Кум и Кума (вместе) – Наколядовали! (потасовка за мешок)
Голова – Это мой мешок. Я в нем мусор из хаты вытащил! Смотрите! (достает из мешка разный хлам)
Гости (вместе) – Вот тебе и наколядовали! (Смеются)
Голова – Тю! Одарка, ты давеча обещала мне вареников с сыром…
Одарка – Вареников! Так як же! Сварила трошки!
Песня «Вареники»
Голова – Це ж добро! Оксана, и ты здесь! А я тебя у криницы весь вечер прождал! (Вздыхает) Опять! Пiдманула, пiдвела!
(Песня «Пiдманула, пiдвела»)
Оксана – Да тю на тебе! У мене хлопець есть дуже гарный! А як не скрипочци грае, аж серденько тепаеться!
(Конц. Номер «Чардаш»)
Гостья – Ой, Оксана, а какой венок на тебе красивый, ленты шелковые яркие!..
Ведущая – Венок в украинской культуре имеет сакральное значение. Что символизируют цветы в украинском венке:
Бессмертник – символ здоровья
Любисток и василек – преданности, верности и красоты
Тысячелистник – непокорности
Барвинок – жизнь и бессмертие души человека
Ромашка – символ девичьей чистоты и верности
Цвет вишни и яблони – символ материнской преданности
Калина – символ девичьей красоты
Мак – символ печали и грусти.
Ружа, мальва и пион – веры, надежды и любви
Хмель (усики) – символ гибкости и ума
Помимо цветов, украинские венки украшали также и разноцветными атласными лентами. Люди очень верили в силу ленточек, потому что они оберегали волосы девушки от злых очей. Каждый цвет лент в украинском веночке имел свой особый смысл.
Самая первая лента в украинском венке вплеталась посредине – лента коричневого цвета, которая символизирует землю-кормилицу. По обе стороны от коричневой ленты вяжутся желтые ленточки – символ солнца. Далее за желтыми лентами следуют светло-зеленые – символ девичьей молодости и красоты. Затем очередь синих и голубых лент – символы воды и чистого неба, которые дают силу и крепкое здоровье владельцу венка. После лент синего цвета вяжут ленты оранжевого цвета - символ хлеба и фиолетовые – символ человеческой мудрости. Еще очень важно, что бы в веночке были малиновые ленты – символ душевности, искренности и розовые – символ достатка. Так же вплетали в венок и белую ленту, причем концы ее должны были быть вышиты нитками серебряного и золотого цвета. На левом конце ленточки вышивали солнце, а на правом конце – месяц. Если белая ленточка не была расшита, то ее не брали в венок, так как белая лента без вышивки – символ памяти об умерших предках.
(Звучат колядки, гости и персонажи уходят)
Песня «Нiчь яка мiсячна»
Муз сбивка. Увертюра к «Майской ночи». На фоне – текст ведущей.
Ведущая - Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.
(Гапуся хлопочет по хозяйству. Появляется Яшка-артеллерист)
Гапуся – Ой. Идет, кажется кто-то! Кто же это может быть?
Яшка – Гутен морген, фрау мадам! Имею честь доложить рядовой артиллерии Яков Цибуля прибыл в ваше распоряжение!
Гапуся – И издалека ли идешь, служивый?
Яшка – Явился как есть с того свету на этот. А путь держу из германского плену.
Гапуся – И как там, на том свете? Что новенького?
Яшка – Танец могу предложить. «В ту степь» называется.
Гапуся – В какую степь? В ту или в эту?
Яшка - Без разницы (строит ей глазки) Главное, чтобы рядышком с вами. Вашу ручку, битте-дритте!
(Танец «Тустеп»)
Гапуся – Ой, уморил, служивый! Да ты, наверное, проголодался! Садись вечерять!
Яшка – С благоговейным удовольствием!
(садится за стол)
Гапуся -Украи́нская ку́хня складывалась на протяжении многих веков. Некоторые её блюда получили широкое распространение среди других народов, особенно славянских, как восточных, так и западных.На каждую народную кухню прежде всего влияет конструкция места, где готовят еду, то есть домашнего очага. На Украине таким местом была «вариста піч», кострище закрытого типа. Поэтому украинская кухня в основном использует приемы варения, тушения и печения. Кроме того украинская кухня восприняла также некоторые приёмы из кухонь соседей, в частности обжаривание продуктов в перекаленном масле, «смаження» по-украински, что присуще татарской и турецкой кухне. Из немецкой было позаимствовано молотое мясо («сиченики»), а из венгерской, например, использование паприки.
Продукты для украинской кухни отбиралось с давних пор на контрасте с восточными кухнями, например, употребления свинины в пику татарам, любящим и почитающим баранину, и русским, предпочитающими говядину. Весьма употребляемым продуктом в украинской кухне служит свиное сало во всех видах. Использование его является чрезвычайно разнообразным. В пищу сало употребляется сырым, соленым, копченым, жареным и является жировой основой многих блюд преимущественно праздничной кухни. Им шпигуют, как правило, всякое не свиное мясо для придания ему сочности, перетирают с чесноком и солью, получая питательную массу для бутербродов. В Луцке даже поставили памятник свинье, которая «спасла» Украину во время монголо-татарского нашествия. Местное население выжило во многом благодаря потреблению в пищу свинины, тогда как татары, считая свинью «грязным» животным, свининой брезговали и не отбирали её на захваченных землях. В XVIII веке на Украине очень широко распространяется картофель, который используется для приготовления первых блюд, вторых блюд и гарниров к рыбным и мясным блюдам. В XVIII столетии на Украине появились также подсолнечник и горчица, что сыграло важную роль в развитии украинской кухни. Масло подсолнечника начинают широко использовать вместо привозного греческого оливкового масла, а из горчицы делают также масло и приправы к мясным холодным и горячим блюдам. Кроме них украинская кухня восприняла другие овощи — синие баклажаны, считавшиеся ранее «бусурманскими» и в пищу не употреблявшиеся, а также сахарную свеклу, из которой начали производить сахар, что значительно обогатило народную кухню. Сахар стал доступен большинству населения за счет его дешевизны, что значительно расширило ассортимент, в меню появились сладкие бабки, пудинги, каши. Также расширился ассортимент напитков за счет сладких наливок, варенух и тому подобных вещей.Со временем из Средней Азии на Украину завезли тутовое дерево (шелковицу) и арбузы, из Америки — кукурузу, помидоры и стручковый перец, которые начали выращивать на юге Украины и широко употреблять в пищу.Основной горячей пищей были рыбные и мясные отвары с добавлением овощей под общим названием «юшка», что в русском языке позднее трансформировалось в слово «уха». Среди старинных украинских напитков — полученные способом естественного брожения мёды, пиво, квасы, узвары. В XIV веке появилась водка (горілка). На её основе делают многочисленные настойки. Кустарным способом на Украине делают самогон на основе сахара и различных сахаристых продуктов — фруктов, овощей, ягод. Распространена варенуха — горячий алкогольный напиток на основе горилки или самогона, мёда и пряностей.
(интересные факты)
(Песня «Карие очи»)
Ведущий - В 1768 году на Украине вспыхнуло восстание крестьян против польской шляхты. Этих восставших крестьян называли гайдамаками. Возглавляли восстание Максим Зализняк и Иван Гонта. Гайдамаки и польская шляхта были беспощадны друг к другу. Трагедия была в том, что у Гонты была красавица-жена, полячка, от которой у него было двое детей. Нынешние события на Украине перекликаются прошедшими, где происходила братоубийственная война.
Минають дні, минає літо,
А Україна, знай, горить;
Було: Плачуть по селах малі діти
По селах плачуть малі діти
По селах голі плачуть діти
По селах голі плачуть діти –
Батьків немає. Шелестить
Пожовкле листя по діброві;
Гуляють хмари; сонце спить;
Нігде не чуть людської мови;
Було: Тілько звір виє, йде в село,
Де чує трупи; не ховали,
Вовків ляхами годували,
Поки їх снігом занесло.
Тілько звір виє по селу,
Гризучи трупи; не ховали,
Вовків ляхами годували,
Аж поки снігом занесло
Огризки вовчі…
Тілько звір виє по селу,
Гризучи трупи.
Як та хмара, гайдамаки
Умань обступили
Опівночі; до схід сонця
Умань затопили;
Затопили, закричали:
«Карай ляха знову!»
Покотились по базару
Кінні narodowi;
Покотились малі діти
І каліки хворі.
Ґвалт і галас. На базарі,
Як посеред моря
Кровавого, стоїть Гонта
З Максимом завзятим.
Кричать удвох: «Добре, діти!
Отак їх, проклятих!»
Аж ось ведуть гайдамаки
Ксьондза єзуїта
І двох хлопців: «Гонто, Гонто!
Оце твої діти.
Ти нас ріжеш – заріж і їх:
Вони католики.
Чого ж ти став? Чом не ріжеш?
Поки невеликі,
Заріж і їх, бо виростуть,
То тебе заріжуть…»
«Поцілуйте мене, діти,
Бо не я вбиваю,
А присяга». Махнув ножем –
І дітей немає!
Доле моя, доле!
Доле моя нещаслива!
Що ти наробила?
Нащо мені дітей дала?
Чом мене не вбила?
Нехай вони б поховали,
А то я ховаю».
Поцілував, перехрестив,
Покрив, засипає:
«Спочивайте, сини мої,
В глибокій оселі!
Сука мати не придбала
Нової постелі.
Хвалилися гайдамаки,
На Умань ідучи:
«Будем драти, пане-брате,
З китайки онучі».
(Кадры из Донбасса)
Садок вишневий коло хати,А над садком хрущі гудуть
Хрущі над вишнями гудуть.
Плугатарі з плугами йдуть,
Співають, ідучи, дівчата,
А матері вечерять ждуть.
Мы будем надеяться, что зацветут и вишневые сады на Украине и будут петь девушки, а на Украине будет хорошая и мирная жизнь.
(«Черемшина»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.