Среднеобразовательное учебное заведение
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Пластун
Вечер встречи «Дети войны»
Возрастная категория, на которую
рассчитана разработка: 10 - 16 лет
Разработку подготовила:
Мирчук Лариса Викторовна,
учитель географии
п. Пластун, 2020 г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Паспорт конкурсной работы «Дети войны» …………………………...4
Вечер встречи «Дети войны» …………………………………………....5
Список использованной литературы…………………………………...15
Приложение………………………………………………………………16
2
Пояснительная записка
Второй год ребята из клуба «Юные музееведы» работают над проектом «Дети войны». Я являюсь руководителем данного проекта.
Цель проекта: изучить воспоминания людей, детьми переживших Великую Отечественную войну, и донести эти сведения до наших современников.
За время работы над проектом:
1. Подготовлен список «детей войны».
2. Мы обратились за помощью к своим родным и знакомым, представителям власти. Они помогли нам в поисках и в обработке материалов. Большую помощь нам оказали Бабицкая Любовь Михайловна, Депутат фракции (депутатского объединения) "ЕДИНАЯ РОССИЯ», председатель «Совета ветеранов, вдов участников ВОВ, детей войны п. Пластун», и Наумкин Сергей Николаевич, глава Тернейского муниципального района.
3. Встречаемся с «детьми войны», записываем их воспоминания, знакомимся с семейными архивами (фото 1). Публикуем рассказы в СМИ.
4. Занимаемся волонтерской деятельностью: помогаем пожилым людям. Баранова Екатерина Ивановна в благодарность ребятам за заботу передала в дар музею серию книг «Страны и народы» (фото 2).
5. Проведен классный час «Дети войны», во время которого Асадчая Галина Григорьевна рассказала о своем тяжелом детстве в период оккупации (фото 3).
6. Подготовлен и проведен праздник для «детей войны» – «Рождественские встречи», который закончился чаепитием в теплой, дружеской обстановке (фото 4). В школе были представлены постановки «Блокадный Ленинград», «Дети войны» (фото 5-6).
3
7. В качестве членов жюри «дети войны» были приглашены на традиционный в нашей школе смотр строя и песни к 23 февраля.
8. Подготовлен и представлен материал по теме «Пионеры – герои» в районном гражданско-патриотическом конкурсе «День Героев Отечества», где мы заняли первое место.
Наши планы:
1. Традиционно встречать с «детьми войны» за чашкой чая.
2. Продолжить публикацию рассказов о «Детях войны» в СМИ;
3. Заниматься волонтерской деятельностью;
4. Создание фильма о «детях войны»
5. Оформление уголка «Дети войны» в школьном музее
Социальная значимость: проект направлен на сохранение исторической памяти поколений, воспитания чувства патриотизма у взрослых и детей, уважения к участникам Великой Отечественной войны, работникам тыла, пожилым людям. Наша исследовательская работа помогает расширять знания о людях, живших во время войны, развивает интерес у взрослых и детей к прошлому своего края, способствует сохранению исторической памяти.
Паспорт конкурсной работы «Дети войны»
Вид конкурсной продукции: в рамках реализации проекта была проведена встреча с людьми, пережившими войну. Я представляю на конкурс сценарий мероприятия «Дети войны», подготовленный участниками клуба «Юные музееведы». На встрече с ребятами присутствовали «дети войны» (фото 7).
4
Актуальность: все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны. Современным детям очень
трудно представить события тех страшных дней, когда война обрушилась на людей страшной бедой.
В нашем поселке есть бабушки и дедушки, которые родились накануне или во время войны, у которых есть хотя бы маленькое воспоминание о тех страшных событиях. Их детство пришлось на военные годы. Именно они являются сейчас последними свидетелями, которые могут рассказать ребятам о военных событиях.
Слушая рассказы пожилых людей о непростом военном детстве, современные дети получают возможность оценить собственную жизнь, понять, что проблемы современного человека невозможно сравнить с тем, что пережило военное поколение.
Цель работы: познакомить ребят с событиями Великой Отечественной войны.
Данная работа рассчитана на возраст учащихся: 10-16 лет
Форма: вечер – встреча
Время проведения: 16 апреля 2020.
Место проведения: МКОУ СОШ п. Пластун
Вечер встречи «Дети войны»
Ход мероприятия
Ведущий 1. О Великой Отечественной войне написано и сказано немало. Но, пожалуй, самые ценные свидетельства войны – это рассказы ее участников и людей, заставших то время. Для всех война разная: кто-то чаще
5
всего вспоминает боевые сражения, кто-то - человеческую смелость, а кто-то - борьбу за выживание во время голода. Сегодня наши дедушки и бабушки могут рассказать о том, как это было, какой выдели они войну, будучи ещё детьми. А было это действительно ужасно.
(Звучит звон колоколов)
Ведущий 2. Что это? Ты слышишь?
Ведущий 1. Это колокола. Колокола памяти…
Ведущий 2. Памяти? А разве такие бывают?
Ведущий 1. Бывают, слушай! Это говорит сама память….
Ведущий 2. Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.
Ведущий 1. Сегодня у нас в гостях очевидцы страшных военных событий.
Мы приглашаем почетного работника образования Асадчую Галину Григорьевну поделиться своими воспоминаниями.
Асадчая Галина Григорьевна рассказала: «Я родилась в Калужской области в деревне Нелюбовка в 1942 году. Нашу деревню не любил барин Цыплаков, который жил в окрестности. Поэтому она и получила такое название. За что не любил, я не знаю. Нелюбовка особенно красивой была в весенний период, когда цвели сады. А осенью ветки деревьев прогибались чуть ли не до земли под тяжестью яблок.
До войны мой отец был председателем колхоза. Это был очень справедливый и честный человек, за что его в колхозе все любили и уважали. Когда началась война, ему приказано было гнать колхозный скот в эвакуацию. Колхозники попали под артиллерийский обстрел и вынуждены были вернуться обратно. Но куда девать скотину? Решено было раздать
6
животных по колхозным дворам. Но и люди не могли прокормить такое большое количество животных. Чтобы скот не достался врагу, решено было животных пустить на мясо. Многие люди в период оккупации голодали, а в нашей деревне предостаточно было мяса. Когда солдаты выходили из окружения, жители помогали им продуктами питания. Часто по ночам мы просыпались от стука в окно. Это наши солдаты просили помощи. Моя мама всегда их кормила.
Деревня наша немцам была не интересна. И они устроили там полицейский участок. Старостой был назначен мой отец Григорий Никитич, так как он был образованным человеком. Немцы собрали 17-летних молодых людей в полицейские. Мой старший брат Алексей Григорьевич был назначен полицаем, но отец потребовал, чтобы он сдал оружие и отказался от этой должности. Брат так и поступил. Немцев в деревне было мало. Сестра рассказывала, что однажды сидели обедали всей семьей, и вдруг заходит немец. Мы все испугались, а дети начали плакать. Немец посмотрел и молча вышел из дома. Под оккупацией мы были всего три месяца. Наши пришли быстро, и область была освобождена. Всех ребят забрали в армию. Один из жителей деревни (доносчик) написал, что ребята были полицаями. И их расстреляли в армии, хотя они ничего плохого не сделали.
Моего брата также призвали в армию. Он воевал в Тринадцатой гвардейской танковой бригаде Первого Украинского фронта и был стрелком - радистом в танке. Алексей погиб 28 сентября 1944 года под городом Кросно (Кросненское воеводство) в Польше и там его могила. Он был награжден Медалью «За отвагу» и Орденом Отечественной войны 2 степени. Отец воевал на фронте недолго. Его ранили, и он вернулся. Был инвалидом 3 группы, полгода лежал в госпитале. У многих отцы погибли на фронте, а нам повезло. Наш отец вернулся. Григорий Никитич награжден Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
7
Ведущий 2. Дети тоже хотели бить фашистов и бежали на фронт, совсем ещё юные, безусые мальчишки, добавляли себе лет в метрике, уговаривали солдат и командиров записать их на войну сыном полка или просто так, вольнонаемным.
Картина 1.
(Военком за столом, перед ним мальчик)
Мальчик:
– Дяденька военком, вы не смотрите на меня, что я маленький. Я сильный!
Я по физкультуре на одни пятерки учусь!
Военком:
– Вот и продолжай учиться. В армию после восемнадцати лет призывают.
Мальчик – А я хочу Родину защищать. Батька мой под Москвой в 41- ом погиб и старший брат тоже. Я смогу снаряды носить, и наблюдателем... Мне бы только бинокль выдать…
Военком:
– Мал ты еще, сынок, куда тебе в такое пекло! Молоко на губах не обсохло, а ты снаряды носить собираешься!
Мальчик:
- А еще я на трубе играть умею. Может быть пригодится?!
Военком задумчиво:
– Куда ж такой сгодится маленький? Ну, разве только в трубачи?! (ПАУЗА)
Ну, хорошо, в трубачи, так в трубачи. Иди, собирайся!
Мальчик:
– Спасибо, товарищ командир. Не подведу!
8
Ведущий 1. А тот, кто остался городе тоже время зря не терял. По ночам, во время налетов вражеской авиации ребята дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, помогали в бомбоубежищах.
Картина 2.
(Митька и Оля сидят на крыше)
Оля:
- Как тихо сегодня вечером. Как будто и нет войны. Черёмуха цветёт.
Митька:
- Как же, тихо! Глянь на часы. Фашисты все по времени делают. Через пять минут прилетят. Слышишь гул. Готовь щипцы и песок.
Оля:
- Эй, ребята, вы там внизу, бочку с водой да вёдра готовьте.
(Звучит сигнал воздушной тревоги)
Ведущий 2. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае. Недоедали, недосыпали, недоучились. Их детство безжалостно разрушила война.
Ведущий 1. Своими воспоминаниями с нами поделится Баранова Екатерина Ивановна (фото 8).
«Наше село располагалось в ста километрах от линии фронта. Я помню, когда бомбили Сталинград, вдалеке стояло зарево. И мы с тревогой ожидали дальнейших событий. В каждом доме, каждом дворе, каждой семье были разговоры только о войне. В 1941 году стали строить железную дорогу «Баскунчак – Сталинград». В очень короткий срок дорога была проложена, и по ней пошли поезда с боеприпасами на фронт. Дорога проходила мимо нашего села. На реке был мост, и, когда поезда проходили по мосту, немцы
9
начинали сбрасывать бомбы с самолетов. В каждом дворе строили помещение вроде бомбоубежища. Все прекрасно понимали, что во время бомбежки это не спасет, но слабая надежда теплилась в душе. Если мы слышали гул самолетов, то бежали прятаться. Мост бомбили и даже в него попадали, но в короткий срок его восстанавливали. Однажды во время бомбежки погиб офицер. Его похоронили в центре села, и могила сохранилась до наших дней. За ней всегда ухаживают сельчане.
А по Волге постоянно на танкерах перевозили нефть. Немцы сбрасывали бомбы на суда, и они горели. По реке постоянно стелился шлейф черного дыма.
С западных районов через наше село шли эвакуированные. Они несли свои вещи и гнали скот. Мы думали: уходить или нет, хотя эвакуации не было. На всякий случай все ценные вещи спрятали. Начинался голод. Коровы, огороды помогали нам. Когда в колхозе созревали помидоры, первые, немного попорченные нам разрешалось рвать. Хлеба не было. Варили кашу. Нашей семье жилось легче. Отец после ранения вернулся домой с фронта. В начале войны он попал в саперные войска. Его ранило, и ему оторвало два пальца на руке. С таким ранением, отсутствием зрения он не мог воевать. В колхозе он выполнял разную работу. А два двоюродных брата мамы погибли. В семье было 5 детей. Мы были обеспечены картошкой и другими продуктами. У нас всегда была рыба, так как отец часто ходил на рыбалку. И мы рыбой делились с соседями. В пойме росли дубы. Желуди собирали, пережаривали. Их мололи, добавляли в муку. Волга часто разливалась. Когда уходила вода, оставалось растение, по весне корни которого можно было выкопать. Их жарили, и они были очень вкусными. Название корня я не знаю.
Только на обед мама каждому выдавала по кусочку хлеба. Все, как
10
могли, помогали друг другу. К нам всегда на обед приходила одна бабушка.
Продуктов у нее вообще не было. Она молча сидела на лавке, и родители ей наливали тарелку борща.
Все работали в колхозе летом, а зимой на железной дороге. Моя мама и тетя устроились на железную дорогу. Им выдавали паек. Однажды, они привезли мешок с хлебом, а хлеб был мерзлым. Но это не помешало нам насладиться вкусом хлеба. Только к концу войны стал появляться хлеб на столах сельчан. Я помню, в районном центре был пионерский слет. Нас повели в столовую обедать, на столах был белый хлеб. И мы его наелись вволю.
В нашем селе была начальная школа. В кабинете занимались по два класса. Школа работала всегда, даже во время войны, даже когда бомбили немцы. Писали на газетах, тетрадей не хватало.
На новый год в школе вместо ели ставили вишенку и ее украшали, как новогоднее дерево. Это ведь степь, где найти ель? В школе вишенку нарядили. Вечером приехали военные. Они увидели наряженный кустик. Командир приказал к утру привезти ель и нарядить ее. Сколько радости было у детей, когда они утром увидели настоящую елочку!
К февралю 1943 года немцы были окончательно разгромлены под Сталинградом…
В сельском совете был телефон. По телефону сообщили об окончании войны. Дети бегали по улицам и кричали: «Война закончилась! Все на митинг!» Через несколько дней был праздник. А нам давали пирожки. Вот тогда мы и наелись пирожков!» - поведала нам Екатерина Ивановна.
Ведущий 2. Военные заводы. Дети стояли у станков наравне со взрослыми. Выполняли рабочую норму, оставались работать сверхурочно, а спали тут
11
же, у станков.
Картина 3.
Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой)
Женька:
- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
Мишка:
- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
Женька:
- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра нам выдадут настоящую военную одежду, ватники.
Мишка:
- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Женька:
- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Ведущий 1. Дети работали не только на заводах, но и в поле, снабжая солдат хлебом.
Любимова Клавдия Павловна расскажет нам о работе в колхозе (фото 9).
«Я родилась 19 февраля 1928 года в селе Араповка Ульяновской области Сурского района. В семье было четверо детей, я самая старшая.
12
Я помню, как началась война. В сельском совете нам объявили о том, что фашисты напали на нашу страну. В каждом доме слез было много. Бабушка не знала куда метаться, на фронт сразу забрали четырех ее сыновей. Мой отец погиб в 1942 году. Мужиков в селе никого не осталось.
Подростки заменили ушедших на фронт колхозников. В 13 лет я уже работала на гусеничном тракторе. У нас была детская бригада. Ох и намучился с нами бригадир. Он постоянно кричал на нас, чтобы мы привязывались к сиденью, а иначе могли выпасть. Однажды я уснула в тракторе. Ехала, ехала и вдруг трактор сам остановился возле обрыва. Бригадир за это надавал мне тумаков.
Во время войны я и косой косила, и серпом жала. За день выкашивали гектар. Для скота траву сушили, складывали на чердак. Работали за трудодни. Давали за трудодни остатки того, что выращивали на колхозном поле. Нужно было отработать 700 дней, чтобы получить 10 мешков муки. Мне очень тяжело вспоминать те страшные дни…» - с слезами на глазах закончила свой рассказ Клавдия Павловна.
Ведущий 2. Маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.
(Звучит звон колоколов)
Ведущий 1. Что это? Ты слышишь?
Ведущий 2. Это колокола. Колокола памяти…
(Минута молчания)
Ведущий 1. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам, ребята, сегодня!
13
Ведущий 2. Из рассказов наших бабушек и дедушек складывается историческая картина нашего государства. Каждый человек должен знать историю своей Родины. Без прошлого не может быть будущего.
14
Список использованной литературы
Сценарий "Дети Войны" (Электронный ресурс) urok.1sept.ru›articles/676249
15
Приложение
Фото 1. Филонова Любовь Константиновна
Фото 2. Баранова Екатерина Ивановна
16
Фото 3. Асадчая Галина Григорьевна
Фото 4. Беседа за чашкой чая
17
Фото 5. «Блокадный Ленинград»
Фото 6. Благодарные зрители
18
Фото 7. Вечер встречи «Дети войны»
Фото 8. Баранова Екатерина Ивановна
19
Фото 9. Любимова Клавдия Павловна
20
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.