Веер как элемент культуры высшего общества

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить с особенностями устройства веера. Задачи: придумать формы и способы изготовления веера из разнообразных материалов; придумать разнообразную конструкцию веера, изготовить из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании; сделать предварительные зарисовки, а затем макеты декоративных вееров; формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение обучающихся; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема мастер­класса: Веер как элемент культуры высшего общества.  Цель :  ­ Познакомить  с особенностями устройства веера  Задачи :  ­ Придумать формы и способы изготовления веера из разнообразных материалов .  ­   Придумать   разнообразную   конструкцию   веера,   изготовить   из   выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании.  ­ Сделать предварительные зарисовки, а затем макеты декоративных вееров.  ­ Формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение обучающихся.  ­   Воспитывать   внимание,   аккуратность,   целеустремленность.   Прививать   навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.  Оборудование:  вилки   одноразовые,   два   полукруга   из   картона,   клей   «Момент» прозрачный, различные бусы, декоративные камни, стразы, ленты атласные, кружева, шитье, перья, ножницы, ветошь, клеенка на столы.  Зрительный ряд: презентация, оформление на доске из вееров.  на фоне музыки  Ход мастер­класса  Век сегодняшний очень сложен,  Но сегодня грустить, не годится,  Разве бал в наше время возможен?  Или нам этот бал только снится?  Распахнули мы настежь двери,  И достигло предела волненье!  Давайте все вместе в сказку поверим.  Начинается бал! Вне сомненья!  Обращаясь к детям: Нравится нам 18 век,  Было красиво тогда.  Бал начинался в 17 часов,  Длился потом до утра.Каждый кружиться в вальсе готов  И поддержать разговор.  Много про то написали стихов,  Учим мы их до сих пор.  Волшебный бал ­ мечта Принцесс  Прекрасных принцев взгляд желанный.  И сказка воплотилась здесь  Для всех подарком долгожданным!  ­ Сегодня речь пойдет о веерах.  И тема нашего мастер­класса «  Веер как элемент бытовой культуры высшего общества » ­ Что вы знаете о веерах? (ответы )  ­ А из чего изготавливали веера?  ­ Сегодня мы будем изготавливать веера для нашего бала.  Я сейчас прослушайте информацию об истории возникновения веера.  ­ Слово веер произошло от глагола «веять» — дуть обдавать потоком воздуха.  ­  Веер  – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой)  1.Родина   веера   —   Восток,   где   вместе   с   опахалом   и   зонтиком   он   был   одним   из атрибутов царского достоинства.  Складной   веер   впервые   появился   в   Японии   и   Китае,   составлялся   из   отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой   или   пергаментом,   выкроенных   дугообразно.   Этот   тип   был   перенесен   в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.  Вопрос к детям:  ­ Каково предназначение веера? Где, с какой целью использовался веер?  2. Повседневный и праздничный веер  ­ В   создании   веера   принимали   участие   лучшие   художники   своего   времени.   Вот, например, описание веера для бала ''Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок''  2­ В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: /5 слайд/''Для балов   при   белом   платье,   необходим   веер   белый,   слоновой   кости   или перламутровый, /6 слайд/ а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''.  В   конце   19   века   художники   ''Мира   искусства''   возродили   интерес   не   только   к искусству,   но   и   к   бытовой   культуре   18   века   (многие   из   них   сами   расписывали веера). /7 слайд/  ­ Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.  Вопрос:  ­ А вы знаете, что веер имеет свой особый язык? Какой, спросите вы?  3. Особый язык веера      ­  Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. /9слайд/ Язык веера читался в процессе ''разговора'', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных ''листиков''.  ­   В   бытовой   культуре   18   века   существовало   выражение   ''махаться''   (т.е.   вести любовную игру, ''роман'').  Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.  Хотя   язык   веера   можно   назвать   женским   языком,   его   должны   были   понимать мужчины.  Вот примеры этого языка : /показывает все движения веера/  ''Я замужем'' – говорит отмахиваясь развернутым веером;  ''Вы мне безразличны'' – закрывается;  ''Будьте довольны моей дружбой'' – открывается один листик;  ''Ты мой кумир'' – полностью раскрыт.  «Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе.  «Убирайтесь прочь, вон!» ­ резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.  Чтобы выразить согласие да – следует приложить веер левой рукой к правой щеке;  Нет – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке  Я тебя люблю – правой рукой указать на сердце закрытым веером  Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону  3Не приходи сегодня – провести закрытым веером по наружной стороне руки.  Ожидание ­ похлопывание полураскрытым веером по раскрытой ладони.  Учитель:  ­ Оказывается, и цвет играл важную роль в языке общения.  4. Цвет веера как язык общения  ­   Цвет   веера   не   только   подбирался   к   туалету,   но   и   мог   содержать   некоторую информацию о настроении владелицы:   Черный – печаль  Красный – радость  Лиловый – смирение  Голубой – постоянство, верность  Желтый – отказ  Коричневый – недолговечное счастье  Черный с белым – разрушенный мир  Розовый с голубым – любовь и верность  Убранный блестками – твердость и доверие.  ­ С историей веера мы познакомились.  Предлагаю   открыть   свою   творческую   мастерскую   по   изготовлению   вееров   не   из бумаги, картона, дерева, а из вилок.  ­ Работать вы будете в группах, так как одному изготовить хороший, красивый веер просто не хватит времени. У каждого будет своя работа. Одни изготавливают каркас, другие подготавливают будущий дизайн веера, третьи оформляют веер.  ­ Прежде, чем вы приступите к работе, познакомимся с техникой выполнения веера и вспомним технику безопасности при работе с клеем, ножницами.  1.       Вырезаем из картона два полукруга.  2.         На первый полукруг наклеиваем с помощью клея «» пластиковые вилки /веером/.  3.       Сверху приклеиваем второй полукруг, получился веер.  4.       Протянула ленту /кружева/ через зубчики вилочек.  5.       Инкрустировать бисером, декоративными камнями.  6.       На полукруге выложила композицию из цветов.  Как закрепить веер на стену?  4Можно поместить в рамочку, а можно на обратной стороне веера приклеить ленту липучку, вторую часть ленты приклеить на стену.  Итог мастер­класса:  1.       Выставка работ  2.       Как вам работалось в ваших творческих мастерских?  3.       Что вы испытывали?  4.       О чем думали?  Позвольте закончить мастер­класс таким стихотворением:    Спасибо за внимание! Мой веер изящен и лёгок,  послушен ему ветерок.  Ах, дамы! Пусть воздух немного обдует вам пудру со щёк.  Послушная штучка такая.  Мой пленник! Гуляю я с ним.  Пусть вам он лицо приласкает хоть чуть дуновеньем  своим. 5