«Великие математики?»
Цели занятия:
Обучающая:
познакомить с биографией известных математиков и повысить у детей интерес к математике;
Развивающая: происходит развитие мышления, познавательной активности, смекалки, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса, внимания, логического мышления, умения работать в заданном темпе, развитие навыка самостоятельной работы, развитие интереса к изучаемому предмету через подачу дополнительного материала, использования игровых форм.
Воспитывающая: воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре.
Структура занятия:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей и формы его проведения.
III. Работа по теме урока.
IV. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Многие думают, что математики — суровые и скептические люди. Это не так. Многие из них талантливы не только в науке, но и в искусстве. Некоторые попадали в необычные истории.
Софья Ковалевская
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.”
Сама Софья Васильевна писала, что она не могла всю жизнь решить, «к чему у неё было больше склонности – к математике или литературе»
Чтобы получить возможность заниматься наукой, Софье Ковалевской пришлось
заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты
просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь
согласие отца или мужа. Так как отец Софьи был категорически против, она
вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского.
Леонард Эйлер
Швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук.
Эйлер — автор более чем 850 работ
Он глубоко изучал медицину, химию, ботанику, воздухоплавание, теорию музыки, множество европейских и древних языков.
По характеру Эйлер был добродушен, незлобив, практически ни с кем не ссорился, был жизнерадостен, общителен. Любил музыку, философские беседы.
1707–1783
Рассказывают, что Эйлер не любил театра, и если попадал туда, поддавшись уговорам жены, то чтобы не скучать, выполнял в уме сложные вычисления, подобрав их объём так, чтобы хватало как раз до конца представления.
Евклид
Знаменитые «Начала» Евклида долгие годы служили образцом математического сочинения и основой для изучения математики.
(ок. 365 — 300 до н. э.)
Египетский царь Птолемей 1 спросил у Евклида, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который содержится в «Началах» (в современном издании эта книга имеет более 500 страниц, и, конечно, для ее изучения нужно немало времени и усердия). Евклид гордо ответил Птолемею, что в «геометрии нет царской дороги.
Пифагор Самосский -
древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Пифагору приписывается учение о переселении душ из одного живого тела в другое.
(570 — 490 гг. до н. э.)
Пифагор был победителем кулачного боя на 58-х Олимпийских играх, проходивших в 548 году до н. э., а затем побеждал еще на нескольких Олимпиадах
Запиши число 111 четырьмя двойками. (222 : 2 = 111)
Карл Фридрих Гаусс
Немецкий математик, астроном, геодезист и физик, иностранный член-корреспондент (1802) и иностранный почетный член (1824) Петербургской АН.
Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца. Юный гений. Еще при жизни Гаусс был удостоен почетного титула «принц математиков». Он был единственным сыном бедных родителей. Школьные учителя были так поражены его математическими и лингвистическими способностями, что обратились к герцогу Брауншвейгскому с просьбой о поддержке, и герцог дал деньги на продолжение обучения в школе и в Геттингенском университете
(1777-1855)
Эрнст Эдуард Куммер
В теории чисел он много занимался Великой теоремой Ферма и доказал ее для целого класса простых показателей. За одну из работ по математическому анализу университет сразу присуждает ему докторскую степень. Куммер также доказал закон взаимности для всех степенных вычетов с простым показателем.
Немецкий математик Куммер, специалист в области теории чисел, был в сильных неладах с арифметикой. Однажды во время занятий со студентами ему потребовалось перемножить 7 на 9. «Семью девять… - начал Куммер, - семью девять, это будет…» «Шестьдесят один!» - подсказал один из студентов. Куммер написал 61 на доске. «Сэр, - сказал другой студент, - но это будет 66.» «Джентльмены, - ответил Куммер, - выберите что-то одно из двух, или 61, или 66».
Исаак Ньютон
(25.12.1642 — 20.03.1727)
Английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.
Построил зеркальный телескоп.
Пьер де Ферма
(17.08.1601 — 12.01.1665)
Французский математик, один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории чисел. По профессии юрист, с 1631 года — советник парламента в Тулузе. Блестящий полиглот. Наиболее известен формулировкой Великой теоремы Ферма.
На досуге изучал математику, занимался исследованиями в области теории чисел, геометрии, алгебры, теории вероятностей.
Леонард Эйлер
(04.04.1707 — 07.09.1783)
Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Эйлер — автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Благодаря Эйлеру в математику вошли общая теория рядов, «формула Эйлера», углы Эйлера и многое другое. Также мы умеем решать задачи пользуясь «кругами Эйлера»
Итог занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.