Конспект
занятия по теме: «Весна красна»
для детей логопедической группы
с использованием мнемотаблицы
Обучающие задачи:
Закрепить и расширить словарь детей, по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными). Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
Развивать умения детей соотносить знаковые символы с образами; Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательное, бережное и доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить;
Наглядный материал:
Мнемотаблица «Весна», игрушка Пингвинёнок, мяч. Запись музыки
П. Чайковского «Подснежник», пение птиц. Карточки для игры. Таблицы с пустыми клетками, цветные фломастеры
Предварительная работа:
Ø Наблюдения в природе.
Ø Чтение книг о Севере, Антарктиде.
Ø Чтения потешек, стихов, рассказов, сказок о весне
Ø Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»
Ø Рисование по теме,
Ø Разучивание стихотворений о весне,
Ø Разучивание со всеми детьми стихотворения о весне с использованием мнемотаблиц.
Ø Дидактические игры: «Когда это бывает» «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход занятия:
1. Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку
Светит рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, это весна. Мы сегодня поговорим о весне. А сначала послушайте музыку, которую сочинил П. Чайковский, (звучит мелодия «Подснежник») Хочется танцевать, петь и говорить ласковые слова.
2. Давайте поиграем в игру: «Скажи ласково»
Солнц е - (солнышко)
Ветер - (ветерок)
Сосулька - (сосулечка)
Ручьи - (ручеек)
Ночка - (ноченька)
Лист - (листик)
Трава - (травинка)
Цветок - (цветочек)
Облако - (облачко)
Дерево - (деревце)
(дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Появляется мягкая игрушка - Пингвинёнок. (За него тоже говорит педагог).
Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Кто это?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Этого маленького пингвинёнка привезли с его Родины на большом теплоходе. А где живут пингвины? Вы знаете?
- Да, в Антарктиде.
Пингвинёнок: Здравствуйте, ребята. Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый холодно повсюду лежит снег. Я слышал, как вы говорили о Весне, но никогда ее не видел. Что такое весна? Расскажите мне о ней, пожалуйста.
Воспитатель: Не переживай пингвинёнок, ребята тебе помогут и расскажут о весне. Дети становитесь в круг и давайте расскажем нашему гостю, какой может быть весна? Игра с мячом по образцу воспитателя. (предполагаемые ответы детей: солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая и т.д.).
3. А сейчас давайте поиграем в игру «Придумай предложение» должно
начинаться со слова «весной». Например: Весной ярко светит солнце. (предполагаемые ответы детей)
Пингвинёнок: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Сосульки»
4.А сейчас я предлагаю вам самим написать и составить рассказ о весне, чтобы Пингвинёнок запомнил его и смог рассказать своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощники – таблицы. (заполнение детьми пустых клеток таблицы своими рисунками, рассказывание рассказов детьми.
Пингвинёнок: Спасибо, ребята, я запомнил ваши рассказы о весне и теперь смогу рассказать всё своим друзьям.
Воспитатель: Послушайте как поют птицы, вдохните аромат весны.
Дыхательная гимнастика возле обруча.
4. А ещё нам о весне помогут рассказать наши инструменты «Шумелку»
Ребята, Что весной творится? (воспитатель)
Прилетают птицы! (1 реб.)
Тает снег и тает лёд (2 реб.)
И на речках – ледоход! (3 реб.)
Появляется трава, (4 реб.)
Оживает поле (5 реб.)
Ливень льёт как из ведра, (6 реб.)
Гром гремит: (7 реб.)
«Весна» Ура! (все)
Пингвинёнок: Спасибо, ребята, мне нужно возвращаться на теплоход. Я обязательно расскажу всё, что узнал о весне. До свидания!
5. Воспитатель: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. Скажите чем мы занимались сегодня? Что вам больше всего понравилось? А сейчас мы пойдём на прогулку и постараемся найти все приметы весны на участке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.