В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Методическая разработка.
Оценка 4.7

В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Методическая разработка.

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
русская литература
6 кл
04.09.2023
В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Методическая разработка.
В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Методическая разработка.
план-конспект урока,самоанализ литература 6 класс В. Распутин автор разработки З. Фесан.pdf

В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа.

Методическая разработка.

Подготовила: Фесан Зоя Ивановна,учитель русского языка и

литературы МБОУ ООШ № 10

КОРКИНО, 2023 год

Тема урока:В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа.

Дата проведения:методическая разработка

Тип урока:комбинированный урок

Технология урока: Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей:

ü   ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

ü   проверка домашнего задания;

ü   проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

ü   изложение нового материала;

ü   закрепление изученного материала;

ü   подведение итогов урока в игровой форме с применением интерактивной площадки https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20 (личный кабинет Фесан З.И. на портале Learningapps для создания медиа-материалов при подготовке и проведении уроков)

Цель урока: анализируя прочитанный текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; сформировать умение анализировать художественное произведение и поведение героев, развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников; воспитывать нравственные качества в учениках.

Задачи:

1.       Обучающие: создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Выработка системы знаний, проверка изученного материала с применением интерактивных программ.

2.       Развивающие: развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на уроке; способствовать развитию мышления, умения анализировать полученные знания, выделять главное, работать в группе, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

3.       Воспитательные: воспитывать коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной защите своей точки зрения;раскрыть нравственные законы жизни в обществе.

Планируемые результаты:

1)      Предметные: изучить и овладеть знаниями о жизни и творчестве В. Г. Распутина, фактах его биографии,научиться определять новые формы изложения произведения-автобиографии, уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка,раскрыть принцип использования антитезы в тексте;

2)      ценностно-ориентационная сфера: научить обучающихся формулировать собственное отношение к произведению В. Г. Распутина и его героям; путем размышления над ситуативными переживаниями за судьбой героев, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

3)      коммуникативная сфера:овладеть различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы, аргументировать свою точку зрения, используя примеры из текста произведения, умение вести дискуссию с другими учениками при обсуждении поведения главных героев и сюжета произведения;

4)      эстетическая  сфера:определять художественную функцию изобразительно-выразительных       средств      языка в        произведении, определение использования антитезы в тескте;

5)      личностные:научиться осознавать личностный смысл при изучении произведения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

1.       Познавательные:умение ориентироваться в тексте(найти описание героя, главные сцены описания действий, диалоги, выводы автора и др.); отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

2.       Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

3.       Коммуникативные:владеть умениями произносить и вести монолог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Основные термины, понятия:герой, нравственность, автобиография, авторская позиция, духовный опыт, метафора, рассказ, персонаж,сравнение, эпитет, характеристика героя, антитеза.

Оборудование:книжная выставка,учебники литературы 6 класс,опросные карты для работы в группах,медиа-презентация «В.Распутин «Уроки французского»,компьютерная техника (гаджеты) для интерактивного опроса обучающихся, экран, проектор, портативные колонки.

План урока.

Формулировки темы урока: В.Г.Распутин «Уроки французского».

Нравственные проблемы рассказа.

Цель урока:

Образовательная: формирование представления о доброте, нравственности, взаимопомощи путём изучения произведения В. Распутина Уроки французского;формирование умения анализировать художественное произведение, развитие устной речи учащихся посредством развёрнутого ответа на вопросы и умения вести дискуссию.

Развивающая: содействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления, формировать собственное мнение о героях и событиях, которые они переживают, прочитав рассказ В. Распутина Уроки французского.

Воспитательная:раскрытие духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои В.Г.Распутина;воспитание душевных качеств личности через нравственную стойкость юного героя.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование:книжная выставка,учебники литературы 6 класс,опросные карты для работы в группах,медиа-презентация «В.Распутин «Уроки французского»,компьютерная техника (гаджеты) для интерактивного опроса обучающихся, экран, проектор, портативные колонки.

Хронология урока.

Приветствие (1 минута).

Проверка правильности выполнения домашнего задания предыдущего урока (10 минут).

Фронтальный опрос (4 минуты).

Объяснение нового материала (10 минут).

Фронтальный опрос по новому материалу (5 минут).

Выполнение упражнения на уроке с использованием интерактивной площадки https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20 (10минут).

Подведение итогов урока (3 минуты).

Объявление домашнего задания и пояснения к нему (2 минуты). Время урока: 45 минут.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

Организационный момент

Активация учащихся

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами

попытаемся раскрыть духовные

ценности, нравственные законы, по которым живут герои Валентина

Приветствуют учителя

Личностные: мобилизац ия внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целепола гание.

Коммуникативные: план ирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

Распутина в рассказе “Уроки французского”. Рассказ "Уроки французского" имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, бескорыстию и доброте, подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Познакомить учащихся с содержанием рассказа; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

Чтение статьи учебника по литературе за 6 класс —

Коровина часть 2, «Уроки доброты» (с. 85– 86), которая повествует об истории создания рассказа «Уроки французского» и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. – Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?

                    Что заставило Распутина написать рассказ?

                    Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому

человеку –

Анастасии Прокофьевне? Кто такая Анастасия Прокофьевна?

Регулятивные: целепола гание; планирование. Познавательные: общеуч ебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:иниц иативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизирова ть их.

-Давайте прочтем начало рассказа. От чьего лица ведется

Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении

Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия.

 

 

 

повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).

-Как вы думаете, о чем рассказ «Уроки французского»? Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).

Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия

Михайловна, вымышленный персонаж?

проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Коммуникативные: план ирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логиче ские – анализ объектов с целью выделения признаков.

Усвоение новых знаний

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Учебник по литературе за 6 класс —

Коровина часть

2,стр.87-121

Далее работа в

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные:извлека ть необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: всту пать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы.

четырёх группах.

Первая группа исследует образ главного героя и отвечает на следующие вопросы:

1). Как мальчик

 

 

 

переносил голод в послевоенной деревне? 2)В чём проявилось стремление к знаниям? 3)В чём проявилось уважение к матери 4)Какими эпизодами это можно проиллюстриро вать.

Вторая группа рассматривает образ главного героя в сравнении с его соучениками и сверстниками.

1). Какова была цель игры в «чику» у главного героя и у других ребят?

2). Какие отрицательные черты мы можем отметить у Вадика, Птахи, Тишкина?

3). В чём проявилась нетерпимость ко лжи и обману?

Третья группа рассматривет прямое значение выражения «уроки французского»:

1). Почему нелегко давался французский язык мальчику?

2). Какие

 

 

 

 

 

черты характера позволили добиться результатов?

3). Как мальчик относился к помощи учительницы

Работа учащихся четвёртой группы заключается в раскрытии образа учительницы Лидии

Михайловны.

1). В чём проявилось внимание Лидии Михайловны к детям, к главному герою?

2). Можно ли осуждать учительницу за то, что она играла в азартную игру с учеником?

3). Стала ли бы учительница играть в эту игру с другим учеником?

4). Какие черты характера мальчика позволили учительнице быть уверенной в том, что эта игра не испортит мальчика?

 

 

Проверка понимания

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе "Уроки французского"?

Отвечают выборочно, рассуждают и дискутируют.

Регулятивные: устанавл ивать

последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слуш

 

 

 

 

 

ать и слышать собеседника.

Познавательные: примен ять полученные знания о способах складывания салфеток.

Закрепление материала

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе "Уроки французского"? Выводы учителя.

Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Теперь кульминация творческого процесса. Чем же завершился поиск смысла слова уроки?

В чем заключался нравственный урок истории ученика и учителя? Итак, ребята, проанализировав рассказ «Уроки французского», мы можем

сделать вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый

Обсуждают, обосно вывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют свою точку зрения.

Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1.                  Разлука с близкими и одиночество.

2.                  Голод.

3.                  Нечестная драка. 4. Трудности с французским языком.

5. Расставание с учительницей, которая стала другом.

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе. «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами,

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеуч ебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: орга низовывать учебное взаимодействие в группе.

 

 

 

мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

Мальчик узнал « красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал и о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные и нравственные ценности. Уроки французского оказываются «уроками доброты».

– это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

 

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствова ния.

Фронтальный опрос пройденного материала.

Формулируют ответы, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных ошибок при ответах на вопросы. Подготовка к самостоятельной работе в виде онлайн-теста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопреде ление.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Разъяснить как выполнять задание:сначала просмотр кинофильма, затем составление эссе. Эссе - это прозаическое

Посмотреть художественный фильм Уроки французского https://www.youtube.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности при

самостоятельной работе по теме

com/watch?v=RDjeU

7vffOI

Написать эссе «Мои уроки жизни» (5-6

 

 

 

сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Написать эссе о своих уроках в жизни.

предложений)

 

Рефлексия деятельности

1.

2.

3.

Организоват ь самооценку учениками собственной учебной деятельност и.

Подвести итог проделанно й работы на уроке Выставлени е оценок в сетевой журнал и дневники учащимся.

Подведение итогов урока в игровой форме с применением интерактивной площадки

https://learningapp

Анализируют свою деятельность на уроке в игровой форме с применением интерактивной площадки

https://learningapps.o

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

rg/display?v=pvsvhqp

pn20.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

s.org/display?v=pv

svhqppn20

 

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подвести итог проделанной работы на уроке. Подведение итогов урока в игровой форме с применением интерактивной площадки https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20. Ученики с помощью гаджетов выходят на интерактивную площадку и отвечают на вопросы, выполняя задания теста. Тест разработан учителем по теме урока.

После прохождения теста, компьютер автоматически выставляет оценку. Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Самостоятельные задания с творческим подходом помогают развивать умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Осознавать успешность своей деятельности.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Устный опрос. На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:·

ü  выяснения готовности класса к изучению нового материала;

ü  определения сформированности понятий;

ü  проверки домашнего задания;

ü  проверка усвоения учебного материала, только что пройденного на уроке, как этап подготовки к выполнению интерактивного теста.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

5.Умение анализировать художественное произведение.

6.Умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов;свободно владеть монологической речью.

Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивает творческие способности учащихся.

Данная разработка урока предполагает проведение самостоятельной работы с использованием  интерактивной    площадки https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20 (личный кабинет    Фесан З.И. на портале Learningapps для создания медиа-материала при подготовке и проведении уроков).

Оценка интерактивных тестов.

Оценка выставляется автоматически при прохождении теста. Интерактивные задания формируют самооценку собственной учебной деятельности.

Информация о домашнем задании. Разъяснить учащимся,как выполнять задание:сначала просмотр кинофильма «Уроки французского» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=RDjeU7vffOI.

Написать эссе на тему «Мои уроки жизни» (5-6 предложений)

Объяснить требования к письменной работе в форме эссе. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Список использованной литературы.

Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов. - М.: Академия, 1999. - 400 с.

https://infourok.ru/kriterii-i-normi-ocenivaniya-po-literature-624995.html https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b3bc78a5c53a88421216d27_0. html

ЛИТЕРАТУРА.6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.В двух частях. Часть 2. Под редакцией В. Я. Коровиной https://uchebnik-skachatj-besplatno.com. https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20 https://www.takeup.ru/obrazovanie/plan-uroka/ https://www.youtube.com/watch?v=RDjeU7vffOI.

Самоанализ урока литературы в 6 классе

“В.Г.Распутин. Уроки французского. Нравственные проблемы рассказа”

1. Внешние связи урока

Мною подготовлена методическая разработка для проведения комбинированного урока по литературе в 6 классе на тему “В.Г.Распутин. Уроки французского. Нравственные проблемы рассказа” с постановкой и достижением нескольких дидактических целей:

Ø  ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

Ø  проверка домашнего задания;

Ø  проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

Ø  изложение нового материала;

Ø  закрепление изученного материала;

Ø  подведение итогов урока в игровой форме с применением интерактивной площадки https://learningapps.org/display?v=pvsvhqppn20 (личный кабинет Фесан З.И. на портале Learningapps для создания медиа-материала при подготовке и проведении уроков).

Это второй урок изучения произведения В. Распутина «Уроки французского». Домашнее задание для этого урока было: прочитать рассказ.

В этой разработке урока прослеживается межпредметная связь: литература и обществознание. На примере героев рассказа учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и ребенок, преступления и проступки, человек и общество. Обучающиеся не только говорят о характерах героев рассказа, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.

Домашнее задание после данного урока:просмотр кинофильма «Урок французского», письменно- эссе на тему «Уроки моей жизни».

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер    и       состоит       из      трех  взаимосвязанных, взаимодействующих    аспектов:обучающего, развивающего, воспитывающего.

             Урок   эффективный с точки зрения выполнения этих целей и задач:

Обучающие:сформированы представления о доброте, нравственности, взаимопомощи, путём прочтения и изучения произведения В. Распутина Уроки французского;сформированы умения анализировать художественное произведение, характеризовать героев и их поступки,развитие устной речи учащихся посредством развёрнутого ответа на вопросы и ведение дискуссии.

Развивающие: на уроке развивается логическое мышление, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления, формируется собственное мнение о героях и событиях, которые они переживают.

Воспитательные:изучение   и       обсуждение         произведения      В.      Распутина воспитывает из обучающихся коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной защите своей точки зрения.

Задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы литературы по ФГОС, утвержденной ОО и связаны с материалом учебника.Задачи урока направлены на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные

-Умение работать в группах и индивидуально;

-Умение использовать информацию, полученную на уроке;

-Умение анализировать свою работу, корректировать, оценивать и представлять результаты своей работы.

Метапредметные

-Учиться планировать собственную деятельность и организовывать деятельность внутри группы;

-Рефлексировать свою работу и адекватно оценивать результаты своей работы.

Предметные

-Учащиеся выражают собственную точку зрения по поводу возможностей развития личности,нравственности, доброты;

-Соотносят текст произведения      с        реальными жизненными       историями ровесников;

-Выстраивают монологическое высказывание на вопросы учителя по теме урока;

-Участвуют в дискуссии, обсуждении в группах;

-Отстаивают свою точку зрения, аргументируя её фактами из жизни.

Урок разработан с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Сделан акцент на главном герое произведения, который является ровесником современных школьников 6 класса. Дана возможность самостоятельно оценить свои знания по теме.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока.

1.Организационный момент.

Учитель приветствует и настраивает учащихся на благоприятную обстановку на уроке. Определены временные рамки на каждый этап урока.Все этапы взаимосвязаны и последовательны.

2.  Организация познавательной деятельности на уроке(сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Организация познавательной деятельности на уроке нацелено на умение ориентироваться в тексте(найти описание героя, главные сцены по сюжету, диалоги, выводы автора и др.); отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. На различных этапах урока учитель проводит устный и фронтальный опрос. Это мотивирует школьников к учебной деятельности на уроке.Обязательны на этом этапе контроля комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. На одном из этапов используется распределение обучающихся класса на группы. Каждой группе выдаются вопросы для обсуждения на карточках. Следует отметить, что данное задание по прочитанному тексту, вопросы составлены с целью проверить, насколько была усвоена полученная информация на уроке каждым учеником.Дискуссии и обсуждения развивают умения осмысливать прочитанный текст и проделанную на уроке работу. Самостоятельная работа в игровой форме с использованием интерактивной площадки готовит и мотивирует учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия. При проведении интерактивного опроса используется индивидуальная форма работы.Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение.

3.  Соблюдение охранительного режима.

Кабинет рекомендуется подготовить для занятия. Помещение должно быть проветрено, освещено. Во время опроса дети встают, выходят к доске, формируют группы для обсуждения за отдельным столом. На уроке при смене этапов вводятся динамические паузы. Предъявляемые учителем слайды медиа-презентации оформлены с учетом правил составления презентаций, выбор цветовой гаммы и шрифта соответствуют правилам, фото и видеоматериалы доступны по возрастным ограничениям в соответствии с законом ФЗ РФ N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

4.Подведение итога урока.

При таком планировании урока в классе будет присутствовать атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Результаты урока можно оценить как положительные, так как все учащиеся будут задействованы на уроке.

По итогам фронтального опроса, группового выполнения заданий,дискуссий и монологических речей, игрового интерактивного теста ученикам выставляются оценки в сетевой журнал и дневники. Выдается домашнее задание.

В заключении урока, учитель благодарить учеников за хорошую работу, мотивируя на дальнейшее изучение литературы.

II. Содержание урока.

С точки зрения обоснованности и правильности выбора методов и форм обучения урок соответствует поставленным целям и задачам.

Научная направленность урока: формирование представления о доброте, нравственности, взаимопомощи путём прочтения и изучения произведения В. Распутина Уроки французского; формирование умения анализировать художественное произведение, развитие устной речи учащихся посредством развёрнутого ответа на вопросы и умения вести дискуссию. Воспитательная направленность урока в раскрытие духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои В.Г.Распутина;воспитание душевных качеств личности через нравственную стойкость юного героя. Развивающая направленность урока в содействии развития логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение о героях и событиях, которые они переживают, изучая рассказ В. Распутина «Уроки французского».

4.     Правильность подбора материала на уроке.

Материал подобран по теме урока, разработан интерактивный игровой тест для контроля и оценивания изученного материала. Слайды презентации отражают этапы проведения урока.

5.     Связь теории с практикой.

Изучение теоретических особенностей жанра рассказ, основных литературных терминов и значений, прочтение и повторение сюжета произведения, опрос индивидуальный и групповой по вопросам доброты и нравственности в рассказе, закрепление материала игровым интерактивным тестом. Домашний просмотр кинофильма по рассказу и письменное домашнее задание в форме эссе «Мои уроки жизни».

6.     Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторённого с новым материалом.

Повторение и закрепление материала осуществляется при фронтальном опросе,групповом опросе и интерактивном тесте. А так же при проведении дискуссии и обсуждении основных вопросов нравственности и доброты в рассказе.На этом уроке вводится новый материал:дополнительная информация от учителя об авторе рассказа, прототипах учителя. Информация об экранизации произведения и актерах фильма. 7. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Оценивание учащихся происходит при индивидуальном, групповом и фронтальном опросе, интерактивном тесте. Прогноз оценок в конце урока:4 «хорошо» и 5 «отлично».

III. Методическая сторона урока и его оборудование В   процессе учебной     деятельности       осуществляется   широкое взаимодействие      между педагогом  и        учащимися,         что    приводит   к плодотворному и результативному обучению. Организация взаимодействия «учитель – ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа» повышает степень активности        ребят в учебном     процессе.   Интерес     к        произведению подкрепляется предоставленной возможностью учащимся обсудить события и героев, дать им свою оценку и аргументировать свою точку зрения.

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы. В результате чего у детей формируются осознанные прочные знания. Использование в итоговом опросе интерактивный формат повышает требование к учащимся: знание полного текста произведения.

4.         Функциональный анализ урока.

Структура урока тщательно продумана. На уроке используются методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся. В течение всего урока действия педагога включают способы поддержки физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Организуется чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволяет организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Четко прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Время урока распределено вполне целесообразно. Что касается оборудования урока, то оно соответствует современным требованиям: проектор, экран, портативные колонки, медиа-презентация, раздаточный материал на каждого ученика, книжная выставка.

5.         Оценка конечного результата урока.

На уроке складывается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Результаты урока можно оценить как положительные, так как удастся реализовать все поставленные задачи.


 

В.Г.Распутин «Уроки французского»

В.Г.Распутин «Уроки французского»

Задачи: 1. Обучающие: создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа

Задачи: 1. Обучающие: создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа

Познавательные:умение ориентироваться в тексте(найти описание героя, главные сцены описания действий, диалоги, выводы автора и др

Познавательные:умение ориентироваться в тексте(найти описание героя, главные сцены описания действий, диалоги, выводы автора и др

Приветствие (1 минута). Проверка правильности выполнения домашнего задания предыдущего урока (10 минут)

Приветствие (1 минута). Проверка правильности выполнения домашнего задания предыдущего урока (10 минут)

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография)

От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография)

Усвоение новых знаний Организовать осмысленное восприятие новой информации

Усвоение новых знаний Организовать осмысленное восприятие новой информации

В чём проявилось стремление к знаниям? 3)В чём проявилось уважение к матери 4)Какими эпизодами это можно проиллюстриро вать

В чём проявилось стремление к знаниям? 3)В чём проявилось уважение к матери 4)Какими эпизодами это можно проиллюстриро вать

Как мальчик относился к помощи учительницы

Как мальчик относился к помощи учительницы

Проверка понимания Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Проверка понимания Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Закрепление материала Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Закрепление материала Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Мальчик узнал « красные яблоки», о которых и не мечтал никогда

Мальчик узнал « красные яблоки», о которых и не мечтал никогда

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

После прохождения теста, компьютер автоматически выставляет оценку

После прохождения теста, компьютер автоматически выставляет оценку

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное…

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное…

ЛИТЕРАТУРА.6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе

ЛИТЕРАТУРА.6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе

Развивающие: на уроке развивается логическое мышление, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления, формируется собственное мнение о героях и событиях, которые они переживают

Развивающие: на уроке развивается логическое мышление, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления, формируется собственное мнение о героях и событиях, которые они переживают

Организация познавательной деятельности на уроке(сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы)

Организация познавательной деятельности на уроке(сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы)

II. Содержание урока. С точки зрения обоснованности и правильности выбора методов и форм обучения урок соответствует поставленным целям и задачам

II. Содержание урока. С точки зрения обоснованности и правильности выбора методов и форм обучения урок соответствует поставленным целям и задачам

Интерес к произведению подкрепляется предоставленной возможностью учащимся обсудить события и героев, дать им свою оценку и аргументировать свою точку зрения

Интерес к произведению подкрепляется предоставленной возможностью учащимся обсудить события и героев, дать им свою оценку и аргументировать свою точку зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2023