Формы входного контроля в начальной школе.
Входной контроль знаний обучающихся является частью внутришкольного контроля и предназначен для определения уровня готовности каждого ученика и класса в целом к дальнейшему обучению, а также для выявления типичных пробелов в знаниях обучающихся с целью организации работы по ликвидации этих пробелов.
Одновременно входной контроль выполняет функцию первичного среза обученности и качества знаний учащихся класса по предмету и определения перспектив дальнейшего обучения каждого ученика и класса в целом с целью сопоставления этих результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы учителя с классом.
Являясь составной частью педагогического мониторинга качества образования, входной контроль в сочетании с другими формами контроля, которые организуются в течение учебного года, обеспечивает объективную оценку качества работы каждого учителя независимо от контингента учащихся и их предшествующей подготовки, т. к. результаты каждого ученика и класса в целом сравниваются с их собственными предшествующими показателями. Таким образом, входной контроль играет роль нулевой отметки для последующего определения вклада учителя в процесс обучения. Входные контрольные работы проводятся с целью определения уровня качества усвоения основных тем, изученных в прошлом году.
Порядок проведения входного контроля
Входные контрольные работы проводятся в младших классах 10-15 сентября по русскому языку и математике после повторения учебного материала прошлого года, организованного учителем на нескольких первых уроках или в ходе сопутствующего повторения при изучении нового материала.
Прежде чем спланировать уроки повторения, учитель должен составить список контрольных элементов содержания, освоенных в прошлом учебном году, наиболее важных для дальнейшего изучения предмета, выделив те, которые будут включены в стартовый контроль. Возможно, некоторые элементы содержания будут активизированы в ходе изучения нового материала и не войдут в стартовую контрольную работу. Подготовив список контрольных элементов содержания для повторения, учитель составляет тексты стартовых срезов (тестов или контрольных работ), на которые он и будет ориентироваться в процессе уроков повторения.
Вид заданий и формы проведения определяет сам учитель по основным темам, изученным в прошлом учебном году.
Предпочтительно составлять тексты работ в виде тестов, содержащих в основном задания базового уровня, т. к. основная цель стартового контроля – определение готовности учащихся к дальнейшему обучению. Количество заданий в тестах определяется временем на выполнение работы и степенью сложности заданий. Каждая контрольная работа должна содержать задания нескольких уровней: от уровня распознавания до уровня творческого применения знаний в нестандартной ситуации.
Важно, чтобы задания подбирались в соответствии с перечнем основополагающих тем, определенных в образовательных стандартах.
Перспективным направлением организации стартового контроля является составление контрольных работ и тестов метапредметного характера. Такие работы позволяют определять не только знание учащимися межпредметных понятий и владение ими, но и уровень сформированности таких ключевых компетенций учащихся, как универсальные учебные действия.
Каждое задание теста оценивается соответствующим баллом, определенным сложностью задания. Для каждого ученика и класса в целом подсчитывается процент выполнения заданий (процентное отношение набранных балов к количеству максимально возможных баллов за всю работу).
Считается, что ученик справился с работой, если он выполнил не менее 50% заданий. Оценки за работу могут быть выставлены в журнал по пятибалльной шкале: оценка “5” – если выполнено 90–100% заданий, оценка “4” – выполнено 70–89% заданий, оценка “3” – выполнено 50–69% заданий.
По результатам входного контроля из числа учащихся, выполнивших менее 50% заданий, формируются группы учебного риска и определяются меры по ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроках и в рамках индивидуальной работы с отстающими учащимися в процессе внеурочной деятельности. Учитель в установленный планом ВШК сдаёт образец заданий, работы учащихся, анализ по итогам входных контрольных работ.
Анализ работы и отчетные материалы.
По результатам входного контроля каждым учителем составляются аналитические справки (Приложение 1), которые передаются вместе со спецификациями, текстами и ключами контрольной работы в учебную часть для дальнейшего использования в рамках мониторинга качества образования и качества педагогической деятельности (в электроном виде).
Тексты работ и работы учащихся хранятся в учебной части в течение одного учебного года.
В аналитической справке выводится важный показатель – уровень готовности класса к дальнейшему обучению, который определяется с учетом основных параметров – процента выполнения заданий, процента качества (количество “4” и “5”) и предшествующей годовой аттестации.
Основной характеристикой качества образовательного процесса должно быть не количество оценок “4” и “5”, а процент учащихся, справившихся с работой, и средний процент выполнения заданий. По различным источникам минимальной зачетной границей процента выполнения заданий сегодня считается показатель от 50 до 60%.
Для определения показателя сохранности (прочности) знаний можно воспользоваться сравнительной таблицей
Класс |
Учитель |
Процент выполнения заданий |
Процент справившихся с работой (“5”, “4”, “3”) |
Процент не справившихся с работой (“2”) |
Процент качества знаний (“4” и “5”) |
Уровень готовности класса к дальнейшему обучению* |
Итоговый контроль – май 20… г. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Входной контроль – сентябрь 20… г. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Уровни готовности класса к дальнейшему обучению: В – высокий, С – средний, Д – достаточный, Н – низкий.
По результатам входного контроля учителем проводится корректировка рабочей программы с учетом уровня готовности класса к дальнейшему изучению предмета, определяются формы и содержание работы с детьми группы учебного риска.
Результаты входного контроля обсуждаются на заседаниях школьных методических объединений и педагогического совета с целью определения путей повышения качества образования.
Приложение 1
Аналитическая
справка по результатам входного
контроля
по предмету _______________________________в ___________________классе
Учитель: .................................
Дата проведения работы: ....................
1. Результаты обучающихся.
Список класса |
Номер и код задания, Баллы за выполнение |
Процент выполнения заданий |
Оценка за работу |
Оценка за прошлый год |
Примечания* |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* В примечаниях знаком “↑” обозначается более высокая оценка за стартовую работу в сравнении с годовой, а знаком “↓” – более низкая оценка. Для учащихся, не справившихся с работой (выполнивших менее 50% заданий и получивших оценку “2”), в графе примечания ставится “ГУР” (группа учебного риска).
2. Результаты класса
Критерии |
|
Процент справившихся с работой (выполнивших не менее 50% заданий) |
|
Процент не справившихся с работой (выполнивших менее 50% заданий) |
|
Процент качества (получивших оценки “5” и “4”) |
|
Процент выполнения заданий** |
|
Процент оценок ниже годовых |
|
Процент оценок, превышающих годовые |
|
** Процент выполнения заданий рассчитывается по формуле: (количество баллов у всех учащихся / количество максимально возможных баллов × количество учащихся) × 100%.
3. Типичные для класса ошибки.
Номер задания |
Проверяемый элемент содержания |
Процент учащихся, не справившихся с заданием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Список группы учебного риска
Ф. И. учащегося |
Процент выполнения работы |
|
|
|
|
|
|
Дата представления записки ___________________________ Подпись учителя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.