ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока |
БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ПРИЧИНЫ |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия. познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников в условиях конкуренции; дать учащимся представление, что такое безработица; выяснить причины безработицы; проанализировать на конкретных примерах последствия безработицы. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация |
||
План урока |
1. Безработица – спутник рыночной экономики 2. Причины безработицы 3. Экономические и социальные последствия безработицы 4. Роль государства в обеспечении занятости населения |
||
Личностно значимая проблема |
В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту |
||
методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Основные понятия |
Безработица, занятость, безработный, уровень безработицы, служба занятости |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
|
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний
|
7 |
Беседа по изученному материалу.
|
В начале урока проводится тестирование по пройденной теме. Постановка проблемного вопроса – Безработица – это добро или зло?
|
Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности |
Работа в парах
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
1. Работа в тетради Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
17 |
Объяснение учителя
Работа с понятиями
Практическая работа.
Беседа с учащимися
Анализ документов.
Беседа с учащимися
Объяснение учителя
|
Учитель объясняет материал и работает с понятием. Учитель раздает учащимся рабочие листы и дети их заполняют в ходе урока. При этом используется метод фишбоун – рыбий скелет. Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. К трудоспособному населению относится: 1. Занятые трудоспособные, имеющие работу. 1. Безработные трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти работу. 3. Добровольно не занятые. К нетрудоспособным относятся: 1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. -О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном) Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащимся дается задание найти существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. А сейчас ребята давайте вновь обратимся к нашему дереву благополучия. Я хочу обратить ваше внимание на лист здоровье. Физкультминутка Скажите, ребята, а почему человек становится безработным? В чем причины безработицы? ( Работа с учебником стр. 227-228) Запись в рабочем листе причин безработицы 2. Причины безработицы. Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить. Используется мозговой штурм. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды: • Фрикционная • Структурная • Циклическая • Сезонная Как вы думаете, почему человек может быть безработным? Что ему может мешать найти работу? 3.Экономические и социальные последствия безработицы. Прочитайте пункт учебника «экономические и социальные последствия безработицы» и заполните таблицу. Заполнение таблицы. 4. Роль государства в обеспечении занятости. Рассказ учителя. Учебник стр. 169-170 |
Учащиеся слушают учителя и по ходу его рассказа делают записи в тетради, следуя указаниям рабочего листа Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться. Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
Учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником стр. 227-228
Запись в рабочем листе Причины безработицы 1. Изменение потребительского спроса на товары и услуги 2. Поиск или ожидание получение рабочего места 3. Спад производства 4. Особенности производства в отдельных отраслях Виды безработицы. ( Рабочий лист п.3)
Записывают в тетрадь причины безработицы
учащиеся слушают учителя и заполняют таблицу
Учащиеся самостоятельно читают документ и отвечают на вопросы |
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Работа в парах
Работа в парах
Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальная работа |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное |
Записи в тетради.
Устные ответы
Устные ответы
Записи в тетради
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради
Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Самостоятельная работа с текстом учебника |
Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока Заполнение таблицы «Последствия безработицы для общества» из рубрики в классе и дома. (Устно) |
Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. |
Работа в парах Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам: - Почему безработица сопутствует рыночной экономике? Кто относится к категории безработных и занятых? Каковы последствия безработицы? Как государство обеспечивает занятость? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) |
Фронтальная работа Индивидуальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
|
Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 21, термины |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
Приложение
Запись в рабочем листе причин безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Экономические последствия |
Социальные последствия |
- расходы государственного фонда занятости на выплату пособий безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога); - несозданный продукт, что влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ; - сокращение потребительского спроса; - отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы; - отсутствует рост благосостояния граждан |
- теряется квалификация, стаж работы; - размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги; - потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение; - ухудшение физического и психического состояния; - молодежь не имеет достаточных профессиональных навыков и подготовки, отсутствие специальности затрудняет процесс трудоустройства; - опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности. |
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:
Число безработных
Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%
Трудоспособное население
Задача
Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.
Решение.
Безработные – 4 тыс.
Трудоспособные = 11 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.
Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%
Ответ: 8 %
Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.
Существует исторический анекдот.
Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил:» Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующих на их места».
Используя понятия « безработица», « конкуренция», производительность труда», объясни ответ Г. Форда.
Некоторые экономисты утверждают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий
Вопрос к классу: Как вы думаете, они правы?
В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира. А какой труд в командной экономике? ( Труд был обязателен.Полная занятость, а без работы – тунеядец и привлекался к юридической ответственности.)
Как влияет безработица на экономику страны? На каждого конкретного человека?
Выполнение заданий № 3-4 рабочего листа
Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы. Макроэкономическая проблема. Государство принимает меры для борьбы с ней.
Меры государства по обеспечению занятости применяются в соответствии с законом «О занятости населения в РФ». Объяснение и запись в тетради.
В
городе и районе созданы Центры занятости, которые выполняют следующие функции:
1.Создание условий для занятости:
Переподготовка и повышение квалификации работников;
Поддержка малого предпринимательства;
Льготы для фирм, которые используют труд преимущественно молодежи.
Информирование.
2.Меры социальной защиты от безработицы:
Профессиональное обучение безработных;
Выплата пособий по безработице ( максимальный размер пособия по безработице ограничен уровнем средней зарплаты);
Организация общественных работ.
В Центре оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ
Дата _____________ Фамилия Имя ______________________________________
Тема урока: ______________________________________________________________
1. Запишите определение понятий.
Безработица - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятость - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Причины безработицы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:
Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.
Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
( По материалам энциклопедии для школьников)
Заполните пробелы в схеме.
Виды безработицы |
|||
?_____________ |
?______________
|
?_______________ |
?______________ |
Сущность:
|
Сущность:
|
Сущность: |
Сущность: |
4. Последствия безработицы для общества:
Экономические |
Социальные |
|
|
Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы:
-потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течении длительного времени;
-снижение уровня доходов семей;
-рост нарушений технологической дисциплины рабочими;
-неполное использование трудовых ресурсов экономики;
-сокращение спроса на товары и услуги;
-рост преступности в стране.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.