9 класс, 19-20 урок
Учитель: Брух Т.В.
Дата: __________
Тема урока: «Виды моделей: имитационные, игровые, табличные. Таблица как представление отношения»
Цель урока: дать представление о типах информационных моделей. Ознакомить учеников с основными понятиями темы: таблицы типов «объект-свойство», «объект-объект», двоичные матрицы;
· Определить уровень знаний по пройденным темам;
· Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
· Развить умение определять и анализировать объем информации
Задачи урока: научить различать типы
информационных моделей; научить строить графы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Повторение
Схемы на А4
Перед учащимися ставятся вопросы: что такое модель, на какие типы делятся модели, что такое информационная модель?
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные
особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Классификация по способу представления: материальные и информационные.
В свою очередь информационные модели имеют следующую структуру: знаковые, смешанные,
образные.
Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и
состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
2. Объяснение нового материала
Сегодня мы будем рассматривать Виды моделей, но остановимся в большей степени на знаковых информационных моделях
Смотреть презентацию.
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом
столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или
строках таблицы).
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими
свойствами.
Свойства - характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
Рассмотрим табличные модели. В табличной модели перечень
однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке)
таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)
таблицы.
Таблица типа "объект-свойство": в одной строке содержится
информация об одном объекте или одном событии.
Таблица типа "объект-объект": отражают взаимосвязи между
разными объектами.
Таблица типа "двойная матрица": отражают качественный
характер связи между объектами.
Примеры.
Таблица типа "объект-свойство"
Дата |
осадки |
темп |
15.03 |
снег |
- 15 |
16.03 |
дождь |
- 20 |
Таблица типа "объект-объект"
Ученик |
русский |
алгебра |
Иванов |
4 |
4 |
Сидоров |
5 |
3 |
Таблица типа "двойная матрица"
|
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Граф - это средство для наглядного представления состава и структуры системы
Иерархическая модель - система, элементы
которой находятся друг с другом в отношении вложенности или
подчиненности.
Иерархическая модель - граф, в которой вершины верхнего уровня
связаны с вершинами нижнего уровня как "один ко многим"
Пример: весь животный мир
Сетевая модель - граф, в которой вершины различных
уровней связаны между собой по принципу "многие ко многим"
Пример: Интернет
Семантическая модель - модель знаний в форме
графа, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в
виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.
Табличная модель по позиционным системам счисления.
Что такое система счисления?
На каких два класса делятся системы счисления?
Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
Система счисления |
Основание |
Алфавит цифр |
Двоичная |
2 |
0,1 |
Десятичная |
10 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Восьмеричная |
8 |
0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная |
16 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F |
3. Закрепление материала – работа на ПК
1. Задание Построить табличную информационную модель задачи:
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей.
Один из них — будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет,
четвертый подает надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался
легкоатлет.
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.
4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в
разные смены. Кто чем увлекается?
2. Задание Нарисовать иерархическую информационную модель, состоящую из одноклассников, между которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей, Маша и Катя, Даша и Саша, Саша и Андрей. С кем Андрей может поделится секретом, не рискуя, что он станет известен кому – другому.
3. Задание «Табличная модель» Трое подростков,
Саша, Миша и Андрей, живут на одной улице. Одного все знают как отличного
шахматиста, другой - заядлый футболист и болельщик, а третий - компанейский
парень, любитель всяческих тусовок. Однажды
футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы,
но мама сказала, что сын ушел с известной всей улице
личностью на дискотеку. Известно, что Андрей никогда не слышал о Мише. Кто есть
кто?
4. Подведение итогов
Перед учащимися ставится вопрос: что мы сегодня узнали?
Выставляются оценки.
5. Домашнее задание
Домашнее задание.
№ урока |
9А |
9Б |
10А |
10Б |
11А |
11Б |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.
Выполните следующие задания:
· Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
· Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
· В школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон»;
· Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.