Виды мотивации учения у младших школьников
Оценка 4.8

Виды мотивации учения у младших школьников

Оценка 4.8
docx
08.05.2020
Виды мотивации учения у младших школьников
Виды мотивации учения у младших школьников.docx

Виды мотивации учения у младших школьников

 

Отношение школьников к учению определяется несколькими группами мотивов, заложенных в самой учебе и всем процессе учения, с овладением способом деятельности.  Развитие мотивов зависит именно от уровня той познавательной потребности, с которой ученик приходит в школу, с одной стороны, а с другой – от  уровня организации и содержания учебного процесса. В основе мотивации, которая связана с процессом учения и содержанием, лежит именно познавательная потребность.

Очень важно учителю помогать стимулировать учеников, чтобы у них была высокая мотивация к обучению. Всем известно, что плохое отношение к учебной деятельности возникает в основном при отсутствии успехов. А приятные переживания успеха, признание одноклассников, поощрение учителя удваивают активность, возбуждает стремление лучше учиться, интерес к работе. Впечатления успеха могут быть очень сильным, что может изменить даже глубоко устоявшееся плохое отношение к учению.

Успешное овладение детьми современным содержанием образования возможно при стечении нескольких факторов. Одним из них является знание особенностей мотивов учения младших школьников.

Специфичны особенности мотивов учения младших школьников:

1)Мотив учения связанный со страхом ребёнка перед новой ситуацией, школой, учителем, непониманием новой атмосферы, ситуацией адаптаций на первом году обучения. Дети с первых дней пребывания в школе узнают, что теперь они не могут вести себя так, как раньше. Ему нельзя вставать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади и многое другое. В данной ситуации происходит формирование страха у ребенка перед школой, страха перед учителем. Процесс обучение не приносит удовольствия ребёнку.

Мотив учения ребёнка в начальной школе во многом зависит от мнения учителя об ученике: о его потребностях, познавательных возможностях, об интересах и др. Это мнение закрепляется за конкретным учеником и становится ведущим, авторитетным, единственно правильным для детей класса. Негативное же отношение усугубляет негативные мотивы учения, порождает страх, тормозит мотивацию к учебной деятельности, создаёт угнетённое моральное состояние, и делает изгоем в коллективе сверстников, многие из которых, в след за учителем, усугубляют ситуацию неуспеха ещё больше.

2)Полное изначальное отсутствие мотивации учения или присутствие начальной отрицательной мотивации в процессе обучения также является особенностью мотивов учения в начальной школе. Причинами наличия изначальных отрицательных мотивов может быть недостаточное интеллектуальное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, неразвитые интересы к познанию окружающего мира, отсутствие ситуации успеха в учебной деятельности ребёнка, неразвитые потребности в познании, различного рода неудачи, сопровождающие процесс познания.

3) Удовлетворение познавательных потребностей субъекта в процессе обучения. Мотивы учения ребёнка направлены на формирование начальных детских убеждений и первичных представлений о целостности мира, о единстве целостности норм поведения.

4) Сочетание мотивов учения с личной мотивацией самого школьника в связи с появлением новых видов деятельности в данном возрасте.

У младших школьников появляются новые виды деятельности, которые  стимулируют и играют важную роль в формировании мотивов учения. Иными словами личный мотив ребёнка побудит к осознаваемой, активной мотивации учения того или иного предмета. 

5) Стремление получения хороших отметок. Хорошие отметки для первоклассника являются стимулом к дальнейшей деятельности, источником эмоционального благополучия. Любая похвала со стороны учителя, родителей становятся в дальнейшем фактором успешного обучения.

Отметка является реально действующим мотивом в образовании. Для её получения ребёнок готов не заниматься любимым делом, а немедленно сесть и начать совершенствовать свои знания при выполнении домашнего задания. Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива получения высокой отметки.

6) Долг, ответственность перед родителями и учителем, необходимость обеспечения собственной образованности.

7)  Достижение успеха и престижа. Мотивация, наряду с познавательными интересами, – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация учения направлена на выделения ребёнком себя  среди других учеников класса. Она побуждает ученика на улучшение своих личностных результатов для реализации главной цели – быть первым. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Особенность мотивов учения заключается в опоре на новообразования в личности младшего школьника.

К значимым новообразованиям личности мы можем отнести универсальные учебные действия, которые учитель формирует на уроках, начиная с младшего школьного возраста. В его стремлении самосовершенствоваться в его самоопределении, в нравственно-этическом оценивании ситуации, в планировании своей деятельности, в решении конфликтов, в целеполагании, волевой саморегуляции.

Таким образом, в учебном процессе учитель начальной школы будет мотивировать ученика на личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, сформированность которых значительно повысят реальную и перспективную мотивацию к учению.

Опираясь на особенности мотивов учения младших школьников, педагог более эффективно отбирает методы диагностики мотивов учения и в последующем может подобрать наиболее оптимальные  технологии мотивации учеников в процессе обучения.


 

Виды мотивации учения у младших школьников

Виды мотивации учения у младших школьников

Негативное же отношение усугубляет негативные мотивы учения, порождает страх, тормозит мотивацию к учебной деятельности, создаёт угнетённое моральное состояние, и делает изгоем в коллективе сверстников, многие…

Негативное же отношение усугубляет негативные мотивы учения, порождает страх, тормозит мотивацию к учебной деятельности, создаёт угнетённое моральное состояние, и делает изгоем в коллективе сверстников, многие…

Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива получения высокой отметки

Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива получения высокой отметки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020