Конструкт №2
Класс: 3
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания
УМК: Школа России
Цель: формирование умения определять вид предложения по цели высказывания в процессе выполнения практических упражнений
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Предметные: обучающиеся знают что такое предложение, что такое подлежащее и сказуемое, как они подчеркиваются, знают какие виды предложений по цели высказывания существуют, умеют определять вид предложения по цели высказывания, умеют выделять главные члены предложения
Задачи:
Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций
Развивающие: развивать умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами
Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое предложение, что такое подлежащее и сказуемое, как они подчеркиваются, какие виды предложений по цели высказывания существуют, научить определять вид предложения по цели высказывания, выделять главные члены предложения
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Принципы обучения
Принцип сознательной активности
Принцип наглядности
Принцип прочности
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование
Методы стимулирования и коррекции действий в отношении детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы обучения:
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Дидактические средства:
Демонстрационные: Мультимедийная презентация "Виды предложений по цели высказывания"
Индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал, конверт "Цели, зачем говорим?", кластер "Виды предложений по цели высказывания", рефлексия "Лист размышлений"
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)
3. Решение проблемы (8 мин.)
4. Первичное закрепление (7 мин.)
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Итого: 40 мин.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".
4. Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08 2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный
5. Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный
Макет доски
Мультимедийная презентация |
Дата. Классная работа. |
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Задача этапа урока |
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||
1. Организационно-мотивационный этап
|
Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность. Проверить готовность к уроку.
|
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Проверим готовность к уроку: у вас на партах должны лежать пенал с письменными принадлежностями, учебник, тетрадь, дневник. - У кого все готово встаньте красиво у своих мест. Для того, чтобы настроиться на урок, я предлагаю выполнить интересное упражнение, которое называется "Нос - пол - потолок". Знаете ли вы это упражнение? - Если я говорю "нос", то мы показываем на нос, если я говорю "пол", то мы показываем на пол, ну а если я говорю "потолок", то мы с вами показываем на потолок. - Кто понял, что мы сейчас будем делать? ..., скажи, пожалуйста, еще раз, что мы будем делать? - Отлично, предлагаю начать. Будьте внимательными, я могу вас путать. - Молодцы. Вы очень внимательные. А сейчас сядут тихо на свои места девочки и еще тише сядут мальчики. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Выполняют упражнение "Нос-пол-потолок"
|
Ф |
- |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
||||
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Актуализировать знания обучающихся по изученной теме. Подвести детей к теме урока. Сформулировать цель урока.
|
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Прежде чем мы начнем изучать новую тему, я предлагаю вспомнить все то, что мы изучили на прошлом уроке. Для этого я предлагаю выполнить упражнение. - Обратите внимание на партах у вас лежат красный и зеленый сигнал. Сейчас я буду называть утверждения, а ваша задача показать зеленый сигнал, если утверждение верно, и красный, если утверждение не верно. - ..., скажи, что мы сейчас будем делать? Отлично. Предлагаю начать. 1.Предложение не может состоять из одного слова. 2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. 3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 5. В конце предложения всегда ставится точка. 6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. (2456) - Ребята, вы большие молодцы. Я вижу, что вы хорошо освоили материал прошлого урока. - Предлагаю перейти к новой теме. Для того, чтобы узнать, как она будет звучать, я предлагаю обратить внимание на слайд. В1ды пр2длож2ний по ц2ли в3сказ3вания. 1 = И 2 = Е 3 = Ы - Скажите, что не так с темой? Для того, чтобы узнать, как звучит тема урока, нам нужно заменить цифры на буквы. - Как будет звучать тема урока? Вы правы, тема урока: виды предложений по цели высказывания. - Для того, изучить эту тему, нам нужно составить цель урока. Для этого предлагаю продолжить фразу: узнать... - Как вы думаете, как будет звучать цель урока? - Вы были близки. Цель: узнать, на какие виды делать предложения по цели высказывания. - Мы сформулировали тему и цель урока, предлагаю перейти к ее изучению. |
Слушают инструкцию учителя.
- Показывать зеленый сигнал, если утверждение верно, и красный, если утверждение не верно.
Слушают инструкцию учителя.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
|
Ф И |
Мультимедийная презентация |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое предложение |
||||
3. Решение проблемы
|
Организовать деятельность, направленную на знакомство обучающихся с темой урока. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Для того, чтобы достичь поставленной цели, предлагаю посмотреть на слайд. В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде. - Как вы понимаете это высказывание? - Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел. -Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке. - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? - Придвиньте к себе конверт. Достаньте все содержимое. Что вы видите? - Ребята, это слова, которые обозначают цель того, зачем говорят, что хотят донести. - Ваша задача сейчас в парах распределить слова на 3 группы - зачем, с какой целью мы говорим. - На работу даю вам 2 минуты, время пошло. Время вышло. - Какие группы у вас получились? ..., прочитайте, что у вас получилось? 1) Сообщить, повествовать, объяснить, обменяться впечатлениями 2) Узнать, выяснить, разузнать, расспросить 3) Попросить, запретить, приказать, проинструктировать - Сейчас я вам раздам вот такие кластеры.
- Нам необходимо вписать название вида предложений по цели высказывания. Цели высказывания указаны под строкой, где нужно вписать понятие. - Для того, чтобы узнать, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, я предлагаю поработать в парах с учебником. Сейчас определитесь, кто из пары будет работать с учебником, а кто вписывать в кластер недостающую информацию. - Вижу, что все распределили роли. Предлагаю тому, кто будет работать с учебником, открыть учебник на странице 17-18.
- На этих страницах есть правила в желтой рамочке. Всю нужную информацию вы можете найти там. Предлагаю приступить к работе. На работу даю вам 2 минуты. Время пошло. - Время вышло. Проверьте, чтобы кластер был полностью заполнен. Кто готов представить свой кластер классу? - ... и ..., выходите к доске. Сейчас вам будет необходимо рассказать о том, какие виды предложений существуют по цели высказывания. Через документ-камеру покажите классу кластер, который вы заполнили. - Остальные внимательно слушают и проверяют, так ли у них получилось. У всех так получилось? - Молодцы. Садитесь на свои места. - Сейчас я даю вам 2 минуты для того, чтобы прочитать еще раз по кластеру правило. - Кто хочет попробовать рассказать правила с места без использования кластера. - ... расскажет нам правило. Остальные внимательно слушают. Молодец. - Предлагаю закрепить все то что мы с вами изучили. - Какие существуют виды предложений по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное и побудительное) - Какую цель общения имеют повествовательные предложения? Молодцы. Рассказать, сообщить, повествовать - Какую цель общения имеют вопросительные предложения? Верно, узнать, спросить. - Какую цель общения имеют побудительные предложения? Приказать, побудить к действию. - Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете, какие предложения бывают по цели высказывания. |
Смотрят на слайд.
Объясняют значение выражения.
Вспоминают правила работы в парах
Делят на группы слова, рассказывают о получившихся результатах.
Знакомятся с кластером.
Слушают инструкцию учителя.
Распределяют роли.
Работают с учебником. Заполняют кластер.
Представляют работу классу.
Проверяют работу.
Перечитывают правило.
Рассказывают правило с места.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Ф П |
Конверт "Цели, зачем говорим?" Кластер "Виды предложений по цели высказывания" |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают какие виды предложений по цели высказывания существуют |
||||
4. Первичное закрепление |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе.Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Для того, чтобы научиться определять вид предложения по цели высказывания, предлагаю выполнить упражнения. - Но перед этим предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнюю дату и классная работа. - Я вижу, что все записали. - Откройте учебник на 19. Найдите упражнение 25. ..., прочитай задание.
- ..., прочитай предложения. Из какой сказки эти предложения? Вы правы, эти предложения из сказки "Приключения Буратино или Золотой ключик" - Читали ли вы эту сказку? О чем она? - ..., прочитай задание под первой точкой. - ..., прочитай первое предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это повествовательное предложение. - ..., прочитай второе предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это повествовательное предложение. - ..., прочитай третье предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это побудительное предложение. - ..., прочитай четвертое предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это побудительное предложение. - ..., прочитай пятое предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это вопросительное предложение. - ..., прочитай шестое предложение. Каким по цели высказывания оно является? Все согласны? Вы правы. Это повествовательное предложение. - ..., прочитай задание под второй точкой. - Под какими номерами повествовательные предложения? 1, 2 и 6. - Под классной работой в тетрадь напишите упражнение 25. - Даю вам 3 минуты для того чтобы вы списали предложения. - Назовите имена собственные. - Теперь возьмите простой карандаш и подчеркните заглавную букву в именах собственных. - Молодцы. Мы с вами научились определять тип предложения по цели высказывания. |
Записывают дату и классная работа в тетрадь. Читают задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают задание.
Записывают предложения в тетрадь.
Подчеркивают заглавную букву в именах собственных. |
Ф И |
Учебник, тетрадь, пенал |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают какие виды предложений по цели высказывания существуют, умеют определять вид предложения по цели высказывания |
||||
5. Самостоятельная работа. |
Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений. |
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Для того, чтобы отработать умения, которые мы получили, предлагаю выполнить еще одно упражнение. Найдите в учебнике упражнение 26.
- ..., прочитай задание. ..., прочитай предложения, выделяя голосом слова, над которыми стоит стрелка. - Ребята, одинаково ли звучат по смыслу эти предложения? Нет, а почему? Вы правы, это потому, что мы голосом выделяем разные слова и смысл вопроса меняется. то есть в зависимости от того, какое слово мы будем выделять голосом, меняется смысл того, о чем спрашивается. - ..., прочитай задание под второй точкой. Ребята, а на какой из вопросов мы можем ответить "Да, зимой"? Почему? Вы правы, на первый. - Запишите в тетрадь "Упражнение 26 и спишите 1 предложение. Нарисуйте карандашом над словом "зимой" стрелку. Что нам еще нужно сделать? Подчеркнуть главные члены. Что такое главные члены предложения? Это подлежащее и сказуемое. Как мы подчеркиваем подлежащее? Сказуемое? - Даю вам 1 минуту для того, чтобы подчеркнуть главные члены в предложении. - Отлично. ..., прочитай задание под третьей точкой. Как будет звучать ответ на вопрос? Верно, "Клесты вылупляются зимой." - Запишите ответ рядом с вопросом. - Молодцы, мы с вами выполнили упражнение и закрепили знания. |
Читают задание.
Читают предложения. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют упражнение по инструкции учителя.
Самостоятельно подчеркивают главные члены.
Записывают ответ на вопрос. |
Ф И |
Учебник, тетрадь, пенал |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять логические действия анализа и сравнения, готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое подлежащее и сказуемое, как они подчеркиваются, знают какие виды предложений по цели высказывания существуют, умеют выделять главные члены предложения |
||||
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать самооценку результатов деятельности.
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
|
- Наш урок подходит к концу. Как звучала тема сегодняшнего урока? Цель? Достигли ли мы цели? При помощи чего? - Для того, чтобы оценить свою работу на уроке, я предлагаю заполнить вот такой "лист размышлений".
- ..., прочитай, что нам нужно в него записать? Ребята, что вы сегодня узнали, вспомнили? Что у вас получилось сделать за сегодняшний урок? Какие задания вы выполняли? - Даю вам 1 минуту, чтобы записать все то, что мы сейчас проговорили и может быть записать то, что вы выделили именно для себя, но не сказали об этом. - Я вижу, что все закончили эту работу. Ребята, я благодарю вас за урок и надеюсь, что он прошел не зря. - Наш урок окончен. До свидания. |
Вспоминают тему и цель урока.
Делают вывод по уроку
Знакомятся с листом размышлений
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя и прощаются с ним. |
Ф И |
Рефлексия "Лист размышлений" |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять задачи учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.