Виды работы над текстом на уроках литературного чтения.
Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь к более широким жизненным контекстам, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность (или компетентность) чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Чтение – познавательная деятельность, основной целью которой является понимание письменного текста.
Результаты PISA свидетельствуют, что казахстанские школьники в значительной мере уступают своим сверстникам в умении работы с текстом, демонстрируют недостаточный уровень сформированности читательских умений и навыков (в 2009 году – 59 место из 65 стран – участниц, в 2012 году – 62 место). Анализ заданий, выполненных на концептуальных основаниях исследования PISA, позволил выделить у учащихся «дефициты», связанные с работой с текстами:
• неумение самостоятельно работать с различными видами информации;
• неумение сформулировать проблему;
• затруднения с кратким и последовательным изложением собственных мыслей;
• несформированность различных типов чтения;
• отсутствие опыта и навыка работы с текстами разных типов: бытовых, научно-популярных, публицистических.
Сегодня общенациональной задачей образовательной и культурной политики является приобщение к чтению, возрождение интереса к чтению, роста престижности чтения как культурной и личностной ценности.
Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской грамотности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Виды работы над текстом на уроке чтения.
1. Чтение произведения и определение его жанра.
2. Чтение и пометка непонятных слов.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10. Чтение, деление текста на части.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Большую пользу в работе над текстами произведений оказывают опорные таблицы- задания.
ЗАДАНИЕ.
1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
3. Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
4. Кратко перескажи прочитанное.
ЗАДАНИЕ.
1. Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их
2. Приготовься ответить на вопросы в конце рассказа.
3. Определи главную мысль прочитанного.
ЗАДАНИЕ.
1. Прочитай внимательно текст .Определи главную мысль.
2. Попытайся представить прочитанное.
3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударение.
ЗАДАНИЕ.
1. Прочитай внимательно. Выбери из текста сравнения, образные выражения, употребляемые в переносном смысле.
2. Подумай, почему автор использовал их?
3. Подбери к данным словам синонимы.
4. Какие кадры можно изобразить к сценарию этой басни?
ЗАДАНИЕ.
1. Прочитай стихотворение.
2. Подумай, какие чувства автора в нём выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
5. Приготовься к выразительному чтению.
Главная задача учителя добиться того, чтобы чтение было осознанным. Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. А сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.
Показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
1. Что я чувствую, когда читаю?
2. Почему именно так я чувствую, переживаю?
3. Что дает мне возможность именно так оценить произведение?
Проверку осознанности чтения обычно провожу входе беседы по прочитаному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.(тонкие вопросы)
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей(толстые вопросы)
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.(творческие вопросы)
В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.
Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Очень важна помощь родителей при обучении детей осознанному чтению. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.
Таким образом, приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. А для этого необходимо использовать на уроках различные виды работ над текстом для развития навыков вдумчивого, осознанного чтения; а также привлекать родителей к проблемам организации чтения детей, вовлекать их на совместные занятия с детьми по чтению, на совместное чтение книг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.