В ходе урока, памятуя о том, что подавляющее большинство обучающихся в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-6 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности на уроке. С этой целью учитель может использовать следующие приемы:
Выдать каждому обучающемуся тезисы лекции и попросить, чтобы они справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки.
Преподаватель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из обучающихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены.
Каждые 3-5 минут в ходе лекции обучающимися задаются краткие устные или письменные экспресс- задания.
Обучающимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции они все это должен вставить.
Преподаватель поручает заранее всем обучающимся создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции.
Преподаватель просит обучающихся выставить ему оценку за прочитанную лекцию и одновременно отметить все наиболее интересные моменты в ней.
Преподаватель предлагает обучающимся составить по ходу лекции тезисы.
Преподаватель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.
Преподаватель в начале урока сообщает вопросы, темы, задания, над которыми предстоит работать ученикам при выполнении домашнего задания после лекции.
2. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
За месяц до проведения конференции обучающиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить обучающихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Обучающиеся в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.
3. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ.
Обучающиеся попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.
Обучающиеся совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и участие.
4. УРОК-СЕМИНАР
Обучающиея ищут после изучения темы доказательства и опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают необходимые или интересные цитаты. взвод делится на две группы, отстаивающие две (или более) противоположные позиции. Задача заключается в том, чтобы или победить, или прийти к консенсусу в ходе спора.
Обычно семинар предполагает переписывание откуда-нибудь чего-нибудь и зачитывание или сонный рассказ этого чего-нибудь перед взводом, затем начинается игра в заинтересованное обсуждение по заранее написанным текстам либо демонстрация эмоций на фоне отсутствия мыслей. С точки зрения формы, для накопляемости оценок, в присутствии комиссий все вроде бы нормально, но с точки зрения педагогики подобные семинары приносят вполне ощутимый вред, поскольку приучают к демагогии, безразличию, учебе ради оценок. Поэтому при конструировании семинара важно определить его проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую группу, продумать проблемно-вопросную базу.
5. УРОК-БИОГРАФИЯ КАК ФОРМА
Каждый обучающийся рассказывает чью-либо биографию (своих близких), акцентируя внимание на интересных поступках, событиях, высказываниях, отношениях. Далее на классные часы приглашаются на пресс-конференцию те люди, чьи биографии были признаны обучающимися наиболее привлекательными. Затем обучающиеся пишут сочинение на тему «Современники».
6. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству обучающихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащегося: видео-, художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
7. УРОК-ТЕСТИРОВАНИЕ
Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый обучающийся получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.
8. ИНТЕГРАТИВНО-ПОНЯТИЙНЫЙ УРОК
В ходе урока обучающиеся делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от преподавателя или специального жюри, составленного из обучающихся. Урок проводят все преподаватели, предметы которых включены в тему урока.
Упражнение 1
Проводится викторина, задания которой составлены из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, принципов, изучаемых по разным предметам. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов все команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка в баллах.
Упражнение 2
Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимые понятия.
Прямые кроссворды - клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд, перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать определения.
Еще вариант. Обучающиеся получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.
Упражнение 3
Объяснение смысла слов, взятых наугад из словарей иностранных слов и словаря русского языка. Следует отметить, что эта работа позволяет оценить общеязыковое развитие обучающихся.
Упражнение 4
Каждой группе дается задание из пяти понятий, и группа должна, используя эти слова, определив для себя жанр, написать сочинение, трактат, стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.
9. ПРОБЛЕМНО-ОБУЧАЮЩИЙ ЗАЧЕТ КАК ФОРМА УРОКА
Этот урок можно провести на дифференцированной основе.
Левый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно обучающиеся, сидящие за одной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый обучающийся выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.
10. УРОК-РАССКАЗ
Каждая малая группа обучающихся ищет в классической или современной литературе короткий рассказ, очерк, репортаж и предлагает свою форму предъявления литературного произведения в любой художественной форме: под музыку, инсценировка, чтение в лицах и т.д. После показа все обучающиеся принимают участие в обсуждении того, как происходила подготовка, что было нового, важного, интересного.
11. УРОК - ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:
1-й способ. Несколько обучающихся готовятся к проведению пресс конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.
2-й способ. Обучающиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки преподавателю и обучающимся за вопросы и ответы.
12. УРОК-ВИКТОРИНА
Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы обучающимся заранее или содержаться в тайне.
Варианты проведения:
обучающиеся не должны отвечать на вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и оценку. Если обучающийся знает ответ на «отлично», ставит «5», если знает хуже - «4», ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все 4 вопросов, ученик складывает количество отличных оценок, и если v оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнал оценку «5». Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит в журнал оценку «4».
Обучающиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собрав ответы и отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить преподавателю. (Кстати, оба варианта предполагают высокую степень доверия учителя своим ученикам и не менее высокую степень познавательной активности обучающихся, их интереса к предмету и преподавателю).
Проводится как один из этапов урока-викторины. Обучающиеся задают вопросы по возможной тематике викторины преподавателю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.