Виды трудностей при обучении детей письму, чтению, математике (таблицы).

  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вид трудностей: Трудности формирова¬ния зрительного образа буквы (трудность запо¬минания конфигурации графического элемента). Возможные прчины: -недостаточная сформированность зрительной памяти - недостаточная сформированность зрительно-пространственного вос¬приятия - недостатки методики обучения (опора на принцип механического ко¬пирования) - форсирование темпа обучения Вид трудностей: Недостаточное различе¬ние близких по конфигу¬рации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении). Возможные причины: - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения
Иконка файла материала Виды трудностей.doc
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ 1 2 3 4 5 6 Виды трудностей Трудности формирования  зрительного образа буквы  (трудность запоминания  конфигурации  графического элемента) Трудность формирования  правильной траектории  движений при выполнении  графического элемента Неспособность скопиро­ вать графический эле­ мент, букву (неровные  штрихи, тремор) Ошибки в пространст­ венном расположении  элементов букв (верти­ кальных, горизонтальных,  зеркальное письмо) Не «видит» строку,  нарушает соотношение  элементов буквы, путает буквы «в­д», пишет  «лишние элементы»: «и­ ш», «л­м» или,  наоборот, не дописывает Неустойчивый почерк (не­ ровные штрихи, различная  высота и протяженность  графических элементов,  растянутые,  разнонаклонные буквы,  тремор) Возможные причины ­недостаточная сформированность  зрительной памяти  ­ недостаточная сформированность  зрительно­пространственного восприятия ­ недостатки   методики  обучения (опора  на принцип механического копирования) ­ форсирование темпа обучения ­недостаточная сформированность  зрительно­пространственного восприятия  ­недостаточная сформированность  зрительно­моторных координаций  ­форсирование темпа обучения ­недостаточная сформированность  зрительной памяти ­ недостатки методики обучения ­недостаточная сформированность  зрительно­моторных  координаций ­недостаточная сформированность  моторных функций ­ недостатки методики обучения ­ недостаточная сформированность  зрительно­пространственного восприятия Тип трудностей специфические  специфические неспецифические неспецифические специфические специфические неспецифические специфические неспецифические специфические  специфические  неспецифические специфические ­ недостаточная сформированность  зрительно­  пространственного  восприятия ­ недостаточная сформированность  зрительной памяти ­недостатки методики обучения ­форсирование темпа обучения ­сильное функциональное напряжение,  трудность концентрации внимания ­недостаточная сформированность  моторных функций  ­недостаточная сформированность  зрительно­моторных координаций ­недостатки методики обучения ­форсирование темпа обучения ­выраженное функциональное напряжение  и утомление специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические7 8 9 Сильный нажим,  тремор Ошибки при письме:   пропуски   согласных и  гласных букв (опреде­ ленного характера) « замены      согласных букв, близких по звучанию (з­с, г­ к, б­п, д­т и т. д.) » не  дописывание букв, слогов Не использует правила  (заменяет буквы, сливает  предлоги и слова, не ставит  точку ­ не разделяет  предложения и т.п.) 10 Ухудшение почерка, про­ пуски, замены и т.п. при  письме под диктовку 11 Ухудшение почерка, замены  и т.п. при списывании 12 Очень медленный темп  письма ­недостаточная сформированность  моторных функций ­нарушение координации движений в  связи с сильным утомлением и  функциональным напряжением ­ трудности звуко­буквенного  анализа ­ форсирование темпа обучения специфические неспецифические специфические неспецифические ­ недостаточная сформированность  фонетико­фонематического восприятия  ­  форсирование темпа обучения  ­  форсирование темпа обучения ­  трудности концентрации внимания ­ непосильный   темп,    трудности  концентрации   внимания,   низкая,  неустойчивая работоспособность ­индивидуальные особенности организации  деятельности  ­ недостаточная сформированность  звуко­буквенного анализа  специфические неспецифические  неспецифические  неспецифические неспецифические неспецифические  неспецифические специфические  ­ ­ ­ слишком быстрый темп письма недостаточная сформированность  неспецифические специфические  зрительно­моторной координации   недостаточная сформированность  специфические зрительной памяти ­ затруднен звуко­буквенный анализ  ­  недостаточная сформированность  координации движений и зрительно­ моторных координации  ­  индивидуальный  темп  деятельности специфические  специфические неспецифическиеВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Виды трудностей Плохо запоминает кон­ фигурацию Недостаточное различение  близких по конфигурации  букв «п­н», «в­а», «г­т»  (путает буквы при чтении) Перестановка букв при  чтении   (рак­кар,   нос­ сон) Замены букв, неправильное  произношение при чтении Виды трудностей Трудность слияния букв  при чтении (каждая буква  читается отдельно, а  вместе ­ трудно) Пропуски слов, букв («не­ внимательное» чтение) Пропуски букв, слогов.  Угадывание, возвратные  движения глаз («споты­ кающийся ритм») Быстрый темп чтения, но  плохое восприятие про­ читанного («механическое» чтение) Очень медленный темп  чтения (побуквенное или  слоговое без продвижения  в течение года) 10 Медленный темп чтения  (есть продвижение в те­ чение года) Возможные причины ­недостаточная сформированность  зрительной памяти  – недостатки методики обучения ­ недостаточная сформированность  зрительного восприятия  Тип трудностей специфические  неспецифические специфические  ­  недостаточная сформированность  специфические  зрительной памяти   недостатки методики обучения ­ ­ недостаточная сформированность  зрительного восприятия ­ недостаточная сформированность звуко­ буквенного анализа, нарушения  произношения, трудности артикуляции Возможные причины ­  недостаточная сформированность    зрительно­пространственного восприятия  ­ недостаточная зрелость коры головного  мозга ­ функциональная  слабость  цент­ ральной нервной системы   трудность концентрации внимания   выраженное утомление ­ ­ ­ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические специфические специфические Тип трудностей специфические  специфические неспецифические неспецифические  неспецифические неспецифические ­ форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические ­ недостаточная сформированность  специфические  зрительного восприятия   ­  недостаточная сформированность      звуко­буквенного анализа,     артикуляции  ­ трудности концентрации внимания  (функциональное напряжение, утомление) ­ индивидуальные особенности темпа  деятельности специфические неспецифические неспецифическиеВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Виды трудностей 1 Плохое выделение и раз­ личение геометрических  фигур ­ ­ Возможные причины недостаточная сформированность  Тип трудностей специфические  зрительного восприятия   недостаточная сформированность  специфические  зрительной памяти ­  недостатки методики обучения ­ недостаточная сформированность  зрительно­моторных координации  ­  недостаточная сформированность  зрительного восприятия ­  форсирование темпа обучения ­ недостаточная сформированность  зрительно­пространственного восприятия Возможные причины ­ недостаточная сформированность  зрительной памяти неспецифические специфические  специфические  неспецифические специфические Тип трудностей специфические специфические специфические специфические неспецифические  неспецифические специфические  неспецифические специфические неспецифические  неспецифические  неспецифические специфические специфические специфические  2 Трудности    правильного  копирования простейшей  геометрической фигуры с  сохранением размерности  пропорций 3 Зеркальное письмо цифр «3­ Е»,  «6­3»,  плохое Виды трудностей различение цифр, близких    по   конфигурации: 6­9, 9­2;  переставляет цифры: 36­63 4 Замены цифр при восприятии  на слух: семь­восемь, три­ 5 Трудность формирования  правильной траектории  движений при написании  цифр, изменение конфи­ гурации,     соотношения  элементов 6 Сильный тремор, неровность  штрихов, сильный нажим 7 Неустойчивый    почерк:  цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации,  соотношений штрихов,  размеров цифр 8 Трудности расположения  заданий   по   вертикали и  горизонтали, перестановки недостаточная сформированность  ­ недостаточная сформированность  слухового восприятия ­ зрительно­моторных координации  ­ зрительного восприятия ­ методики обучения  ­ ­  недостаточная сформированность   недостаточная сформированность   форсирование темпа обучения  недостаточная сформированность  координации движений   неправильное положение ручки недостаточная сформированность  ­ ­ координации движений  неправильное положение ручки   сильное утомление  ­ ­  ­ функциональное напряжение  ­ недостаточная сформированность    зрительного восприятия  ­ ­ недостаточная сформированность  9 Трудности выделения в  пространственного восприятия ­ трудности вербально­логического  задачах числовых данных, если  они записаны словами ­ мышления   механическое чтение неспецифические10 Фрагментарное восприятие  задания (задачи) 11 Трудность переключения с  одной операции на другую в  процессе деятельности ­ ­ 12 Трудности формирования  математических понятий,  усвоения  законов,  правил.  Трудность переноса  вербальной инструкции в  конкретное действие ­ функциональная  слабость  центральной  нервной системы, повышенная  утомляемость  ­  механическое чтение ­ функциональная слабость центральной  нервной системы, повышенная  утомляемость   ­  индивидуальные особенности          де­ ятельности ­ недостаточная сформированность  вербально­логического мышления  ­  недостаточная сформированность  речевого развития  ­ недостатки методики обучения неспецифические  неспецифические неспецифические  неспецифические специфические  специфические  неспецифические