Викторина «Толерантность – путь к сотрудничеству!»
Участники: учащиеся 8, 9 классов.
Дата проведения: 13 ноября 2013 г.
Цель: Закрепить представления о толерантном отношении.
Задачи:
1.Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
2.Углубить понимание его значения;
3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.
4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам
5. Воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, листы А4, ручка, грамота и благодарность.
Ход викторины.
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
История понятия толерантность.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
Сегодня мы с вами выясним, что вы понимаете под «толерантностью». Разделитесь на 2 группы. Правила викторины. Слайд
1. Придумайте оригинальное название команды. Слайд
2. Как вы понимаете слово «Толерантность»? Слайд
3. Какая функция толерантности, на ваш взгляд, является самой главной: психологическая, регулирующая, мирообеспечивающая, воспитательная, коммуникативная, культуросохраняющая, креативная. Слайд
1.МИРООБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ
- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
2.РЕГУЛИРУЮЩАЯ
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
- формирует и развивает этническое самосознание;
- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам.
4.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечивает успешную социализацию;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
5.КОММУНИКАТИВНАЯ
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
6.КУЛЬТУРОСОХРАНЯЮЩАЯ
- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества
7.КРЕАТИВНАЯ
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
- создает условия для безопасного проявления творческой активности;
- создает условия для творческого самоутверждения.
3.
Качества Слайд
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт,
доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание,
великодушие, бестактность.
Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство,
грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение,
великодушие.
Конверт № 3 миролюбие, бессердечность, прощение, равенство,
уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность,
конфликт, великодушие.
Конверт № 4 поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание,
скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их
мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде
под образом толерантности.
5. Этимология понятия “толерантность. Слайд
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”. В каком языке толерантность имеет такое значение: «быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
5. Существует 12 форм толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, маргинальная, сексуально-ориентационная. Слайд
К какой форме толерантности относится понятие: «непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.»
1. Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений.
2. Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.
3. Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы.
4. Религиозная толерантность - признание религиозных особенностей различных концессий.
5. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола.
6. Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных возрастов.
7. Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.
8. Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказыванием и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения.
9. Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
10. Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым.
11. Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общества) - отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д.
6. Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…» Слайд
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) Какая группа придумает больше вариантов.
7. Что является символом толерантности? Слайд
8. Сочините синквейн к теме викторины «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Слайд
1 строчка – одно существительное, отражающее тему викторины.
2 строчка – два прилагательных, наиболее характеризующих первое
существительное.
3 строчка – три глагола, раскрывающие тему.
4 строчка – 1 короткое предложение выделяющее основную идею викторины.
5 строчка – одна ассоциация.
Подведение итогов. Награждение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.