1. Индекс УДК: 371.398
2. Фамилия, имя, отчество, должность: Хакимова Альбина Исмагиловна, педагог-организатор
3. Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
4. Адрес личной электронной почты: albinakhakimova1978@yandex.ru
5. Заглавие статьи: «Включение сельских учащихся в образовательную среду учреждения дополнительного образования посредством цифровых технологий»
6. Аннотация: Дистанционные технологии раскрывают новые перспективы включения сельских учащихся в образовательную среду учреждения дополнительного образования посредством цифровых технологий. В последние десятилетия дистанционное обучение интенсивно развивается, охватывая все большее число образовательных организаций как общего, так и дополнительного образования.
7. Ключевые слова:
Образовательная среда – это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности учащегося.
Информационные технологии обучения (ИТО) – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами [3, с. 22].
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.
Современное общество требует, чтобы каждое образовательное учреждение, каждый педагог осуществляли свою деятельность, ориентируясь на идеи приоритетных национальных проектов и проектов министерства Просвещения. Так Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» [4, с. 3] предусматривается «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи… направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
В Концепции развития дополнительного образования детей [1, с. 1] указывается, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2, с. 1] приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Программы дополнительного образования важны, поскольку дают возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, сориентироваться, в конечном счете, в выборе будущей профессии.
Указы Президента Российской Федерации [5, с. 3] сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием и определили, что к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования.
В особую категорию образовательных учреждений следует отнести так называемые сельские школы в силу их специфики (неравенство стартовых условий для детей при поступлении в 1-ый класс, недоукомплектованность педагогическими кадрами, зачастую неблагополучное социальное положение семей школьников, безальтернативное образовательное пространство). При этом доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9%.
Следовательно, на современном этапе необходимы качественные преобразования образовательного процесса сельской школы с учётом его специфики. Невозможно в отдельно взятой сельской школе решить проблему доступности дополнительного образования детей: она предполагает использование ресурсов всего округа. Именно учреждения дополнительного образования имеют значительный потенциал для изменения образовательного пространства сельского учреждения.
Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области – многопрофильное образовательное учреждение, которое выполняя свою основную миссию – обеспечение доступного и качественного дополнительного образования для разных категорий детей и подростков, реализует дополнительные общеобразовательные программы по 6 направленностям. Особенность работы учреждения – это работа со школами, удаленными от города на большие (от 50 и до 100 км) расстояния. Одной из первостепенных задач, которую коллектив Дома пионеров и школьников поставил перед собой, является развитие доступной образовательной среды, позволяющей предоставлять равные образовательные возможности всем учащимся, в том числе – учащимся отдалённых сельских школ. Практическая реализация идеи доступной образовательной среды возможна посредством внедрения инновационных экспериментальных проектов: «Мобильное дополнительное образование», «Дистанционные олимпиады», «Очно-заочные школы», «Развитие инклюзивного образования», «СОТты».
Проект «Мобильное дополнительное образование»
Проведенный в 2017 году анализ выявил проблему: ограниченный набор образовательных услуг для сельских детей, который не отвечал требованиям государственной политики и потребностям социума. Сложившаяся ситуация явилась следствием того, что в сельских школах отсутствуют квалифицированные специалисты дополнительного образования.
Для решения проблемы были предприняты меры по расширению образовательных услуг для сельских детей. Так, в МБУДО «ДПШ» в 2018-2019 учебном году был реализован экспериментальный этап проекта на базе Новосаринской основной школы (50 км от г.Кувандыка). В сентябре 2018 года было проведено анкетирование учащихся школы, в результате которого из предложенных творческих объединений МБУДО «ДПШ» большинством детей были выбраны «ЮИД», «Моделька», «Школа юного журналиста», «Ручной труд».
Таким образом, все 83 учащихся Новосаринской ООШ были охвачены дополнительным образованием.
Цель проекта: создание единой образовательной среды, доступной всем учащимся Кувандыкского городского округа независимо от места жительства.
Задачи проекта:
- обеспечить функционирование объединений дополнительного образования в сельских школах;
- расширить охват сельских учащихся, вовлеченных в дополнительное образование и спектр предоставляемых образовательных услуг;
- формировать разносторонний круг интересов, способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
- обеспечить организацию свободного времени посредством внедрения новых форм досуговой деятельности.
К условиям эффективной организации деятельности по Проекту относятся:
- наличие образовательной программы и методического обеспечения;
- наличие подготовленных и квалифицированных педагогических кадров;
- наличие соответствующего материально - технического обеспечения.
Организационно-функциональная модель Проекта «Мобильное дополнительное образование» предусматривает сочетание выездных и дистанционных форм учебно-воспитательной работы.
В сельскую школу с периодичностью 2 раза в неделю для проведения занятий выезжают педагоги МБУДО «ДПШ» с необходимым оборудованием и дидактическим материалом.
Дистанционная работа заключается в систематическом общении педагогов с учащимися: индивидуальное консультирование, проверка выполнения индивидуальных заданий, посредством современных электронных информационно-коммуникационных технологий (группа в социальной сети «vk.com», Skype, e-mail и т.д.).
Большой популярностью среди учащихся пользуются культурно-массовые мероприятия: «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Твои таланты, школа», «Мы помним своих героев», «Мамочка милая моя»; природоохранные акции «Зеленые ладони», «Чистое село», «Муравейник», «Птичья столовая», «Кормушка», «Скворечники, дуплянки».
Эффективность реализации эксперимента подтверждается высокой степенью удовлетворения социальных заказчиков (родителей и детей) предоставляемыми образовательными услугами и результативностью участия обучающихся в конкурсах различных уровней (более 10 призовых мест за время эксперимента).
Данный проект продолжает реализовываться в Новосаринской ООШ, с сентября 2019 года в учебный план внесено объединение «Юный турист», согласно социальному заказу. Опыт работы по проекту «Мобильное дополнительное образование» распространяется по Кувандыкскому округу. Две сельские школы – Новосамарская ООШ и Ильинская ООШ подали заявку на реализацию данного проекта на базе их учреждений в следующем учебном году.
Дистанционное обучение используется МБУДО «ДПШ» не только в проекте «Мобильное дополнительное образование», но и активно используется в других проектах. Образовательная среда, построенная с помощью дистанционных технологий, обеспечивает развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности, способствует успешной социализации и культурному развитию подрастающего поколения.
Проект «СОТты» (Сетевая Образовательная Траектория + ты) представляет собой современный формат дополнительного образования, т.к. реализуется в рамках сетевого взаимодействия с использованием ресурсов Интернет, учитывая персонифицированные запросы обучающегося на образовательные услуги. Данная идея органично вписывается в новую парадигму образования: научить детей самостоятельно овладевать необходимыми знаниями с помощью интернет-технологий. Педагог же выступает в роли тьютора, который направляет и координирует деятельность учащихся.
Цель проекта: развитие творческих способностей личности в сфере декоративно-прикладного и изобразительного творчества посредством дистанционной формы обучения.
Ключевая идея проекта – разработка и внедрение сетевых образовательных модулей в образовательную практику МБУДО «ДПШ». Сетевой образовательный модуль – содержательный модуль, дополняющий основную или предметную образовательную программу, реализующийся в рамках сетевого взаимодействия с использованием ресурсов Интернет и ориентированный на проектирование индивидуальных образовательных траекторий.
Проект предполагает самостоятельную разработку и реализацию каждым обучающимся индивидуального образовательного маршрута: выбор содержания образования (одного или нескольких модулей реализуемой программы) и комфортный темп его освоения. Программа состоит из пяти самостоятельных образовательных модулей: «Рисуем аниме», «Полимерная глина», «Макияж», «Вязание крючком», «Аппликация из бумажных перьев».
Технология реализации проекта:
На данный момент проект находится на стадии разработки. Непосредственная его реализация будет осуществляться в 2020-2021 гг. В начале учебного года планируется оповещение учащихся ОУ округа по электронной почте и через объявление на официальном сайте МБУДО «ДПШ» о старте дистанционного проекта «СОТты». На специальном сетевом ресурсе, находящемся в открытом доступе, размещаются краткая аннотация проекта и описание модулей в творческой форме, цель которого – вызвать интерес потенциальных учащихся.
Так, например, для образовательного модуля «Рисуем аниме» возможен следующий вид описания: «Если ты хочешь научиться рисовать аниме, но не знаешь с чего начать, если ты хочешь поразить всех своих друзей (а может быть, стать звездой YouTube или Instagram) своим творчеством, но пока что не умеешь рисовать человечка, то эта страница для тебя! Изучай все постепенно и у тебя всё получится!». Учащийся подаёт заявку в электронной форме на выбранный им модуль, после чего приступает к освоению учебного материала.
На странице под описанием приводится список элементов, научиться изображать которые предстоит учащимся в ходе процесса обучения и которые являются темами занятий. В данном примере это: «Как нарисовать глаза», «Как нарисовать нос», «Как рисовать уши», «Как нарисовать рот», «Волосы в стиле аниме», «Как научиться рисовать голову», «Как нарисовать поворот головы», «Как передать эмоции», «Как научиться рисовать фигуру», «Изображение пальцев рук», «Как рисовать стопу ноги», «Как рисовать одежду», «Приемы штриховки карандашом», «Символика аниме», «Жанры аниме». По ссылке учащиеся могут осуществить переход к детальному описанию с пошаговыми фотографиями в формате мастер-класса для того или иного элемента. Помимо практического материала, элементы модуля предполагают и информацию теоретического характера (например, «Символика аниме», «Жанры аниме»). Со всеми возникающими в процессе выполнения работы вопросами можно обращаться по указанному здесь же электронному почтовому адреса педагога, ведущего данный модуль.
Выполнив практическую творческую работу, учащийся отправляет её фотографию на тот же e-mail. После получения всех фотографий практических работ участников они размещаются на сайте МБУДО «ДПШ», и организуется виртуальная выставка и голосование, в ходе которого будут определены работы-победители.
В результате обучения учащиеся:
- разовьют творческие задатки и способности;
- освоют новые виды деятельности и современные технологии в области декоративно-прикладного искусства и изобразительного искусства;
- разовьют цифровые компетенции, навыки работы с электронной почтой;
- приобретут опыт заочного обучения с применением дистанционных технологий.
Реализация проекта будет осуществляться в рамках бюджетного финансирования.
Проект «Дистанционные олимпиады»
Дистанционные обучающие олимпиады – активно набирающая обороты форма инноваций в образовании, основанная на сотрудничестве и сотворчестве педагога и учащегося. Хотя слово «олимпиада» и присутствует в названии, в первую очередь дистанционная олимпиада – форма получения новых знаний, повышающая мотивацию учащихся к обучению за счет использования информационно-коммуникативных технологий.
В олимпиадах могут участвовать все желающие с любым уровнем подготовки, без предварительного отбора, что немаловажно для объективного роста самооценки учащегося. Для выполнения заданий требуется проявить не только знание предмета, но и смекалку, находчивость, творческий подход к решению проблемных задач. Дистанционные олимпиады предоставляют учащимся возможность продемонстрировать те или иные предметные навыки и приобрести новые. Кроме этого в дистанционных олимпиадах могут принять участие и дети, обучающиеся в силу тех или иных причин на дому (например, дети с ОВЗ), что тоже немаловажно.
Привлекательной стороной дистанционных олимпиад является практически неограниченный состав участников, что помогает увеличить охват учащихся дополнительным образованием.
Дистанционные олимпиады привлекательны ещё и тем, что включают в себя чаще всего большое количество интересных и разнообразных вопросов и заданий открытого типа, требующих творческого ответа и нестандартного мышления. Кроме того, дистанционные олимпиады могут содержать региональный компонент и опираться на местный материал (исторический, краеведческий, географический и т.д.).
Из практики организации и проведения дистанционных олимпиад можно отметить и финансовую доступность участия в них: они являются малозатратной формой.
С ноября 2015 года МБУДО «ДПШ» в рамках внедрения дистанционной формы обучения выступил в роли организатора дистанционной туристско-краеведческой олимпиады.
Цель дистанционной туристско-краеведческой олимпиады: развитие интереса обучающихся к истории своей малой родины. Участники Олимпиады: 2016–2018 – учащиеся 5-11 классов, с 2018 года к участию в олимпиаде привлечены и учащиеся 2-4 классов образовательных организаций Кувандыкского городского округа. Олимпиада проводится в 2 этапа в дистанционном режиме.
Наблюдается значительный рост количества участников (с 26 до 75, что составляет 65%). Это объясняется следующим:
- привлечением к участию учащихся сельских школ;
- введением в начальном звене курса «Мое Оренбуржье».
В учреждении имеется опыт проведения физкультурно-спортивной олимпиады. Так, в 2017–2018 учебном году впервые на базе МБУДО «ДПШ» была организована дистанционная олимпиада по физической культуре и спорту (далее ФКиС). Олимпиада направлена на развитие физкультурно-спортивной деятельности учащихся, поддержание интереса спорту и формирование знаний по теории и истории физической культуры и спорта.
Олимпиада проводится в 2 этапа, в дистанционном режиме среди учащихся 7-10 классов (количество участников – 59).
Сохраняется тенденция увеличения количества участников, что свидетельствует о возрастающем интересе учащихся к спорту и знаний по физической культуре.
В 2020-2021 годах планируется проведение дистанционных олимпиад.
- «ЮИД» – «Красный, желтый, зеленый»;
- «ДЮП» – «Азбука пожарной безопасности».
Олимпиада по Правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» будет проводиться в форме личного первенства среди учащихся Кувандыкского городского округа.
Цель: повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, закрепление учащимися знаний по ПДД.
Олимпиада предполагает прохождение 2 этапов в дистанционном режиме. Участниками олимпиады: учащиеся 1-4 классов и 5-8 классов образовательных организаций Кувандыкского городского округа в составе 4 человека (2 мальчика, 2 девочки).
Олимпиада по Правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности» также будет проводиться в форме личного первенства среди учащихся Кувандыкского городского округа.
В условиях расширения информационной образовательной среды, увеличения возможности коммуникации между участниками образовательного процесса из разных районов наблюдается возрастание мотивации учащихся к обучению, творческой самореализации. Использование в образовании дистанционных форм организации образовательного процесса способствует его переходу на качественно иной уровень.
Изучение динамики развития мирового рынка дистанционного обучения показывает, что такие формы обучения занимают ведущие позиции в XXI век в качестве эффективной системы современного обучения.
Список использованной литературы
1. «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р. http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
3. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2013. – 227 с.
4. Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 13.12.2018 г.
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». https://government-nnov.ru/?id=139904
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.