Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Оценка 4.9

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
27.08.2020
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Как влияет групповая и парная работа на формирование мотивации младшего школьника к обучению и лучшему усвоению учебного материала
групповые формы работы.docx

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО

     В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности.

     ФГОС нацеливает на активную позицию ученика в  учебной деятельности.  Это возможно  при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. В системе развивающего обучения надо воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  сотрудничество в группах совместно работающих детей.
     Групповая работа активизирует учебный процесс, создает широкую наглядную  базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях ученик овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии.   

      Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.
      Групповая работа включает каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
      При таком виде работы активизируется познавательная деятельность.Развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Групповая работа развивает умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). В ходе такой работы совершенствуются межличностные отношения в  детском коллективе.
      В ходе групповой формы повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Улучшается психологический климат в классе.
     Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить.
      С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности.

     Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
      Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество.

По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.

 Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.
Способы формирования «случайной»  группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

По определенному признаку.
Например, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
     «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.

Формирование групп осуществляется самими «лидерами».      «Лидеры» выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. «Лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Дружба и личные симпатии отходят на второй план.
     Если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами»

      По выбору педагога. Учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. Организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
     Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников.  Но первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.).
     Между тем парная и групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается тем, что  непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой  группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

     При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.
На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника; для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";      вводятся приемы несловесного общения: значки "+" - согласен, "-" - не согласен, "?" - не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;      организуются игры , развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).

Правила общего обсуждения:
-не говорить всем сразу;
-всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
-реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
-возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…"
      Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности групповой работы. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения групповой работы.
     На втором этапе полезно вспомнить пословицы, в которых речь идет о совместном труде: "Один в поле не воин",   "Одна голова хорошо, а две - лучше", "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось" и др. Анализ удачных праздников, конкурсов, викторин, проведенных в классе, также свидетельствует о том, что их успех зависел от общих усилий детей, от их совместного творчества и дружной работы. Основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснования доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи. Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке. Кроме того, часто ученики просто боятся обратиться к учителю, если чего-то не поняли.
       После того как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельности, можно переходить к систематической непосредственной организации групповой работы на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой - усложнение деятельности учащихся в группах.
-повышение степени самостоятельности учащихся;
-усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах.
     Традиционно выделяют: парную работу, когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом; единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференцированную групповую.
     Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное - первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
     Пара у доски выполняла задание. Остальные учащиеся наблюдали и оценивали: насколько верно и слаженно работала пара (соблюдение правил, использование знаков). В данном случае учитель еще непосредственно руководил парной работой: напоминал, помогал, исправлял ошибки.
     Затем предложить поработать в парах всем детям в классе и постепенно перешел к опосредованному руководству деятельностью пар при помощи памяток (так обеспечивалось повышение степени самостоятельности учащихся).
Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.
     Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику. Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не нуждается в специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те пункты (вопросы), по которым нужно еще поработать.
Как правило, проверяющие (помощники учителя) предъявляют очень жесткие требования и оценивают довольно часто строже педагога. Работа по вопросникам может идти одновременно с работой по карточкам.
     Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорировать мелочей, не пытаться перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих моментов взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
     Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
     При оценке работы группы следует подчеркивать такие качества как терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
      Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
     Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
     Если кто-то пожелал работать в одиночку, то надо разрешить ему отсесть и не позволять ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
    Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
    Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)  

     Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;



 

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младшего школьника в соответствии с требованиями

В ходе групповой формы повышается учебная и познавательная мотивация

В ходе групповой формы повышается учебная и познавательная мотивация

По определенному признаку . Например, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре…

По определенному признаку . Например, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре…

Педагог руководит работой группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы

Педагог руководит работой группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы

Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке

Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке

Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику

Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику

Если кто-то пожелал работать в одиночку, то надо разрешить ему отсесть и не позволять ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в…

Если кто-то пожелал работать в одиночку, то надо разрешить ему отсесть и не позволять ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020