СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Теоретическое исследование проблемы взаимоотношений ребенка
со сверстниками и факторов, влияющих на них
1.1. Особенности взаимоотношений детей со сверстниками . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние родителей и семьи на особенности поведения ребенка. . . .12
2. Исследование особенностей влияния личности матери на
межличностные отношения ребенка
2.1. Цели, задачи и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Анализ полученных результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Введение
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства — радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в любви и эмоциональной защите делает его игрушкой эмоций взрослого. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам.
Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан (происходит неосознаваемая идентификация), и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.
На протяжении всего школьного возраста дошкольник интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке. Особое место в жизни ребенка занимает мать, так как именно она проводит с ним большую часть времени у уделяет больше внимания воспитанию. Кроме того есть семьи, где ребенка воспитывает одна мать.
Проблемам развития детей дошкольного возраста посвящено много исследований. Особенности социального развития дошкольника исследовались в работах Т. А. Репиной, Зеньковского В. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И. Проблемами развития личности дошкольников занимались Гамезо М. В., Герасимова В., Орлова М. Л., Мухина В. С. Особенности детской субкультуры как особой системы ценностей и традиций изучали В.Т. Кудрявцев, Т.И. Алиева; особенности эмоциональной сферы дошкольников - А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, М. И. Лисина, Л. А. Абрамян, В. В. Лебединский, Е. Л. Яковлева; особенности речевой активности - М. И. Лисиной, М. Р. Львовым. Много работ посвящено особенностям взаимоотношений дошкольников со сверстниками (Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.В. Субботский).
Вместе с тем проблема влияния личности матери на особенности общения ребенка остается не достаточно исследованной.
Актуальность этих вопросов определила выбор темы исследования: «Влияние личности матери на межличностные особенности отношений ребенка со сверстниками».
Цель: определить, как личность матери влияние на межличностные отношения ребенка со сверстниками.
Задачи: 1) изучить особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками; 2) определить роль родителей в формировании межличностных взаимоотношений дошкольников; 3) провести исследование влияния личности матери на особенности межличностных отношений детей.
Гипотеза: отношение матери к своему ребенку и тип воспитания формируют особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние личности матери на формирование взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме; социально-психологическая диагностика, тестирование.
1. Теоретическое исследование проблемы взаимоотношений ребенка со сверстниками и факторов, влияющих на них
1.1. Особенности взаимоотношений детей со сверстниками
В дошкольном детстве для ребенка очень важными становятся отношения со сверстниками. Как правило, выделяют два основных уровня, слоя этих отношений. Первый — отношения «симпатии — антипатии», возникающие у детей еще в раннем и младшем дошкольном возрасте. Второй уровень отношений возникает при различных видах совместной деятельности — «деловые» отношения [3, стр. 153].
Оба эти уровня взаимосвязаны друг с другом. В совместной деятельности и избирательном общении дошкольников часто проявляется личностное эмоциональное отношение их друг к другу: дети играют, общаются, как правило, с теми ровесниками, которые им симпатичны.
Однако иногда реализовать стремление ребенка дружить с привлекательным для него сверстником не позволяет ряд обстоятельств, например: отсутствие ответной симпатии или, при наличии ее, незнание о ее существовании, невозможность по каким-то причинам выйти из ранее сложившегося микрообъединения.
Вместе с тем детей, находящихся в одном объединении, не всегда связывает чувство симпатии: дежурить вместе их попросил воспитатель; групповое задание по рисованию они выполняют вместе, потому что сидят за одним столом (хотя в этих случаях учитывать отношения детей воспитателю необходимо); вступая в игру, дети могут взять в свою группу и неавторитетного ребенка на роль, которую никто не хочет выполнять.
155 |
В группе сверстников, особенно если она существует достаточно длительное время, каждый ребенок занимает вполне определенное положение среди других ее членов (социально-психологический статус). Психологи, в частности, Я.Л. Коломинский, выделяют ряд ступеней статусной дифференциации детей [6, стр. 133].
Самые высокие ступени занимают «звезды» и «предпочитаемые». Это наиболее популярные в группе дети. Причин их популярности много. Так, Т.А. Репина выделила 4 типа мотивировок, которые высказывают дошкольники, отдавая предпочтение какому-либо сверстнику (в условиях социометрического выбора) [12, стр. 127].
Дети с высокой популярностью в группе вполне комфортно чувствуют себя в группе сверстников, однако они могут «заболеть» излишней самоуверенностью, зазнайством.
Следующая ступень — дети, «принятые» своими сверстниками. На них не смотрят с обожанием все остальные, но легко вступают с ними в контакт, с удовольствием общаются и играют. Как правило, в нормально развивающихся детских объединениях эта группа достаточно многочисленная.
И, наконец, в группе детского сада могут быть дети, стоящие в структуре взаимоотношений на нижней статусной ступеньке: «пренебрегаемые», «изолированные». Они ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников, пренебрежение, снисходительность. С ними редко играют, их избегают в общении.
Причин много. Если ребенок часто не посещает детский сад, например по болезни, он всегда новенький в группе: его хорошо не знают, да и сам он не успевает включиться в жизнь группы; физические недостатки, неопрятность могут повлиять на контакты со сверстниками. Неумение играть и общаться с другими детьми — немаловажная причина изоляции. Последствия отверженности ребенка — замкнутость, ложь, жалобы, хвастовство, заискивание; впоследствии все это может стать устойчивыми чертами его поведения.
Особенности взаимоотношений детей проявляются, хотя и не всегда однозначно, в их общении друг с другом. Рассмотрим некоторые закономерности взаимодействия дошкольников на примере игровых объединений: во-первых, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте и от особенностей этой деятельности, уровня овладения ею многое зависит в характере отношений между детьми, в процессе формирования личности; во-вторых, игровое объединение, возникающее по инициативе самих детей, — это референтная (значимая) для ребенка микрогруппа в процессе его социализации.
Во всех возрастных группах дошкольного детства преобладают неустойчивые объединения. В младшем возрасте они составляют 94%, в подготовительных к школе группах — 67%, однако к 6 — 7 годам растет избирательность общения. Так, в старшем дошкольном возрасте примерно 13% микрогрупп детей являются постоянными. Наиболее распространенные по численному составу объединения по всем возрастным группам — диады.
В пятилетнем возрасте возникают микрогруппы, состоящие из 4 — 6 человек, при этом большинство объединений детей включает представителей одного пола. Лишь незначительное их количество (8%) — «смешанные». Мальчики склонны к включению в игровые объединения большего числа участников, чем девочки, у мальчиков-дошкольников более широкий круг общения, чем у девочек, и несколько большая интенсивность общения, у девочек общение более избирательное, т. е. в группе дошкольников ярко выражена консолидация своего пола, причем особенно на шестом году жизни.
В этом возрасте происходит половая дифференциация, которая оказывает большое внимание на особенности взаимоотношений между детьми. Стремление быть похожим на представителя своего пола проявляется и в игре (при выборе роли, игрушки). На седьмом году жизни контакты детей противоположного пола друг с другом становятся более частыми, возникают и своеобразные отношения к некоторым представителям другого пола. Это детская влюбленность, по отношению к которой взрослый не должен проявлять иронии, однако не следует и подогревать ее; лучше переключить ребенка на что-либо другое, что может захватить его чувства и воображение. Половая идентификация может привести к разобщению детей [20, стр. 89].
В исследованиях установлено, что для половины детей привлекательно именно то объединение, в которое они входят; почти для каждого третьего дошкольника — как свое объединение, так и некоторые другие; для каждого пятого — только те, в которые он сам не входит. Естественно, включение ребенка в то или иное объединение будет влиять на его эмоциональное благополучие в группе сверстников.
Одна из многих причин, вынуждающих дошкольника находиться в том или ином объединении, испытывая при этом неудовлетворенность, — неуверенность в том, что сверстники, с которыми он хотел бы общаться, примут его и игру.
Отношения детей в игровом объединении и мотивы формирования этой игровой микрогруппы в значительной степени определяют и положение, позицию каждого ребенка в таком объединении. Как правило, лидеры этих группировок не только стремятся играть, но и утвердить себя в игре, быть главными в объединениях. Исполнители испытывают интерес к игре, симпатии к лидеру, нежелание оставаться в одиночестве.
Таким образом, между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений: наряду с положительными контактами возникают и осложнения.
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка, при этом его отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, агрессивности в поведении. В чем же причина возникающих у некоторых детей дошкольного возраста трудностей в общении со сверстниками?
Выделяют, как правило, две основные группы трудностей: операциональные и мотивационные [3, стр. 158 - 159].
К операциональным трудностям, прежде всего, относятся те случаи, когда у ребенка не развиты игровые навыки. Эти дети могут быть добры, уживчивы, они могут находить деловые отношения со сверстниками, но играть не умеют. Кроме того, к операциональным трудностям отнесены и такие, которые возникают из-за неумения детей находить контакт с другими. Это или импульсивные дети, дезорганизующие игру, или, наоборот, медлительные, задерживающие игру. Иногда в ребенке сочетается неумение играть и неумение общаться.
Поскольку ребенок с операциональными трудностями объективно не может удовлетворить требования, которые предъявляются к нему со стороны сверстников, между ним и остальными детьми возникает так называемый операциональный барьер. Как правило, такие дошкольники имеют низший статус в группе: они не пользуются симпатиями других.
В работе с такими детьми очень важно помочь им овладеть игрой и научиться сдерживаться, поэтому начинать надо с включения в небольшие объединения, отличающиеся доброжелательной атмосферой. Игра должна иметь увлекательный сюжет, и ребенку нужно объяснить его задачи в соответствии с этим сюжетом. Можно поручать и роль ведущего, но эта работа требует терпения и целенаправленности.
Мотивационные трудности возникают в связи с тем, что потребность в общении со своими сверстниками для ребенка не стала ведущей, для него значимо самоутверждение, в том числе и в условиях общения с другими детьми; в игре он игнорирует интересы партнеров, может проявлять очень низкий уровень нравственного поведения.
Трудности могут возникнуть и в том случае, если для ребенка значима не игра, а другие виды деятельности (рисование, лепка, пение, танцы).
И наконец, потребность в общении со сверстниками может у ребенка еще не сформироваться, например в случае дефицита эмоционального общения его со взрослыми в ранний период жизни. Это тоже повлияет на его отношения с ровесниками, на его статус в группе.
Во всех трех случаях между ребенком и другими детьми возникает так называемый мотивационный барьер — несовпадение доминирующих потребностей [17, стр. 82 - 83].
Особенно ярко в дошкольном возрасте проявляется притязание на признание сверстников и стремление сохранить положительные отношения с ними. Это проявляется во второй половине дошкольного возраста. В первую очередь дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. Они очень остро переживают свою изоляцию в детской среде, могут осознавать свое неблагополучное положение в группе.
В общении детей со сверстниками выделяется несколько типов общения. Каждый из типов общения связан с определенным комплексом.
Первый комплекс. Ребенок нацелен преимущественно на совместную деятельность со сверстником, на ее организацию. Он стремится к деловым контактам с ровесником, дает советы, вносит предложения по организации деятельности вообще или отдельных действий, оценивает свою совместную работу с партнером. Существует три варианта проявлений этого комплекса:
1) ребенок преимущественно учится у ровесника приемам, содержанию и организации деятельности;
2) ребенок сам организует деятельность, навязывает свои образцы, но принимает также предложения и образцы партнера;
3) ребенок авторитетно, тоном старшего направляет и оценивает деятельность партнера.
Первый комплекс отражает стремление ребенка к деловым контактам, совместной деятельности, сотрудничеству со сверстником — реализует деловые мотивы.
Второй комплекс. Ребенок начинает резко отделять себя от сверстника, подчеркивая свои реальные или приписываемые умения. Он проявляет интерес и к умениям партнера, но в пристрастной форме («А ты так можешь?»). Он сравнивает партнера с собой, как бы контактируя с ним.
Этот комплекс реализует потребность дошкольника в уважении сверстников. В личностно-деловом мотиве актуализируется потребность быть признанным сверстниками. Поведение детей характеризуется такими чертами: выделением собственной личности, осознанием и высокой оценкой своих умений, постоянным сравнением себя со сверстником, критикой последнего, высокой чувствительностью к его подчинению-неподчинению и большой обидчивостью.
Третий комплекс. Партнер постоянно в поле внимания ребенка. Его взгляд почти всегда направлен на партнера. Ребенок хочет поделиться с ровесником впечатлениями, рассказать о событиях своей жизни, обмениваются эмоциями, выработать общее с ним мнение, оценки. Здесь личностно мотивированные проявления ребенка в адрес сверстника актуализируется их потребность в сопереживании со стороны ровесников.
Четвертый комплекс. В нем поведение детей характеризуется переходом от серьезного взаимодействия к веселью и фантазированию: они сочиняют небылицы, говорят «чушь» по телефону, подхватывают и развивают шутки и фантазии другого. Одобрение партнера вызывает у ребенка еще больший прилив воображения: он подхватывает отдельные слова, фразы сверстника и изменяет их, часто рифмуя или играя морфологией слова. Такие действия квалифицируются как стремление ребенка к сотворчеству со сверстником. Основные черты его: необычность, высокая эмоциональность, новизна всех аспектов действий [17, стр. 83].
Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети, а также дети между собой стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения воспитателя с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.
1.2. Влияние родителей и семьи на особенности поведения ребенка.
Особое значение для формирования поведения ребенка и его взаимоотношений играет мотивационная сфера. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте идет по двум направлениям: усложняется ее содержание; изменяется структура мотивации. Наибольший интерес в исследовании проблемы поведения ребенка и формирования взаимоотношений детей представляют мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. На границе раннего и дошкольного детства этот интерес проявляется в стремлении ребенка подражать взрослым. На протяжении всего дошкольного детства стремление быть похожим на взрослого лежит в основе многих его поступков, в частности волевых.
Среди факторов, определяющих выбор образца, модели поведения, прежде всего, отмечают чувство любви. Чем больше ребенок любит взрослого, привязан к нему, тем в большей мере стремится ему подражать.
Чувство любви, привязанности к взрослому является не единственным фактором, побуждающим ребенка к подражанию взрослому. Некоторые психологи выделяют среди этих факторов так называемую социальную власть, престиж. Поскольку в семье престиж олицетворяет в первую очередь мужчина (если иметь в виду традиционный уклад), то на формирование поведения, в частности мальчиков, чрезвычайно большое влияние оказывает престиж мужчины [12, стр. 221].
Таким образом, совершенно естественно, что на поведение детей огромное влияние оказывают пример родителей: они любимы, к ним ребенок привязан, в них он видит и олицетворение социальной власти.
Стремление ребенка быть как взрослый, подражать взрослому лишь один из мотивов, связанных с интересом к миру взрослых. Очень важным становится для ребенка притязание на признание взрослого и стремление сохранить с ним положительные отношения, вот почему на протяжении первых лет жизни так важна для ребенка похвала со стороны взрослого, его внимание к тому, что делает ребенок.
Как показывают многие исследования, младшие дети стремятся заслужить одобрение взрослых во что бы то ни стало, даже если достижения невелики. Они еще не всегда могут проанализировать результат. Старшие же дошкольники легко различают похвалу, заслуженную и незаслуженную, особо радуются настоящему успеху и гордятся им. Неполная семья – это особая ситуация, по-своему влияющая на развитие взаимоотношений ребенка со сверстниками. По сложившейся традиции в нашей стране при разводе ребенок остается с мамой.
Пока ребенок был совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, став постарше, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытие волнует ребенка, он становится обеспокоенным, легковозбудимым. Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может дать ребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход из создавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец. Родители должны нести ответственность за своего ребенка. Хорошие родители, создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственности за своего общего малыша [2, 14].
Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. Для этого необходимо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение к своим поступкам. В целом, для ребенка дошкольного возраста общение со взрослыми имеет особое значение, так как именно через такое общение ребенок приобретает основные представления о том, как нужно общаться [5, стр. 132 - 133].
Психологи отмечают, что форма общения детей со взрослыми в период с 3 до 5 лет внеситуативно-познавательная. Она направлена на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми. Оно состоит в совместном обсуждении событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире.
Общение детей со взрослыми чаще всего в это время осуществляется на фоне познавательной деятельности, но основное побуждение к общению носит познавательный характер. Взрослый человек — это источник сведений о физическом мире, как компетентный и заинтересованный собеседник на эти темы — так выглядит мотив, побуждающий младших и средних дошкольников искать контакты со взрослым.
После 5 лет дети переходят в иную форму общения со взрослыми — внеситуативно-личностную. Эта форма общения служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом» виде. Это общение формируется на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности — игровой, познавательной, трудовой. Но теперь оно протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка, а не как элемент, включенный в иное сотрудничество со взрослым.
Значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что оно вводит ребенка в структурно сложный мир людей и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок усваивает правила социального поведения, приобретает понятие о своих правах и обязанностях по отношению к другим, а также приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Поэтому общение с родителями в этот период имеет для ребенка особое значение, так как практически формирует модели и стили поведения, отношение к другим людям, в том числе к сверстникам.
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения.
Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты [11].
Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке копию своих недостатков в общении.
В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка [12, стр. 222 - 223].
Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Здесь следует искать проблемы у самих родителей, которые превращают беззащитного малыша в козла отпущения. Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок — в специальной опеке.
Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.
Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение.
2. Исследование особенностей влияния личности матери на межличностные отношения ребенка
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) детского сада комбинированного вида № 131 г. Комсомольска-на-Амуре.
В исследовании принимали участие 12 детей 5 летнего возраста и их родители.
Цель исследования: определить, какое влияние оказывает личность матери на особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Задачи: 1) определить особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками; 2) определить личностные особенности матери каждого ребенка; 3) определить степень влияния личности матери на особенности общения ребенка.
Для исследования использовались три методики, а также личные наблюдения воспитателей группы.
Методика № 1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Описание методики: методика представляет собой опросник (см. Приложение 1), предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми.
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Оценка результатов: За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребёнка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берётся их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребёнок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то его средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика № 2. «Выбор в действии».
Цель методики: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
Описание методики: данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая. Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
Инструкция: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по Симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:
С = (К / (n -1)) × 100 %,
где С — статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со
сверстниками;
К — количество привлекательных предметов, полученных
ребёнком от товарищей по группе;
n — количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов
10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.
8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.
6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.
4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.
2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.
0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8 - 9 баллов — высокий.
4 – 7 — средний.
2 - 3 — низкий.
0 - 1 — очень низкий.
Методика № 3. Отношение к детям (тест родительского отношения) (авторы Я.А. Варга, В.В. Столин)
Описание методики: Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам (см. Приложение 2).
Обработка и оценка результатов:
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Также в исследовании использовались данные, полученные в результате наблюдений воспитателей за родителями ребенка.
2.2. Анализ полученных результатов исследования
В оценке коммуникативных качеств детей принимали участие воспитатели детского сада в количестве 5 человек, которые выставили свои оценки в соответствии с уровнем развития этого качества у детей. Все полученные результаты (по отдельным качествам) были сведены в общую таблицу (табл. 1).
Таблица 1
Средний балл по оценке коммуникативных качеств ребенка
|
Доброта |
Внимательность к людям |
Правдивость, честность |
Вежливость |
Общительность |
Щедрость |
Отзывчивость, готовность прийти на помощь. |
Справедливость |
Жизнерадостность |
Ответственность |
Сумма баллов |
Вывод об уровне развития |
Маркова Юля |
0,5 |
0.2 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
5 |
средний |
Куксенко Радион |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
0,8 |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,4 |
6 |
средний |
Гордиенко Вася |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
8,1 |
высокий |
Леонтьева Ангелина |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
10 |
очень высокий |
Пляохин Никита |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
9,9 |
высокий |
Гилимшина Виолетта |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
0,8 |
9,3 |
высокий |
Хмель Ксения |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
1,0 |
0,4 |
8,3 |
высокий |
Завалина Юля |
1,0 |
0,6 |
0,2 |
0,5 |
1,0 |
0,9 |
0,4 |
0,8 |
1,0 |
0,3 |
6,7 |
средний |
Черных Юля |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
10 |
очень высокий |
Русакова Алина |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0.2 |
0,9 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
3,3 |
низкий |
Кучина Лиза |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
3,3 |
низкий |
Машакова Лена |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
4,9 |
средний |
В результате были получены следующие данные: очень высокий уровень развития коммуникативных качеств наблюдается у 2 дошкольников (16,6 %); высокий уровень – у 4 дошкольников (33,3 %); средний – 4 (33,3 %); низкий – у 2 дошкольников (16,6 %).
Изучение особенностей межличностных отношений в группе показало следующие результаты (табл. 2):
Таблица 2
Статус детей в группе
|
Маркова Юля |
Куксенко Радион |
Гордиенко Вася |
Леонтьева Ангелина |
Пляохин Никита |
Гилимшина Виолетта |
Хмель Ксения |
Завалина Юля |
Черных Юля |
Русакова Алина |
Кучина Лиза |
Машакова Лена |
Маркова Юля |
|
|
|
* |
|
|
|
* |
* |
|
|
|
Куксенко Радион |
|
|
* |
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
Гордиенко Вася |
|
* |
|
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
Леонтьева Ангелина |
* |
|
|
|
|
|
|
* |
* |
|
|
|
Пляохин Никита |
|
|
* |
|
|
|
|
* |
* |
|
|
|
Гилимшина Виолетта |
|
|
|
* |
|
|
|
* |
* |
|
|
|
Хмель Ксения |
|
* |
|
* |
|
|
|
|
|
|
* |
|
Завалина Юля |
* |
|
|
* |
|
|
|
|
* |
|
|
|
Черных Юля |
* |
|
|
* |
|
|
|
* |
|
|
|
|
Русакова Алина |
|
|
* |
|
* |
|
|
|
|
|
* |
|
Кучина Лиза |
|
|
* |
|
|
* |
|
|
|
|
|
* |
Машакова Лена |
* |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
* |
|
Кол-во выборов |
4 |
2 |
4 |
7 |
3 |
1 |
0 |
5 |
5 |
1 |
3 |
1 |
% |
36 |
18 |
36 |
63 |
27 |
9 |
0 |
45 |
45 |
9 |
27 |
9 |
Баллы |
2-3 |
0-1 |
2-3 |
6-7 |
2-3 |
0-1 |
0 |
4-5 |
4-5 |
0-1 |
2-3 |
0-1 |
Исходя из полученных результатов можно определить статус каждого ребенка в группе (табл. 3).
Таблица 3
Социометрический статус детей в группе
ФИ ребенка |
Баллы |
Статус |
Маркова Юля |
2-3 |
низкий |
Куксенко Радион |
0-1 |
очень низкий |
Гордиенко Вася |
2-3 |
низкий |
Леонтьева Ангелина |
6-7 |
средний |
Пляохин Никита |
2-3 |
низкий |
Гилимшина Виолетта |
0-1 |
очень низкий |
Хмель Ксения |
0 |
очень низкий |
Завалина Юля |
4-5 |
средний |
Черных Юля |
4-5 |
средний |
Русакова Алина |
0-1 |
очень низкий |
Кучина Лиза |
2-3 |
низкий |
Машакова Лена |
0-1 |
очень низкий |
Таким образом, среди обследованной группы детей нет однозначного лидера, но при этом в группе есть несколько детей, которые являются наиболее предпочитаемыми; 5 из обследованных детей обладают очень низким социальным статусом.
Исследование родительского отношения к детям показало следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4
Родительское отношение
ФИ ребенка |
Полученные баллы по шкалам |
Описание поведения |
||||
принятие - отвержение |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
Отношение к неудачам |
||
Маркова Юля |
18 |
2 |
1 |
6 |
4 |
У матери достаточно выраженное положительное отношение к своему ребенку, он принимает его таким. Какой он есть, уважает, одобряет, поддерживает интересы и планы. При этом мать не старается быть с ребенком на равных, не слишком поощряет инициативу. Мать установила значительную психологическую дистанцию, мало заботится о ребенке. Мать ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку. Мать адекватно воспринимает неудачи дочери и старается е подержать. Стиль отношения можно определить как скорее авторитарный. |
Куксенко Радион |
8 |
6 |
4 |
4 |
1 |
Мать чаще испытывает к своему ребенку отрицательные чувства, не верит в его хорошее будущее, хотя в целом, проявляет искренний интерес к своему ребенку, поощряет самостоятельность и инициативу. Психологическая дистанция между матерью и ребенком умеренная, мать недостаточно заботится о ребенке. Контроль находится на среднем уровне – иногда мать сильно контролирует ребенка, иногда контроля вообще нет. Ко всем неудачам мать относится как к случайными и не воспринимает их всерьез. Тип воспитания - попустительский |
Гордиенко Вася |
10 |
7 |
4 |
2 |
1 |
В целом, принимает ребенка таким, какой он есть, одобряет и поддерживает, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, однако проводит с ребенком не очень много времени. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Контроль со стороны взрослого практическим отсутствует. Мать верит в ребенка, все неудачи считает случайными. Тип воспитания – ценностный. |
Леонтьева Ангелина |
20 |
3 |
4 |
5 |
3 |
У матери выраженное положительно отношение к ребенку, она поддерживает и уважает его, принимает все интересы. Способности ребенка оценивает достаточно средне, хотя поощряет инициативу и самостоятельность. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля за ребенком достаточно высокий, хотя и не авторитарный. Адекватно относится к неудачам ребенка. Тип воспитания – ценностный. |
Пляохин Никита |
10 |
7 |
2 |
3 |
1 |
Достаточно спокойное отношение матери к своему ребенку. Много времени с ним не проводит, в целом, уважает и принимает. Очень сильно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка. Мать установила значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком. Контроль осуществляется время т времени. Неудачи считает случайными. Тип воспитания – либерально-попустительский. |
Гилимшина Виолетта |
14 |
5 |
5 |
6 |
3 |
Мать уважает и принимает своего ребенка, одобряет поступки, поддерживает, но проводит не очень много времени. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Мать поощряет самостоятельность ребенка. При этом установлен жесткий контроль за поведением ребенка. Адекватно относится к неудачам ребенка. Стиль воспитания – скорее авторитарный. |
Хмель Ксения |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Уровень принятия ребенка – низкий, в целом, его не уважают и не поддерживают, уделяют мало времени. Мать низко оценивает способности ребенка, не старается быть с дочерью на равных. Мать установила максимально возможную психологическую дистанцию между собой и дочерью. Контроль за действиями ребенка отсутствует. Все неудачи ребенка мать считает случайными. Тип воспитания определить сложно, но скорее либерально-попустительский. |
Завалина Юля |
10 |
5 |
3 |
3 |
1 |
Мать в целом, воспринимает ребенка, уважает его интересы, поддерживает. Высоко оценивает самостоятельность и инициативность ребенка, старается быть на равных. При этом между матерью и ребенком установлена значительная психологическая дистанция и низкий уровень контроля. Мать верит, что все неудачи ребенка – случайны. Тип воспитания – либеральный. |
Черных Юля |
9 |
6 |
2 |
2 |
1 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. Мать поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. При этом устанавливается большая психологическая дистанция, контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Мать верит, что ребенок самостоятельно справить со всеми неудачами. Так как они случайны. Тип воспитания – либеральный. |
Русакова Алина |
8 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Мать испытывает по отношению к ребенку отрицательные чувства, проводит с ребенком мало времени. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Мать поощряет самостоятельность ребенка. Уровень контроля – высокий, мать навязывает ребенку свою волю и требует подчинения. Тип воспитания – авторитарный. |
Кучина Лиза |
12 |
2 |
4 |
1 |
2 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. Самостоятельность и инициатива не поощряется. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля – очень низкий, практически отсутствует. Неудачи ребенка мать считает случайными. Тип воспитания – попустительский. |
Машакова Лена |
11 |
7 |
5 |
7 |
2 |
Отношение к ребенку в целом уважительное, ребенка принимают со всеми интересами и недостатками. При этом мать проявляет искренний интерес к ребенку, поощряет самостоятельность и инициативность. Между матерью и ребенком установлена средняя психологическая дистанция. Уровень контроля – очень высокий, что говорит об авторитарном характере матери. Тип воспитания – авторитарный. |
Сравнение уровня коммуникативных качеств ребенка, его социального статуса и типа отношения матери к ребенку показало (табл. 5) показало следующее.
Таблица 5
Сравнение показателей по всем методикам
ФИ ребенка |
Показатели |
||
Уровень коммуникативных качеств |
Статус в группе |
Тип отношения матери |
|
Маркова Юля |
средний |
низкий |
авторитарный |
Куксенко Радион |
средний |
очень низкий |
попустительский |
Гордиенко Вася |
высокий |
низкий |
ценностный |
Леонтьева Ангелина |
очень высокий |
средний |
ценностный |
Пляохин Никита |
высокий |
низкий |
либерально-попустительский |
Гилимшина Виолетта |
высокий |
очень низкий |
авторитарный |
Хмель Ксения |
высокий |
очень низкий |
либерально-попустительский |
Завалина Юля |
средний |
средний |
либеральный |
Черных Юля |
очень высокий |
средний |
либеральный |
Русакова Алина |
низкий |
очень низкий |
авторитарный |
Кучина Лиза |
низкий |
низкий |
попустительский |
Машакова Лена |
средний |
очень низкий |
авторитарный |
Дети, родители которых предпочитают авторитарный стиль воспитания ребенка обладают средним или высоким уровнем развития коммуникативных способностей, но при этом обладают достаточно низким статусом в группе.
Дети, чья мать использует попустительский или либерально-попустительский стиль воспитания обладают уровнем развития коммуникативных качеств на разном уровне, но при этом имеют низкий социальный статус в группе.
Дети, чья мать использует либеральный стиль воспитания имею средний или высокий уровень развития коммуникативных качеств и средний статус в группе.
Дети, чья мать использует ценностный стиль воспитания обладают высоким и очень высоким уровнем развития коммуникативных качеств и достаточно высоким социальным статусом в группе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: отношение матери к своему ребенку, безусловно, оказывает влияние на формирование его взаимоотношений с детьми. При этом, если мать относится к ребенку с уважением, принимает его, не создает между собой и им психологическую дистанцию, принимает ребенка таким, какой он есть, дает возможность принимать самостоятельные решения и при этом ненавязчиво контролирует, то данный ребенок во взаимоотношениях с другими детьми, ведет себя таким же образом, его социальный статус гораздо выше детей, чьи матери отстраняются от воспитания детей.
Если мать не уважает ребенка, не принимает его, часто не интересуется проблемами ребенка или не воспринимает их всерьез, дает или очень большую самостоятельность, или контролирует все сама, то у таких детей есть проблемы в общении со сверстниками, им сложно строить нормальные взаимоотношения с детьми, их социальный статус в группе очень низок.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: отношение матери к своему ребенку и тип воспитания формируют особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Заключение
В дошкольном детстве для ребенка очень важными становятся отношения со сверстниками. Особенности взаимоотношений детей проявляются в их общении друг с другом. Дети стремятся к объединению, создают микрогруппы. В этом возрасте происходит половая дифференциация, которая оказывает большое внимание на особенности взаимоотношений между детьми. Стремление быть похожим на представителя своего пола проявляется и в игре (при выборе роли, игрушки).
Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений: наряду с положительными контактами возникают и осложнения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка, при этом его отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности и замкнутости.
Особенно ярко в дошкольном возрасте проявляется притязание на признание сверстников и стремление сохранить положительные отношения с ними. Они очень остро переживают свою изоляцию в детской среде, могут осознавать свое неблагополучное положение в группе.
Особое значение для формирования поведения ребенка и его взаимоотношений со сверстниками играет мотивационная сфера, особенностью которой является то, что на протяжении всего дошкольного детства стремление быть похожим на взрослого. Среди факторов, определяющих выбор образца, модели поведения, прежде всего, отмечают чувство любви. Чем больше ребенок любит взрослого, привязан к нему, тем в большей мере стремится ему подражать. На поведение детей огромное влияние оказывают пример родителей: они любимы, к ним ребенок привязан, в них он видит и олицетворение социальной власти.
Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка. Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание.
Исследование особенностей влияния личности матери на межличностные особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 131 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участия 12 детей старшей группы и их родители. Для исследования использовались три методики, а также личные наблюдения воспитателей группы.
Гипотеза исследования подтвердилась: отношение матери к своему ребенку и тип воспитания формируют особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками. Если мать относится к ребенку с уважением, принимает его, не создает между собой и им психологическую дистанцию, дает возможность принимать самостоятельные решения и при этом ненавязчиво контролирует, то данный обладает более высоким уровнем развития коммуникативных качеств и более высоким социальным статусом в группе. Если мать не уважает ребенка, не принимает его, часто не интересуется проблемами ребенка или не воспринимает их всерьез, дает или очень большую самостоятельность, или контролирует все сама, то у таких детей есть проблемы в общении со сверстниками, им сложно строить нормальные взаимоотношения с детьми, их социальный статус в группе очень низок.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание, 2006, № 6.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005.
4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1989.
5. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
6. Коломинский А. Я., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
7. Кошелева АД. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.
8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
11. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2002.
12. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975.
13. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
14. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Х. Нигера. – М.: «Педагогика», 1988.
15. Панова Е. Н. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа, 2002, № 6. С. 56-58.
16. Психология личности и деятельности дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М.: Издательство «Просвещение», 1965.
17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
18. Славкина М. А. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
20. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005.
Приложение 1
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.
1. Добрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Приложение 2
Текст опросника
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от. реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.