Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога
Оценка 4.8

Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
Все классы
13.10.2021
Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога
Выступление на тему "Влияние образовательной среды на профессиональное становление и развитие педагога"
выступление.docx

Влияние образовательной среды

на профессиональное развитие педагога

 

   В самом общем смысле «среда» понимается как «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов [6].

В современной педагогике среда рассматривается как:

·       условия,  в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки [18, с.1255]

·       окружающее человека социальное пространство, зону непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в её структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. [3].

Итак, в педагогическом аспекте среда понимается как окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс.

Понятие «среда» является родовым по отношению к понятию «образовательная среда», которое получило широкое распространение в современной педагогической науке.

Единого мнения по вопросу трактовки данного понятия среди ученых пока не сложилось.

С чисто педагогической точки зрения рассматривает данное понятие Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [1, с.72].

Однако в большинстве современных исследований (В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.) образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий:

·           совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. [14., с.4];

·           педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие» [8, с.41];

·           система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [19, с.28];

·           система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование  образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [7, с.85].

Итак, при фо                                    Основные характеристики образовательной среды

Важно отметить, что образовательная среда формируется осознанно и целенаправленно. На это указывает С.В. Тарасов, отмечая, что психолого-педагогические условия, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, специально организуются [14, с.4].

Данная специально организованная специфическая деятельность проектируется, формируется для самореализации личности, тогда, как считает И.Г. Шендрик, образование правомерно рассматривать как процесс освоения субъектом образовательной среды, представляющей собой совокупность прообразов культуры.

Именно непосредственное образовательное окружение, прежде всего содержание и практика образования (как процесса и результата освоения культуры, осмысливания культурных фактов), оказывает формирующее воздействие на человека. Рассматривая проблемы самореализации личности, он видит её решение в необходимости «согласовать внутренние интенции человека  и условия, в которых он живет» [17, c.41].

При этом ученый отмечает, что «самореализация возможна при условии, если человек: осознанно верит в жизненную цель, в свое предназначение; осознает свои способности, интересы, способен к взаимодействию с другими людьми;  обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему себя полно реализовать в профессиональной деятельности; способен к волевым усилиям» [там же, с.40].

Еще одной характеристикой данного феномена, по мнению В.И. Слободчикова, является взаимодействие различных субъектов, компонентов образовательного процесса: обучающего и обучаемого отдельных институтов, программ, образовательных деятельностей, в результате чего начинают выстраиваться определенные связи и между ними [10. с.183].

Т.А. Осипова с опорой на теорию развивающего образования (В.В.Давыдов и др.) утверждает, что образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации) [7, с.80].

Выделяя требования к образовательной среде, В.С. Кукушин считает, что она должна быть: обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [4, с.94].

Обобщая результаты анализа различных точек зрения по вопросу характеристик образовательной среды и признавая правомерность высказанных положений, мы считаем необходимым добавить еще несколько моментов. На наш взгляд, важными характеристиками образовательной среды являются интегративность и вариативность.

Интегративность отражает взаимосвязь субъектов образовательного процесса (педагогов, обучаемых, социальных партнеров и других лиц), различных условий (пространственно-временных, психолого-педагогических, социально-педагогических, социокультурых, дидактических и пр.). Взаимосвязь данных составляющих обеспечит целостность и эффективность процесса развития личности.

Вариативность образовательной среды означает возможность изменений в ее составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.

Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

-          пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

-          социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

-          психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

 Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики [6]:

-          активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

-          доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

-          интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

-          когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

-          мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания; -          обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

 -          осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

-          устойчивость отражает стабильность среды во времени; -          широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

-          эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

Образовательная среда как компонент образовательного процесса является важным социально-психологическим условием приобретения личностью профессиональных знаний, умений, навыков и развития стремлений к самореализации, самосовершенствованию, к повышению уровня социально-профессиональных компетенций. Эффективная образовательная среда предполагает полноценное обучающее, развивающее и воспитательное взаимодействие обеих сторон образовательного  процесса — педагогов и учащихся. Такое полноценное, полнокровное, результативное взаимодействие есть необходимое условие достижения главной, да, по сути, и единственной цели образования подрастающего поколения — социализация личности, которая заключает в себя задачи развития мышления и когнитивных способностей, формирование человека и гражданина, подготовка к плодотворной профессиональной, общественной и личностной жизнедеятельности.

      Конечно, первостепенное значение в формировании плодотворной образовательной среды имеют личные и профессиональные качества педагогов, их (если пользоваться несколько устаревшим, но, тем не менее, верным выражением) моральный облик,  их (да позволено будет так выразиться) «детскоцентризм», полнота эмпатии, вчувствования, вживания в мир детей, в сферу детских переживаний и интересов.

      Здесь я веду речь о том, что педагог - это психолог par excellence, психолог не по теоретической части, а по чисто практической, психолог-практик, чьей задачей — и миссией — является понять ребёнка, «снизойти» до него (или «взойти» к нему), постараться — хотя бы ненадолго — подумать умом ребёнка, пожить детским разумом и именно с этой детской точки зрения, с этого детского отправного пункта разумения (которое может быть и недоразумением и странным, чудным разумением — с нашей взрослой точки зрения) вести, повести его по дороге познания и взросления. ведь  мы — педагоги в изначальном смысле слова: мы ведём, вводим своих воспитанников в жизнь.

      Но кроме того, что педагоги формируют образовательную среду, сама среда влияет на педагога. Ведь учитель (будь то молодой специалист, которому, конечно, труднее, или же опытный педагог, осваивающийся на новом месте или осваивающий новые профессиональные требования) приходит не в стерильную среду и начинает не с чистого листа — за ним стоит, во-первых его личный и профессиональный опыт, а во-вторых, эта самая среда, в которую он вливается, начинает мощно на него воздействовать — каждодневное многочасовое интенсивное общение прежде всего с детьми, далее — с коллегами, с администрацией. Не зря считается, что смена места работы является большим психическим стрессом для человека: новые люди, новое место, новые требования, ко всему надо привыкать, приспосабливаться. А для учителя это особенно верно, ведь его профессия — тем более, по определению, психологически уязвимая.

   Общение с разновозрастными людьми, с разным темпераментом и социальными нормами - это тяжелый душевный труд, и сохранить душевный и духовный стержень, не сломаться, а, наоборот, закалиться и утвердиться в своём профессиональном самоопределении — это присуще только настоящему учителю, учителю не по профессии, а по призванию, учителю, взявшему на себя заботу созидания личности ребёнка, заботу сопровождения человека из детства во взрослость. И то, как встретит учителя окружение, в которое он попадает, непосредственно и кардинальным образом повлияет на

 его личностное и профессиональное самочувствие и самооценку. Благоприятная образовательная среда - насыщенный живительным кислородом воздух, дающий педагогу возможность дышать полной грудью. Такая среда подстёгивает педагога в  профессиональном росте, стимулирует  на повышение уровня своей компетенции, своего педагогического мастерства.

     Конечно, можно очень много сказать об организационном обеспечении образовательной среды, о так называемой логистике образовательного учреждения: помещения, оборудование, рекреации, а сегодня — повсеместная информатизация и интернетизация школы. Этот аспект создания полноценной и эффективной в своих функциях образовательной среды очень значим, и без него невозможно надлежащая реализация данных функций — функций результативного и полноценного обучения и воспитания.

      Но главный, сущностный аспект полноценной и плодотворной образовательной среды есть, по моему глубокому убеждению, комфортный психологический климат образовательного учреждения, комфортный для всех сторон образовательного процесса — учащихся, учителей и родителей. Безусловно, комфортность важна в первую очередь для ребёнка с его изначально уязвимой психикой и психовозрастным «неравноправием». Ребёнок учится, а взрослый учит— так и идёт испокон веков социальная традиция. Но сделать эту традицию радостной, а не  проклинаемой детьми  — это и есть (сложнейшая) задача педагогов,  задача создания комфортной образовательной среды.

     Но ведь комфортная среда для школьников будет таковой и для учителей. Какой учитель не мечтает о доброжелательных, мотивированных, заинтересованных, понимающих, дисциплинированных учениках! «Как бы я развернулся, — думает учитель, — в такой благословенной атмосфере! Как бы плодотворно и интересно проходили все мои уроки, сколько бы мы прошли всего интересного и важного, как бы выросли дети и сколь много бы они узнали и усвоили!».

     Но ведь такая атмосфера, о которой мечтает учитель, им же и создаётся. Им и его коллегами — ежедневно, на каждом уроке, каждую минуту урока, на перемене,  каждым словом, сказанном ученику,  в каждом взгляде учителя и каждом его жесте на уроке, на перемене — в учебном заведении и за его пределами. Ведь учитель — это едва ли не самая публичная профессия, он всегда — на людях, более того, он всегда на виду у самых внимательных и придирчивых глазах маленьких людей, у детей. Этот факт постоянной публичности является мощнейшим  фактором, влияющим на самооценку и поведение учителя.

     Учителю нужно быть всегда в форме,  на уровне нравственно-личностных и профессиональных требований. Внешний вид, доброжелательность, улыбка, слово поддержки — всё имеет значение.  Мы создаём среду, а она нас подгоняет под себя. Мы её меняем, а она нас трансформирует. В образовательном пространстве очень важно взаимопонимание учителя и ученика, их ментальное и, по возможности, духовно-нравственное взаимопроникновение. Там, где ребёнку удобно и интересно, там его личность и разум развернутся наиболее продуктивно.

    Древнегреческий идеал пайдейи (обучения), состоящий в гармоничном единении истины (ум), добра (этика) и красоты (физическое и духовное совершенство) действителен, по моему мнению, и для современной школы. Это и понятно и объяснимо: меняются концепции и методы обучения и технические средства, а роль и цель школы в обществе остаются неизменными — формирование и образование человека. Теми же остаются и протагонисты образовательного процесса — учащиеся и учителя, создающие ту школу, в которой они желают и стремятся обучать и обучаться, работать и учиться, сосуществовать и взаимообогащаться.

 

   Хочу закончить свое выступление анекдотом:

 

    Умирает старый учитель. На том свете попадает в ад. Бог вызывает святого Петра и выговаривает ему:

- Учитель попал в ад — непорядок. Все учителя идут сразу в рай. Ступай, разыщи учителя, извинись и переведи в рай.

    Святой Пётр спускается в ад, разыскивает учителя и говорит ему:

- Извините, дорогой учитель, произошла путаница в небесной канцелярии, вы попали по ошибке в ад, а все учителя по определению идут сразу в рай.

 Учитель отвечает, удивлённый:

- А я думал, что это и есть рай.

     

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 с.
  2. Богозов, Н.З., Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров ; под ред. Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. –292 с.
  3. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000.
  4. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. – М. : Ростов н/Д : МарТ, 2006. –224 с.
  5. Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник. В 2 ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. –352 с.
  6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс : Мир и образование, 2007. –640 с.
  7. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Осипова. – Тюмень, 2006. –188 с
  8. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30-44.
  9. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1984. – 174 с.
  10. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры/ В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. –М., 1997. – Вып. 7. – С. 183.
  11. Социологический энциклопедический словарь. – М. : М-Норма, 1998. – 480 с.
  12. Социология : энциклопедия. – Минск : Книжный дом, 2003. – 1311 с.
  13. Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. – 2004. – No 5. – С. 44- 48.
  14. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. –139 с.
  15. 15. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004. –1072 с.
  16. 16. Философский словарь / под ред. М.М.Розенталь. – Изд. 3 -е. – М. : Политиздат, 1975. – 519 с.
  17. 17. Шендрик, И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования / И.Г. Шендрик //
  18. Педагогика. – 2004. – No4. – С. 39-44.
  19. 18. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М. : АПО, 1999.
  20. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А.
  21. Ясвин ; под ред. В.И. Панова. – М. : Молодая гвардия, 1997. – 176 с.

 

Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога

Влияние образовательной среды на профессиональное развитие педагога

Итак, при фо

Итак, при фо

Выделяя требования к образовательной среде,

Выделяя требования к образовательной среде,

Образовательная среда как компонент образовательного процесса является важным социально-психологическим условием приобретения личностью профессиональных знаний, умений, навыков и развития стремлений к самореализации, самосовершенствованию, к повышению уровня…

Образовательная среда как компонент образовательного процесса является важным социально-психологическим условием приобретения личностью профессиональных знаний, умений, навыков и развития стремлений к самореализации, самосовершенствованию, к повышению уровня…

Но кроме того, что педагоги формируют образовательную среду, сама среда влияет на педагога

Но кроме того, что педагоги формируют образовательную среду, сама среда влияет на педагога

Но ведь комфортная среда для школьников будет таковой и для учителей

Но ведь комфортная среда для школьников будет таковой и для учителей

ЛИТЕРАТУРА Беляев, Г

ЛИТЕРАТУРА Беляев, Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021