Влияние русского народного творчества на формирование личности
Понятие "фольклор" в переводе с
английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой
словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс
становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние
фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды
устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры
фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество,
искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие
ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а
значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только
позитивным.
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются
многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они
характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных
нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете
знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше
шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно
выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов
успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь
позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично
вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки,
к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь
каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в
своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными
произведениями как можно раньше.
В
настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в
развале экономики, не в смене политической системы, а в
разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном
детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом
зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?
Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство,
литература – богатейший источник, побудитель чувств специфически
человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны.
Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре
жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей.
Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей наряду с усложнением других видов устного творчества знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.
Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом нами используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Это и
Ø рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,
Ø демонстрация иллюстраций и картин,
Ø показ способов действий,
Ø коллективное чтение,
Ø заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок,
Ø игры-драматизации, игры-инсценировки,
Ø дидактические и настольно-печатные игры,
Ø упражнения в проговаривании, звукоподражание,
имитация действий.
При этом
большую роль надо уделять выразительности своей речи, так как интонация
нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к
живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Знакомство с народным творчеством для детей необходимо
начинать с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат
его жить. Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику,
которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического
фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический
эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же
после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками,
а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и
ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не
играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или
в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные
движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный
материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением,
налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет
важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также
позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют
собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими
поколениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.