|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Гуманитарный факультет |
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
кафедра психологии и педагогики
|
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||
курсовая работа |
|||||||||||||
на тему: |
|||||||||||||
|
Влияние семьи на становление личности ребенка |
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Выполнил |
Афонина Марина Анатольевна |
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
Руководитель работы |
Зотикова Н.В. |
|
|||||||||||
|
к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики |
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Зав. кафедрой |
д.пс.н., доцент Володько Наталия Валерьевна |
|
|||||||||||
|
|||||||||||||
г. Саров 2014 г |
|||||||||||||
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1. Введение.
2. Характеристика личности ребенка
3. Система взаимоотношений в семье и стили родительского воспитания
4 Основные факторы влияния семьи на развитие личности
5. Заключение.
6. Список литературы.
1.Вступление
Семья – это группа связанных отношениями брака или родства
людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно
значимые потребности. (словарь Фролов)
Семья – это группа людей, связанных родством или подобными тесными узами, в
которой взрослые берут на себя ответственность за заботу и воспитание своих
настоящих или приемных детей. (словарь Д. Дэвид)
Следовательно, одной из основных функций семьи выступает воспитание детей. В
ней закладываются основы личности ребенка. И к поступлению в школу он уже в
основном сформирован как личность. (Рогов М.Г.)
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в
том, что никто, кроме самых близких для него людей — матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании. (С.Н. Шаюк ? http://pu.by/iss/n37/Shchayuk37.pdf )
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического,
психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители
учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у
взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет
подражать отрицательным примерам родителей.
В работе мы дадим характеристику личности дошкольника, исследуем
взаимоотношения в семье и стили родительского воспитания, выявим основные
факторы влияния семьи на развитие личности.
Актуальность работы обусловлена прежде всего большим интересом современного
общества к проблеме влияния семьи на становление личности ребенка дошкольного
возраста. Любящие, заботящиеся о своем ребенке родители, стараются вырастить из
него личность.
Целью работы является теоретическое изучение проблемы влияния семьи на
становление личности ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования –
Предметом исследования является влияние семьи на развитие
личности дошкольника.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать
личность дошкольника
2. Исследовать систему взаимоотношений в семье и стили родительского воспитания
3. Выявить основные факторы семейного влияния на развитие личности.
2. Характеристика личности ребенка
дошкольного возраста
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет,
имеющий большое значение в физическом и психическом развитии ребенка. Согласно
концепции психосексуального развития ребенка, разработанной З.Фрейдом,
дошкольный возраст охватывает всю фаллическую стадию и начало латентного
периода. По теории развития интеллекта у детей Ж. Пиаже, дошкольный возраст
занимает первую часть стадии конкретных операций.Именно в этот период начинается
формирование многих личностных и интеллектуальных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир,
который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя еще и не вполне
сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. (Мух стр156)
Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение со взрослыми и сверстниками и приносит ребенку новые
принципиальные достижения.
Условия развития ребенка дошкольного возраста существенно отличаются от условий
предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,
предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится
соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе и норм
общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят
интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для
первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми
в серьезных видах деятельности (учении, труде). (Мух 156) Ребенок включается в
совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои
действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего
дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка,
предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и
к умению организовать свое поведение.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый
новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно
переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
В развитие личности ребенка Мухина выделяет две стороны. Одна сторона состоит в
том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и
воли, которые обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения,
его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация
усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы
усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами
поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка
поведение непосредственно его окружающих близких людей, членов семьи. Он
склонен им подражать, перенимать их манеры заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок
дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их
труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает
поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.
Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и
пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют
образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка, которую дают другим взрослым, детям,
персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых
для него наиболее авторитетно. (мух 157)
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к
образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно
стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении
никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже
неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в
лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит: «Дядя
хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил». Прослушав ряд
русских сказок об Иванушке-дурачке, мальчик четырех с половиной лет спросил:
«Мамочка, дураки хорошие или плохие?» (мух 158)
Взрослые обучают ребенка правилам поведения. Правила, которые усложняются на
протяжении дошкольного детства, организуют повседневное поведение детей и
обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования
и оценивая их поступки, взрослые добиваются таким образом от детей выполнения
правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки исходя из представлений
о том, какого поведения ждут от них окружающие.
У ребенка дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит
отражение своих свойств, качеств, возможностей.
Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются
соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя
происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и
информацией получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя
с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей,
ребенок получает знания о самом себе. В старшем дошкольном возрасте у ребенка
развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на
основе знаний и мыслей о себе. В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки
другого. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к
другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.
Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У старших
дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически
оценивать воздействия ровесников. В 6-7 лет моральные нормы осознаются
дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться,
слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим,
не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). Старший
дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво, стремиться быть хорошим,
выделиться. С возрастом самооценка у ребенка становится правильной. В 5 - 7 лет
дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения
наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное
преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в
разных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают,
намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и
отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих
поступков, они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и
представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. Старшего
дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем
самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким
он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих
умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих
переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого
себя, возникновение "личного сознания".
Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний.
Под уровнем притязания понимается степень трудности целей, которые человек
ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим
направлениям:
1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает
ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) оценка себя во времени.
Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально
положительная самооценка.
Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте:
- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
- складывается самокритичность, способность мотивировать самооценку;
- появляется личное сознание. В старшем дошкольном возрасте дети глубже
осознают сущность этих правил и норм. Ребенок уже регулирует себя и переносится
на управление социальными действиями и поступками. Складывается определенная
нравственная позиция, у ребенка возникает качественное стремление к признанию и
одобрению со стороны окружающих людей, возникает потребность в достижении
успехов, целеустремленности, чувства уверенности в себе, самостоятельности.
Формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга.
Формируются личностные качества связанные с отношением к людям, переживаниям,
успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже разумно могут объяснять свои
поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать
продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Формируется
ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ребенок шести
семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. Эмоционально
положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания
личности нормально развивающего ребенка, ориентирует его на притязание
положительного этического эталона. Потребность соответствовать этому эталону
поведения, приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность
как черта личности. Ребенок шести - семи лет может самостоятельно выбирать
способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя
ответственность за свою позицию и проявлять независимость. Правильное поведение
в присутствии взрослого - первый этап морального развития поведения ребенка.
Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл. Потребность в
признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных
качествах, он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность,
благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. У детей старшего
дошкольного возраста имеется ненасытная потребность обращаться к взрослым за
оценкой результатов своей деятельности и достижений. Ребенок усваивает эталоны
социальных норм поведения. В нравственном развитии становятся знания норм
общения и понимание их ценности и необходимости. За период старшего дошкольного
детства ребенок проходит большой путь личностного развития, а также в овладении
социальным пространством с его системой нормативного поведения в числе
личностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила
адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя
условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Также необходимо отметить, что основным условием психического развития ребенка
является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввел в
психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «главным
процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является
специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих
поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению
к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения
человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка
происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит,
прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза
является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в
психологических особенностях личности ребенка: общение, игра, учение, труд. Однако
именно игра становится ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра – это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется
социальная человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.
Детские игры проходят определенный путь развития. Наиболее ранними играми
являются предметно-манипулятивные. Они делятся на функциональные и
конструктивные. С 4 лет возникают и начинают бурно развиваться сюжетно-ролевые
игры детей.
Таким образом, ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей
действительности, сначала эмоционально, а потом интеллектуально осваивается
система человеческих отношений. Это всегда совместные, групповые игры. Сюжетом
ролевой игры становится отражаемая действительность, те темы, с которыми
ребенок хорошо знаком, отношения между людьми.
В игровом коллективе у детей появляется потребность регулирования
взаимоотношений со сверстниками. Между ними складываются определенные нормы
поведения, появляются нравственные чувства.
Ролевая игра оказывает определяющее влияние на формирование личности ребенка.
Объединение детей в игре способствует обмену опытом. Дети перенимают друг у
друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к старшим.
Ведущая игровая деятельность создает условия для развития способностей и
личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную
деятельность.
В этой главе мы выяснили, что у детей самопознание и самоотношение рождают
деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка, как
компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам,
переживаниям и мыслям. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с
товарищами. Складывается определенная нравственная позиция, у ребенка возникает
качественное стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей,
возникает потребность в достижении успехов, целеустремленности, чувства
уверенности в себе, самостоятельности.
Формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга.
Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям,
успехам и неудачам.
3. Система взаимоотношений в семье и стили родительского воспитания
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии,
в соответствии с этим его семья минует один закономерный этап за другим, причем
у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих
условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируются такими
факторами, как семейные взаимоотношения и стили воспитания.
Родители – архитекторы семьи, личности ребенка. Ребенок ведет себя так, как в
него заложена «программа», мотивы поведения формируются из взаимодействия всех
членов семьи. Детям нужны хорошие семейные отношения. Дети в семье —
дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку
нужны оба родителя — любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что
отношения между супругами имеют огромное влияние на развитие личности ребенка.
Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым,
непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующим
образом влияют на ребенка.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом
весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности. Известно, что у
лиц, воспитывающихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно
возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны
отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему
ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного
воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на
ребенка.
Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам
составить описание различных типов воспитания.
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт,
связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.
На основе своих наблюдений Баумринд выделяет три типа детей, характер которых
соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те
родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а
объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они
требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им и чутко относятся
к их запросам. Такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими
капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
Дети авторитетных родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не
навязать свою точку зрения. Они ответственно относятся к своим обязанностям. Им
легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Дети
авторитетных родителей более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты
чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить
хорошие отношения со сверстниками.
У авторитарные родителей выростаю раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком
много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.
Такие родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка
дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора
вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать
старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе
труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением
ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов,
выговоров и физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ
дисциплинарного воздействия — это запугивание и угрозы.
Такие родители исключают душевную близость с детьми. Они скупы на похвалы,
поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком
воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства
вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль.
Самоконтроль у детей авторитарных родителей может не появится. Дети
авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за
своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они
подозрительны, угрюмы, тревожны .
У снисходительные родителей вырастают импульсивные, агрессивные дети. Как
правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей,
позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности
и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется,
вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное
поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей снисходительных
родителей возникают проблемы дисциплиной, нередко их поведение становится
просто неуправляемым.
Выделено четыре параметра родительского поведения, ответственных за описанные
паттерны детских черт.
1. Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать
большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований,
последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию
проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а
также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.
2. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей
зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в
интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на
необходимости и праве детей на самостоятельность.
3. Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители
стремятся использовать убеждение, с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают
свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их
аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и
ругани.
4. Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и
теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на
содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и
гордость от успехов детей.
Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт
ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает
интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями[Столин и
Бодалев стр22]. При этом адекватный контроль предполагает сочетание
эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью,
непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с
адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей
адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны,
независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
В. И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании
характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного
воспитания:
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие
индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с
императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения. Тип
воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
(Габузов)
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной
концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди
товарищей, и особенно в школе, об ожидании успехов в учебе и будущей
профессиональной деятельности. (Габузов)
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов
семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
(Габузов)
Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские
отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры.
Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Это
приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально
приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство
ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного,
неизвестного — из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать
правильную форму поведения. Поскольку детей не выработано чувство независимости
и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они
отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем
самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей
импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или
вообще нет.
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и
стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной
представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер.
Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается
без надзора. К нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты
физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и
забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за
неудовлетворенности потребности в любви и привязанности в дальнейшем.
Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и
заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и
ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это
приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению
постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители
стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям,
чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и
требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется
в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с
недостаточным упорством и опорой на свои силы.
Личность, которую воспитывали по типу потворствующей гиперпротекции, нередко
испытывает в жизни отрицательные переживания, так как «слепая» родительская
любовь ограждала ребенка от трудностей, неприятностей и огорчений.
Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются.
Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим
и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто
встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать
реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль
воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают
зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком
стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. В результате возникает
психотравмирующая ситуация, порождающая, наряду с тревожностью, массу
негативных личностных образований. Повышенная моральная ответственность. От
ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его
возрасту. Игнорируя его интересы и возможности, возлагают на него
ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы
семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их
разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов
больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения довольно-таки теплые, и
ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей.
Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение
воспитательских родительских установок и позиций. В самом общем виде были
сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная
родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и
прогностичности». (спив)
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей
видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его
душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки
воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными
изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не
только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей,
прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за
собой родителей, а, наоборот, поведение родителей должно опережать появление
новых психических и личностных качеств детей.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный
характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по
одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции
неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностичными.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет
ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к
ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных
ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда
родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.
К наиболее типичным относят четыре роли: «козел отпущения», «любимчик»,
«примиритель», «бэби».
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские
проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции
родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу
никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о
ребенке, преувеличенной любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из
семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком,
от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов
друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни,
занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не
только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности
поведения родителей.
Итак, важнейшей задачей семьи является создание условий для воспитания здоровой
личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок — не просто продукт
воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение,
отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок воспитывает
себя. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе
воспринимают и оценивают происходящее вокруг. На детей влияют не только
преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или
даже большей степени все особенности поведения родителей.
4. Основные факторы семейного влияния на развитие
личности
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у
него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть —
здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий —
он там свой. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и
могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они
неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
1. Семья как основа чувства безопасности.
Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений —
их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего
у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так семья обеспечивает
базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при
взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и
реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в
минуты отчаяния и волнений.
2. Модели родительского поведения.
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с
которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная
попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная
имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. Дети учатся у
родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно
сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях
родителей моделей. Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример
совпадают, ребенок будет вести себя также, как и его родители.
3. Семья и приобретение жизненного опыта.
Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка
источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом
зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься
в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно
много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые
умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным
взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и
будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Дисциплина и формирование поведения.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы
поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень
свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому,
что ему следует делать, как вести себя.
В плане воспитания выделяют пять видов власти, характеризующих отношения между
ребенком и взрослыми в семье: власть вознаграждения, власть принуждения, власть
эксперта, власть авторитета и власть правила.
Члены семьи могут вознаграждать или наказывать ребенка за определенное
поведение. За социально одобряемым и ожидаемым поступком следует награда, за социально
порицаемым — наказание.
В основе власти принуждения лежит жесткий контроль над поведением ребенка,
каждый незначительный проступок подлежит наказанию.
Власть эксперта основана на большой компетентности родителей в том или ином
деле.
В основе власти авторитета лежит уважение одного из родителей, который является
образцом — носителем социально одобряемого поведения;
Власть правила — это единственная форма внеличностной власти, носителем и
истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые, и в частности
родители.
5. Общение в семье.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы,
установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие
условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от
четкости и ясности общения в семье.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком
культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не
только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный
морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми.
Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о
порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С
близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности,
справедливости.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного.
По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Если в семье нет
должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной
атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных
проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие
ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором
формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья
представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители
двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные
ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы,
точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо
противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и
воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым, и
воспитателем: дети — мамы и папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки.
И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один
обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают
праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по
характеру взаимоотношения.
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично
сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок
включается во все жизненно важные виды деятельности —
интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную,
художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все
этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых
форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно
продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время
года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже
тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в
служебной командировке. И, сидя за школьной партой, ученик мысленно и
чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих
его проблем. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности —
все эти качества личность приобретает в семье. Отношения между людьми в зрелой
семье бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных
подвида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и
культурные[993]. Психофизиологические — это отношения биологического родства и
половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о
друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения
содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также
статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные — это
особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями,
обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры, внутри которой данная
семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает
влияние на семейное воспитание. Зрелая семья способна создать внутри каждого из
видов отношений согласие и понимание, гибкость и бесконфликтность, что
положительно сказывается на развитии ребенка.
5. Заключение
Мы выяснили, что важнейшей задачей семьи является создание
условий для воспитания здоровой личности, что ребенок — не просто продукт
воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение,
отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок воспитывает
себя. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе
воспринимают и оценивают происходящее вокруг. На детей влияют не только
преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или
даже большей степени все особенности поведения родителей.
Мы рассмотрели различные варианты семейного воспитания, установили взаимосвязь
между ними и становлением личности. Личностью может стать лишь человек,
желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их
достижению. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано
с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных.
На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие
члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной
атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по
поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В
противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не
только окружающим, но и себе.
В работе были детально изучены стили родительского воспитания и система
взаимоотношений в семье, а также основные факторы семейного влияния на развитие
личности. Мы выяснили, что все эти факторы в той или иной степени оказывают
существенное влияние на развитие личности дошкольника.
6. Список литературы
1) С.Фролов.Словарь ключевых социологических терминов, 1999
г.
2) Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001
г.
3) С.Н. Шаюк http://pu.by/iss/n37/Shchayuk37.pdf
4)В.С. Мухина «Детская психология»
5) Книга
"Родители и дети: Психология взаимоотношений", Под ред. Е. А.
Савиной, Е. О. Смирновой
6) Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и
проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.
Столина; Науч
.--исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.
наук СССР.—М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
7) Виленин Гарбузов: «Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта»
8) А.С. Спиваковская «Популярная психология для родителей»
9) Эльконин Д. Б. Психология игры. М.:
Просвещение, 1978
10) Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1998
11) Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000
12) Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
13) Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо, 2000.
14) Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального
инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. — Вильнюс, 1988.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.