"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"
Оценка 4.6

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
11.01.2020
"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете.docx

Государственное учреждение образования

«Ясли – сад № 8 г. Лида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Влияние   здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье ребёнка - дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

Педагог – психолог

Герасимович Елена

Ивановна

 

2017 учебный год

         Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Мы, работая в дошкольном учреждении, должны постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

         Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

        Исходя из наблюдений за педагогическим процессом в детском саду, можно сделать вывод о наличии в наших группах оптимально созданых условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, педагога – психолога,   учителя – дефектолога, музыкального руководителя,  руководителя физического воспитания. 

      Какие технологии сохранения и стимулирования здоровья используются в нашем дошкольном учреждении? Это конечно же:

ü Динамические паузы, физминутки - проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

ü Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, так и на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

ü Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью я, как педагог – психолог, в своей работе  использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность данного метода. Можно использовать для работы спокойную классическую музыку, а также звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

ü Пальчиковая гимнастика - проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание,   воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

ü Дыхательная гимнастика - проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

ü Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна - проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин.  В комплекс входит постепенный подъем детей после сна, использование дорожек здоровья и др. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии в наших группах -это и воспитание у детей  валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель воспитания - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

         Нужно также отметить  и то, что способствует формированию у детей мотивации к ведению здорового образа жизни,  и активно используется в нашем детском саду:

ü Утренняя гимнастика - проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. И таким образом, у детей формируются ритмические умения и навыки.

ü Физкультурные занятия проводятся в каждой возрастной группе  Они направлены на формирование у детей различных двигательных умений и навыков. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

 

ü Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

   Несколько слов хочется сказать про коррекционные методы и приемы, используемые в нашем детском саду:

ü Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается учитель – дефектолог.

ü Методы и приёмы музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).  

ü Сказкотерапия. Сказки читают как педагоги в группах, так используется и групповое рассказывание самих детей.   Сказки не только читаются, но и обсуждаются совместно с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их и  обыгрывать. Для этого используются кукольные театры, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – это и есть основа сказкотерапии.  

Таким образом, каждый из рассмотренных  методов и приемов имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

        Также следует отметить, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни у детей   является установление доверительного   контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.  В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства детского сада и семьи, используются разнообразные формы работы: это общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно – развивающей среды;  работа с родительским комитетом группы, анкетирование родителей.

          Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья»,  «Зимние игры с ребенком» и т.д.).           

           Такая   работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих  методов и приемов повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий на физическое и психическое здоровье дошкольника"

"Влияние здоровьесберегающих технологий  на физическое и психическое здоровье дошкольника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2020