Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»
Оценка 4.7

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
9 кл
12.01.2017
Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»
Научная статья представляет краткое описание исследовательской работы. В статье представлено теоретическое обоснование работы, анализ научных источников. Особое место занимает практическая часть, которая представляет описание семантического анализа отрывка повести П.Санаева "Похороните меня за плинтусом" на различных языковых уровнях( идейно-тематическом, образном и фабульно-сюжетном).
статья Мироновой на конференцию.docx
Е.В.Миронова, А.С.Миронова Научный руководитель:  учитель русского языка и литературы  Е.В.Миронова  г.Нижневартовск «Гимназия №2» Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»       Современный 21 век – век большой свободы, которую получил человек. Однако вместе со свободой люди  получили и множество проблем, одна из которых – проблема одиночества. Мы живем в огромном мире, учимся в школах, ходим на работу, другими словами, мы редко бываем одни, вокруг всегда есть люди:   коллеги,   друзья,   родные   и   близкие.   Почему   же   так   остро   стоит   в   нашем   мире   проблема одиночества?   В своей семье человек находится среди близких, родных людей, но именно здесь он зачастую и бывает одинок. Почему же так происходит? Родители много работают, ребенок увлечен компьютером, его жизнь очень часто протекает не в реальности, а социальных сетях. И что же     в результате?   Нет   времени   на   задушевные   разговоры,   нет   возможности   «излить   душу»,   нет взаимопонимания между подростком и взрослым, способным понять, посоветовать, просто оказаться рядом в нужный момент.      Проблема одиночества волновала поэтов и писателей во все времена, литература 19 века открыла нам   одиночество   лермонтовского   лирического   героя,   но  в   литературе   21   века   особенно   отчетливо выступает герой, который лишен понимания в своей семье, герой,   до которого взрослым, в силу их занятости, нет дела. Такой герой растет в атмосфере нелюбви, неприятия и непонимания со стороны самых близких людей. Как отмечает Ольга Лебедушкина: «Современная проза на рубеже веков вновь заговорила   о   ребенке   как   о   существе,   приходящем   в   этот   зыбкий,   аморфный   мир,   с   которым невозможно столкнуться, потому что он все время ускользает и в котором по той же причине нельзя найти   спасительную   опору.   Детское   самоощущение   в   таком   мире   иное.   Оказавшись   лишенным родительской поддержки, ребенок вынужден искать защиты вне и внутри своего я.» [1, С17]      Именно такой герой появился в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», где с невероятной   откровенностью   перед   читателем   предстает   жизнь   юного   Саши   Савельева,   от   лица которого   в   повести   ведется   повествование.   Главный   герой   становится   разменной   монетой   между матерью и бабушкой: одну он по­детски искренно и беззаветно любит, вторую – боится и поэтому подчиняется ей во всем. Саша оказывается в сложнейшей психологической ситуации, в тяжелом мире несчастного детства, и мир взрослых, которые окружают его, показан в повести именно его детскими глазами. Повесть "Похороните меня за плинтусом" имеет автобиографическую основу, хотя многое в ней выдумано и преувеличено автором: "Моя повесть не абсолютная автобиография. Это литературное произведение   на   основе   реальных   событий   моего   детства".[2,С   5]   Например,   последний   монолог бабушки   является   вымышленным   –   таким   образом,   став   взрослым,   Павел   Санаев   иными   глазами смотрел на бабушку, оправдывая ее в чем­то и прощая.  Что же послужило мотивом создания повести и каково  влияние семантических функций на создание этих мотивов?      В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова: «Мотив – это побудительная причина, повод к какому­ либо  действию».   [3,С   365]  Проблема   мотивации   и   мотивов   поведения   и   деятельности   –   одна   из стержневых   в   психологии.   Б. Ф. Ломов,   например,   отмечает,   что  в  психологических   исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Откуда берутся и как возникают   мотивы?     Мотивации   и   мотивам   посвящено   большое   количество   монографий   как отечественных (В.Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед­Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.). Мотивы ориентированы либо на эмоции ("хочу"), либо на поведение ("могу"), либо на волю ("надо").     Мотивация написания произведений в литературе является одной из ключевых проблем современной литературы. Универсальные черты и свойства данной концепции позволяют автору донести до читателя проблему, изложенную в его творчестве. Предположим, что с помощью семантического анализа мы сможем выявить все возможные версии мотива написания повести.          Значительный   вклад   в   развитее   семантической   теории   мотива   внесла   О.М.   Фрейденберг.   Со свойственным ей стремлением конкретизировать значений литературных категорий, Ольга Михайловна раскрыла понятие мотива относительно стадиально.   «Мотивы не бывают абстрактны,» ­ писала Фрейденберг в статье 1925 года «Система литературного сюжета.»   Понятие мотива для Ольги Михайловны неразрывно связано с понятием персонажа: « В сущности, говоря о персонаже, тем самым пришлось говорить и о мотивах, которые в нем получали стабилизацию , вся морфология персонажа представляет собой морфологию мотивов. Герой делает то, что  сам   семантически   осознает».     Заметим,   что  явление   семантической   связи   персонажа   и   мотива характерно для литературы нового времени, особенно в тех случаях, когда литературный персонаж приобретает качество «культурного мифа» [ С. 216–237]     Семантический анализ отрывка.   Чтобы исследовать влияние семантический функций на создание  мотивов создания повести нами был проведен анализ эпизода из главы «День рождение»: «Как мне исполнилось восемь лет и как девять, я не помню. Помню только, как исполнилось семь и четыре.  ­ У тебя сегодня день рождения, ­ сказала бабушка, лежа на диване и почесывая полосу, натертую на бедре резинкой салатового цвета трико. Я удивился и спросил, что это значит. Бабушка объяснила, что теперь мне не шесть, а семь. Про дни рождения, в которые мне исполнялось пять и шесть лет, бабушка забывала сказать, и я все время думал, что день рождения – это такой праздник, к которому возраст отношения не имеет.  Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.» [3.C49 ] Идейно­тематический уровень. Диктум.  Тема: потребность ребенка в празднике.  Ключевые концепты:  ­ воспоминание,  ­ желание,  ­ разочарования  Концепт слова «разочарование»  состоит при помощи следующих выражений:  «Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник»   Нахождение значения слова р  ождение В толковом словаре С.И. Ожегова рождение:  1. родить, ­ся 2. день, число, когда кто­нибудь родился 3. день рождения в толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. процесс действия по значению глагола: рождать, рождаться день, число, когда кто­нибудь родился празднование такого дня  Иерархия тем:   Главная тема: воспоминания о дне рождении  Данная   тема     делится   на   мелкие   конкретные   микротемы:   разговор   о   предстоящем   празднике, трактование  фразы «день рождения» в понимании  бабушки, осмыслении ситуации  главным героем     Модус волятивности:   «Я удивился и спросил, что это такое»  Данное  выражение объясняет то, что ребенок совершенно не имел представление о таком празднике, как день рождения.   Когнитивный модус  Самым распространенными видами когнитивного модуса являются модус уверенности и модус знаний  Модус знаний: «…и я все думал, что день рождения – это праздник»   Модус уверенности: «оказалось, наоборот»   Когнитивный модус символизирует осмысление ребенком праздника. В анализируемом отрывке используется следующая группировка слов по лексическому значению: день рождения, праздника, возраст, исполняется, отношение.  Образный уровень: тропов не наблюдается  Фабульно­сюжетный:   Центром данного отрывка является восприятие дня рождения мальчиком. Это не самый яркий эпизод, но он характеризует отношение взрослых к главному герою, а самое главное иллюстрирует ужасающий вывод, к которому приходит герой: день рождения – это не праздник.       Анализируемый отрывок является небольшим эпизодом повести, в которой повествование ведется от первого лица. Это позволяет читателю погрузиться в мир ощущений и чувств главного героя, а также помогает  увидеть, как буднично он воспринимает, что самый любимый праздник всех детей для него таковым не является.      Таким образом, мы пришли к выводу, что с помощью семантического анализа нам удалось выявить особенности душевного состояния главного героя, то есть автора повести.          Одним   из   способов   передать   переживания   и   чувства   главного   героя   является     использование психологической   детали   в   повести.   Рассказ   «Ссора»     начинается   так:   «Наверное,   название   этого рассказа покажется странным — бабушка ругалась с нами каждый день, крики ее не раз уже звучали со страниц этой повести, и посвящать еще целую главу тому, что вроде бы уже описано, на первый взгляд излишне. Дело в том, что ссора в моем понимании — это нечто большее, чем просто крик. Крик был правилом.   Ссора   —   все­таки   исключением».   [4,С67]     Атмосфера,   в   которой   приходилось   жить главному герою, была пронизана бранью и криком, к которому, как ни парадоксально это звучит, герой давно уже привык, считая его за правило.      Повествование от первого лица создает правдоподобную иллюзию, иногда напоминает исповедь.        «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище», «Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое, и думал бы, что жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков. Как это было бы ужасно и как здорово, что это было не так. Жизнь нужна была, чтобы переждать врачей, перетерпеть уроки и крики и дождаться Чумочки, которую я так любил».[4.С73]     Сам Павел Санаев в своем  интервью так  говорит о мотиве написания повести «Похороните меня за плинтусом».  – Разве ваша повесть не автобиографична? –  Мне  не  нравится,  когда  спрашивают,  такая  ли была  бабушка,  насколько   точен  образ Ролана Антоновича Быкова. Нужно понимать, что это художественные образы. Когда я писал повесть, у меня не было задачи изложить автобиографию, я хотел рассказать о том, о чем, на мой взгляд, нельзя было умолчать: о любви, которая калечит, о том, что любовь может быть насильственной. Я должен был, именно должен, рассказать читателям о таком человеке, как бабушка, в которой, как в капле воды, отражались судьбы многих женщин того времени. – В детстве вы ненавидели бабушку? – Не скажу, что я ее ненавидел. Я стыдился, что она кутает меня в жуткие шерстяные шарфы, надевает на голову какой­то вязаный шлем, заставляет носить колготки... Даже когда я уже жил с мамой и Роланом Антоновичем, бабушка подкарауливала меня у школы и провожала до дома с громкими проклятиями. Я был уже достаточно взрослым, чтобы убежать, но почему­ то не мог этого сделать. Она как будто продолжала держать меня на ослабшей, но все еще прочной невидимой привязи. – А она вас любила? –   Да.   И   меня,   и   маму,   и   дедушку.   Просто   она   НЕ   УМЕЛА   любить.   Ее   любовь   была настолько исковеркана, что причиняла боль всем окружающим, а больше всех – ей самой.[2.С 6]     Знакомство с интервью Павла Санаева позволило сделать вывод, что сам автор не только попытался раскрыть внутренний мир героя, попавшего под гнет бабушки через призму семантических функций, но, как признался автор,  к написанию книги его подтолкнуло стремление изжить детскую травму, найти оправдание человеку, который когда­то причинил ему много мучений. Взрослея,   С одной стороны, книга, по словам автора, представляет события в смягченном виде: тяжелый характер бабушки в книге несколько   сглажен.   С   другой   —   в   реальности   Лидия   Санаева   незадолго   до   смерти   помирилась   с дочерью и ушла из жизни, окруженная любовью и заботой, тогда как в повести бабушка умирает от тоски, не вынеся разлуки с внуком. Такой финал позволил писателю подчеркнуть истинную природу чувств бабушки к мальчику и в какой­то мере оправдать ее поведение. Не случайно в финале повести есть сцена (монолог бабушки под дверью своей дочери), которая полностью лишена биографической основы и является абсолютным вымыслом автора. Этот эпизод был призван показать, с одной стороны, какое чудовищное разъединение существует между близкими родственниками, а с другой, поставить финальную точку, которая должна привести к прощению  через покаяние. Список литературы: 1. Алексеева М.А. Роман воспитания в современной прозе, Детский мир­2001,С17 2. Интервью с Павлом Санаевым // Караван историй, февраль,2012г 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шведовой .­ 22 изд.,  ­М.,Рус.яз.1990­365с. 4. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. ­ М.: Астрель: АСТ, 2009. // С67  http://bookz.ru/authors/prislannie­knigi/prislannie104/1­prislannie104.html 5. Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж: Литература. Искусство. Театр.  Кино. М.: Наука, 1988. С. 216–237. 4

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций на создание мотива в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Влияние семантических функций  на создание мотива  в повести Павла Санаева  «Похороните меня за плинтусом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017