Ф.И. учащегося: …………………………………………………..; класс: «…….»
Лабораторная работа
ЦО: - объяснить влияние изменения температуры на скорость химических реакций с точки зрения теории частиц. Критерии оценивания:
- уметь записывать цель работы;
- уметь выдвигать гипотезу;
- соблюдать правила ТБ при работе с нагревательными приборами;
- использовать рациональные количества реактивов;
- писать наблюдения;
- составлять уравнения хим.реакций;
- формулировать вывод о проделанной реакции.
Дополните пункты к технике безопасности:
- работу выполнять в халате;
- собрать волосы;
- не наклоняться над пламенем спиртовки;
- ……………………………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………………………
Цель работы: ……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Гипотеза: ………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Зависимость скорости реакции от температуры. Энергия активации.
В большинстве случаев нагревание резко повышает скорость химической реакции. Например, осуществить синтез воды из водорода и кислорода при небольшой температуре и без катализаторов практически невозможно. Но при температуре 6000С скорость химической реакции возрастает настолько, что реакция идет со взрывом.
Зависимость скорости реакции от температуры определяется правилом Вант-Гоффа (1884г).
При повышении температуры на каждые 100С, скорость химической реакции возрастает примерно в 2-4 раза.
Правило Вант-Гоффа выражается уравнением:
где - первоначальная скорость химической реакции при температуре t1;
- скорость химической реакции при температуре t2;
- температурный коэффициент скорости химической реакции, находящийся в пределах от 2 до 4.
Химическое взаимодействие молекул происходит лишь в том случае, если молекулы приближаются на расстояние, при котором происходит перераспределение электронной плотности и возникновение новых химических связей. Т.е. сталкивающиеся молекулы должны обладать энергией, необходимой для преодоления сил отталкивания (энергии барьера) между их электронными оболочками. Частицы, обладающие такой энергией, называют активными.
Избыточная (по сравнению со средней) энергия, которой должна обладать молекула для того, чтобы она могла вступить в химическое взаимодействие, называется энергией активации (Еа).
Ход работы
1) Объемы всех растворов должны быть одинаковыми. 2) В три стакана налейте раствора тиосульфата натрия.
3) В три других серную кислоту.
4) Одну из пар стаканов поместите в кристаллизатор с холодной водой и снегом.
5) Другую пару поместите в кристаллизатор с температурой воды 40 градусов.
6) Третью пару установите в стакан с кипящей водой.
7) Проверьте температуру реагентов.
8) Вытащите стаканы из этих температурных сред. Слейте поочередно растворы и зафиксируйте время протекания реакций.
Реагенты при температуре
………………………..
|
Время
……………………….. |
Реагенты при температуре
………………………..
|
Время
…………………………. |
Реагенты при температуре
………………………….
|
Время
………………………… |
А) Рассчитайте во сколько раз увеличилась скорость второй реакции в отличии от первой, если температурный коэффициент реакции равен 2?
…………………………………………………………………………………………………
В) Рассчитайте во сколько раз увеличилась скорость третьей реакции в отличии от первой, если температурный коэффициент равен 2?
…………………………………………………………………………………………………
С) Какова разница во времени протекания реакции 2 от реакции 3?
………………………………………………………………………………………………… Постройте график зависимости времени протекания реакции от температуры
Сформулируйте вывод по данной работе
…………………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Место для оценивания работы: …………………………………………………………
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.