Вместе всей семьей

  • doc
  • 10.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НПК_Вместе всей семьей.doc

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 

«ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого потенциала педагогов детского сада

в процессе организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников через реализацию проекта по организации совместной творческой деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей»

 

 

 

 

ФИО автора:

Ахмедова Зарина Исаевна,

Детский сад № 10

Христофорова Надежда Сергеевна,

Детский сад № 10

 

ФИО научного руководителя:

Лобова Яна Станиславовна,

заместитель заведующего по ВМР

 

 

 

 

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Каменск – Уральский

2023 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………..........................................

3

Цели и задачи проекта …………………………………………………………………..........

4

Участники проекта…………………………………………………………………………….

5

Сроки реализации проекта …………………………………………………………………...

5

Содержание деятельности по реализации проекта …………………………………………

6

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ……………………………

7

Этапы реализации проекта …………………………………………………………………...

7

Планируемые результаты реализации проекта ………………………………………..........

12

Заключение ……………………………………………………………………………………

12

Список использованной литературы …………………………………………………...........

13

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

… дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…

 

Из Концепции дошкольного воспитания

 

Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека вдруг как бы сливаются в единое целое, начинают чувствовать и понимать друг друга так точно и так мгновенно, как никогда не чувствовали и не понимали своих близких.


Юрий Вяземский

 

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка.

Отсутствие у современных родителей осознан­ного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях пси­хического развития ребенка — все это отрицательно влияет на полноценное становление его лич­ности, усиливает эмоциональную напряженность в семье и негативно сказывается на развитии детей.

Решение семейных проблем требует от родителей зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки их социальной грамотности и компетентности.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея неэффективности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознается сегодня и родителями, и специалистами детского сада.

В настоящее время основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Сегодня педагоги и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве. Именно поэтому необходимо менять формы взаимодействия с родителями, искать такие, которые помогут педагогам детского сада более эффективно вовлечь их в образовательный процесс.

Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива детей и взрослых является совместная творческая деятельность.

На современном этапе развития образования раскрытие творческих возможностей дошкольников является ведущей целью образования и воспитания, а сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала - одной из главных задач ФГОС ДО. 

Творчество детей — естественный компонент их развития. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Именно поэтому дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развивать творческую активность детей возможно только в совместной деятельности педагога, родителя и ребенка. Однако возросшее внимание общества к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Поэтому одна из задач педагогов детского сада – создать условия для организации совместной творческой деятельности детей и их родителей.

Совместный творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, приучает его сотрудничать, развивает интерес к деятельности, даже если что – то не получается. В совместной деятельности формируются доверительные и укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что родитель доверяет ему, и старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к ребенку и его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат его размышлять и принимать этот мир таким, каков он есть. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребенка и создает в семье особо теплую атмосферу. Поддержка родителей формирует в дошкольнике самостоятельность, отсутствие тревожности и уверенность в себе и своих силах. Родители же, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.

Организация совместной творческой деятельности детей и взрослых требует от современного педагога проявления творчества, т. е. его способности изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что – то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, оригинально целесообразно применять способы стимулирования творческой активности детей и их родителей. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие.

Анализируя выше изложенное, в старшей группе был разработан проект по организации совестной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Цель проекта – создавать условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через организацию совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Задачи проекта:

        Анализ созданных в группе условий для организации взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.

        Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

        Продолжать развивать у старших дошкольников представления о себе и семье, семейных и родственных отношениях.

        Продолжать формировать у детей представления о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; об особенностях проявления характерных мужских и женских качеств, умения оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

        Обогащать представления детей о социальных и профессиональных ролях, выполняемых взрослыми, правилах взаимоотношений взрослых и детей; воспитывать уважение к старшим.

        Развивать у детей старшего дошкольного возраста добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; способствовать освоению способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

        Способствовать овладению детьми умениями совместной деятельности и освоению разных форм совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

        Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

        Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        Совершенствовать условия для организации совместной творческой деятельности детей и взрослых через применение педагогами активных форм организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников с целью вовлечения их в образовательный процесс.

        Способствовать творческой самореализации родителей (законных представителей) воспитанников через организацию различных форм совместной деятельности детей и взрослых.

        Обобщить и представить опыт реализации проекта педагогическому сообществу.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

 

-        дети старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет);

-        педагоги старшей группы, специалисты детского сада;

-        родители (законные представители) воспитанников;

-        социальные партнеры.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Сроки реализации проекта - с 01.11 2022 г. по 28.02.2023 г.

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Направление деятельности

Содержание деятельности

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах

1.      Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4).

2.      Развитие условий для организации совместной деятельности взрослых и детей, видов детской деятельности и обновление оборудования в Центрах развития в соответствии с возрастными особенностями детей:

-        пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм (например, «Семья», «Супермаркет»);

-        разработка технологических карт сюжетно – ролевых игр по теме Проекта;

-        пополнение и обновление, создание дидактических материалов (настольно – печатных и дидактических игр, демонстрационных материалов);

-        разработка и оформление алгоритмов для организации изобразительной деятельности и конструирования из различных материалов;

-        обновление информационных стендов для родителей в группе;

-        создание видеороликов для родителей (законных представителей) по направлению и тематике проекта.

3.       Создание информационного банка и медеотеки по направлениям и вопросам реализации настоящего Проекта

Совместная образовательная деятельность в рамках  основной общеобразовательной программы – образовательной программы  дошкольного образования (далее – ООП ДО)

1.      Организация занятий со старшими дошкольниками по теме «Семья».

2.      Организация занятий по изобразительной деятельности и конструированию старших дошкольников.

3.      Организация различных видов детской деятельности и культурных практик с детьми старшего дошкольного возраста, планирование и организация их самостоятельной деятельности в Центрах развития.

4.       Организация и проведение с детьми тематических мероприятий, праздников и досугов

Повышение квалификации   педагогов

1.      Повышение квалификации педагогов группы по вопросам организации совместной деятельности детей и взрослых, взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников через самообразование: изучение методической литературы и педагогического опыта коллег, анализ и изучение интернет – ресурсов, систематизацию изученного материала.

2.      Планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

1.      Информирование родителей (законных представителей) о Проекте, его цели и задачах.

2.      Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного            Проекта, конкурсных мероприятиях различного уровня.

Сотрудничество с социальными партнерами

1.      Определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления и привлечение их к проведению запланированных мероприятий.

2.      Организация участия детей и взрослых в мероприятиях, организованных социальными партнерами. 

Анализ эффективности проекта

1.      Педагогическое наблюдение за участием взрослых и детей в совместной образовательной деятельности и анализ результатов их взаимодействия.

2.      Обобщение результатов анализа эффективности Проекта.

3.      Презентация Проекта педагогическому сообществу.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ

 

Модуль

Содержание образовательной деятельности

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

-        Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение).

-        Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека.

-        Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым.

-        Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности.

-        Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками.

-        Оценка результатов совместных действий.

-        Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

-        Упражнение в использовании культурных форм общения.

-        Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.

-        Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

-        Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

-        Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи.

-        Правила отношения к пожилым людям в семье.

-        Представления о ручном труде и конструировании.

-        Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами.

Образовательная область «Познавательное развитие»

-        Развитие интереса к людям разного пола и возраста.

-        Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

-        Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества.

-        Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

-        Освоение представлений о себе и семье.

Образовательная область

«Речевое развитие»

-        Представления о правилах речевого этикета, желание и умение детей следовать им в процессе общения.

-        Освоение и использование невербальных средств общения.

-        Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

-        Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

-        Развитие изобразительной деятельности детей, их технические и изобразительно-выразительные умения.

-        Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.

-        Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей.

Образовательная область

«Физическое развитие»

-        Правила здорового образа жизни, полезные и вредные для здоровья привычки.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Наименование этапа

Наименование мероприятий

Срок (период) выполнения

Ответственный

Планируемый результат

Подготовительный этап

Анализ и оценка имеющихся условий для реализации Проекта в группе

до 15.10.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Оценка имеющихся  условий

Разработка Проекта по организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей

до 01.11.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Проекта по организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей

Анализ и подбор методической литературы  и информационных материалов по вопросам реализации проекта

до 01.11.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Пополнение методического кабинета детского сада методической литературой и дидактическими материалами, создание информационного банка по реализации проекта

Изучение педагогического опыта по тематике Проекта

Совершенствование, обновление и пополнение предметно – пространственной среды  группы

до 01.11.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Обеспечение развивающей предметно – пространственной среды  детского сада необходимым базовым материально – техническим оснащением

Определение потенциальных социальных  партнеров проекта

до 01.11.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Создание системы сетевого взаимодействия по вопросам и направлениям реализации проекта

Информирование родителей (законных представителей) о реализации Проекта в группе

01.11.2022 – 15.11.2022

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Создание условий для привлечения родителей к образовательной деятельности

Основной этап

Организация занятий со старшими дошкольниками по теме «Семья», по изобразительной деятельности и конструированию

01.11.2022 – 28.02.2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Применение современных педагогических технологий обучения дошкольников, способствующих речевому развитию дошкольников с учетом интеграции образовательных областей; организация совестной деятельности детей и взрослых

Организация различных видов детской деятельности и культурных практик с детьми старшего дошкольного возраста, планирование и организация их самостоятельной деятельности в Центрах развития

Организация и проведение совестных для детей и взрослых тематических мероприятий, праздников и досугов:

-        Акция «Каждой пичужке – наша кормушка»;

-        Тематический праздник «День матери»;

-        Мероприятия, посвященные Дню защиты родителей;

-        Новогодний праздник;

-        Конкурс декоративно – прикладного творчества «Зимняя мастерская»;

-        Военно – спортивная игра «Зарничка».

Создание предметно – пространственной среды для организации самостоятельной деятельности детей

Развитие предметно – пространственной среды  группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Оформление информационных стендов для родителей (законных представителей) в группе

Информирование родителей (законных представителей) по вопросам развития, образования и воспитания детей, сохранения их укрепления их здоровья

Подготовка и проведение с родителями воспитанников творческих мастер – классов очно и в видео формате

Осуществление психолого – педагогической поддержки семьи

Участие взрослых и детей в конкурсных мероприятиях различного уровня

01.11.2022 – 28.02.2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Организация совестной деятельности детей и взрослых

Организация педагогического наблюдения за совместной деятельностью детей и взрослых, анализ текущих результатов

01.11.2022 – 28.02.2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Получение текущей информации о ходе реализации Проекта, достижении поставленных целей и задач

Заключительный этап

Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта

до 01.0.2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова

Информационно – аналитическая справка о результатах деятельности

Систематизация, обобщение и оформление результатов реализации проекта

март, 2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Оформление пакета документов по реализации проекта

Презентация педагогического опыта и полученных результатов педагогическому сообществу

после 01.04.2023

Воспитатели

группы

З. И. Ахмедова

Н.С. Христофорова,

заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова

Презентация опыта, удостоверяющие документы (сертификаты, дипломы, грамоты, свидетельства о публикации)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

        Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.

        Дети имеют представления о себе и семье, семейных и родственных отношениях; знают о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; об особенностях проявления характерных мужских и женских качеств; умеют оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

        Дети имеют представления о социальных и профессиональных ролях, выполняемых взрослыми, правилах взаимоотношений взрослых и детей; в повседневной жизни с уважением относятся к старшим, к труду взрослых.

        В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют добрые чувства, эмоциональную отзывчивость; умеют различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывают это в своем поведении; с помощью взрослого применяют способы эмоциональной поддержки.

        Дети проявляют интерес и стремятся к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

        Родители (законные представители) воспитанников компетентны в вопросах развития, образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста, делаться собственным опытом с педагогами и другими родителями.

        Родители (законные представители) воспитанников проявляют интерес и принимают активное участие в совместной образовательной деятельности с детьми, обращаются за помощью к педагогам группы.

        Родители (законные представители) воспитанников проявляют интерес к организации совместной творческой деятельности со свои ребенком, желание поделится результатом этой деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении следует отметить, что представленный проект позволит педагогам достичь поставленных целей и эффективно решить задачи взаимодействия участников образовательных отношений (детей и взрослых). Во многом достижению планируемых результатов способствует проявление педагогами определенного уровня творчества.

Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности и закладывает основы ценностных ориентаций человека. 

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Поэтому неотъемлемым компонентом личности современного педагога является творчество, без которого невозможно выработать педагогическое мастерство - обязательную составляющую овладения педагогической профессией и её совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Давыдова О. И., Богославец Л. Г.,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2.      Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. — (Библиотека руково­дителя ДОУ)

3.      Романова И. В. «Речевая культура диалога педагога с родителями» Учебно- методическое пособие - М.; Баласс, 2012. – 192 с.

4.      Фадеева Е. И. «Семья и ДОО. Развиваем сотрудничество» М.; УЦ «Перспектива», 2015. – 112с.