ГОРОДСКАЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ, ИННОВАЦИИ»
Развитие творческого потенциала педагогов детского сада
в процессе организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников через реализацию проекта по организации совместной творческой деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей»
ФИО автора:
Ахмедова Зарина Исаевна,
Детский сад № 10
Христофорова Надежда Сергеевна,
Детский сад № 10
ФИО научного руководителя:
Лобова Яна Станиславовна,
заместитель заведующего по ВМР
Каменск – Уральский
2023 год
Введение …………………………………………………………….......................................... |
3 |
Цели и задачи проекта ………………………………………………………………….......... |
4 |
Участники проекта……………………………………………………………………………. |
5 |
Сроки реализации проекта …………………………………………………………………... |
5 |
Содержание деятельности по реализации проекта ………………………………………… |
6 |
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях …………………………… |
7 |
Этапы реализации проекта …………………………………………………………………... |
7 |
Планируемые результаты реализации проекта ……………………………………….......... |
12 |
Заключение …………………………………………………………………………………… |
12 |
Список использованной литературы …………………………………………………........... |
13 |
Приложения |
|
… дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…
Из Концепции дошкольного воспитания
Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека вдруг как бы сливаются в единое целое, начинают чувствовать и понимать друг друга так точно и так мгновенно, как никогда не чувствовали и не понимали своих близких.
Юрий Вяземский
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка.
Отсутствие у современных родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на полноценное становление его личности, усиливает эмоциональную напряженность в семье и негативно сказывается на развитии детей.
Решение семейных проблем требует от родителей зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки их социальной грамотности и компетентности.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея неэффективности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознается сегодня и родителями, и специалистами детского сада.
В настоящее время основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Сегодня педагоги и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве. Именно поэтому необходимо менять формы взаимодействия с родителями, искать такие, которые помогут педагогам детского сада более эффективно вовлечь их в образовательный процесс.
Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива детей и взрослых является совместная творческая деятельность.
На современном этапе развития образования раскрытие творческих возможностей дошкольников является ведущей целью образования и воспитания, а сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала - одной из главных задач ФГОС ДО.
Творчество детей — естественный компонент их развития. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Именно поэтому дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Развивать творческую активность детей возможно только в совместной деятельности педагога, родителя и ребенка. Однако возросшее внимание общества к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями. Поэтому одна из задач педагогов детского сада – создать условия для организации совместной творческой деятельности детей и их родителей.
Совместный творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, приучает его сотрудничать, развивает интерес к деятельности, даже если что – то не получается. В совместной деятельности формируются доверительные и укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что родитель доверяет ему, и старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к ребенку и его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат его размышлять и принимать этот мир таким, каков он есть. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребенка и создает в семье особо теплую атмосферу. Поддержка родителей формирует в дошкольнике самостоятельность, отсутствие тревожности и уверенность в себе и своих силах. Родители же, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.
Организация совместной творческой деятельности детей и взрослых требует от современного педагога проявления творчества, т. е. его способности изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что – то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, оригинально целесообразно применять способы стимулирования творческой активности детей и их родителей. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие.
Анализируя выше изложенное, в старшей группе был разработан проект по организации совестной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей».
Цель проекта – создавать условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через организацию совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Задачи проекта:
‒ Анализ созданных в группе условий для организации взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников.
‒ Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
‒ Продолжать развивать у старших дошкольников представления о себе и семье, семейных и родственных отношениях.
‒ Продолжать формировать у детей представления о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; об особенностях проявления характерных мужских и женских качеств, умения оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
‒ Обогащать представления детей о социальных и профессиональных ролях, выполняемых взрослыми, правилах взаимоотношений взрослых и детей; воспитывать уважение к старшим.
‒ Развивать у детей старшего дошкольного возраста добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; способствовать освоению способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.
‒ Способствовать овладению детьми умениями совместной деятельности и освоению разных форм совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
‒ Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
‒ Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
‒ Совершенствовать условия для организации совместной творческой деятельности детей и взрослых через применение педагогами активных форм организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников с целью вовлечения их в образовательный процесс.
‒ Способствовать творческой самореализации родителей (законных представителей) воспитанников через организацию различных форм совместной деятельности детей и взрослых.
‒ Обобщить и представить опыт реализации проекта педагогическому сообществу.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет);
- педагоги старшей группы, специалисты детского сада;
- родители (законные представители) воспитанников;
- социальные партнеры.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта - с 01.11 2022 г. по 28.02.2023 г.
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах |
1. Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4). 2. Развитие условий для организации совместной деятельности взрослых и детей, видов детской деятельности и обновление оборудования в Центрах развития в соответствии с возрастными особенностями детей: - пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм (например, «Семья», «Супермаркет»); - разработка технологических карт сюжетно – ролевых игр по теме Проекта; - пополнение и обновление, создание дидактических материалов (настольно – печатных и дидактических игр, демонстрационных материалов); - разработка и оформление алгоритмов для организации изобразительной деятельности и конструирования из различных материалов; - обновление информационных стендов для родителей в группе; - создание видеороликов для родителей (законных представителей) по направлению и тематике проекта. 3. Создание информационного банка и медеотеки по направлениям и вопросам реализации настоящего Проекта |
Совместная образовательная деятельность в рамках основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) |
1. Организация занятий со старшими дошкольниками по теме «Семья». 2. Организация занятий по изобразительной деятельности и конструированию старших дошкольников. 3. Организация различных видов детской деятельности и культурных практик с детьми старшего дошкольного возраста, планирование и организация их самостоятельной деятельности в Центрах развития. 4. Организация и проведение с детьми тематических мероприятий, праздников и досугов |
Повышение квалификации педагогов |
1. Повышение квалификации педагогов группы по вопросам организации совместной деятельности детей и взрослых, взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников через самообразование: изучение методической литературы и педагогического опыта коллег, анализ и изучение интернет – ресурсов, систематизацию изученного материала. 2. Планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе. |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
1. Информирование родителей (законных представителей) о Проекте, его цели и задачах. 2. Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта, конкурсных мероприятиях различного уровня. |
Сотрудничество с социальными партнерами |
1. Определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления и привлечение их к проведению запланированных мероприятий. 2. Организация участия детей и взрослых в мероприятиях, организованных социальными партнерами. |
Анализ эффективности проекта |
1. Педагогическое наблюдение за участием взрослых и детей в совместной образовательной деятельности и анализ результатов их взаимодействия. 2. Обобщение результатов анализа эффективности Проекта. 3. Презентация Проекта педагогическому сообществу. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Модуль |
Содержание образовательной деятельности |
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» |
- Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). - Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. - Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. - Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности. - Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками. - Оценка результатов совместных действий. - Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. - Упражнение в использовании культурных форм общения. - Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения. - Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. - Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. - Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. - Правила отношения к пожилым людям в семье. - Представления о ручном труде и конструировании. - Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами. |
Образовательная область «Познавательное развитие» |
- Развитие интереса к людям разного пола и возраста. - Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности. - Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества. - Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. - Освоение представлений о себе и семье. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
- Представления о правилах речевого этикета, желание и умение детей следовать им в процессе общения. - Освоение и использование невербальных средств общения. - Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. - Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» |
- Развитие изобразительной деятельности детей, их технические и изобразительно-выразительные умения. - Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество. - Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей. |
Образовательная область «Физическое развитие» |
- Правила здорового образа жизни, полезные и вредные для здоровья привычки. |
Наименование этапа |
Наименование мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Ответственный |
Планируемый результат |
Подготовительный этап |
Анализ и оценка имеющихся условий для реализации Проекта в группе |
до 15.10.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Оценка имеющихся условий |
Разработка Проекта по организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей |
до 01.11.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Проекта по организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей |
|
Анализ и подбор методической литературы и информационных материалов по вопросам реализации проекта |
до 01.11.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Пополнение методического кабинета детского сада методической литературой и дидактическими материалами, создание информационного банка по реализации проекта |
|
Изучение педагогического опыта по тематике Проекта |
||||
Совершенствование, обновление и пополнение предметно – пространственной среды группы |
до 01.11.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Обеспечение развивающей предметно – пространственной среды детского сада необходимым базовым материально – техническим оснащением |
|
Определение потенциальных социальных партнеров проекта |
до 01.11.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Создание системы сетевого взаимодействия по вопросам и направлениям реализации проекта |
|
Информирование родителей (законных представителей) о реализации Проекта в группе |
01.11.2022 – 15.11.2022 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Создание условий для привлечения родителей к образовательной деятельности |
|
Основной этап |
Организация занятий со старшими дошкольниками по теме «Семья», по изобразительной деятельности и конструированию |
01.11.2022 – 28.02.2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Применение современных педагогических технологий обучения дошкольников, способствующих речевому развитию дошкольников с учетом интеграции образовательных областей; организация совестной деятельности детей и взрослых |
Организация различных видов детской деятельности и культурных практик с детьми старшего дошкольного возраста, планирование и организация их самостоятельной деятельности в Центрах развития |
||||
Организация и проведение совестных для детей и взрослых тематических мероприятий, праздников и досугов: - Акция «Каждой пичужке – наша кормушка»; - Тематический праздник «День матери»; - Мероприятия, посвященные Дню защиты родителей; - Новогодний праздник; - Конкурс декоративно – прикладного творчества «Зимняя мастерская»; - Военно – спортивная игра «Зарничка». |
||||
Создание предметно – пространственной среды для организации самостоятельной деятельности детей |
Развитие предметно – пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО |
|||
Оформление информационных стендов для родителей (законных представителей) в группе |
Информирование родителей (законных представителей) по вопросам развития, образования и воспитания детей, сохранения их укрепления их здоровья |
|||
Подготовка и проведение с родителями воспитанников творческих мастер – классов очно и в видео формате |
Осуществление психолого – педагогической поддержки семьи |
|||
Участие взрослых и детей в конкурсных мероприятиях различного уровня |
01.11.2022 – 28.02.2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Организация совестной деятельности детей и взрослых |
|
Организация педагогического наблюдения за совместной деятельностью детей и взрослых, анализ текущих результатов |
01.11.2022 – 28.02.2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Получение текущей информации о ходе реализации Проекта, достижении поставленных целей и задач |
|
Заключительный этап |
Подведение результатов деятельности участников образовательных отношений по реализации проекта |
до 01.0.2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова |
Информационно – аналитическая справка о результатах деятельности |
Систематизация, обобщение и оформление результатов реализации проекта |
март, 2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Оформление пакета документов по реализации проекта |
|
Презентация педагогического опыта и полученных результатов педагогическому сообществу |
после 01.04.2023 |
Воспитатели группы З. И. Ахмедова Н.С. Христофорова, заместитель заведующего по ВМР Я. С. Лобова |
Презентация опыта, удостоверяющие документы (сертификаты, дипломы, грамоты, свидетельства о публикации) |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
‒ Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.
‒ Дети имеют представления о себе и семье, семейных и родственных отношениях; знают о том, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу; об особенностях проявления характерных мужских и женских качеств; умеют оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
‒ Дети имеют представления о социальных и профессиональных ролях, выполняемых взрослыми, правилах взаимоотношений взрослых и детей; в повседневной жизни с уважением относятся к старшим, к труду взрослых.
‒ В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют добрые чувства, эмоциональную отзывчивость; умеют различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывают это в своем поведении; с помощью взрослого применяют способы эмоциональной поддержки.
‒ Дети проявляют интерес и стремятся к участию в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
‒ Родители (законные представители) воспитанников компетентны в вопросах развития, образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста, делаться собственным опытом с педагогами и другими родителями.
‒ Родители (законные представители) воспитанников проявляют интерес и принимают активное участие в совместной образовательной деятельности с детьми, обращаются за помощью к педагогам группы.
‒ Родители (законные представители) воспитанников проявляют интерес к организации совместной творческой деятельности со свои ребенком, желание поделится результатом этой деятельности.
В заключении следует отметить, что представленный проект позволит педагогам достичь поставленных целей и эффективно решить задачи взаимодействия участников образовательных отношений (детей и взрослых). Во многом достижению планируемых результатов способствует проявление педагогами определенного уровня творчества.
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности и закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Поэтому неотъемлемым компонентом личности современного педагога является творчество, без которого невозможно выработать педагогическое мастерство - обязательную составляющую овладения педагогической профессией и её совершенствования.
1. Давыдова О. И., Богославец Л. Г.,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. — (Библиотека руководителя ДОУ)
3. Романова И. В. «Речевая культура диалога педагога с родителями» Учебно- методическое пособие - М.; Баласс, 2012. – 192 с.
4. Фадеева Е. И. «Семья и ДОО. Развиваем сотрудничество» М.; УЦ «Перспектива», 2015. – 112с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.