«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
Оценка 4.9

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

Оценка 4.9
Документация +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
11.01.2017
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка. Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстрировать и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность?
Вместе весело шагать (программа коррекции коммуникативных навыков).doc
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста) Составил:  педагог – психолог МБДОУ д/с № 24  «Звездочка» г. Пятигорска Командин Е.Н. Актуальность Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка   и   важнейшая   ее   часть   –   развитие   коммуникативности   ребенка,   т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь   каждого   человека   буквально   пронизана   контактами   с   другими людьми   Потребность   в   общении   –   одна   из   самых   важных   человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском   возрасте.   Без   полноценного   общения   ребенок   не   сможет   социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Проблема   развития   общения   сверстников   в   дошкольном   возрасте относительно молодая. Ее родоначальником был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30­ х   гг   привлек   внимание   детских   психологов   к   сверстнику,   как   к   важному фактору  и необходимому условию социального и психологического  развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается   большинством   психологов.   Значение   сверстника   в   жизни   ребенка вышло   далеко   за   пределы   преодоления   эгоцентризма   и   распространилось   на самые разные области его развития. Особую   важность   эта   проблема   приобретает   в   настоящее   время,  когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,   а   также   с   недостаточным   развитием   нравственно­эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного  ребенка  – это  телевизор   или  компьютер,  а  любимое  занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из­за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя   уязвленным   и   отвергнутым,   что   может   привести   к   эмоциональному неблагополучию:   снижению   самооценки,   возрастанию   робости   в   контактах, замкнутости,   формированию   тревожности,   или,   наоборот,   к   чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.   Доминирование   такого   отчужденного   отношения   к   сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника   со   сверстниками,   но   и   в   дальнейшем   может   принести   массу всевозможных проблем. Таким   образом,   формирование   коммуникативной   компетенции   ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики   и   психологии,   решение   которой   имеет   важное   значение   как   для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.  Пояснительная записка Настоящая   Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога­психолога. Составлена   на   основе   реализующих   задач   в   дошкольном   образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Поводом   для   составления   программы   занятий   послужило   увеличение обращений   педагогов   и   родителей   детей   с   различными   нарушениями: неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание   считаться   с   мнением   и   желанием   другого.   Это   происходит   не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику   трудно   «влезть   в   шкуру»   собеседника   и   почувствовать,   что испытывает другой. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка. Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстрировать   и  агрессивность,  либо  замкнутость  и  полную   пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их   людям,   их   потребностям,   обучать   совместному   поиску   взаимовыгодных решений   в   конфликтных   ситуациях,   поддерживать   стремление   все   время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.  Данная   программа   ориентирована   на   коррекционную   работу   с   детьми, имеющими различные нарушения в развитии эмоционально­коммуникативной сферы. Программа   коррекционных   занятий   составлена   с   учетом   данных диагностического обследования. Цикл практических занятий рассчитан на 19 часов (5 месяцев). Занятия проводятся с группой детей в количестве 8 – 10 человек два раза в неделю. Идеальный   вариант   –   одновозрастные   группы,   но   могут   быть   и разновозрастные группы. Продолжительность каждого занятия 30­40 мин. Цели программы:  оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения,  реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.  Задачи программы:  развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять,  потребности в общении;  развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах  поведения;  развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих  способностей;  формирование у детей положительного отношения к окружающим,  правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;  обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;  формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на  анализ собственного поведения. Решение   основных   задач   достигается   направленным   воздействием   на основные сферы личности дошкольника:  эмоционально­волевую   (за   счет   гармонизации   уровней   структуры базальной   аффективной   регуляции   и   усвоение   приемов   эмоциональной саморегуляции);  когнитивную   (за   счет   обучения   теоретическому   обобщению   и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);  поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);  двигательную (за счет развития навыков психомоторики). Методы и приемы, используемые в программе:  словесные и подвижные игры на взаимодействие;  ролевое   проигрывание   моделей   желательного   поведения   в   различных жизненных ситуациях;  психогимнастика (имитационные игры);  арт­терапия (свободное и тематическое рисование);  телесно­ориентированная терапия;  сказкотерапия;  метафорические этюды­релаксации;  беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;  проигрывание проблемных ситуаций;  релаксация;  функциональная музыка; Критерии эффективности программы: 1. Сформированность   навыка   рефлексии,   т.е.   умения   понимать   свое   и окружающих людей эмоциональное состояние. 2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов выражения собственных эмоций. 3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях. 4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении. 5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в себе и своих силах. 6. Сформированность навыков совместной деятельности. Структура занятий: 1. Ритуал приветствия. 2. Разминка. 3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).  4. Подведение итогов. 5. Ритуал прощания. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Для   повышения   эффективности   психокоррекционного   процесса   желательно соблюдать  следующую последовательность этапов: I  ­й этап – диагностический. Цель: изучение эмоционально­коммуникативной сферы ребенка. Диагностика:  Анкетирование родителей.  Опросник   для   воспитателей   «Преобладание   ситуационно­ личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».  Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).  Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).  Проективная методика «Дом­Дерево­Человек» (Дж. Бук).  Социометрия. II   ­й этап – информационный.  Цель:   информирование   и   консультация   родителей   и   педагогов образовательного   учреждения   о   имеющихся   нарушениях   в   эмоционально­ коммуникативной сфере детей и необходимости психокоррекционной работы.  ­й этап – практический. III  Цель: профилактика и коррекция эмоционально­коммуникативной сферы ребенка. IV  Цель: определение эффективности коррекционной работы.  ­й этап – контрольный. Литература: 1. Александров   А.А.   Психодиагностика   и   психокоррекция.   –   СПб.: Питер, 2008. 2. Воропаева   И.П.   Коррекция   эмоциональной   сферы   младших школьников. – М., 1993. 3. Ганичева     И..   подходы   к психокоррекционной   и   развивающей   работе   с  детьми   5­7  лет.  –  М.: Книголюб, 2004.   Телесно­ориентированные 4. Данилина Т.А.  В мире детских эмоций. – М.: Айрис­пресс, 2004. 5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г. 6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998. 7. Зинкевич   –   Евстигнеева   Т.Д.   Практикум   по   сказкотерапии.   –   СПб.: Речь, 2000 г. 8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У­ Фактория, 2004. 9. Крюкова   С.В.   Удивляюсь,   злюсь,   боюсь,   хвастаюсь   и   радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003. 10.Лютова   Е.К.,   Монина   Г.Б.  Тренинг   эффективного   взаимодействия   с детьми. – СПб., 2000 г. 11.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 1998. 12.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г. 13.  Тренинг   по   сказкотерапии   /под   ред.   Т.Д,   Зинкевич­Евстигнеевой.­ Спб.: Речь, 2000 г. 14.Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4­х томах. – М.: Генезис, 1998 г. 15.Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3­9 лет. – М.: Генезис, 2003. 16.Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004. 17.Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г. 18.Чистякова   М.И.   Психогимнастика.   /под   ред.   М.М.   Буянова.   –   М.: Просвещение, 1990. 19.Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000. 20.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цели и задачи Содержание ­ упр. «Я­единственный на  планете». ­ знакомство с понятиями  «внутренний мир», «эмоции». ­ упр. «Что я люблю». ­ упр. «Угадай по голосу». ­ формирование  представлений о собственном  я;  ­ анализ представлений о  собственном «я» через анализ  художественных  произведений; ­ выражение собственного «я»  художественными средствами; ­ переживание собственного  «я», выражение его в  поведении; ­ упр. «Принятие правил»; ­ игра «Испорченный  телефон»; ­ игра «Колечко». № п/п 1 Тема занятия «Я –  единственный на  планете» 2 «Кто я – какой  я» ­ повышение активности детей; ­ знакомство детей друг с другом; ­ знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ формирование представлений о собственном я; ­   ощущение   собственного   «я»,   выражение   его художественными средствами, в поведении; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; 3 «Развитие  эмоциональной  сферы» ­ повышение активности детей; ­ знакомство детей друг с другом; ­   знакомство   с   основными   правилами   проведения тренинга; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; 4 «Наши имена» 5  «Ассоциации» 6 «Уверенность –  неуверенность» 7 «Моя семья» 8 «Волшебная  страна чувств» 9 «Удивительный  мир эмоций и  чувств» 10 «Я дарю тебе  ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ идентификация себя со своим именем; ­ формирование позитивного отношения к своему «Я»; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ знакомство детей друг с другом; ­ знакомство с понятием: ассоциации; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­   формирование   представлений   об   уверенности   и неуверенности; ­   анализ   проявления   уверенности   и   неуверенности   в художественных произведениях; ­ эмоциональное переживание состояний уверенности и   неуверенности,   выражение   их   в   поведении   и художественными средствами; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ повышение активности детей; ­   формирование   чувства   принадлежности   к   своей семье, позитивного отношения к своей семье; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ закрепление знаний об эмоциях; ­ развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ знакомство детей с эмоциями; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; ­ развитие выразительности жестов; ­ снятие психомышечного напряжения; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ упр. «Мои ассоциации»; ­ «Сказка об имени» (И.В.  Вачков); ­ упр. «Сравни предметы»; ­ знакомство с понятием  «Ассоциации»; ­ упр. «Рисуем ассоциации»; ­ актуализация представлений; ­ анализ проявления  уверенности и неуверенности в художественных  произведениях; ­ ощущение состояний  уверенности и неуверенности,  выражение их  художественными средствами; ­ эмоциональное переживание  состояний уверенности и  неуверенности, выражение их  в поведении; ­ беседа «Ромашка имен»; ­ сказка «Мама для  мамонтенка»; ­ игра «Верно­неверно»; ­ рисование «Моя семья». ­ сказка «Волшебная Страна  Чувств» (авторская); ­ упр. «Я­единственный на  планете»; ­ сказка «Домовые»; ­ беседа «Что такое  настроение»; ­ релаксационное упражнение  «Воздушный шарик»; ­ упр. «Собери эмоцию»; радость» 11 «Что такое  радость?» 12 «Радость –  огорчение» ­ знакомство детей друг с другом; ­ знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого; ­ снятие психомышечного напряжения. ­ повышение активности детей; ­ развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством пантомимики; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого; ­ снятие психомышечного напряжения. ­ повышение активности детей; ­ формирование представлений о радости и огорчении; ­   ощущение   радости   и   огорчения,   выражение   их художественными средствами и в поведении; ­   эмоциональное   переживание   состояния   радости   и огорчения; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого; ­ снятие психомышечного напряжения. 13 «Хвастовство» 14 «Дружелюбие  ­  враждебность» 15 «Мальчик,  который не умел  играть» 16 «Капризка»  ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­   формирование   представлений   о   дружелюбии   и враждебности; ­   анализ   проявления   дружелюбия   и   враждебности   в художественных произведениях; ­ ощущение состояний дружбы и вражды, выражение их художественными средствами и в поведении; ­   эмоциональное   переживание   дружелюбия   и враждебности; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ снятие психомышечного напряжения. ­ повышение активности детей; ­ показать значение внимательности, соблюдения норм в общении между людьми; ­ знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ разрядка агрессивных импульсов; ­ актуализация и коррекция упрямства; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ упр. «Солнечный зайчик». ­ беседа «Что такое радость?»; ­ этюд «Кто так радуется?»; ­ психогимнастика «Ручеек  радости». ­ актуализация представлений; ­ анализ радости и огорчения в художественных  произведениях; ­ ощущение радости и  огорчения, выражение их  художественными средствами; ­ эмоциональное переживание  радости и огорчения через  позиции других людей; ­ игра «Бывает – не бывает». ­ упр. «Да, я такой»; ­ сказка «Приключения  новогодней мишуры»; ­ беседа о хвастовстве и  неискреннем поведении. ­ актуализация представлений; ­ анализ проявления  дружелюбия и враждебности в  художественных  произведениях; ­ анализ дружелюбия и  враждебности на основе  рассматривания иллюстраций; ­ анализ проявления  дружелюбия и враждебности в  близком окружении ребенка. ­ игра «Ответить – не  ответить»; ­ сказка «Мальчик, который не умел играть» (С.А. Черняева ); ­ рисование по сюжету сказки; ­ беседа «Когда я был  упрямым»; ­ игра «Волшебный круг»; ­ сказка про лошадку; ­ рисование «Мои капризки» ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения; ­ коррекция негативных поведенческих реакций; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ научить детей отреагированию эмоций в конфликте; ­ формировать адекватные формы поведения; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ разрядка вербальной агрессии; ­ коррекция страхов; ­ релаксация; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ развитие эмпатии; ­   вскрытие   и   обсуждение   проблемы   понимания человека человеком; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ повышение активности детей; ­ знакомство с эмоцией страха; ­   учить   распознавать,   изображать   и   отреагировать имеющиеся страхи; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ создание положительного эмоционального фона; ­ снятие психического напряжения; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ устранение страхов ­ повышение активности детей; ­ коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ упр. «Волшебная подушка». ­ упр. «Я – единственный на  планете»; ­ сказка «Слоненок с  шариками» (авторская); ­ рисование по сюжету сказки; ­ упр. «Ласковый дождик». ­ упр. «Я – единственный на  планете»; ­ сказка «Ссора» (авторская); ­ упр. «Ситуации»; ­ игра «Ругаемся овощами»; ­ игра «Рассмеши меня»; ­ упр. «Я – единственный на  планете»; ­ сказка «Коряга» (А.Х.  Попова); ­ упр. «Общий рисунок» ­ упр. «Знакомство с эмоцией  страха»; ­ игра «Живая шляпа»; ­ упр. «Что нам делать с этим  чувством?» ­ игра «Круговая беседа»; ­ рассказ «Один дома»; ­ мозговой штурм «Как  побороть страх?»; ­ рисование страха; ­ упр. «Воспитай свой страх»; ­ упр. «Самолет». ­ игра «Пчелка в темноте»; ­ рисовании е «Пчелка в  темноте»; ­ этюд «В лесу»; ­ упр. «Тропический остров». ­ анализ эмоции гнева в  17 «Слоненок с  шариками» 18 «Ссора» 19 «Смешные  клоуны» 20 «Коряга» 21 «Страх» 22 «Маленький  храбрец» 23 «Пчелка в  темноте» 24 «Гнев» учить   различать   эмоцию   по   схематическому ­ познакомить детей с эмоцией гнева; ­   изображению; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ снятие психомышечного напряжения. ­ повышение активности детей; ­   продолжать   учить   детей   распознавать   у   себя   и   у других эмоцию гнева; ­ продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние,   используя   различные   выразительные средства; ­ обучать приемам регуляции и саморегуляции; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­   формирование   умения   понимать   эмоции   других людей; ­ познакомить с эмоцией грусти; ­ развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ познакомить детей с эмоцией удивления; ­   продолжать   учить   определять   эмоциональное состояние других людей; ­ развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; ­ тренировать умение владеть своими эмоциями; ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное произведении К. Чуковского  «Мойдодыр»; ­ рисование гнева; ­ упр. «Что нам делать с этим  чувством?» ­ упр. «Я – единственный на  планете»; ­ рассказ «История про  Танечку и Ванечку»; ­ рисование по сюжету  рассказа. ­ упр. «Я – единственный на  планете»; ­ истории про Обидку и  Грустинку; ­ рисование героев рассказа; ­ игра «Волшебный стул»; ­ упр. «Спаси птенца» ­ рассказ «Удивленные  гномы»; ­ рисование удивления; ­ сказка «Жадный кармашек»; ­ беседа «Что такое жадность  и кого можно назвать  жадным»; ­ упр. «Доброе животное» ­ упр. «Да, я такой»; ­ игра «Встаньте все те,  кто…»; ­ беседа «Я и другие» ­ игра «Клеевой дождик» ­ упр. «Релаксация» ­ упр. «Взаимное  цитирование»; ­ игра «Гвалт»; ­ игра «Избушка на курьих  ножках»; ­ игра «Если бы…» ­ упр. «Рукопожатие по  кругу»; ­ упр. «Взаимное  цитирование»; ­ притча «Ворона и павлин» ­ игра «Мир без тебя»; ­ игра «Похвались соседом». ­ упр. «Взаимное  цитирование»; ­ сказка «Мафин и паук»; ­ упр. «Никто один не будет» 25 «Как преодолеть гнев?» 26 «Грустинка и  Обидка» 27 «Удивление» 28 «Жадный  кармашек» 29 «Я и другие» 30 «Я и другие – 2» 31 «Я и другие – 3» 32 «Я глазами  других» 33 «Вместе  веселей» 34 «Вместе веселей  – 2» 35 «Вместе скучно  нам не будет» 36 «Вместе скучно  нам не будет –  2» 37 «Затейники» 38 «Царевна­ лягушка» состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   организаторских   и   коммуникативных навыков; ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   организаторских   и   коммуникативных навыков; ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­   развитие   умения   понимать   свое   эмоциональное состояние; ­ развитие умения распознавать чувства другого. ­ повышение активности детей; ­ повышение самооценки ребенка; ­ развитие коммуникативных навыков; ­ воспитание экологической культуры. ИТОГО – 19 часов ­ игра «Человек и тень» ­ игра «Внутри круга» ­ игра «Отгадаем загадку» ­ упр. «Звездочка» ­ игра «Башня» ­ игра «Три богатыря» ­ упр. «Добрые слова» ­ игра «Курочка и цыплята» ­ рисование парами ­ игра «Кто первый у  флажка?»; ­ упр. «Сочиним сказку»; ­ упр. «Подари цветок». ­ упр. «Затейники»; ­ релаксация; ­ рисование «Мои облака» ­ игра «Лягушкой была даже  царевна»; ­ игра «Лягушачий хор»; ­ этюд «Лягушата»

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)

«Вместе весело шагать» (коррекционная программа  коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017