«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
Оценка 4.9
Документация +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
11.01.2017
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстрировать и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность?
Вместе весело шагать (программа коррекции коммуникативных навыков).doc
«Вместе весело шагать»
(коррекционная программа
коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста)
Составил:
педагог – психолог МБДОУ д/с № 24
«Звездочка» г. Пятигорска
Командин Е.Н. Актуальность
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация
ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, т.е.
умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими
людьми Потребность в общении – одна из самых важных человеческих
потребностей.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в
детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально
адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии
и формировании личности в целом.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте
относительно молодая. Ее родоначальником был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30
х гг привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному
фактору и необходимому условию социального и психологического развития
ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка
признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка
вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на
самые разные области его развития.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда
нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу.
Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере
общения, а также с недостаточным развитием нравственноэмоциональной
сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания,
«технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для
современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие –
просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не
только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их
ощущений.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими
изза неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует
себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному
неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах,
замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной
агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем
«Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от
других. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение
дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу
всевозможных проблем.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка
дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной
педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение как для
каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями
Министерства образования к обязательной документации педагогапсихолога.
Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном
учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного
и полноценного психического развития каждого ребенка.
Поводом для составления программы занятий послужило увеличение
обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями:
неуверенность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений, низкий статус
в группе сверстников, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки,
нежелание считаться с мнением и желанием другого. Это происходит не
потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему
дошкольнику трудно «влезть в шкуру» собеседника и почувствовать, что
испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей
степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных
особенностей самого ребенка.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть
эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо
демонстрировать и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность?
Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим
их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных
решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время
оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и
позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является
условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми,
имеющими различные нарушения в развитии эмоциональнокоммуникативной
сферы.
Программа коррекционных занятий составлена с учетом данных
диагностического обследования.
Цикл практических занятий рассчитан на 19 часов (5 месяцев). Занятия
проводятся с группой детей в количестве 8 – 10 человек два раза в неделю.
Идеальный вариант – одновозрастные группы, но могут быть и
разновозрастные группы. Продолжительность каждого занятия 3040 мин.
Цели программы:
оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение
искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения,
реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи программы:
развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять,
потребности в общении;
развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах
поведения;
развитие навыков адекватного поведения, воображения и творческих
способностей;
формирование у детей положительного отношения к окружающим,
правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;
формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на
анализ собственного поведения.
Решение основных задач достигается направленным воздействием на
основные сферы личности дошкольника:
эмоциональноволевую (за счет гармонизации уровней структуры
базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной
саморегуляции);
когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и
практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил
социального поведения);
двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Методы и приемы, используемые в программе:
словесные и подвижные игры на взаимодействие;
ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных
жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры);
арттерапия (свободное и тематическое рисование);
телесноориентированная терапия;
сказкотерапия;
метафорические этюдырелаксации;
беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
проигрывание проблемных ситуаций;
релаксация;
функциональная музыка;
Критерии эффективности программы:
1. Сформированность навыка рефлексии, т.е. умения понимать свое и
окружающих людей эмоциональное состояние.
2. Умение управлять своими эмоциями и чувствами и знание способов
выражения собственных эмоций.
3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
4. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему
взаимопониманию при общении.
5. Повышение уровня самооценки и самоконтроля, уровня уверенности в
себе и своих силах.
6. Сформированность навыков совместной деятельности.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения,
направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков).
4. Подведение итогов.
5. Ритуал прощания.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно
соблюдать следующую последовательность этапов:
I й этап – диагностический.
Цель: изучение эмоциональнокоммуникативной сферы ребенка.
Диагностика:
Анкетирование родителей.
Опросник для воспитателей «Преобладание ситуационно
личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей».
Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Проективная методика «ДомДеревоЧеловек» (Дж. Бук). Социометрия.
II й этап – информационный.
Цель: информирование и консультация родителей и педагогов
образовательного учреждения о имеющихся нарушениях в эмоционально
коммуникативной сфере детей и необходимости психокоррекционной работы.
й этап – практический.
III
Цель: профилактика и коррекция эмоциональнокоммуникативной сферы
ребенка.
IV
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
й этап – контрольный.
Литература:
1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.:
Питер, 2008.
2. Воропаева И.П.
Коррекция эмоциональной сферы младших
школьников. – М., 1993.
3. Ганичева
И..
подходы к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми 57 лет. – М.:
Книголюб, 2004.
Телесноориентированные
4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айриспресс, 2004.
5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. –
М., 1999 г.
6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками. М.: Владос, 1998.
7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:
Речь, 2000 г.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У
Фактория, 2004.
9. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. – СПб., 2000 г.
11.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.:
ЛИНКАПРЕСС, 1998.
12.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
13. Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, ЗинкевичЕвстигнеевой.
Спб.: Речь, 2000 г. 14.Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4х томах. – М.:
Генезис, 1998 г.
15.Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 39 лет. –
М.: Генезис, 2003.
16.Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – М.: Генезис, 2004.
17.Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002
г.
18.Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред. М.М. Буянова. – М.:
Просвещение, 1990.
19.Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2000.
20.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери
СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цели и задачи
Содержание
упр. «Яединственный на
планете».
знакомство с понятиями
«внутренний мир», «эмоции».
упр. «Что я люблю».
упр. «Угадай по голосу».
формирование
представлений о собственном
я;
анализ представлений о
собственном «я» через анализ
художественных
произведений;
выражение собственного «я»
художественными средствами;
переживание собственного
«я», выражение его в
поведении;
упр. «Принятие правил»;
игра «Испорченный
телефон»;
игра «Колечко».
№
п/п
1
Тема занятия
«Я –
единственный на
планете»
2
«Кто я – какой
я»
повышение активности детей;
знакомство детей друг с другом;
знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
формирование представлений о собственном я;
ощущение собственного «я», выражение его
художественными средствами, в поведении;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
3
«Развитие
эмоциональной
сферы»
повышение активности детей;
знакомство детей друг с другом;
знакомство с основными правилами проведения
тренинга;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние; 4
«Наши имена»
5
«Ассоциации»
6
«Уверенность –
неуверенность»
7
«Моя семья»
8
«Волшебная
страна чувств»
9
«Удивительный
мир эмоций и
чувств»
10
«Я дарю тебе
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
идентификация себя со своим именем;
формирование позитивного отношения к своему «Я»;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
знакомство детей друг с другом;
знакомство с понятием: ассоциации;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
формирование представлений об уверенности и
неуверенности;
анализ проявления уверенности и неуверенности в
художественных произведениях;
эмоциональное переживание состояний уверенности
и неуверенности, выражение их в поведении и
художественными средствами;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
повышение активности детей;
формирование чувства принадлежности к своей
семье, позитивного отношения к своей семье;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
закрепление знаний об эмоциях;
развитие умения с помощью изобразительных средств
выражать свои чувства;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
знакомство детей с эмоциями;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развивать умение правильно выражать свои эмоции и
чувства посредством мимики;
развитие выразительности жестов;
снятие психомышечного напряжения;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
упр. «Мои ассоциации»;
«Сказка об имени» (И.В.
Вачков);
упр. «Сравни предметы»;
знакомство с понятием
«Ассоциации»;
упр. «Рисуем ассоциации»;
актуализация представлений;
анализ проявления
уверенности и неуверенности в
художественных
произведениях;
ощущение состояний
уверенности и неуверенности,
выражение их
художественными средствами;
эмоциональное переживание
состояний уверенности и
неуверенности, выражение их
в поведении;
беседа «Ромашка имен»;
сказка «Мама для
мамонтенка»;
игра «Верноневерно»;
рисование «Моя семья».
сказка «Волшебная Страна
Чувств» (авторская);
упр. «Яединственный на
планете»;
сказка «Домовые»;
беседа «Что такое
настроение»;
релаксационное упражнение
«Воздушный шарик»;
упр. «Собери эмоцию»; радость»
11
«Что такое
радость?»
12
«Радость –
огорчение»
знакомство детей друг с другом;
знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого;
снятие психомышечного напряжения.
повышение активности детей;
развитие умения правильно выражать свои эмоции и
чувства посредством пантомимики;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого;
снятие психомышечного напряжения.
повышение активности детей;
формирование представлений о радости и огорчении;
ощущение радости и огорчения, выражение их
художественными средствами и в поведении;
эмоциональное переживание состояния радости и
огорчения;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое
эмоциональное состояние;
развитие умения распознавать чувства другого;
снятие психомышечного напряжения.
13
«Хвастовство»
14
«Дружелюбие
враждебность»
15
«Мальчик,
который не умел
играть»
16
«Капризка»
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
формирование представлений о дружелюбии и
враждебности;
анализ проявления дружелюбия и враждебности в
художественных произведениях;
ощущение состояний дружбы и вражды, выражение
их художественными средствами и в поведении;
эмоциональное переживание дружелюбия и
враждебности;
развитие коммуникативных навыков;
снятие психомышечного напряжения.
повышение активности детей;
показать значение внимательности, соблюдения норм
в общении между людьми;
знакомство с понятиями: жесты, мимика, интонация;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
разрядка агрессивных импульсов;
актуализация и коррекция упрямства;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
упр. «Солнечный зайчик».
беседа «Что такое радость?»;
этюд «Кто так радуется?»;
психогимнастика «Ручеек
радости».
актуализация представлений;
анализ радости и огорчения в
художественных
произведениях;
ощущение радости и
огорчения, выражение их
художественными средствами;
эмоциональное переживание
радости и огорчения через
позиции других людей;
игра «Бывает – не бывает».
упр. «Да, я такой»;
сказка «Приключения
новогодней мишуры»;
беседа о хвастовстве и
неискреннем поведении.
актуализация представлений;
анализ проявления
дружелюбия и враждебности в
художественных
произведениях;
анализ дружелюбия и
враждебности на основе
рассматривания иллюстраций;
анализ проявления
дружелюбия и враждебности в
близком окружении ребенка.
игра «Ответить – не
ответить»;
сказка «Мальчик, который не
умел играть» (С.А. Черняева );
рисование по сюжету сказки;
беседа «Когда я был
упрямым»;
игра «Волшебный круг»;
сказка про лошадку;
рисование «Мои капризки» развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
коррекция у детей нежелательных черт характера и
поведения;
коррекция негативных поведенческих реакций;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
научить детей отреагированию эмоций в конфликте;
формировать адекватные формы поведения;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
разрядка вербальной агрессии;
коррекция страхов;
релаксация;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
развитие эмпатии;
вскрытие и обсуждение проблемы понимания
человека человеком;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
повышение активности детей;
знакомство с эмоцией страха;
учить распознавать, изображать и отреагировать
имеющиеся страхи;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
создание положительного эмоционального фона;
снятие психического напряжения;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
устранение страхов
повышение активности детей;
коррекция боязни темноты, замкнутого пространства,
высоты;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
упр. «Волшебная подушка».
упр. «Я – единственный на
планете»;
сказка «Слоненок с
шариками» (авторская);
рисование по сюжету сказки;
упр. «Ласковый дождик».
упр. «Я – единственный на
планете»;
сказка «Ссора» (авторская);
упр. «Ситуации»;
игра «Ругаемся овощами»;
игра «Рассмеши меня»;
упр. «Я – единственный на
планете»;
сказка «Коряга» (А.Х.
Попова);
упр. «Общий рисунок»
упр. «Знакомство с эмоцией
страха»;
игра «Живая шляпа»;
упр. «Что нам делать с этим
чувством?»
игра «Круговая беседа»;
рассказ «Один дома»;
мозговой штурм «Как
побороть страх?»;
рисование страха;
упр. «Воспитай свой страх»;
упр. «Самолет».
игра «Пчелка в темноте»;
рисовании е «Пчелка в
темноте»;
этюд «В лесу»;
упр. «Тропический остров».
анализ эмоции гнева в
17
«Слоненок с
шариками»
18
«Ссора»
19
«Смешные
клоуны»
20
«Коряга»
21
«Страх»
22
«Маленький
храбрец»
23
«Пчелка в
темноте»
24
«Гнев» учить различать эмоцию по схематическому
познакомить детей с эмоцией гнева;
изображению;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
снятие психомышечного напряжения.
повышение активности детей;
продолжать учить детей распознавать у себя и у
других эмоцию гнева;
продолжать учить выражать заданное эмоциональное
состояние,
используя различные выразительные
средства;
обучать приемам регуляции и саморегуляции;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения распознавать чувства другого.
формирование умения понимать эмоции других
людей;
познакомить с эмоцией грусти;
развивать способность выражать эмоции вербально и
невербально;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
познакомить детей с эмоцией удивления;
продолжать учить определять эмоциональное
состояние других людей;
развивать способность выражать эмоции вербально и
невербально;
тренировать умение владеть своими эмоциями;
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
произведении К. Чуковского
«Мойдодыр»;
рисование гнева;
упр. «Что нам делать с этим
чувством?»
упр. «Я – единственный на
планете»;
рассказ «История про
Танечку и Ванечку»;
рисование по сюжету
рассказа.
упр. «Я – единственный на
планете»;
истории про Обидку и
Грустинку;
рисование героев рассказа;
игра «Волшебный стул»;
упр. «Спаси птенца»
рассказ «Удивленные
гномы»;
рисование удивления;
сказка «Жадный кармашек»;
беседа «Что такое жадность
и кого можно назвать
жадным»;
упр. «Доброе животное»
упр. «Да, я такой»;
игра «Встаньте все те,
кто…»;
беседа «Я и другие»
игра «Клеевой дождик»
упр. «Релаксация»
упр. «Взаимное
цитирование»;
игра «Гвалт»;
игра «Избушка на курьих
ножках»;
игра «Если бы…»
упр. «Рукопожатие по
кругу»;
упр. «Взаимное
цитирование»;
притча «Ворона и павлин»
игра «Мир без тебя»;
игра «Похвались соседом».
упр. «Взаимное
цитирование»;
сказка «Мафин и паук»;
упр. «Никто один не будет»
25
«Как преодолеть
гнев?»
26
«Грустинка и
Обидка»
27
«Удивление»
28
«Жадный
кармашек»
29
«Я и другие»
30
«Я и другие – 2»
31
«Я и другие – 3»
32
«Я глазами
других» 33
«Вместе
веселей»
34
«Вместе веселей
– 2»
35
«Вместе скучно
нам не будет»
36
«Вместе скучно
нам не будет –
2»
37
«Затейники»
38
«Царевна
лягушка»
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие организаторских и коммуникативных
навыков;
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие организаторских и коммуникативных
навыков;
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать свое эмоциональное
состояние;
развитие умения распознавать чувства другого.
повышение активности детей;
повышение самооценки ребенка;
развитие коммуникативных навыков;
воспитание экологической культуры.
ИТОГО – 19 часов
игра «Человек и тень»
игра «Внутри круга»
игра «Отгадаем загадку»
упр. «Звездочка»
игра «Башня»
игра «Три богатыря»
упр. «Добрые слова»
игра «Курочка и цыплята»
рисование парами
игра «Кто первый у
флажка?»;
упр. «Сочиним сказку»;
упр. «Подари цветок».
упр. «Затейники»;
релаксация;
рисование «Мои облака»
игра «Лягушкой была даже
царевна»;
игра «Лягушачий хор»;
этюд «Лягушата»
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
«Вместе весело шагать» (коррекционная программа коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.