Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"
Оценка 4.9

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
02.04.2018
Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"
Как мы привыкли решать конфликты? Каждый по своему. Но всё равно ребёнок не всегда будет до конца откровенен со взрослым. А у взрослого не всегда хватает времени, чтобы во всём до конца разобраться. Существует альтернативный способ решения этой проблемы. Это создание школьной службы примирения. Школьная служба примирения: • структурное подразделение образовательной организации; • объединение обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"
ДЕНИСЮК Л. В. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ШСП МБОУ СШ №59 МЕДИАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ КРУГИ СООБЩЕСТВ.docx
«Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ №  59  медиативной процедуры «Круги сообщества» Денисюк Лариса Валентиновна,               педагог­психолог, учитель начальных классов                       МБОУ СШ № 59, город Архангельск Как мы привыкли решать конфликты?  В случае возникновения конфликтов участники применяют силу (или угрозы применения силы), либо обращаются к администрации школы,  в правоохранительные органы. В результате с одной стороны   часто   конфликт   не   получает   действительного   решения,   в   котором   все   стороны чувствуют,   что   справедливость   восстановлена.   С   другой   стороны,   подростки   не   приобретают способность   самим   решать   конфликты   ненасильственными   методами,   поскольку   решение конфликтов   перекладывается   на   специалистов.   Как   показывают   ситуации   правонарушений   и конфликтов в школе, подросткам часто не хватает способности к решению конфликтов путем переговоров. А у взрослого не всегда хватает времени, чтобы во всём до конца разобраться. Существует   альтернативный   способ   решения   этой   проблемы.   Это   создание   школьной   службы примирения. Школьная служба примирения: структурное подразделение образовательной организации;  объединение обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса. • • Деятельность   службы   примирения   зафиксирована   в   документах,   утвержденных   руководителем образовательной организации: Приказ о создании ШСП, Положение о службе примирения, иные локальные акты. История развития ШСП в МБОУ СШ № 59 1. Создана в 2012 году; 2.Состав: куратор, педагог­медиатор; 3.В 2016, 2017 годах проведено: 11 медиаций и 8 Кругов сообществ Этапы внедрения ШСП: • • ПЕРВЫЙ ЭТАП – диагностический (выявление конфликтов, анкетирование педагогов и школьников).  ВТОРОЙ   ЭТАП   –   организационный   (формирование   группы   учителей,   социальных педагогов, школьных психологов, администраторов с целью последующего их обучения). • • ТРЕТИЙ ЭТАП – учебно­методический (обучение администраторов, педагогов навыкам ведения переговоров и отбора случаев для процедуры медиации). ЧЕТВЕРТЫЙ   ЭТАП   –   инновационный   (внедрение   медиации   в   школе,   начало   работы школьной службы примирения).  Виды восстановительных программ в МБОУ СШ № 59: • Медиация ( в том числе и челночная) • Круги сообщества КРУГИ СООБЩЕСТВА Традиционно   Круги   развивались   в   Северной   Америке,   поскольку   коренные   народы   этой территории американские индейцы решали свои споры и проблемы, садясь в круг для открытой и равной беседы. Но традиция обсуждать проблемы вместе, сообща, есть, наверное, у всех народов. «Можно   вспомнить   трипольскую   культуру,   которая   очень   уважительно   относилась   к   кругу: обычаи скифов, которые передавали по кругу братину, обычно это была чаша, от старшего к младшему, выражая по очереди пожелания и благодарности друг другу. Позднее круги стали использоваться в Сечи, когда важное собрание казаков, а именно военные совещания, проходили в виде   круга.   Такие   события   засвидетельствованы   документальными   источниками.   Существуют такие воспоминания: "Старшины, выходя на середину, становились на площади в ряд, один за одним, по старшинству своих чинов (…) Братство становилось за куренными атаманами вокруг церкви, начиная правый фланг от кошевого и заканчивая левый фланг возле военного есаула, создавая   в   целом   огромный   казацкий   круг"   (Д.Яворницкий,   История   запорожских   казаков). Особенностью проведения круга среди казаков было то, что обсуждение в нем длилось столько, пока общество не приходило к консенсусу, который удовлетворял бы всех его членов». В современной цивилизации, особенно в крупных городах, все меньше остается возможностей для подобного взаимодействия людей. Мы не можем перенести в города опыт общин, но мы можем на их   основе   поддерживать   и  развивать   круги   как  форму   укрепления   сообществ   в   современных условиях. Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления   пострадавшего   (когда   не   требуется   решение),   по   ситуациям   правонарушения несовершеннолетних.   В   Круге   принимают   участие   только   те,   кого   так   или   иначе   затронула проблема   и   кто   готов   прикладывать   усилия   для   ее   решения.   Со   всеми   приглашенными обязательно   проводится   предварительная   встреча,   где   рассказывается   смысл   и   цели   Круга сообщества,   его   правила,   тема   обсуждения.   Участие   в   Круге   только   добровольное.   Без подготовки   участников   на   таких   предварительных   встречах,   без   признания   актуальности обсуждаемой   проблемы   всеми   участниками   Круга   и   соблюдении   принципа   добровольности повышается риск, что обсуждаемый конфликт  вспыхнет на Кругу с новой силой. Основные правила встречи в Круге, роль хранителя, церемонии открытия и закрытия в Круге, использование символа слова, этапы работы по подготовке и проведению Круга подробно описаны в   сборнике   методических   материалов   «В   помощь   школьным   службам   примирения»   ГБУ   АО «Центр «Надежда»» ( 2016 год).   «Круги   сообщества»   –   востребованная   восстановительная   программа   для   всех   участников образовательного   процесса,   так   как   снимает   негативные   эмоции,   дает   возможность   каждому высказаться   и   быть   услышанным,   принять   решения,   которые   бы   всех   устраивали,   разделить ответственность за происходящее.  Важно до начала проведения Кругов  на предварительной встрече более четко проговаривать цели Круга   и   работать   с   ожиданиями   заказчиков.  Но   иногда     возникают   проблемы,   связанные   с созданием условий для актуализации и осмысления ценностей участников  (3­й  этап работы). Круги сообществ в основном проходили с учащимися  начальных  классов. В этом возрастном периоде   есть   специфические   проблемы,   соответственно,   способы   психологического   и педагогического воздействия при работе с ними. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего типа и внимания, приходят в школу прямо из рук любящих родителей, бабушек   и   дедушек.   Те   же,   кто   приходит   в   школу   из   детского   сада,   страдают   от   смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребёнок легко   устанавливает   новые   привязанности.   В   то   же   время   детям   необходимо   учиться воспринимать  другого человека как сложную целостность, видеть и принимать в нём не только хорошее. Необходимо  научиться строить отношения друг с другом и со взрослыми реалистично.  Многие дети очень закрыты, и вызвать  их на разговор трудно, а иногда и невозможно. Исходя из этого, возникает много вопросов: как организовать конструктивное обсуждение на Круге. Тогда на помощь приходит программа формирования психологического здоровья «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаевой. Через сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок,   проецируются   на   реальные   школьные   проблемы,   ребёнок   получает   возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными проблемами.   В   результате   дети   адекватно   анализируют   свои   проблемы,   генерируют положительные эмоции, создают ситуации для позитивных проявлений в общении детей друг с другом. Если темой Круга являются взаимоотношения между учащимися, то необходимо, чтобы в этом классе   после   Круга   проводились   занятия   по   конструктивному   общению   с   целью   закрепить положительные   изменения,   произошедшие   во   время   проведения   Круга.   В   идеале   необходимо провести «Круг сообщества» и с родителями учащихся. Занятия можно проводить по программе формирование психологического здоровья «Тропинка к своему Я» О.В.Хухлаевой. Программа рассчитана на 72 часа для  учащихся начальной школы. В программе рассматриваются темы: 1.Мои чувства; 2.Чем люди отличаются друг от друга; 3.Какой Я­ Какой Ты; 4.Я и моя школа; 5.Я и мои родители; 6.Я и мои друзья; 7.Что такое сотрудничество; 8.Кто я? Мои силы, мои возможности; 9.Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно. Показателем   успешности   таких   занятий   является   в   первую   очередь   налаженная   атмосфера свободного,   раскованного   общения   детей   друг   с   другом   и    со   взрослыми.   Дети   привыкают говорить о себе, о своих чувствах, желаниях, проблемах доверительно и открыто. Дети должны быть уверены, что их искренность не повредит им, не будет осмеяна, не повлечёт за собой никаких и   негативных   оценок,   и   только   тогда   появится   возможность   постепенного   перерастания доверительных отношений в сферу обычных школьных и домашних взаимодействий. Цикл занятий, как правило, состоит из следующих этапов и фаз:  Этапы Формы проведения Этап 1: определение пригодности Выбор членов Совета Круга Этап 2: подготовка участников к  Встречи с возможными участниками  Круга Круг­интервью, Круг рассмотрения заявки встрече в Круге Круг группы поддержки Круг примирения Круг обсуждения результатов Этап 3: встреча всех участников в  Фаза Круге  1. Создание основ для  Этап 4: поддержка выполнения  диалога соглашения Действия   ­ приветствие  ­ церемония открытия Круг группы поддержки  ­ раунд знакомства  ­достижение консенсуса по правилам Круга (ведущий и/или  участники)  ­ раунд личных историй  ­ благодарность присутствующим  ­ объяснение цели Круга  ­ рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах  ­ определение проблем, интересов, намерений, надежд  ­ подведение итогов ­  обсуждение возможных решений (раунды)  ­ создание условий для достижения консенсуса по плану  действий (ведущий) В Круге определяются:  ­ пункты соглашения или общей точки зрения (раунды)  ­ следующие шаги (ведущий) 2. Обсуждение ситуации, проблем, интересов  и  намерений   3. Рассмотрение  возможных вариантов  решения ситуации и  проблем, выявленных в  ходе встречи 4. Достижение  консенсуса или чувства  общности 5. Закрытие  ­ подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (ведущий)  ­ завершающий обмен мыслями о встрече в Круге (раунд)  ­ церемония закрытия На третьей фазе, когда рассматриваются   возможные варианты решения ситуаций и проблем, могут возникнуть проблемы при обсуждении. Тогда можно использовать сказку.   Приведу один пример по работе со сказкой. 1. Чтение сказки «Неожиданная встреча» (автор – Е, Андреева). Жила­была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в  маленькой квартирке на 22 этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей  казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много  звезд в небе, — думала девочка. — Наверное, столько же, сколько на Земле людей». Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи  яркому месяцу. Как вдруг что­то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на  миг озарилась ослепительным светом. — Здравствуй, девочка! Я давно хотела… —прозвучал тоненький голос. — Кто это? Что происходит? — испугалась девочка. — Не бойся меня! Я – одна из тех звезд, которыми ты так любуешься, когда тебе не спится по  ночам. Я давно хотела прилететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. А сегодня  разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела, чтобы познакомиться с тобой. — Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? — удивилась девочка. — А как же! — засмеялась звездочка. — На небе все так же, как на Земле.Есть маленькие  звездочки, а у них – родители, бабушки и дедушки. — Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милая звездочка! — Ну, давай устроимся поудобнее, — сказала звездочка, влетая в комнату и пристраиваясь на  подушке; — Мне по вашим земным меркам уже одиннадцать лет – чуть больше, чем тебе. У меня  есть звездные мама и папа. Я учусь в звездной школе. Там добрые учителя, и каждый день я узнаю  что­то новое. Но… — Звездочка вдруг притихла и загрустила. — Что? Почему ты замолчала? Тебя там кто­то обижает? — забеспокоилась девочка. — Да нет… В звездном мире у меня все хорошо. Но иногда я чувствую себя одиноко… У меня  нет друзей. Иногда со мной знакомятся другие звездочки, но наша дружба продолжается недолго.  Им почему­то скучно со мной. Мне нравится гулять по звездным полянам, собирать звездные  цветы и смотреть издали на Землю, которая переливается всеми красками, отражая небесный свет… А сама я стесняюсь знакомиться с другими звездочками – боюсь, что опять мне кто­нибудь скажет, что со мной неинтересно… — Но ты же сегодня смогла познакомиться со мной! Ты же не постеснялась! — воскликнула  девочка. — Хотя, говоря по правде, мне тоже бывает одиноко. Иногда кажется, что я никому не  нужна, что весь мир отвернулся от меня. — Правда? И с тобой такое бывает? — Ну да, у меня тоже нет настоящей близкой подруги. Очень хочется с кем­нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять. Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить, если настроение  плохое. Ведь настоящий друг – это тот, который хочет быть с тобой и тогда, когда ты грустишь,  когда тебе плохо. — Знаешь, — призналась звездочка, — мне сегодня впервые за долгое время стало легко и светло  на душе. И все потому, что я встретила тебя! Ты мне очень понравилась. Ты добрая и отзывчивая.  Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мы опять поболтаем о чем­нибудь? Ведь вдвоем веселее,  правда? — Конечно, — ответила девочка. — Обязательно прилетай! Я буду тебя ждать. Мне кажется, что  мы знакомы уже давно. Мне будет тебя не хватать… Звездочка в один миг оказалась на окошке: — Время идет так быстро! Моя мама, верно, волнуется. Мне пора улетать! — Ах, как быстро! — пожалела девочка. — Да, но я обязательно вернусь! Когда тебе будет грустно, вспоминай обо мне, и я помогу тебе –  я мысленно передам тебе что­нибудь приятное, и тебе станет легче. «Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть», —  думала девочка, пока звездочка поднималась все выше и выше, ласково подмигивая тоненькому  силуэту в темном окне двадцать второго этажа… 2.После прослушивания сказки целесообразно обсудить:  «Настоящий друг – это тот, кто…» «Друзья всегда…» «Я могу дружить с такими людьми, которые…» «Со мной можно дружить, потому что…»  «НУЖНО ли уметь дружить?»  «Насколько важна для ВАС дружба?» «Качества настоящего друга»( высказываются по кругу одним словом) 3.После того, как дети высказали свои точки зрения , если есть необходимость, можно  предложить послушать  ещё сказку.  «Про маленькую Бабу­Ягу» (автор А. Завалишина) В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба­Яга – мама, Баба­Яга – тетка и Баба­Яга –  девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили старшие Бабы­Яги отдать  маленькую – ее в миру звали Матильдой – в школу: авось пригодится. Для этого пришлось им  переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика  был лес. Но школа, в которой начала учиться маленькая Баба­Яга, была самой обыкновенной  современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в  класс, все девчонки так и заверещали: — Ну и прикид! — сказала первая модница в классе, Анжела. — Это же настоящие лохмотья! — А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась! — Она к тому же и босая! — А на плече, смотрите, ворона сидит! Кое­как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на  маму с теткой: — А вы­то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной!  А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня  невзлюбили! И слезы лились рекой. Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу­Ягу: — Не плачь ты! — говорили они в один голос. — Ты же колдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь. Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, и пусть себе квакают!  Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете! С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках  появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы  Анжелы за неделю сломалось четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали  лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще  больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта  необычная девочка сделалась посмешищем всей школы. Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем,  чтобы не скучать: будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все­таки пошла вместе  со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее  отношения с одноклассниками наладятся. Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду: «Смотрите­ка, она с березой  разговаривает! Вот умора!», «Авот какие­то сорняки в букетик собирает! Ха­ха­ха!» А Матильда  добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта – от простуды,  а эта – для заживления ран. И дети прислушивались к ней, а поддразнивали все реже. Им  становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды. Вдруг у тропинки возник большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе,  тут же подбежал к нему и сунул, ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды: «Стой! Нельзя! Они ядовитые!» Все отошли от куста и молча пошли дальше. Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но  веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и  вмиг стала белой, как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала,плечами: «Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, – это приостановить действие яда». Быстро насобирав каких­то  травинок, она склонилась над ранкой. Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа удалось доставить ее в  больницу, где ее удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким­то: чудом,  неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад. Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду стали уважать, ее поступком в лесу все  восхищались. Ее перестали называть колдуньей, но зато она стала известной целительницей,к  которой приходили многие жители города со своими хворями. И недоверчивыек людям взрослые ведьмы – мама и тетка Матильды – стали понимать, что  уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали  Матильде во всех ее заботах. А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной.  Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделалей красивую стрижку. Впервые  в истории в домике, где живут три Бабы­Яги, появились гости; Это было в день рождения  Матильды, которая стала общей любимицей. 4.После прослушивания сказки детям предлагают обсудить жизненную ситуацию. «Об Алеше» Ведущий рассказывает детям о мальчике Алеше, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит».  Дети должны высказать свои предположения о том, что же произошло с Алешей; Затем ведущий  говорит о маме Алеши: она очень удивилась; услышав жалобы сына – ведь он всегда хорошо  учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу только из­за того, что  у него не ладятся отношения с товарищами? Обсудите все вместе: бывает ли так, чтобы человек  хорошо учился, но с ним никто бы не дружил? Насколько важна для детей школьная дружба? Что  для кого важнее – учебные дела или взаимоотношения со сверстниками? Подумайте все вместе  над тем, как можно помочь Алеше и всем ребятам, у которых есть такая проблема. Важно подвести детей к осознанию ценностей дружбы. Главное на Кругах – та атмосфера, которая и позволяет перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни. «Круги заключаются не в представлении или указывании на правильное или неправильное, или в постановке отличного спектакля. Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения.  Напротив,  Круги   стремятся  дойти   до  сути  нашего  существования,   исследуя  наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают   нам   понять,   какими   мы   хотим   быть»(   Прайнис   К,   Стюарт   Б.,   Уэйдж   У.   Круги примирения: от преступления к сообществу).

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"

Внедрение в практику ШСП МБОУ СШ № 59 медиативной процедуры "Круги сообщества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018