Внеклассная математика: Как человек научился считать
Оценка 4.8

Внеклассная математика: Как человек научился считать

Оценка 4.8
docx
математика
12.05.2020
Внеклассная математика: Как человек научился считать
Внклассная математика Как человек научился считать.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №3     Г. БЕЛОЯРСКИЙ»

 

 

 

 

Проект в номинации № 10  «Первые шаги»

 

 

Тема проекта:

 

КОГДА И КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ?

 

 

http://i.ytimg.com/vi/Hv9F_hXqNYk/0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

2015-2016 учебный год

 

Автор проекта:

                 

                                                                             Баюсов Константин Сергеевич

 

                                                                                                       Класс  4 А

 

                                                                                         Научный руководитель проекта:

 

                                                                                     Медуница Татьяна Николаевна

 

                                                                                                    СОШ №3

 

                                                                                                    учитель начальных классов

 

 

                                                                                                                                                              

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Арифметика каменного века…………………………………………………….4

Глава 2. Числа получают имена…………………………………………………………..5

Глава 3. Первые цифры……………………………………………………........................6

Заключение………………………………………………………………………………....9

Литература…………………………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

http://ljplus.ru/img4/t/a/tammm/tam_shusha_p4-5_spec_chisla_09_web.jpg            В школе много разных предметов, но больше всего мне нравится математика. На уроках математики мы учимся считать , решать задачи и уравнения. Невозможно представить данный урок без цифр и счета, и мы настолько привыкли к их существованию, что не задумываемся, а откуда же они взялись.  Наверно будет интересно найти ответ на этот вопрос. И я решил узнать, когда и как люди научились считать. Так появился мой проект.

 

 

Цель проекта: выяснить, когда и как люди научились считать.

 

Задачи проекта:

1). Изучить литературу по данному вопросу, найти ответы в интернете;
2).    Выяснить, когда люди научились считать, и как это произошло;

3).   Узнать,  когда появились первые цифры, и как они выглядели.

 

И вот что я выяснил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Арифметика каменного века

           Давным- давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, лесам, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что …они владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда.  Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

          Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала называл  отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка уток- одну птицу, из колоса с зёрнами- одно зерно. Так они научились выделять один предмет из множества других и говорили: « один» и « много».

http://festival.1september.ru/articles/607237/presentation/19.jpg     И вот более 8 тысяч лет тому  назад  древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу.  Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в  сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько и кружков, он спокойно шел спать. Но в стаде были не только овцы, но и коровы, и ослы. Поэтому пришлось из глины делать и другие фигурки.

         Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре, пять, шесть и т. д. 

        И прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы.   Для этого им пришлось придумать названия для чисел.

 

http://fs00.infourok.ru/images/doc/106/125584/hello_html_1556c015.gif

ГЛАВА 2.Числа получают имена

      Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Тогда старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам.  

           На крупного зверя – бизона  или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку с ним не справиться. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было  окружить: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь». Он мог показать числа на пальцах рук. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую. А если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги. Таким образом, можно сказать, что  пальцы были первыми изображениями чисел.

http://infoglaz.ru/wp-content/uploads/o-HANDS-COUNTING-facebook-1280x1280.jpg         Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Пальцы  так тесно связаны со счётом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять» напоминает «пясть» - кисть руки.  

              О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных народов. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название числа «один» связывалось со словом «солнце». А название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: с крыльями, глазами, ушами. А всё, что после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для 1 и 2. Например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один». Позднее слово «три» стали называть вместо слова «много». Так постепенно люди осваивали счёт.

     Ещё недавно существовали племена, в языке которых были названия только двух чисел: один и два. Туземцы считали так : 1 - «урапун» 2 - «окоза» 3 - «окоза - урапун» 4 - «окоза - окоза» 5 - «окоза - окоза - урапун».

 

ГЛАВА 3. Первые цифры

Шумерская%20табличка_resize                 Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная – они ещё не умели писать.      Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно.                        Нужно было придумать, как их записывать.

           И вот примерно в V веке до нашей эры появились первые цифры. В разных странах и в разные времена цифры писали  по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. 

Изображения цифр майя от 0 до 19 при помощи системы точек и чёрточек.           Говорят, что первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.  Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно. В дальнейшем племена майя, как и древние шумеры, придумали свое обозначение цифр  и чисел  при помощи системы точек и чёрточек.

                 Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке!  Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем. Веревочные счеты с узелками узелки_resizeприменялись и в России, и во многих странах Европы. Остатками этого способа является практикуемое еще до сих пор завязывание узелков на носовых платках «на память».

           В  Египте и Месопотамии  первое подобие цифр представляло собой засечки на дереве или камнях. Египетские жрецы использовали для письма папирус, а в Месопотамии для этих целей служила мягкая глина. Единица изображалась колом, десяток — как бы парой рук, сотня — свернутым пальмовым листом, тысяча — цветком лотоса, символом обилия, сто тысяч — лягушкой, так как лягушек было много во время разлива   Нила. Вот как выглядело число 5656:

корова_resize

          

 

              др_рус_resizeИтак, одни пользовались для запоминания чисел камешками, зернами, веревкой с узелками, другие - палочками с зарубками и т. п.  И было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. Но это были первые счетные приборы, которые, в конце концов, привели к образованию различных систем счисления. А произошло это в Древней Индии, где  древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки. Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

             Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Называлось это цифирью.  Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ:

  Десять тысяч  –  тьма,

  десять тем  –  легион,

  десять легионов – леорд,

  десять леордов – ворон,

  тьмадесять воронов – колода.

           Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.  Ими мы пользуемся до сих пор.

              Начиная с XVI века, когда в Европе было развито книгопечатание, многие художники работали над созданием разнообразных типографских шрифтов, над формой цифр. Они старались придать им приятный для глаз вид.

            Вот начертание цифр, которое знакомо каждому:

http://www.russianpost.ru/resp_engine.aspx?Action=GetImage&PATH=PORTAL/RU/Home/Postal/Rule_adress/index_num  Это изображение цифр связано с потребностями техники. Это цифры, записываемые на обороте почтового конверта. Цифры предназначены  для электронной машины, сортирующей корреспонденцию.

            А вот еще одно изображение цифр знакомое каждому:

http://www.o-variant.ru/img/saved/2/katalog_a_102_foto1_110.jpg

 

 

 

 

Эти цифры можно видеть на калькуляторах, электронных часах, счетчиках и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проделанная работа помогла мне сделать следующие выводы:

1)      Человеку понадобилось несколько тысячелетий,  чтобы научиться считать и записывать числа;

2)      http://referat.znate.ru/pars_docs/tw_refs/26/25450/25450-7_1.jpgНикто не знает, как появилось число, как первобытный человек начал считать. Однако десятки тысяч лет назад первобытный человек собирал плоды деревьев, ходил на охоту, ловить рыбу... И ему приходилось считать различные предметы. Постепенно возникла необходимость отвечать на важные вопросы: по сколько плодов достанется каждому, чтобы хватило всем; сколько расходовать сегодня, чтобы оставить про запас; сколько надо сделать ножей и т.п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать и вычислять;

3)      Раньше при счете люди пользовались пальцами рук и ног, делали узелки, зарубки на палочках, глиняных дощечках и т.д;

4)      Цифры, которыми мы пользуемся сейчас, были изобретены в Индии. В Европу их привезли арабы. Цифры так и называются – арабские;

5)      В России долгое время записывали цифры с помощью букв. Лишь только при Петре 1 данная система была отменена, т.к. являлась крайне неудобной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Старинные занимательные задачи. - 2-е изд., испр. - М.: Наука., 1988 - 160 с.

2.Активизация внеурочной работы по математике в младшей школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.-80 е.:

3.Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка. Берман М.Просвещение, 1988.

4.Энциклопедия для детей. Т.Н. Математика / глав.ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта +, 2002.

5.Глейзер, Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

    Сайт Википедия

    Сайт BF.ru

    Сайт Библиофон http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=457482

    Сайт OSSBE   http://ossbe.com/community/1136/posts/38461

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление Введение……………………………………………………………………………………3

Оглавление Введение……………………………………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ В школе много разных предметов, но больше всего мне нравится математика

ВВЕДЕНИЕ В школе много разных предметов, но больше всего мне нравится математика

ГЛАВА 1. Арифметика каменного века

ГЛАВА 1. Арифметика каменного века

И прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы

И прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы

Например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один»

Например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один»

России, и во многих странах Европы

России, и во многих странах Европы

Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в

Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в

Заключение Проделанная работа помогла мне сделать следующие выводы: 1)

Заключение Проделанная работа помогла мне сделать следующие выводы: 1)

Литература 1.Старинные занимательные задачи

Литература 1.Старинные занимательные задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020