МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3 Г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Проект в номинации № 10 «Первые шаги»
Тема проекта:
КОГДА И КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ?
2015-2016 учебный год |
Автор проекта:
Баюсов Константин Сергеевич
Класс 4 А
Научный руководитель проекта:
Медуница Татьяна Николаевна
СОШ №3
учитель начальных классов
|
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Арифметика каменного века…………………………………………………….4
Глава 2. Числа получают имена…………………………………………………………..5
Глава 3. Первые цифры……………………………………………………........................6
Заключение………………………………………………………………………………....9
Литература…………………………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
В школе много разных предметов, но больше всего мне нравится математика. На уроках математики мы учимся считать , решать задачи и уравнения. Невозможно представить данный урок без цифр и счета, и мы настолько привыкли к их существованию, что не задумываемся, а откуда же они взялись. Наверно будет интересно найти ответ на этот вопрос. И я решил узнать, когда и как люди научились считать. Так появился мой проект.
Цель проекта: выяснить, когда и как люди научились считать.
Задачи проекта:
1). Изучить литературу по данному вопросу,
найти ответы в интернете;
2). Выяснить, когда люди научились считать, и как это произошло;
3). Узнать, когда появились первые цифры, и как они выглядели.
И вот что я выяснил.
ГЛАВА 1. Арифметика каменного века
Давным- давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, лесам, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что …они владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала называл отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка уток- одну птицу, из колоса с зёрнами- одно зерно. Так они научились выделять один предмет из множества других и говорили: « один» и « много».
И вот более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько и кружков, он спокойно шел спать. Но в стаде были не только овцы, но и коровы, и ослы. Поэтому пришлось из глины делать и другие фигурки.
Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре, пять, шесть и т. д.
И прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.
ГЛАВА 2.Числа получают имена
Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Тогда старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам.
На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку с ним не справиться. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь». Он мог показать числа на пальцах рук. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую. А если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги. Таким образом, можно сказать, что пальцы были первыми изображениями чисел.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Пальцы так тесно связаны со счётом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять» напоминает «пясть» - кисть руки.
О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных народов. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название числа «один» связывалось со словом «солнце». А название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: с крыльями, глазами, ушами. А всё, что после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для 1 и 2. Например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один». Позднее слово «три» стали называть вместо слова «много». Так постепенно люди осваивали счёт.
Ещё недавно существовали племена, в языке которых были названия только двух чисел: один и два. Туземцы считали так : 1 - «урапун» 2 - «окоза» 3 - «окоза - урапун» 4 - «окоза - окоза» 5 - «окоза - окоза - урапун».
ГЛАВА 3. Первые цифры
Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная – они ещё не умели писать. Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.
И вот примерно в V веке до нашей эры появились первые цифры. В разных странах и в разные времена цифры писали по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
Говорят, что первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно. В дальнейшем племена майя, как и древние шумеры, придумали свое обозначение цифр и чисел при помощи системы точек и чёрточек.
Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем. Веревочные счеты с узелками применялись и в России, и во многих странах Европы. Остатками этого способа является практикуемое еще до сих пор завязывание узелков на носовых платках «на память».
В Египте и Месопотамии первое подобие цифр представляло собой засечки на дереве или камнях. Египетские жрецы использовали для письма папирус, а в Месопотамии для этих целей служила мягкая глина. Единица изображалась колом, десяток — как бы парой рук, сотня — свернутым пальмовым листом, тысяча — цветком лотоса, символом обилия, сто тысяч — лягушкой, так как лягушек было много во время разлива Нила. Вот как выглядело число 5656:
Итак, одни пользовались для запоминания чисел камешками, зернами, веревкой с узелками, другие - палочками с зарубками и т. п. И было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. Но это были первые счетные приборы, которые, в конце концов, привели к образованию различных систем счисления. А произошло это в Древней Индии, где древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки. Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Называлось это цифирью. Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ:
— Десять тысяч – тьма,
— десять тем – легион,
— десять легионов – леорд,
— десять леордов – ворон,
— десять воронов – колода.
Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь. Ими мы пользуемся до сих пор.
Начиная с XVI века, когда в Европе было развито книгопечатание, многие художники работали над созданием разнообразных типографских шрифтов, над формой цифр. Они старались придать им приятный для глаз вид.
Вот начертание цифр, которое знакомо каждому:
Это изображение цифр связано с потребностями техники. Это цифры, записываемые на обороте почтового конверта. Цифры предназначены для электронной машины, сортирующей корреспонденцию.
А вот еще одно изображение цифр знакомое каждому:
Эти цифры можно видеть на калькуляторах, электронных часах, счетчиках и т.д.
Заключение
Проделанная работа помогла мне сделать следующие выводы:
1) Человеку понадобилось несколько тысячелетий, чтобы научиться считать и записывать числа;
2) Никто не знает, как появилось число, как первобытный человек начал считать. Однако десятки тысяч лет назад первобытный человек собирал плоды деревьев, ходил на охоту, ловить рыбу... И ему приходилось считать различные предметы. Постепенно возникла необходимость отвечать на важные вопросы: по сколько плодов достанется каждому, чтобы хватило всем; сколько расходовать сегодня, чтобы оставить про запас; сколько надо сделать ножей и т.п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать и вычислять;
3) Раньше при счете люди пользовались пальцами рук и ног, делали узелки, зарубки на палочках, глиняных дощечках и т.д;
4) Цифры, которыми мы пользуемся сейчас, были изобретены в Индии. В Европу их привезли арабы. Цифры так и называются – арабские;
5) В России долгое время записывали цифры с помощью букв. Лишь только при Петре 1 данная система была отменена, т.к. являлась крайне неудобной.
Литература
1.Старинные занимательные задачи. - 2-е изд., испр. - М.: Наука., 1988 - 160 с.
2.Активизация внеурочной работы по математике в младшей школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.-80 е.:
3.Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка. Берман М.Просвещение, 1988.
4.Энциклопедия для детей. Т.Н. Математика / глав.ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта +, 2002.
5.Глейзер, Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
— Сайт Википедия
— Сайт BF.ru
— Сайт Библиофон http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=457482
— Сайт OSSBE http://ossbe.com/community/1136/posts/38461
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.